Публикация «Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».
статья
Меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Этим материалом стали камешки Марблс, которые, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС и могут быть успешно использованы в работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Романова Анна Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39 «Теремок»
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев…»
В.А.Сухомлинский
В настоящее время основным направлением дошкольного образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования. Основные требования - создание содержательно-насыщенной, вариативной, доступной среды; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Одна из основных функций образовательного стандарта - реализация права каждого ребенка на полноценное образование.
Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть оценку своего труда. Для этого лучше всего подходит работа с ребенком в игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной форме. Это подтолкнуло к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми.
Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом стали камешки Марблс, которые, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС и может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста.
Марблс (в переводе означает «мраморный») - это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Это небольшая сферическая игрушка, обычно - разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Эти шары различаются по размеру. Чаще всего они около 1,25-2,5 см в диаметре, но размер может варьироваться. Камешки имеют разнообразную цветовую гамму. Марблсы используются в различных играх, носящих общее название «марблс» (marbles).
Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный.
Игры с камнями Марблс приобретают всю большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений. Несмотря на свою простоту и доступность они вызывают большой интерес у детей. С их помощью можно решить следующие задачи:
- формировать правильный захват шарика кистью руки;
- развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
- развивать в ориентировку на плоскости;
- работать над дифференциацией цветов;
- упражнять в счете;
- обогащать словарный запас;
- развивать фразовую речь;
- развивать внимание, память и мышление;
- воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
Вся жизнь ребенка – игра, поэтому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей. Красота камушков завораживает, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей.
В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности. Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности. В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения. В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется.
Примерная картотека игр.
Игра «Раздели на группы»
Цель: формирование умения классифицировать предметы по цвету.
Описание: перед ребёнком кладут тарелочки разных цветов и предлагают распределить камни по тарелочкам в соответствии с цветом. На красную тарелочку ребёнок кладёт красные камни, на жёлтую - жёлтые камни и так далее.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления.
Описание: педагог предлагает ребёнку выбрать камни разные по форме и величине. Затем все остальные камни складываются в мешочек. Ребёнку предлагается на ощупь достать из мешочка камни похожие на выбранные им. Игру можно проводить с группой детей. Тогда первый круг - это выбор любого камня из мешочка, а второй круг - выбор точно такого же камня, как предыдущий.
Игра «Разноцветные заплатки»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета.
Описание: ребёнку предлагается закрыть белые отверстия на шаблоне с помощью камней Марблс, подбирая их по цвету.
Игра «Дорожки»
Цель: развитие наглядно-образного мышления, формирование умения соотносить цвета.
Описание: педагог предлагает ребёнку с помощью камней выложить дорожку. Камни должны соответствовать цвету кружочка на шаблоне.
Игра «Продолжи ряд»
Цель: формирование умения находить закономерности.
Описание: ребёнку необходимо найти закономерность и продолжить ряд, раскладывая камни в пустые круги.
Игра «Выложи по образцу»
Цель: развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия.
Описание: детям необходимо по образцу выложить с помощью камней цветочки, рыбку, ёлочку, машинку.
Усложнение. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
Игра «Знакомство с камешками»
Цель: познакомить с камешками, провести спонтанную игру.
Описание: воспитатель предлагает потрогать камни Марблс, взять понравившийся и загадать желание. С детьми обсуждается цвет и форма камня. Идет развитие мелкой моторики, восприятия, диагностика эмоционального состояния, речи.
Игра «Графический диктант»
Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Описание: перед детьми лежит белый лист бумаги, детям предлагается выполнить следующее задание: положите красный камешек в центр листа, синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний.
Игры «Знакомство с буквой», «Строим буквы».
Цель: закрепление образа буквы.
Описание: выкладывание букв по контурам, по образцам, или самостоятельно.
Игра «Назови ласково»
Цель: развитие грамматического строя речи
Поможем сказочному герою добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, домик, стульчик и т. д.
Игра «Мягкий или твердый?»
Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия.
Проговори звуки/слоги/слова за взрослым и посели их в нужный домик (твёрдые - синие, мягкие – зелёные).
Игра «Волшебный мешочек». Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).
Игра «Золушка». Сортировка:
- по форме;
- по цвету;
- по размеру.
Можно немного влиять на настроение ребенка, давая ему задания для игры с определённым цветом. Чувство цвета и цветотерапия. Стекляшки можно ставить друг на друга и наблюдать изменение цвета, можно искать красивые сочетания цветов.
Так же, разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного. Работая с ними, у детей развивается память, мышление, внимание, воображение. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Известный исследователь детской речи М. М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. — М.: Национальный книжный центр, 2015. 48 с.
- Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Москва, Аркти, 2004.
- Каталог образцов игровых и оформительских Марблс. (Федеральный информационный фонд отечественных и иностранных каталогов на промышленную продукцию) 2005. – 23с.
5.Осипова Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития. Москва, Аркти, 2004.
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Методическое пособие - Н. Новгород, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....
Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
Данный опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным материалом....
«Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»...
«Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»...
«Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ».
Данное обучающее средство оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики и познавательной деятельности, а также на процесс обучения счёту.Игровой набор "Камешки Марблс" разработ...
«Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...
Использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Статья освещает тему использование камешков Марблс в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...