Проект: «В мире музыкальных инструментов»
проект (подготовительная группа)

Овчинникова Елена Геннадьевна

1. Продолжать расширять представления детей о музыкальных инструментах: инструменты симфонического оркестра, народные инструменты (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).

2. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

3.Обогащать словарь детей новыми терминами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_muzykalnyh_instrumentov_1.doc108 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     

Проект: «В мире музыкальных инструментов»

Актуальность:

Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование.

Однако, главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.

Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Новизна: 

Гармонизация детско-родительские отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Цель: расширение и углубление знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать расширять представления детей о музыкальных инструментах: инструменты симфонического оркестра, народные инструменты (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).

2. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

3.Обогащать словарь детей новыми терминами.

Развивающие:

1. Развивать эмоциональную сферу ребенка.

2. Развивать познавательные и творческие способности.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.

2. Воспитывать усидчивость и умение слушать и понимать произведения классической музыки.

Ожидаемый результат: дети владеют знаниями о классической музыке, о музыкальных инструментах, ее видах и разновидностях. Эмоционально реагируют на классическую музыку и с удовольствием ее прослушивают.  

Дети умеют классифицировать виды музыкальных инструментов: ударные, духовые, струнные, клавишные. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слушание классической и инструментальной музыки, готовность к творчеству.

Тип проекта: творческий, познавательный.

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, родители, воспитатели, сотрудники детской школы искусств (далее – ДШИ).

Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь 2016 по июнь 2017 г.)

Социальные партнеры: Сотрудничество с детской школой искусств г. Лангепаса.

В рамках проекта используются формы сотрудничества с родителями:

  • Распространение консультаций, методических рекомендаций.
  • Цикл беседа с родителями на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».
  • Посещение музыкальной школы с детьми  совместно с родителями.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

  • Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.
  • Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций.
  • Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта: (наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло или в оркестре).
  • Подбор дидактических игр, карт-схем (опорные схемы для составления рассказа о   музыкальном инструменте, таблица «Виды музыкальных инструментов»).
  • Подбор слайдовых презентаций («Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт», «Морская прогулка» и т.д. и видеоролики с музыкальными фрагментами).
  • Планирование приглашение в детский сад сотрудников музыкальной школы.
  • Оформление информационного материала для родителей: сундучок идей: «Как организовать оркестр дома?»; консультации: «Влияние музыки на развитие ребенка», «Музыкальное воспитание в семье»; рекомендации: «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях».

2. Основной этап:

  • Просмотр  иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных  инструментов; музыкантами, играющими на них соло и/ или в оркестре.
  • Приглашение в детский сад сотрудников ДШИ и учащихся.
  • Просмотр слайд - презентаций: «Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт».
  • Беседа с детьми «Какие бывают музыкальные инструменты».
  • Проведение сюжетно-ролевых игр с использованием  темы музыкальных инструментов «Идем на концерт», «Магазин музыкальных инструментов».
  • Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе).
  • Слушание живой музыки на музыкальных инструментах (струнные, клавишные, духовые).
  • Музыкально-дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Оркестр», «Подбери инструмент», «Музыкальный кубик», «Кубик-оркестр».
  • Чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты («Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды», «Садко»).
  • Раскрашивание  картинок с изображением музыкальных инструментов;

3. Заключительный этап:

  • Совместный с педагогами ДШИ концерт   с участием оркестра на детских музыкальных инструментах.

Дата

Название мероприятия

Содержание работы

Задачи

Ответственные

15.10.2021

Музыкальная гостиная

«Ее величество-скрипка»

Знакомство с музыкальным инструментом «Скрипка».

Краткий рассказ о строение скрипки.

Слушание игры педагога на скрипке.

Музыкально-дидактическая игра

 «Угадай, на чем играю».

Презентация - «Ее величество-скрипка».

Продолжать расширять знание детей о музыкальных инструментах.

Дать новую информацию об уже известном им инструменте скрипке.

Познакомить с выразительными возможностями её звучания: соло, в ансамбле или оркестре.

Познакомить со строением скрипки. Расширять словарь детей музыкальными терминами.

Музыкальный руководитель

Педагоги ДШИ:

20.01.2021

Музыкальная гостиная

«Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами»

Знакомство с русским народными музыкальными инструментами.

Краткий рассказ о музыкальных инструментах.

Слушание игры педагогов на русских народных инструментов.

Сюжетно-ролевая игра «Идем на концерт».

Музыкально-дидактические игры. «Бубен», «Музыкальный кубик».

Презентация

«Вот какие музыкальные инструменты»

Познакомить детей с историей русских народных инструментов.

Познакомить со звучанием русских народных инструментов. (Баян, аккордеон, балалайка, домра, гитара)

Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.

Музыкальный руководитель

Педагоги ДШИ

27.03.2021

  Музыкальный калейдоскоп «Путешествие в страну Музыкальных инструментов симфонического оркестра.  «Духовые инструменты»

Физкультминутка

«Мы на облаке летим!».

Просмотр слайдовой презентации «Какие бывают инструменты».

Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра.

Краткий рассказ о строение музыкальных инструментов.

Слушание игры педагогов на музыкальных инструментах.

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин музыкальных инструментов».

Познакомить детей с новыми музыкальными понятиями: медные духовые  инструменты симфонического     оркестра.

Познакомить детей с новыми музыкальными инструментами.

Учить детей слышать красоту звучания инструментов, запоминать название и тембр звучания данного инструмента.

Музыкальный руководитель

Педагоги ДШИ

Описание проекта

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.

Знакомство с музыкальными инструментами

Музыкальный инструмент — обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

Балалайка - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году. Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.

O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Гитара - струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струнные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести- и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. В Испании была распространена шестиструнная гитара. Она же стала и сольным инструментом. Многие крупные композиторы превосходно владели гитарой и с удовольствием писали для нее.

Скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты еще в XVII веке.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI - XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они - на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Барабан — ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты мембраны. Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением.

Известно о существовании барабанов в древнем Шумере около 3000 лет до н. э. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. Известны барабаны различных форм и размеров.

Металлофон — род музыкальных инструментов, основным элементом которых является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком.

Один из видов металлофона — колокольчики.

Сходный музыкальный инструмент — ксилофон, отличающийся от металлофона в основном материалом изготовления клавиш.

Дудка — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.

Деревянная дудка может быть вырезана из ветки или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия.

У тростниковой дудочки или жалейки язычок надрезается прямо на ней. Звук своеобразный, резкий.

Свистулька – детский игрушечный свисток. Свистульки берут свое начало глубоко из древности и снова встречаются с нами в современности. Они нашли воплощение в жанре дымковской игрушки – мастера лепили их в форме птичек, козликов и барашков и дарили детям на праздники или продавали на больших ярмарках.

В игрушках (обычно в хвостике) проделывали дырочку, куда нужно было дуть, и тогда получался мягкий, но в то же время слегка резкий звук.

Литература:

  • Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы детском саду»  Волгоград,2011г.
  • Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа  в детском саду» Скрипторий 2010г.
  • Тютюнникова Т.Э. «Сундучок с бирюльками» Москва 2009г.
  • Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.: Образовательная область "Музыка". Как работать по программе "Детство". 2012г.
  • Сычева М.А. «Первые уроки музыки». Учебно-методическое пособие с    элементами  ТРИЗ для музыкальных руководителей. Феникс 2009г.
  • Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей», Ярославль 2009г.
  • Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры» Москва 2001г.
  • Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.  Ульяновск, 1991г.
  • Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год

Наглядные материалы:

  • «Расскажите детям о музыкальных инструментах», изд-во « Мозаика-Синтез», Москва 2011г.
  • Музыкальные инструмента (раскраска).
  • Специальный выпуск газеты «Талантливый малыш» № 11/2011г.
  • Музыкальные инструменты. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром, изд-во «Мегаполис», 2010г.
  • «Музыкальные инструменты», обучающие карточки, изд-во  «Проф. Пресс» 2011г.
  •  «Цветочная симфония для металлофона» Порфирьевой Л.Н.

 Литература для детей:

  • «Все о музыке» С.Волков.Изд-во «Омега» , 2000г.
  • «Музыкальные ребусы» Новикова Е.В., Новикова Н.А. Изд-во «Вик Рус» Киров 2001г.
  • «Нотная грамота» Романец Д. Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2012г.

 

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "В мире музыкальных инструментов"

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накаплива...

Проект "В мире музыкальных инструментов"

Данный проект - последовательная система знакомства воспитанников старшей группы с музыкальными инструментами через организацию совместной деятельности между педагогами, родителями и детьми....

Проект «В мире музыкальных инструментов».

Проект «В мире музыкальных инструментов» выполнен с детьми младшего возраста. Данный проект содержит материал по образовательным областям: «Познавательное развитие», через интеграцию образовательных о...

Паспорт проекта "В мире музыкальных инструментов"

Паспорт реализации проекта  "В мире музыкальных инструментов"...

Проект "В мире музыкальных инструментов"

Данный проект содержит материал по образовательным областям: «Познавательное развитие», через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «...

Проект "В мире музыкальных инструментов"

Проект по художественно-эстетическому развитию для старшей группы....

Проект " В Мире музыкальных инструментов"

Цель:Изготовить самодельные музыкальные инструменты в партнерском сотрудничестве взрослых и детей. Уточнить знания детей о видах музыкальных инструментов. Повысить интерес к игрушке изготовленной свои...