Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.
Задачи:
1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.
2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: педагоги МКДОУ д\с 13 Усть-Катавского городского округа Челябинской области
Оборудование: АРМ педагога, карточки с заданием
Подготовительная работа:
В должности старшего воспитателя я работаю меньше года, выбирая летом приоритетное направление работы, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке столь необходимые сегодня качества такие как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
За это время уже сделано немало:
- создана творческая группа,
- пройдены курсы повышения квалификация старшим воспитателем и руководителем творческой группы,
- проведены семинар-практикум «Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»,
- индивидуальные консультации по вопросам педагогов,
- круглый стол по вопросу «Методологические основы проектно-исследовательской деятельности в ДОУ»,
- приобретена необходимая литература,
- проведён конкурс исследовательских уголков,
- в методическом кабинете созданы стенды «Практические рекомендации педагогам по организации проектно-исследовательской деятельности»,
- разработаны журналы для родителей для совместного проведения экспериментов,
- созданы папки для педагогов «Методологические основы проектно-исследовательской деятельности в ДОУ», «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах», «Особенности разработки программы исследовательского обучения в детском саду»
- создана мини лаборатория, закуплена спецодежда для детей для проведения опытов,
- на март запланирован конкурс исследовательских работ «Я-исследователь» между старшими и подготовительными группами, победители этого конкурса примут участие в городской конференции, в которую по нашей просьбе была введена самая маленькая категория участников – воспитанники ДОУ,
- Ну а в августе, мы планируем представить накопленный опыт на педагогической конференции.
Ход деловой игры:
- Здравствуйте, уважаемые педагоги, гости, члены жюри, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации проектно-исследовательской деятельности.
Наша деловая игра будет проходить в 5 этапов:
План:
1.Мотивационно-организационный этап.
2. Теоретико-практический этап.
3. Игровой этап.
4.Исследовательский этап.
5.Заключительный этап.
Правила участия в деловой игре:
- соблюдение регламента,
- аргументированность участниками каждого принятого решения,
- решения должны быть согласованы всей группой,
- соблюдение правил дискуссии,
- за членами жюри остаётся решающее слово.
1 этап. Мотивационно-организационный этап
Задание для команд:
Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.
Задание для первой команды:
- Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».
Задание для первой команды:
- Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого.
- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)
А теперь по одному предложению для каждой команды:
Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)
На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.
Мифы об исследовательской деятельности:
Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.
В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.
Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.
Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.
Главный результат такой работы – победа на конференции.
Работа юного исследователя не имеет научной ценности.
2 этап. Теоретико-практический этап
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную тему. Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам несколько:
+ Наблюдение как способ выявления проблем
Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как разговаривают рыбы?» Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и
доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.
Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, снежинки. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти снежинки по памяти.
+ Задание «Тема одна — сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше
сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Лето». У каждого свои ассоциации с летом, у кого-то это дача, лес, природа, море и т.д.
При выполнении следующих заданий мы научим детей смотреть на мир глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно проранжирован со всех позиций.
+ Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
Задание детям формулируется так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым, телевизором, любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».
+ Задание «Составьте рассказ, используя данную концовку»
Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать, например, Когда я нагнулся, то увидел, что это был уж.
+ Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить «Продолжить рассказ», но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.
Задание для педагогов:
+ перед вами картинка (девочка находится на возле газовой плиты, на окне загорелась штора), попробуйте увидеть проблему(ы). Все варианты фиксируйте на листках бумаги (обсуждаем, жюри оценивает)
Предполагаемые ответы:
- Ребёнок дома без присмотра взрослых.
- Нахождение опасных предметов в свободном доступе.
- Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.
Задание для педагогов: выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.
Перед вами известный всем предмет - сахар.
На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.
- Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.
Так листок каждого участника оценивается членами группы и возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы (обсуждаем, жюри оценивает)
3 этап. Игровой этап
Каждой команде старший воспитатель задаёт вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.
1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …
а) результат воспитания и обучения;
б) генетическая предопределенность;
в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».
2. Исследовательское обучение – это …
а) синоним проектного обучения;
б) отличный от проектного обучения вид деятельности.
3. Пять основных общедидактических методов обучения:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
б) последовательно и системно излагающий материал;
в) репродуктивный;
г) проблемное изложение;
д) частично-поисковый (эвристический);
е) исследовательский.
4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в…
а) повышенной потребности в ласке;
б) капризах;
в) деструктивном поведении.
5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …
а) левое полушарие;
б) правое полушарие.
6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) …
а) изменение отношения к ситуации;
б) изменение самой ситуации;
в) на выбор нового лидера ситуации.
7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, - это …
а) потеря социальных смыслов деятельности;
б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами;
в) депрессивное состояние человека;
г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.
8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?
а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.
б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.
в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.
9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…
а) в художественной деятельности;
б) в общении со сверстниками и взрослыми;
в) при изучении природных явлений;
г) во всех видах деятельности без исключения.
10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы:
а) воспитание умения следовать инструкциям;
б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;
в) детскую исследовательскую практику;
г) мониторинг
Жюри подводит итоги.
На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.
Творческое задание
Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?
Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
Жюри подводит итоги.
- этап. Исследовательский этап.
Каждая группа педагогов должна выстроить четкий план работы по организации исследовательской деятельности по интересующей их теме исследования.
Жюри оценивают полноту, конкретность, логику планирования работы.
- этап. Заключительный этап
Подведение итогов, вручение сладких призов, обсуждение за круглым столом.
Решение педагогического совета:
Надеюсь, всё, что мы с вами отработали на этом педагогическом совете, на семинарах-практикумах, консультациях, что обсуждали за круглым столом, посвящённым проектно-исследовательской деятельности, вам поможет в участии в совместном конкурсе «Я-исследователь», который мы проведём в марте.
Согласно плану ДОУ провести конкурс 14 марта «Я – исследователь!», к подготовке приступить.
А закончить наш педагогический совет я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС (педагогический совет - деловая игра)
Педагогический совет Тема: Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательско...
МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС
Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...
Проектно - исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности,помогающий успешной реализации ФГОС
Очень важно повышать профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы....
Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Задачи:1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.2.Развивать умение дискусс...
«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО
«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО...
Мастер-класс "Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС"
Данный мастер-класса призван повысить профессиональную компетентность педагогов дошкольных учреждений в планировании исследовательской работы....
Деловая игра «Проектно- исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС дошкольного образования»
Данная деловая игра позволяет привлечь внимание педагогов и нацелить коллег на непременное использование проекта в практике их работы....