Консультация для педагогов "СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДО"
консультация (подготовительная группа)
Консультация "СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sredstva_i_metody_formirovaniya_informatsionnoy_kultury_pedagoga.docx | 141.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация "СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДО"
Подготовила воспитатель:
Матюкина Ю.В.
В профессиональной деятельности педагога важное значение имеет умение и желание находить новые сведения, факты, материалы, использовать их в практической деятельности. Особенно актуально это становится сегодня, когда временные рамки обновления информации стремительно сокращаются при одновременном росте её объёмов. Информационное общество требует становления нового типа образования, при котором образование становится неотъемлемым атрибутом всей жизни человека. Сегодня, для того, чтобы стать (и оставаться) специалистом необходимо постоянно усваивать новые знания, не ограничиваясь теми, которые получены некогда в учебном заведении. Совокупность качеств, позволяющих осуществлять эту деятельность эффективно, свидетельствует о высоком уровне информационной культуры.
Педагогическая культура является частью общечеловеческой культуры. Профессионально-педагогическую культуру можно определить как сложное системное образование, представляющее собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентации и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистической технологии педагогической деятельности. Педагогическая культура современного педагога в числе многих других компонентов сегодня должна включать и такой важный массив профессиональных знаний, умений, личностных качеств, приоритетов, которые в совокупности могут быть названы информационно - педагогической компетентностью. Использование новых информационных технологий существенно повышает профессиональные возможности педагога, расширяет границы его педагогической культуры, а значит, служит повышению результативности его профессиональной деятельности, то есть повышению качества образовании.
Еще в середине 80-х годов предпринимались попытки вести обучение с помощью компьютерных программ. Однако они потерпели неудачу, ведь несовершенство программных средств не позволяло компьютерным технологиям получить явное преимущество перед традиционными формами обучения. Была еще одна важная причина — компьютер не являлся доступным средством обучения. Педагоги еще не были готовы принять компьютер как регулярное учебное средство.
Но сегодня они уже должны быть готовы к использованию новых информационных технологий, уметь в полной мере реализовать существующие информационные ресурсы, что предполагает развитие всех компонентов информационной культуры педагога.
Философы и педагоги по-разному приводят формулировки информационной культуры. С философских позиций информационную культуру определяют как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации».
С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества.
Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание), использовать ее для получения, обработки и передачи средства с помощью информационных технологий. Информационную культуру надо рассматривать как сложное системное образование, отражающую интеграцию знаний о человеке и культуре человечества.
Важное значение при формировании информационной культуры личности имеет умение в огромном потоке информации определять ее полезность. Это является основным критерием отбора, анализа и оценки информации при решении конкретной задачи.
Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий.
Под информационными технологиями понимают всю совокупность методов, средств и способов передачи сведений, оформленных особым образом посредством компьютера, когда предъявление информации превращается в ее представление: содержащий ее текст «оживает» теряя привычную статичность.
Главное преимущество применения информационных технологий в образовательном процессе — это возможность от заучивания перейти к пониманию.
Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Компьютеры и программы при этом служат в качестве средств, на которые опираются информационные технологии. С их помощью человек может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Он должен уметь организовать поиск информации, необходимой для решения задачи, из множества источников (независимо от места их расположения). Кроме этого, информационно культурный человек должен уметь работать с отобранной информацией, структурировать её, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям. Он должен также уметь общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики, подобно тому, как культурные в обычном понимании люди умеют разговаривать друг с другом. Можно сказать, что информационная культура - это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности.
Во всем мире сегодня идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются современные программные средства образовательного назначения.
В настоящее время постепенное наращивание оснащенности образовательных учреждений компьютерами вызывает у педагогов желание широко применять их в своей профессиональной деятельности, т.к. современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации.
И современный педагог должен быть готов к использованию новых информационных технологий, уметь в полной мере реализовать существующие информационные ресурсы. А это предполагает не только выработку соответствующих умений и навыков, но и развитие всех компонентов информационной культуры педагога.
Процесс формирования информационной культуры педагога происходит постоянно при обучении в ВУЗе и затем в процессе его трудовой деятельности.
- В образовательном учреждении:
- участие в педагогических советах;
- участие в заседаниях методических объединений;
- осуществление собственной профессиональной деятельности.
- Вне образовательного учреждения:
- прохождение курсов повышения квалификации;
- самообразование;
- обмен опытом в социальных сетях.
Основные способы формирования информационной культуры педагога:
- теоретическое и практическое изучение компьютерных технологий обработки информации;
- изучение программного обеспечения различного назначения (общего, специального, учебного) и анализ возможности его применения в процессе обучения;
- выработка приемов практического применения и доказательства эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в обучении;
- модификация обучения с учетом возможности использования ИКТ, привитие культуры обмена опытом применения ИКТ посредством телекоммуникаций.
Информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
- в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персональных компьютеров и компьютерных сетей);
- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
- в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
- во владении основами аналитической переработки информации;
- в умении работать с различной информацией;
- в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Педагог должен обладать информационной культурой, а именно:
- использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;
- работать с графическим интерфейсом программ;
- создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;
- обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;
- использовать базы данных для хранения и поиска информации;
- использовать информационные ресурсы компьютерной сети.
Информационная культура педагога включает следующие характеристики:
В интеллектуальной сфере:
- Мышление (способность анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач педагогической деятельности, проявлять гибкость, критичность, системность, мобильность и оперативность мышления в ситуациях поиска, преобразования и трансформации необходимой информации);
- Знания информационных технологий.
В мотивационной сфере:
- Мотивация развития информационной культуры (стремление овладеть современными информационными технологиями, стремление изучать передовой опыт в области информатизации образования, нацеленность на достижение высокого уровня информационной культуры).
В волевой сфере:
- Терпение и владение собой в ситуациях поиска информации, ее переработки в образовательных целях;
- Настойчивость в овладении новыми информационными технологиям.
В эмоциональной сфере:
- Способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки информации (сосредоточить свое внимание на способах и путях получения информации);
- Способность достойно переживать отсутствие результата, технические и другие помехи при работе в информационной среде;
- Способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий, свой уровень информационной культуры.
В предметно — практической сфере:
- Способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды, формы деятельности в информационной среде;
- Владение навыками обработки информации;
- Умение общаться с использованием информационных средств и технологий;
- Умение ориентироваться в информационной среде.
В сфере саморегуляции:
- Способность к рефлексии в области поиска и преобразования информации, в овладении информационными технологиями и их использовании;
- Умение соотносить свою деятельность, свой уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом.
Основными условиями формирования информационной культуры педагога являются:
- Включение педагога в проектную деятельность;
- Организация самостоятельной разработки педагогом различных проектов и их реализации на основе информационных технологий;
- Самодиагностика и самоанализ достижений в области проектной деятельности, осуществляемой на основе информационных технологий;
- Сотрудничество с коллегами в проектной деятельности.
Если говорить об информационной культуре педагога, то она отличается четкой направленностью на использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности со следующими целями:
– применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов, их демонстраций;
– организация учебно-познавательной деятельности учащихся с применением информационных технологий;
– реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования с помощью демонстрации возможностей информационной образовательной среды в получении и переработке, трансформации и хранении информации (увеличение объема информации, ее наглядность, оперативность ее получения из различных источников и пр.);
– установление за счет собственного информационного поведения более тесного контакта и взаимопонимания с учащимися и коллегами, что способствует усилению педагогического воздействия;
– повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и качества обучения, воспитания и развития учащихся;
– создание условий для развития у учащихся потребности в применении информационных технологий на практике.
Таким образом, активное внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно увеличивает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, видеоподдержку и контроль, что способствует в целом повышению качества образовательного процесса. Педагог, освоивший информационно-коммуникационные технологии и обладающий достаточным уровнем информационной культуры, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентноспособности на рынке труда.
Литература:
- Гусева А.И., Смольникова И.А., Филиппов С.А., Чиркова М.А. Основы применение ИКТ в учебном процессе. — Академия АЙТИ, www.academia.it.ru
- Зубов, Ю.С. Информатизация и информационная культура / Ю.С. Зубов // Проблемы информационной культуры: сб. статей.- М., 1994.- С. 6-11
- Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А. В. И др. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАКИКА – СИНТЕЗ, 2011.
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»
Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений вовладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическимипредставлениями через экологические сказки....
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»
Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки....
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Материал окажет помощь педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки, а также в совершенствовании...
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросахэкологической сказки...
Мастер-класс для педагогов "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов...
Средства и методы формирования информационной культуры педагога ДО
В современной информационно – образовательной среде на первое место выходит совершенствование своей профессиональной компетентности. Создание единого пространства по формированию информационной ...
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детск...