План по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" 2021-2022 уч.год
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая-подготовительная группа)
Актуальность темы:
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения. | Памятки для родителей по обучению связной речи. | |
Октябрь | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого. | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». |
Ноябрь | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». |
Декабрь | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей. |
Январь | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. |
Февраль | Работа с загадками. Составление загадок. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
Март | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. |
Апрель | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
| Конкурс чтецов. |
Май | Обучение сочинению сказок. | Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем; учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. |
Список использованной литературы:
- Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
- Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
- Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
- Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа
план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...
Перспективный план по развитию связной речи детей дошкольного возраста
Образовательная область «Коммуникация» в детском саду является приоритетным направлением (познавательно-речевое направление). Одна из главных задач речевого развития – овладение связ...
Индивидуальный план самообразования на 2013 – 2018 годы на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...
План по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" средняя группа
план по самообразованию для средней группы на тему "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию воспитателя Плешаковой Марины Алексеевны Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста группа компенсирующей направленности «Ромашка»
План по самообразованию воспитателя Плешаковой Марины АлексеевныТема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста группа компенсирующей направленности «Ромашка»...
"Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"
Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...
План работы по самообразованию Тема:"Развитие связной речи детей дошкольного возраста" ( подготовительная группа) 2018-2019год
План работы по самообразованию...