Проектная деятельность в ДОУ
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
и в с в язи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап - систематического обучения в школе. в сфере образования выделяется большое ч исло определяют инноваций новые С е г о д н я различного ме т о д ы , фо р мы, характера. Инновации ср ед с т в а, т е х н о логии, исп о ль з у ю щ и е ся в педагогической пра к ти к е, ор и е нтиро в анные на ли ч н о с т ь р е бѐн к а, н а р азви т и е е г о сп о с об н о с т е й . Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новы е обра зо в а т е ль н ые п р ограмм ы , позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ Н а со в рем е н н о м э т а п е раз в ити я дош к о ль н о г о обра з о в ания
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также родители , которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, способствует развитию творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, развитию коммуникативных и рефлексивных навыков, творческих способностей, что является составляющими успешной личности. Проектная деятельность в ДОУ рассматривается как своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовности к инновационным методам работы, желания расти и развиваться в профессионально-личностном плане. Хороший воспитатель, разрабатывая проект, будет определять задачи обучения в соответствии с существующими линиями развития ребенка. Таким образом, без внедрения новых идей и технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества, внедряются современные педагогические технологии.
Особенности проектной деятельности в ДОУ Использование метода проекта в дошкольном образовании к а к о дно г о из м е т о до в интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить результат. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности , он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико- ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Проект предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – ребенок – родитель, а также предполагает участие социальных партнеров. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации , которая не может быть решена прямым действием. Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности. Создание в группе развивающей предметно – пространственной среды (книги, мини - музеи, выставки, дидактические пособия, наглядно – демонстрационный материал и др.)
Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Для продумывает р е а лиза ц и и пр о е к т а п е да г ог опр е д е л яет э т а п ы е г о р е а лизац и и, с о де р ж а н и е д ея т е л ь н о с т и и о с у щ е с т в ля е т п о д б ор п р а к тич е с к о г о материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов. Первый этап – подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путѐм подражания ему, что не противоречит природе маленького ребѐнка; в этом возрасте ещѐ существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5 – 6 лет , которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребѐнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать еѐ. Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?». Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно- ориентированный характер.
Классификация и виды проектов Ролево - игровые Проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы. Младший дошкольный возраст Творческие Как правило, такие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты проекта оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя». Младший дошкольный возраст Информационно - практико - ориентированные Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют еѐ, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п. Средний дошкольный возраст Исследовательско - творческие В ходе проекта осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.). Старший дошкольный возраст В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: по Л. С. Киселевой
Другими признаками классификации являются: По составу участников индивидуальный парный групповой подгрупповой По продолжительности (срокам реализации) краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели средней продолжительности - 1-3 месяца долгосрочный - до 1 года По доминирующему виду проектной деятельности ролево – игровые творческие информационно - практико - ориентированные исследовательско –творческие По характеру контактов внутри одной возрастной группы в контакте с другой возрастной группой внутри ОУ открытый, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями По характеру участия ребенка в проектировании заказчик проекта эксперт исполнитель проекта участник проекта от зарождения идеи до получения результата По характеру содержания проекта ребенок и его семья ребенок и природа ребенок и рукотворный мир ребенок, общество и его культурные ценности
Методические рекомендации воспитателям по построению модели проекта Ал г оритмы д ей с т в ий По Е. С. Евдокимовой взрослого и детей строятся с учетом возрастной дифференциации. В современной практике выделяется несколько этапов (с учетом возраста) освоения проектной деятельности, которые необходимо учитывать при выборе и построении модели будущего проекта. Первый этап – подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет. Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5 – 6 лет. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет.
Технология, этапы разработки и проведения проекта Целеполагание Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей; Вовлечь воспитанников в решение проблемы (обозначение детской цели). Изучить программно – методический материал к проекту. Разработка проекта Разработать план проекта и ознакомить, обсудить план проекта с семьями воспитанников; Обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по изодеятельности и др.); Собрать информацию, материал, пособия, атрибуты для проекта. Выполнение проекта Провести запланированные формы работы с детьми (ООД, наблюдения, игры, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций, видеоматериалов, продуктивные виды деятельности и др.); Дать домашнее задание родителям и детям (изготовление творческих работ, поделок и др.) Презентация и подведение итогов Оформление проекта педагогами (в виде презентации). Презентация проекта педагогами: выступление перед родителями воспитанников, выступление на педсовете, семинаре ДОУ и др. Распространение педагогического опыта: на конкурсах муниципального, регионального, Всероссийского и Международного уровней, на сайте ДОУ, на личных сайтах педагогов в сети Интернет.
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Формулирует задачу. Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. Дополнение задач проекта. 2 этап Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность. Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа. 3 этап Практическая помощь (по необходимости). Н а пра в л яет и к о н т р ол и р у е т осуществление проекта. 7 . Фо р м ир о в ание специ ф ич е с к и х зна н ий, умений навыков. 4 этап 9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. П р о д у к т де я те л ь н о сти г о т о в ят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. Деятельность педагога и детей по этапам проекта по материалам Л. С. Киселевой, Т. А. Данилиной, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйковой
Пять «П» проекта Проблема Проектирование Поиск информации Продукт Презентация
Паспорт проекта Тема проекта: Вид проекта: Продолжительность проекта: Участники проекта: Актуальность: Цель проекта: Задачи проекта: образовательные воспитательные развивающие Обеспечение проектной деятельности: методическое материально – техническое Предполагаемый (ожидаемый) результат: Гипотеза проекта : Формы реализации проекта : Стратегия осуществления проектной деятельности : Этапы работы над проектом: I, II, III, IV Презентация проекта.
Критерии оценки проекта Актуальность и значимость темы Самостоятельность работы над проектом Полнота раскрытия темы Оригинальность решения проблемы Как раскрыто содержание проекта и презентации Использование наглядных средств Выразительность выступления Ответы на поставленные вопросы Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Источники: 1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008 . Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие ). Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...