Исследовательский проект «Семейная адаптационная группа»
проект
2 слайд:
Семья всегда являлась и является важнейшим институтом воспитания и развития детей дошкольного возраста, но по ряду причин, родители все чаще и раньше приходят к выбору семейно-общественной формы воспитания и решают оформить ребенка в детский сад. И тут возникает две проблемы, которые рассмотрим далее:
3слайд:
- Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Особенно остро она обнаруживает себя, когда речь идет о детях раннего возраста, которые в силу своих психолого-физиологических особенностей, являются категорией наиболее уязвимой.
- слайд:
2) Не менее значимая на мой взгляд проблема, это сами родители у которых наблюдается высокое эмоциональное напряжение и тревожность по поводу перспективы пребывания ребёнка в детском саду.
5 слайд:
Поэтому, так актуальна на сегодняшний день проблема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации. С введение ФГОС дошкольного образования повысился уровень участия родителей в образовательной деятельности. Встала необходимость разрабатывать новые формы взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетентности. Федеральный государственный образовательный стандарт рекомендует нам не просто информировать родителей, а сделать их своими партнёрами и союзниками в воспитании детей.
6 слайд:
Для этого нами был разработан проект «Семейная адаптационная группа» для родителей и детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение.
Цель проекта разработка и внедрение целостной системы взаимосвязанной деятельности специалистов ДОУ по адаптации детей раннего возраста, поступающих в детский сад, к новым условиям с обязательным включением в этот процесс родителей.
Задачи проекта:
-преодолеть стрессовое состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- обеспечить индивидуальный подход к каждой семье с целью снятия эмоциональной напряженности, чувства тревожности у родителей по поводу поступления ребенка в детский сад;
-разработать и апробировать технологию взаимодействия триады: педагог-родитель-ребёнок.
7 слайд:
Группа функционирует с марта по май. Дети совместно с родителями посещают группу 2 раза в неделю и прибывают в ней в течении 2 х часов (с 17.00 до 19.00).
Воспитателями разрабатывается календарное планирование, где прописываются совместные мероприятия, в которых задействованы специалисты детского сада (музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности, педагог-психолог)
8 слайд:
Для осуществления контроля над динамикой поведения ребенка, вовремя пребывания в детском саду, воспитателем ведется «Карта наблюдений в период адаптации», которая позволяет оценить степень адаптации и спрогнозировать дальнейшую адаптацию ребенка к ДОУ.
9 слайд:
Существует определенная последовательность формирования психологической автономности ребенка от мамы в условиях адаптационной группы до полного дня в детском саду. Перед вами представлены этапы становления психологической автономности, которые раскрывают особенности взаимодействия мамы и ребенка.
10 слайд:
Ожидаемый результат проекта перед вами на экране.
Но все же главное это то, что родители перестают бояться отдать ребенка в детский сад и их страх перерастает в доверительные и партнерские отношения с воспитателями.
Опыт работы показывает, что после посещения семейной адаптационной группы ребенок, впервые приходящий в обычную группу без родителей, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей. И комплектование группы детей происходит быстрее.
11 слайд:
Данный проект «Семейная адаптационная группа» получил высокую оценку центром роста талантливых детей и педагогов «Эйнштейн» на всероссийском конкурсе методических разработок. И хотелось бы мне завершить свое выступление выдающего русский психолог, медик Владимир Михайлович Бехтерев сказал: "Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека…"
Спасибо за внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 806.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ст. 44 п.1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гласит , что родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Многие испытывают трудности, связанные с воспитанием ребенка. Ж елание изменить собственную жизнь, связанное с пробуждением честолюбия, «задремавшего» во время рождения ребенка . Выход на работу ради заработка.
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения , к которым необходимо привыкнуть. чёткий режим дня отсутствие родных и близких постоянное присутствие сверстников резко уменьшается количество персонального внимания необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым
Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у родителей . Низкая компетентность родителей в организации жизни и общения с ребёнком в период адаптации приводит иногда к конфликтам между родителями и педагогами, что существенно может повлиять на успешную адаптацию ребенка. Он все время плачет ? Почему мы опять заболели ? Чем они там весь день заняты ? Как он уснул? Он один не говорит ? Смогут ли его там накормить? Когда же мы привыкнем к горшку? Как там мой малыш ?
Дошкольное учреждение стоит перед необходимостью поиска и внедрения таких форм работы, которые, с одной стороны, обеспечат более легкое течение адаптации у ребенка, с другой стороны, сформируют у родителей адекватные представления о деятельности детского сада
Гипотеза проекта - Родительская компетентность будет способствовать успешной адаптации к ДОУ детей раннего возраста при условии организации адаптационной группы для родителей и создания единого развивающего пространства в ДОУ и дома Объект – процесс адаптации детей раннего возраста и их родителей. Предмет – родительская компетентность в вопросах адаптационного периода и развития детей раннего возраста Участники - дети раннего возраста от 1,5 до 3 лет, не посещающие дошкольное учреждение, их родители и педагоги ДОУ. Продолжительность – средней продолжительности Семейная адаптационная группа
Совместная деятельность Минутки прощания Радостная встреча Дидактические игры Режимные моменты Игры малой подвижности Игры забавы Элементы с/р игр Игры-занятия речевое физкультурное рисование музыкальное
Карта наблюдений в период адаптации Показатели адаптации Дни наблюдений Примечания Настроение: бодрое, спокойное – 3б, неустойчивое-2б, раздражительное, подавленное – 1б Активность в игре: Активный – 3б Малоактивный – 2б Пассивный 1б Взаимоотношения с детьми (идет на контакт – 3б интересуется, наблюдает со стороны – 2б избегает - 1б Взаимоотношения со взрослыми идет на контакт – 3б Интересуется, наблюдает со стороны – 2б избегает – 1б средний балл за день: Ф.И.ребенка_________________________________________________________ Дата рождения__________________________ Дата начала адаптационного периода ________________________________________________
Этапы становления психологической автономности 1 этап: «Мы играем только вместе» 2 этап: «Я играю сам, но ты побудь рядом» 3 этап: «Иди, я немножко поиграю один» 4 этап: «Я готов тебя отпустить»
Ожидаемые результаты проекта Установится тесное взаимодействие родителей и педагогов в решении проблем адаптации Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду Стремление родителей к сотрудничеству Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками педагоги родители дети
Работы по проекту семейной адаптационной группы дала свои результаты, обусловлены необходимостью обеспечения стабильной привлекательности предоставляемых услуг для семей, имеющих детей раннего возраста, не посещающих детский сад. Главное , помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для неорганизованных детей (не посещающих ДОУ) «Семейная адаптационная группа Скоро в садик»
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступлен...
Семейная адаптационная группа в ДОУ
Целью моей работы является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, не посещающих детский сад, и их родителей....
Просветительно-исследовательский проект«Семейный архив участника Великой Отечественной Войны»
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. За...
Детский исследовательский проект "Семейное древо"
В проекте ребенком исследуется генеологическое древо своей семьи...
Фросина Владислава. Анализ исследовательского проекта семейного клуба «Учимся вместе» МБДОУ №29 «Ёлочка». ХМАО-Югра, г. Нижневартовск
Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошколь...
Исследовательский проект "Семейное древо"
Изучение истории семьи увлекательнейшее занятие. Оно чем-то похоже на работу сыщика и археолога одновременно. Ведь нам надо как археологам проникнуть вглубь времен, дойти до самого их начала. И, как с...
Исследовательский проект «Семейные традиции в моей жизни»
quot;Семейные традиции в моей жизни"...