Познавательно-исследовательский проект "От улыбки станет всем светлей"
материал (старшая, подготовительная группа)

Павлова Людмила Анатольевна

      Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной сферы.Эмоции и чувства  играют существенную роль в развитии ли­чности. У ребёнка с тяжелым недоразвитием речи наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, рез­ко осложняющих коррекцию основного  нарушения. Вот почему изучение эмоций и чувств  такого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь   важное - значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

"От улыбки станет всем светлей"

     

учитель-логопед Павлова Л.А.

Актуальность

      «От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется.»

     Слова, этой популярной песни, знают и дети, и взрослые.  Действительно, достаточно улыбнуться, как все вокруг обретает совсем другие краски - хмурый день, становится не таким уж и мрачным, а ссора с другом, кажется простым пустяком.Когда у тебя хорошее настроение, тебе хочется поделиться им с теми, кто рядом с тобой.Так почему же мы улыбаемся, что может вызвать у нас улыбку, а что может огорчить?

     Улыбка, это признак доброго сердца или нет? Способна ли улыбка одного человека, вызвать ответную улыбку другого?

      Оказывается, что даже в медицине есть метод лечения людей улыбкой, когда люди испытывая положительные эмоции лечатся, такой метод называют «смеха- терапия». Даже во сне люди улыбаются!

На эти вопросы мы решили найти с ребятами ответы, путем экспериментирования, в процессе общения с родителями и друзьями. Порой, в процессе опытов, улыбка возникала спонтанно и приводила в восторг всех остальных.

Педагогическо-коррекционная направленность

      Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной сферы.

       Эмоции и чувства  играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка с тяжелым недоразвитием речи наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного  нарушения. Вот почему изучение эмоций и чувств  такого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь   важное - значение.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Срок реализации проекта: краткосрочный ( 1-1,5 мес.)

Форма организации:

подгрупповая  

Возраст: 5-7 лет

Методы исследования: 

 Наглядные (наблюдения, иллюстрации, мультфильмы ).

Словесные (беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение,  пословицы).

Игры на развитие навыков общения, игры-драматизации.

Практические – упражнения, моделирование ситуации.

Цель  исследования: 

  • Развивать  у детей с ОВЗ социальный и эмоциональный интеллект. эмоциональную отзывчивость.
  • Выяснить, что вызывает у нас улыбку, какие ситуации заставляют нас смеяться и радоваться. Показать на личных примерах, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка, это признак доброты человека. Доказать, что наше настроение влияет на отношение к нам окружающих людей.
  • Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
  • Развивать умение работать в коллективе, желание делиться      информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности

               Последовательность реализации проекта

Выбор темы.

Во время чтения  веселого рассказа все дружно рассмеялись над очень смешным эпизодом, а Данил  сказал :«Ну и что тут смешного?»

Дети заинтересовались, почему нам в определенные моменты жизни хочется смеяться, и может ли наше настроение влиять на отношение к нам окружающих.

Подготовительный этап

Цель его – выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировала ответы в таблице. Далее поинтересовалась, что бы они хотели узнать?

Выдвижение гипотез

Метод «Трёх вопросов».  Провели опрос детей в форме интервью, и собрали наиболее частые предположения.

Выдвинутые гипотезы:

 1. Человек радуется, когда у него есть хорошие друзья.

 2. Человек улыбается, потому что его что-то очень радует, например, интересная работа.

  3. От нашего настроения, зависит настроение окружающих нас людей, если ты к человеку с добром и улыбкой, то и к тебе в ответ улыбнуться. 

   4. Человек радуется и улыбается, потому что ему весело.

   Собрав и обработав все предположения, мы  приступили к исследовательской части нашего проекта и на  экспериментах доказать, какие же гипотезы верны.

Организационный этап

Создание развивающей среды;

Подбор методической и художественной литературы по теме;

Разработка проблемных игр-заданий и плана мероприятий по теме проекта.

Практический этап

Проверка первой гипотезы:

Человек радуется, когда у него есть хорошие друзья.

Эксперимент № 1

Предложили детям поиграть в различные игры, одних объединив в группы, а другим детям предложили поиграть  в одиночестве.

Наблюдения в ходе эксперимента:

 - Те дети, которые играли в одиночку, вскоре стали скучать, им стало неинтересно, они бросили игру и присоединились к другим детям.

 - Те же дети, которые играли вместе с друзьям, им было интересно, весело и радостно. Эта группа детей закончили игру до конца и даже одержала победу.

Мы сделали вывод:

Что играть с друзьями весело, радостно и интересно, а одному очень скучно.

Проверка второй гипотезы:

 Человек улыбается, потому что его что-то очень радует, например, интересная работа.

Эксперимент № 2

Предложили ребятам заняться коллективной, творческой работой «Космос».

 Эта работа требовала от детей  сплоченности и стараний. Работа их так увлекла, что мы совсем не устали, а наоборот, нам было очень весело и радостно от коллективной творческой работы, она у нас получилась замечательно.

Мы сделали вывод:

Что если человек занят интересной работой,   если  эту работу ты выполняешь с друзьями, это приносит только радость и удовлетворение.

Таким образом мы доказали, что гипотеза о том, что человек улыбается тогда, когда его что- то радует, а именно интересная работа - верна

 Проверка третьей гипотезы:

 От нашего настроения, зависит настроение окружающих нас людей, если ты к человеку обращаешься с добром и улыбкой, то и к тебе в ответ улыбнуться

Эксперимент № 3

Мы попросили Вику и Алину поучаствовать в этом эксперименте.

Девочкам необходимо было выразить свою просьбу с  разной интонацией: грубой  или  доброжелательной форме. Просьба заключалась в том, чтобы просто попросить куклу.

 Алина попросила куклу у Полины с добрым выражением лица, вежливо и ласково. Полина поделилась игрушкой.

А Вике необходимо было попросить игрушку, грубо, недоброжелательно.

В результате такой агрессивной просьбы, Полина отказала Вике и возникла ссора

Мы сделали вывод:

Твое настроение влияет на окружающих, если ты к человеку с добром, выражаешь свою просьбу вежливо, то и он тебе ответит тем же.

Таким образом мы доказали, гипотеза, что от нашего настроения зависит  настроение окружающих нас людей - верна.

 Проверка четвертой гипотезы:

Человек радуется и улыбается, потому что ему весело и у него отличное настроение.

Эксперимент №4

 Провели опрос-интервью среди детей и задали им вопрос:

 «Почему человек улыбается? И что может вызвать у нас улыбку?»

Наиболее популярные ответы:

«Я улыбаюсь, потому что у меня есть моя любимая подруга»

«Я улыбаюсь, потому что люблю играть на дудочке и слушать ее звучание»

«Я улыбаюсь потому что со мной все дружат»

«Я улыбаюсь потому что люблю гулять на улице»

«Я улыбаюсь потому что люблю рисовать с подругами различные рисунки и сочинять сказки»

Мы сделали вывод:

Улыбаться и радоваться нас заставляют различные обстоятельства, каждого из нас радуют определенные моменты в жизни, мы разные и радуемся по-разному поводу.

Таким образом мы доказали  гипотезу о том, что человек улыбается тогда, когда ему весело и у него хорошее настроение - верна.

Заключительный этап

Цель: обобщить знания детей по данной  теме.

Подтверждение гипотез.

Во время исследования мы узнали много интересного о нас самих и нашем настроении.

  • Все мы очень разные и нас радуют различные ситуации в жизни, например, то,  что доставляет радость одному, другого совершенно не радует.
  • Наше настроение влияет на отношение к нам окружающих нас людей.
  • Если мы относимся к окружающим с добротой и уважением, с теплом и улыбкой, то люди в ответ нам тоже улыбаются.
  • Любая работа ладится, если ты ее делаешь с хорошим настроением.
  • Плохо жить на свете без друзей, когда с тобой хороший, добрый друг, то всегда весело играть, трудиться, расти и познавать мир.

Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками.

Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.

 Приобрели навык выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой,  стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; упражнялись в  способах , саморегуляции и самоконтроля.

Вывод

Улыбка возникает спонтанно, когда ты видишь или слышишь, или чувствуешь то, что тебе доставляет радость: музыка, кино, картина, общение с приятными тебе людьми, теплые и нежные мамины руки. Следовательно, человек улыбается, когда ему хорошо. Улыбка, признак доброты характера человека. Улыбкой можно делиться с другими. Улыбкой можно лечить. Наше настроение влияет на отношение к нам окружающих людей. От улыбки мир становиться светлей.

Результаты наблюдений показали, что проводимая работа  дала положительный результат: в группе из 11 детей изменился психологический климат, детям стало уютно и комфортно. За этот период  снизилась агрессивность (18% - у 2 детей),  воспитанники  стали более раскованы, более доброжелательны, охотнее идут на контакт (уровень тревожности снизился у 33% - 3 чел.

У детей группы появилась потребность в общении,  лица стали  добрее, приветливее, улыбчивее. Наметилась тенденция к желанию общаться друг с другом.

Методические продукты проекта

  1. Фотовыставка «Я улыбаюсь»
  2. Рисунки
  3. Сочинили сказку «О девочке Капризке, которая нашла свою улыбку»,
  4. Подборка пословиц и поговорок о доброте
  5. Игры на развитие эмоционально-волевой сферы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От улыбки станет всем светлей"

Открытый просмотр (старшая группа)...

Конспект совместной деятельности « От улыбки станет всем светлей»

Совместная деятельность по развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста....

Открытая интегрированная образовательная деятельность в режимных моментах в младшей группе Тема: «От улыбки станет всем светлей»

Меропририятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников, а также его можно отнести к формированию основ правовой культуры дошкольников для детей младшей группы....

От "Улыбки" станет всем светлей!

В рамках реализации краевой целевой программы развития сети дошкольных образовательных учебных заведений в Ставропольском крае на 2013-2015 г.в городе Изобильном открылся новый детский сад....

Сценарий летнего развлечения «От улыбки станет всем светлей»

Сценарий летнего развлечения может быть проведен с детьми старшего и подготовительного возраста. Хорошая музыка и веселые игры  поднимут настроение и детям и взрослым!...

Познавательно-исследовательский проект «От улыбки станет всем светлей»

Педагог-психолог Соколова Л. В.«От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется!» Слова этой популярной песн...