Познавательно-исследовательский проект "От улыбки станет всем светлей"
материал (старшая, подготовительная группа)
Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной сферы.Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка с тяжелым недоразвитием речи наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного нарушения. Вот почему изучение эмоций и чувств такого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное - значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно-исследовательский проект "От улыбки станет всем светлей" | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект
"От улыбки станет всем светлей"
учитель-логопед Павлова Л.А.
Актуальность
«От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется.»
Слова, этой популярной песни, знают и дети, и взрослые. Действительно, достаточно улыбнуться, как все вокруг обретает совсем другие краски - хмурый день, становится не таким уж и мрачным, а ссора с другом, кажется простым пустяком.Когда у тебя хорошее настроение, тебе хочется поделиться им с теми, кто рядом с тобой.Так почему же мы улыбаемся, что может вызвать у нас улыбку, а что может огорчить?
Улыбка, это признак доброго сердца или нет? Способна ли улыбка одного человека, вызвать ответную улыбку другого?
Оказывается, что даже в медицине есть метод лечения людей улыбкой, когда люди испытывая положительные эмоции лечатся, такой метод называют «смеха- терапия». Даже во сне люди улыбаются!
На эти вопросы мы решили найти с ребятами ответы, путем экспериментирования, в процессе общения с родителями и друзьями. Порой, в процессе опытов, улыбка возникала спонтанно и приводила в восторг всех остальных.
Педагогическо-коррекционная направленность
Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной сферы.
Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка с тяжелым недоразвитием речи наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного нарушения. Вот почему изучение эмоций и чувств такого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное - значение.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Срок реализации проекта: краткосрочный ( 1-1,5 мес.)
Форма организации:
подгрупповая
Возраст: 5-7 лет
Методы исследования:
Наглядные (наблюдения, иллюстрации, мультфильмы ).
Словесные (беседы, объяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение, пословицы).
Игры на развитие навыков общения, игры-драматизации.
Практические – упражнения, моделирование ситуации.
Цель исследования:
- Развивать у детей с ОВЗ социальный и эмоциональный интеллект. эмоциональную отзывчивость.
- Выяснить, что вызывает у нас улыбку, какие ситуации заставляют нас смеяться и радоваться. Показать на личных примерах, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка, это признак доброты человека. Доказать, что наше настроение влияет на отношение к нам окружающих людей.
- Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
- Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности
Последовательность реализации проекта
Выбор темы.
Во время чтения веселого рассказа все дружно рассмеялись над очень смешным эпизодом, а Данил сказал :«Ну и что тут смешного?»
Дети заинтересовались, почему нам в определенные моменты жизни хочется смеяться, и может ли наше настроение влиять на отношение к нам окружающих.
Подготовительный этап
Цель его – выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировала ответы в таблице. Далее поинтересовалась, что бы они хотели узнать?
Выдвижение гипотез
Метод «Трёх вопросов». Провели опрос детей в форме интервью, и собрали наиболее частые предположения.
Выдвинутые гипотезы:
1. Человек радуется, когда у него есть хорошие друзья.
2. Человек улыбается, потому что его что-то очень радует, например, интересная работа.
3. От нашего настроения, зависит настроение окружающих нас людей, если ты к человеку с добром и улыбкой, то и к тебе в ответ улыбнуться.
4. Человек радуется и улыбается, потому что ему весело.
Собрав и обработав все предположения, мы приступили к исследовательской части нашего проекта и на экспериментах доказать, какие же гипотезы верны.
Организационный этап
Создание развивающей среды;
Подбор методической и художественной литературы по теме;
Разработка проблемных игр-заданий и плана мероприятий по теме проекта.
Практический этап
Проверка первой гипотезы:
Человек радуется, когда у него есть хорошие друзья.
Эксперимент № 1
Предложили детям поиграть в различные игры, одних объединив в группы, а другим детям предложили поиграть в одиночестве.
Наблюдения в ходе эксперимента:
- Те дети, которые играли в одиночку, вскоре стали скучать, им стало неинтересно, они бросили игру и присоединились к другим детям.
- Те же дети, которые играли вместе с друзьям, им было интересно, весело и радостно. Эта группа детей закончили игру до конца и даже одержала победу.
Мы сделали вывод:
Что играть с друзьями весело, радостно и интересно, а одному очень скучно.
Проверка второй гипотезы:
Человек улыбается, потому что его что-то очень радует, например, интересная работа.
Эксперимент № 2
Предложили ребятам заняться коллективной, творческой работой «Космос».
Эта работа требовала от детей сплоченности и стараний. Работа их так увлекла, что мы совсем не устали, а наоборот, нам было очень весело и радостно от коллективной творческой работы, она у нас получилась замечательно.
Мы сделали вывод:
Что если человек занят интересной работой, если эту работу ты выполняешь с друзьями, это приносит только радость и удовлетворение.
Таким образом мы доказали, что гипотеза о том, что человек улыбается тогда, когда его что- то радует, а именно интересная работа - верна
Проверка третьей гипотезы:
От нашего настроения, зависит настроение окружающих нас людей, если ты к человеку обращаешься с добром и улыбкой, то и к тебе в ответ улыбнуться.
Эксперимент № 3
Мы попросили Вику и Алину поучаствовать в этом эксперименте.
Девочкам необходимо было выразить свою просьбу с разной интонацией: грубой или доброжелательной форме. Просьба заключалась в том, чтобы просто попросить куклу.
Алина попросила куклу у Полины с добрым выражением лица, вежливо и ласково. Полина поделилась игрушкой.
А Вике необходимо было попросить игрушку, грубо, недоброжелательно.
В результате такой агрессивной просьбы, Полина отказала Вике и возникла ссора
Мы сделали вывод:
Твое настроение влияет на окружающих, если ты к человеку с добром, выражаешь свою просьбу вежливо, то и он тебе ответит тем же.
Таким образом мы доказали, гипотеза, что от нашего настроения зависит настроение окружающих нас людей - верна.
Проверка четвертой гипотезы:
Человек радуется и улыбается, потому что ему весело и у него отличное настроение.
Эксперимент №4
Провели опрос-интервью среди детей и задали им вопрос:
«Почему человек улыбается? И что может вызвать у нас улыбку?»
Наиболее популярные ответы:
«Я улыбаюсь, потому что у меня есть моя любимая подруга»
«Я улыбаюсь, потому что люблю играть на дудочке и слушать ее звучание»
«Я улыбаюсь потому что со мной все дружат»
«Я улыбаюсь потому что люблю гулять на улице»
«Я улыбаюсь потому что люблю рисовать с подругами различные рисунки и сочинять сказки»
Мы сделали вывод:
Улыбаться и радоваться нас заставляют различные обстоятельства, каждого из нас радуют определенные моменты в жизни, мы разные и радуемся по-разному поводу.
Таким образом мы доказали гипотезу о том, что человек улыбается тогда, когда ему весело и у него хорошее настроение - верна.
Заключительный этап
Цель: обобщить знания детей по данной теме.
Подтверждение гипотез.
Во время исследования мы узнали много интересного о нас самих и нашем настроении.
- Все мы очень разные и нас радуют различные ситуации в жизни, например, то, что доставляет радость одному, другого совершенно не радует.
- Наше настроение влияет на отношение к нам окружающих нас людей.
- Если мы относимся к окружающим с добротой и уважением, с теплом и улыбкой, то люди в ответ нам тоже улыбаются.
- Любая работа ладится, если ты ее делаешь с хорошим настроением.
- Плохо жить на свете без друзей, когда с тобой хороший, добрый друг, то всегда весело играть, трудиться, расти и познавать мир.
Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками.
Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.
Приобрели навык выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; упражнялись в способах , саморегуляции и самоконтроля.
Вывод
Улыбка возникает спонтанно, когда ты видишь или слышишь, или чувствуешь то, что тебе доставляет радость: музыка, кино, картина, общение с приятными тебе людьми, теплые и нежные мамины руки. Следовательно, человек улыбается, когда ему хорошо. Улыбка, признак доброты характера человека. Улыбкой можно делиться с другими. Улыбкой можно лечить. Наше настроение влияет на отношение к нам окружающих людей. От улыбки мир становиться светлей.
Результаты наблюдений показали, что проводимая работа дала положительный результат: в группе из 11 детей изменился психологический климат, детям стало уютно и комфортно. За этот период снизилась агрессивность (18% - у 2 детей), воспитанники стали более раскованы, более доброжелательны, охотнее идут на контакт (уровень тревожности снизился у 33% - 3 чел.
У детей группы появилась потребность в общении, лица стали добрее, приветливее, улыбчивее. Наметилась тенденция к желанию общаться друг с другом.
Методические продукты проекта
- Фотовыставка «Я улыбаюсь»
- Рисунки
- Сочинили сказку «О девочке Капризке, которая нашла свою улыбку»,
- Подборка пословиц и поговорок о доброте
- Игры на развитие эмоционально-волевой сферы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"От улыбки станет всем светлей"
Открытый просмотр (старшая группа)...
Конспект совместной деятельности « От улыбки станет всем светлей»
Совместная деятельность по развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста....
Открытая интегрированная образовательная деятельность в режимных моментах в младшей группе Тема: «От улыбки станет всем светлей»
Меропририятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников, а также его можно отнести к формированию основ правовой культуры дошкольников для детей младшей группы....
От "Улыбки" станет всем светлей!
В рамках реализации краевой целевой программы развития сети дошкольных образовательных учебных заведений в Ставропольском крае на 2013-2015 г.в городе Изобильном открылся новый детский сад....
Сценарий летнего развлечения «От улыбки станет всем светлей»
Сценарий летнего развлечения может быть проведен с детьми старшего и подготовительного возраста. Хорошая музыка и веселые игры поднимут настроение и детям и взрослым!...
Познавательно-исследовательский проект «От улыбки станет всем светлей»
Проект для специалистов детского сада....
Познавательно-исследовательский проект «От улыбки станет всем светлей»
Педагог-психолог Соколова Л. В.«От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется!» Слова этой популярной песн...