Взаимодействие участников образовательного процесса
материал (старшая группа)

Бавыкина Кристина Евгеньевна

В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования служитвзаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольной образовательной организации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa_v_doo.docx171.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского городского округа

Детский сад № 15 «Аистенок»

Взаимодействие участников образовательного процесса в современных условиях в соответствии с ФГОС ДО


Подготовила воспитатель:

Бавыкина Кристина Евгеньевна

Старшая группа № 9

Пушкино, 2021 г.


Взаимодействие участников образовательного процесса в современных условиях в соответствии с ФГОС ДО

В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования служит: взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольной образовательной организации.

Характер взаимодействия зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками, родителями воспитанников, направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Образовательный процесс как взаимодействие — представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон:

детей – педагогов — родителей, выступающих в позиции субъектов.

Участники образовательной деятельности:

1. Дети

2. Педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)

3. Администрация

4. Родители

Подходы к организации педагогического взаимодействия:

Деятельностный, формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

- Добровольность

- Сотрудничество

- Уважение интересов друг друга

- Соблюдение законов и иных нормативных актов.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей

Основными характеристиками взаимодействия считают:

взаимопознание — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

взаимопонимание— понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга;

взаимоотношение— проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;

по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; помощь, поддержка друг друга;

по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

Участников образовательного процесса выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации.

В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак:

1.По субъекту и объект - субъекту:

личность – личность (ребенок – ребенок, педагог – ребенок, педагог – педагог, педагог – родитель и т. д.);

коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, группа - группа, детский коллектив – педагогический коллектив и т. д.).

2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

3.По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной, трудовой, спортивной и другой деятельности.

4.По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.

5.По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.

6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.

7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, безразличие, безучастность, конфликт.

Эффективное взаимодействие – совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста.

Модели взаимодействия участников образовательного процесса:

Ребёнок – ребёнок:

- свободно общается со сверстниками;

приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;

- развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;

- само выражается через совместную творческую деятельность;

-учится взаимодействовать в коллективе;

- учится договариваться, разрешать конфликтные ситуации.

Родитель – ребёнок:

- признание прав и свобод ребёнка,

- сотрудничество, сопереживание и поддержка,

- обсуждение ситуации через диалог,

- гибкое введение ограничений.

Педагог - ребёнок:

- признание ценности личности ребёнка;

- выявление и развитие способностей ребёнка;

- выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;

- приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития;

-ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной жизни;

-диалоговое взаимодействие с ребёнком;

-активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;

Педагог - родитель:

- добровольность в сотрудничестве;

- уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;

- уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов

- конфиденциальность индивидуального общения с педагогом.

Педагог –педагог - администрация:

- развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);

-толерантность (терпимость к иным точкам зрения);

- эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту;

- сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных партнёров;

- учёт личностных и профессиональных качеств участников;

- проявление участниками гибкости в конфликтных ситуациях.

Эффективное взаимодействие участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:

1. Интенсифицировать работу с семьёй на основе партнёрского взаимодействия;

2. Создать творческую атмосферу между участниками деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития.

В том числе,

- для детей: приобретение социального опыта повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения;

- для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать своё мастерство; сформировать партнёрские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями;

- для руководителей поможет создать: комфортный психологический климат в коллективе; повысить эффективность образовательных проектов и программ; создать привлекательный имидж учреждению;

- для родителей, стать активными участниками и партнёрами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребёнка; пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка.

В основе взаимодействия участников образовательного процесса  лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ

Основная цель- Технологии "Школьные горизонты"- повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического, психологического здоровья детей, их полноценно...

Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"

Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах общеразвивающей направленности

Данная Технология  рассматривает аспекты  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) с позиций...

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

Взаимодействие участников образовательного процесса (образовательных отношений) в ходе проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО

Методические  рекомендации - взаимодействие участников образовательного процесса в ходе проектирования развивающей ппс ДОО....