Рабочая программа кружка "Занимательная сенсорика"
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом И.о. заведующего
протокол № от МАДОУ «Мещеринский детский сад
общеразвивающего вида «Светлячок»
_______Акифьева Л.А.
Рабочая программа кружка «Занимательная сенсорика»
во 2-й младшей группе на 2021-2022 учебный год
Разработала:
воспитатель Кабалина Т.Н.
Мещерино – 1
2021
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для решения этой задачи в детском саду в этом учебном году был организован кружок для детей младшего дошкольного возраста «Её величество Сенсорика».
Цель программы: способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей младшей группы.
2. Закреплять представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина.
3. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
- Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Направления программы:
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы.
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
- Создание условий для кружковой деятельности.
Гибкая форма организации кружка в совместной деятельности детей и взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале деятельности рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе деятельности, для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физкультминуток педагог подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы проведения деятельности различны.
Методы и приемы:
1. Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
2. Игровой метод (дидактические игры).
3. Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.
4. Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.
5. Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры
Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство!
Формы организации:
- Групповая
- Подгрупповая
- Индивидуальная
Диагностическое сопровождение.
Диагностика эффективности программы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Её величество Сенсорика» осуществляется на итоговых занятиях и в процессе беседы с родителями и педагогами в конце учебного года.
Основными критериями определения уровней сенсорных способностей у детей стали:
- степень ориентировки ребенка в основных цветах спектра;
- умение ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу;
- умение ребенка находить и называть предметы разной величины;
- знания свойств предметов и слов их обозначающих;
- эмоциональное отношение к предложенной деятельности;
- результат.
За основу были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е.Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)».
Цель: выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Цель: выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше), различать понятия “один – много”.
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Цель: выявить уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.
Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз.
Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза
Пустой круг – Ребенок ошибся все 4 раза.
Цель: выявить умение детей сравнивать два предмета по длине путем наложения или приложения и находить одинаковые.
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно правильно без помощи педагога.
Желтый круг – Педагог направлял ребенка словами, и он справился с заданием.
Зеленый круг – Ребенок ошибся и исправляет себя с помощью действий воспитателя.
Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.
Структура занятия:
- Ритуал приветствия;
- Основная часть,
- Ритуал прощания.
Ритуал приветствия способствует сплочению детей, установлению контакта, создаёт атмосферу доверия: «Добрые пожелания», «Я рад тебя видеть», «Я тебя люблю».
Основная часть включает в себя дидактические игры и задания, направленные на решение задач занятия. На занятиях предполагается чередование видов деятельности: переход от дидактической игры к подвижной деятельности.
Ритуал прощания позволяет создавать у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляет положительные эмоции, полученные от работы на кружке.
Объекты программы
- Дети 3 - 4 лет.
- Семьи детей, посещающих детский сад.
- Педагогический персонал детского сада.
Принципы комплектования группы и организации работы.
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы: занятия проводятся по 10-15 минут, 1 раз в неделю.
Предполагаемый результат:
- Дети различают и называют основные цвета.
- Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый, как солнышко; огурчик зеленый, как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Работа с родителями:
- Консультация «Сенсорное воспитание как фундамент умственного развития».
- Мастер - класс «Занимательные прищепки».
- Консультация «Значение и развитие мелкой моторики».
- Мастер-класс «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
- Родительское собрание «Развиваемся, играя».
- Буклет «Дидактические игры для детей 3 - 4 лет».
- Выставка с фотографиями детей «С интересом мы играем и сенсорику развиваем».
- Анкетирование родителей «Выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет».
Календарный план занятий по программе сенсорного развития детей младшего возраста
«Занимательная сенсорика»
Месяц | Сроки провед.ения | Тема | Задачи | Наглядный материал |
СЕНТЯБРЬ | 1 - я неделя | «Урожай осени» (овощи и фрукты) | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Учить чередовать объекты по цвету; | Дидактические игры, цветные карандаши, раскраски «Фрукты». |
2-я неделя | «Золотая осень» (растения) | Закреплять знания детей о величине (большие, маленькие). Учить находить одинаковые предметы. Учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине). | Дидактические игры, картинки с изображением разноцветных осенних листьев, геометрических фигур. | |
3-я неделя | «Дом, в котором я живу» | Формировать представления детей о величине предметов. Учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной. Формировать представления детей о геометрических фигурах, закреплять представления детей о цвете и величине. | Дидактические игры, конструктор, матрёшки по количеству детей, картинки с изображением домов. | |
4-я неделя | «Куклы собираются в гости» | Продолжать знакомить с длиной предметов. | Кукла, ленты разной длины. | |
ОКТЯБРЬ | 1-я неделя | «Сложи из палочек» | Развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику. На столе раскладываются счетные палочки. Ребенок должен сложить из палочек фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности: А) образец остается перед глазами ребенка, Б) образец убирается. | Счетные палочки, образец. |
2-я неделя | «Подбери флажки к домикам» | Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | Дидактические картинки, карандаши, бумага. | |
3-я неделя | «Радуга» | Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом - голубым. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Письмо, картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти. | |
4-я неделя | «Игра с мячами» | Формировать умение выделять параметры величины предметов. | для каждого ребенка комплекты для игры «Найди мячику свое место» - разрезные мячики разного диаметра и цвета и картонная карточка с изображением мячиков тех же цветов и размеров. | |
НОЯБРЬ | 1-я неделя | «Большой-маленький» | Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации. | 1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками. |
2-я неделя | «В какую коробку?» | Закреплять знания о величине предметов | Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера. | |
3-я неделя | «Из каких фигур состоит машина?» «Коврик» | Учить узнавать и называть геометрические фигуры. | Конструкция машины, составленная из геометрических фигур. Коврик из геометрических фигур. | |
4-я неделя | «Разложи в коробки» | Закреплять знание и название геометрических фигур. | Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники. | |
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя | «Украшение для ёлочки» | Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке. | Плоскостные фигуры елочки и елочных шаров одной величины и шести основных цветов. |
2-я неделя | «Помоги шофёру» | Познакомить с длиной предметов | Нарисованная река, машина, два прямоугольника «мостика» разной длины. | |
3-я неделя | «Новый год» | Закреплять умение детей группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Продолжать учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. | Маленькая искусственная ёлочка, игрушки, дидактические игры, картинки с изображением геометрических фигур. | |
4-я неделя | «Самая длинная, самая короткая» | Закреплять знания о величине предметов (длина) | Разноцветные ленты разной длины. Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая». | |
ЯНВАРЬ | 1-я неделя | «Путешествие на лесную полянку» | Познакомить с шириной предмета. | Шнуры для изображения рек. |
2-я неделя | «Определи на ощупь» | Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки. | Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). | |
3-я неделя | «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» | Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы. | Мешочек, стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. | |
4-я неделя | «Теплый – холодный» | Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная. | Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики. | |
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя | «В гостях у сказки» | Продолжать учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной, развивать глазомер. Развивать способности детей устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета. Закреплять умение детей соотносить форму и цвет изображенного предмета с геометрической формой и цветом. | Конструктор, мелкие игрушки, дидактические игры. |
2-я неделя | «Самая длинная, самая короткая». | Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной. | Разноцветные ленты разной длины. | |
3-я неделя | «Дальше-ближе» | Учить ориентироваться на листе, используя слова «ближе-дальше». | Рисунок с изображением леса. Дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше. | |
4-я неделя | «Найди Котенка» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами. | Котенок, вся группа. | |
МАРТ | 1-я неделя | Опыт «Разноцветная вода» | Закреплять знания о свойствах воды. | Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь. |
2-я неделя | «Какой формы предметы в нашей группе» | Развивать навык зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. | Предметы, находящиеся в групповой комнате. | |
3-я неделя | «Что как плавает» | Закреплять знания свойств камней. | Таз с водой, камни, деревянные палочки. | |
4-я неделя | «Теремок» | Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься. | Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины. | |
АПРЕЛь | 1-я неделя | «Научи зайца строить забор» | Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда. | Заяц, полоски разные по высоте, одинаковые по цвету. |
2-я неделя | «Волшебный лес» | Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше» | Деревья разные по высоте, толщине. | |
3-я неделя | «Подарки» | Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера. | Карта с нарисованными белыми медведями, подарки – шарфики по количеству медведей, разные по длине. | |
4-я неделя | «В гости к мишке» | Обучать сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучать выделению параметров величины предметов. Воспитывать желание заниматься. | Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мостик через речку, игрушка мишка. | |
МАЙ | Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала. Наглядный материал: игрушки и д/игры из уголка сенсорики. |
Заключение
Этот материал ориентирован на развитие самостоятельности ребенка в познании сенсорики. Представленная кружковая работа по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста способствует не только лучшему усвоению знаний о величине, форме, цвете, но и всему, что связано с ними.
Список литературы:
- Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М. Монтессори. – М.
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
- Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с. 81-82,162-163.
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012.
- Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по сенсорике 2 младшей группы «Радуга» МКДОУ Бутурлиновский детский сад №10 на 2018-2019 учебный год. Кружок « Развивайка»
СОДЕРЖАНИЕ:1. Паспорт программы ……………………………………2 - 32. Пояснительная записка …&helli...
"Мир сенсорики" Рабочая программа для детей 2 - 3 лет
Рабочая программа "Мир сенсорики" ( развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет)...
рабочая программа по сенсорике
рабочая программа...
Рабочая программа ро сенсорике 2 младшая
программа...
Рабочая программа по сенсорике в младшей группе
Рабочая программа по сенсорике поможет в проведении кружка по развитию сенсорных способностей у младшх дошкольников...
Рабочая программа "Мир сенсорики"
Рабочая программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе...
Рабочая программа кружка «Сенсорика и Я» с детьми младшего дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсор...