РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
методическая разработка

Шевцова Ирина Ивановна

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx48.33 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

План по самообразованию

(в виде проекта)

Воспитатель: Шевцова И.И.

ЦЕЛЬ:

1.          Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».

2.          Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.

3.          Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ).

ЗАДАЧИ:

1.    Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.

2.    Развитие сенсорной культуры.

3.    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

4.    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.     Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.

2.     Умение использовать разные способы и приемы познания.

3.     Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.

4.     Готовность к логическому познанию.

Актуальность:

    Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

МЕСЯЦ

РАБОТА ПЕДАГОГА

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА

С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь

1.  Подбор материала  по теме: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование»;

2.  Постановка целей и задач по данной теме.

Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование».

Октябрь

1.  Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».

2.  Составление примерного алгоритма проведения  занятия-экспериментирования.

 Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».

Ноябрь

1.  Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование в неживой природе».

2.  Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

Эксперименты с водой, песком, воздухом:

1. Узнаем, какая вода.

2. Что в пакете?

3. Мы – волшебники.

4. Поплывет или утонет?

1. Консультация: « Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

Декабрь

1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через сенсорику».

2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

Эксперименты с водой, снегом:

1. Снеговичок.

2. Налил – вылил.

3. Кораблики.

4.Цветные льдинки.

Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)».

Январь

Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика».

Эксперименты с цветом, формой:

Волшебная кисточка.

Высокий – низкий.

Широкий – узкий.

Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома».

Февраль

Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика».

Проведение экспериментов и опытов  звуком и теплом:

Угадай, чей голосок?

Горячо – холодно.

Создание фотоальбома:

«Мы экспериментируем».

Март

Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Проведение экспериментов и опытов: «Живительное свойство воды».

Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»

Апрель

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью.

Май

Самоанализ плана самообразования

Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой и тканью.

Презентация проекта: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование»

    Экспериментирование и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать  и познавать мир. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

    Совместная познавательная деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребенок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний.

    Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность.

    Приобщение детей к исследовательской деятельности и экспериментированию обеспечивает развитие детского творчества.

    Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяют ребенку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности.

    Экспериментирование – форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движения воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы.

    Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способа реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребенком с помощью поисковых действий.

    Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира. Дошкольник упорядочивает опыт познания, постигает способы установления причинно-следственных, родовидовых, пространственных, временных, количественных отношений.

    Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

    В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

    Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

    Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку). В обоих случаях ребенок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.

    Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

    Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

    Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.

   

Примерный  алгоритм  проведения  занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная  исследовательская работа с использованием  оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение  результатов наблюдений в различных формах (таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам  исследования.    

     

Примерная структура занятия-экспериментирования


1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Организация мини-лабораторий в детском саду.


В мини-лабораториях может быть выделено:


1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.

Приборы и оборудование для мини-лабораторий


1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.


Материалы для организации экспериментирования (ранний возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.

Игры с водой.

    Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.

    Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.

  1. Металл – обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное – не забыть высушить их и положить на место).
  2. Дерево – ложка, мисочка и др. ( по окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).
  3. Пластмасса – любые предметы или игрушки.
  4. Резина.
  5. Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.
  6. Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.
  7. Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

Возня с водой, переливание воды и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ

Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

ФОНТАН

Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами

БАССЕЙН

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсиков): «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!»

ОЗЕРО

Наполните большой таз водой - теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце, обсуждая эти действия с малышом: «А сейчас будем кукол купать. Нальём в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?..» и т.д.

Игры с красками.

    На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

ЦВЕТНАЯ ВОДА

Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов можно увеличить). Расставьте  стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

СМЕШИВАЕМ КРАСКИ

Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и жёлтого - зелёный, из красного и синего - фиолетовый и т.д.

РИСОВАНИЕ НА МОКРОМ ЛИСТЕ

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.https://docs.google.com/drawings/d/s9pDo1RNeZ30Ao0Yyc5KGVQ/image?rev=1&h=17&w=1&ac=1

ПЕЙТЕ, КУКЛЫ, МОЛОКО

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их различными напитками. В этой игре красная вода превратится в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а чёрная или коричневая - в кофе... Фантазируйте вместе с ребёнком.

ИГРЫ СО ЛЬДОМ

ЛЬДИНКИ

Приготовьте заранее лёд - вместе с ребёнком заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На следующий день достаньте лёд и выдавите из формы в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла - стала холодная и твердая». Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка тёплая - давай зажмём в ладошке. Смотри, водичка капает - это лёд тает и снова превращается в воду». 

Можно приготовить разноцветный лёд, добавив в замораживаемую

воду краски.

ТАЕТ ЛЬДИНКА

Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»

В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте  горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда наблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры

ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ

Замораживайте воду не только в специальных формочках и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет и т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор - выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.

СОСУЛЬКИ

Зимой на прогулке обращайте внимание ребёнка на заледеневшие лужи, сосульки, сугробы и т.д.

Коробочка с секретом.

     В качестве познавательного материала для экспериментирования детей раннего возраста подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки.

    Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. Задача педагога: привлечь внимание ребенка, вызвать желание открыть коробочку, извлечь «секрет»; стимулировать интерес, поддержать самостоятельные действия, но, ни в коем случае не решать за ребенка предложенную задачу. Если ребенок после долгих безуспешных попыток отказывается от решения, желательно подсказать ему способ действия и как бы вместе с ним совершить «открытие». Когда ребенок откроет коробочку и достанет спрятанный в ней предмет, обязательно похвалите его, вместе рассмотрите находку, а потом спрячьте ее, чтобы дать возможность повторить найденное «открытие». Способ можно считать освоенным тогда, когда ребенок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку. Вот тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования. 

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ

Окружающий мир наполняют самые разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребёнка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов друг о друга, скрипу тормозов, стуку колёс поезда. И к тишине.

ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными и металлическими ложками друг о друга, легко проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две) - например, горох, гречневую и манную крупа, рис. Один набор коробочек положите перед ребёнком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребёнка к звучанию. Предложите ребёнку найти среди его коробочек ту, которая звучит так же. Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

СВИСТУЛЬКИ

Давайте возможность ребёнку услышать разнообразные звучащие игрушки - погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики и т.п.

МУЗЫКАНТЫ

Неплохо, чтобы у малыша были детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, дудочка, гармошка, пианино. Научите ребёнка различать их звучание. Для этого играйте за ширмой поочередно на разных инструментах, а ребёнок пусть угадает, на чём вы играете.

Научите ребёнка играть на инструментах громко и тихо, медленно и быстро.

ЗВУКИ ПРИРОДЫ

Оказавшись на природе, вместе с ребёнком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг - шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

     

Игрушки с сюрпризом.

    В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимании кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз – выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики. Это всякого рода звучащие игрушки, игрушки-головоломки, игрушки с сюрпризом.

    Действуя с такими предметами, ребенок познает скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие увлекает детей и развивает у них познавательную активность.

Тряпичные игрушки.

    Для детей раннего возраста можно самим изготовить игрушки с секретом, например различные по форме шарики или подушечки (треугольные или цилиндрические, квадратные и пр.) из тканей, различающихся фактурой и цветом. Наполнителями послужит горох, манка, гречка, песок, поролон, соль, крахмал, бумага, лоскутки и пр. Внутрь такой подушечки положите что-либо издающее звук – бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т.п. Игрушки такого рода открывают богатые возможности для экспериментирования. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.

Погремушки из бутылок.

    Аналогичным образом можно изготовить игрушки для экспериментирования из небольших пластиковых бутылок, чистых и сухих, наполненных разным материалом: мелкими камешками, горохом, крахмалом, манкой, бумажными конфетти, песком, монетками – и плотно закрытых крышками, чтобы ребенок не мог их открыть и высыпать содержимое. Получаются очень интересные погремушки, издающие неожиданные звуки и разные по внешнему виду и по весу. Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Так со временем он научится по звуку распознавать, что находится внутри.

ИГРЫ С КРУПАМИ

ПРЯЧЕМ РУЧКИ

Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в неё руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребёнку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошкой о ладошку - немножко колется, да?»

Спрячьте мелкие игрушки - закопайте их в крупу. Предложите ребёнку найти игрушку.

ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ

Пересыпайте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Во всех случаях обращайте внимание ребёнка на извлекаемый при этом звук.

Можно использовать разные крупы - рис, горох и др.

ПОКОРМИМ ПТИЧЕК

В этой игре понадобятся игрушечные фигурки птичек (это могут быть воробышки, курочки, уточки), а также гречневая или рисовая крупа. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички клюют? Да, зёрнышки. Давай насыплем птичкам зёрнышек. Клюйте, птички, зёрнышки!»

ВКУСНАЯ КАШКА

Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите куклу: «Вот крупа. Добавим в неё водичку. Помешай кашку! Варись-варись, кашка! Готова каша? Давай кормить куклу. Кушай, Маша, кашу! Ах! Какая

вкусная кашка!»

РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ

Перемешайте в мисочке небольшое количество фасоли и гороха. Затем попросите ребёнка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту».

Игры с магнитом.

    Неожиданную противоречивую ситуацию создают игры с магнитом. Для этого достаточно положить на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скрепки, пуговки) и незаметно для детей двигать магнитом под листком бумаги или стулом. Педагог вместе с детьми выражает крайнее удивление тем, что пуговки и монетки вдруг задвигались; дает потрогать движущиеся предметы и старается вызвать любопытство по отношению к наблюдаемым явлениям. Секрет «фокуса» можно открыть через некоторое время и дать детям возможность повторить опыт.

Волшебный мешочек.

    Эту распространенную и популярную игру для старших дошкольников в упрощенном варианте можно использовать и для детей раннего возраста. В качестве материала потребуется небольшой мешочек из мягкой непрозрачной ткани, затягиваемый шнуром или резинкой. Желательно, чтобы в мешочке были собраны разные знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик, деревянный грибок, кукла-голыш, рыбка, уточка, самолетик, машинка, кубик, совочек. Главное, они должны быть привлекательными по цвету и рисунку. Играть можно с небольшой группой (трое – четверо детей). Педагог предлагает всем по очереди опустить руку в мешочек и, взяв один предмет, на ощупь отгадать, что нашли. Задача – поддерживать любопытство группы. Если ребенок еще не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, взрослый ограничивается тем, что предлагает ему просто вытащить предмет из мешочка, так чтобы все могли рассмотреть его. Если кто-то называет предмет, но неправильно, педагог, исправив, обращает внимание группы на особенности формы игрушки, дает возможность детям подержать ее в руках.

    Усложнение. В последующем можно давать детям определенные поручения, например достать из мешочка куколку или чашку. Или дополнять содержимое мешочка новыми и неопределяемыми на ощупь предметами – кусочком поролона, мятой бумагой, палочкой. И найти предмет с конкретными свойствами (достань что-нибудь мягкое, твердое, круглое, маленькое). После выполнения поручения остальные дети рассматривают, ощупывают найденную игрушку, проверяют, правильно ли перечислены названные свойства.

Игры с песком.

    Песочница – излюбленное место игр во время прогулок. Самое важное, чтобы песок был чистым. Как дети играют в песочнице, известно: копаются руками, лопаткой, палочкой; вставляют в песок палочки, веточки, листики, камешки. Ребенка раннего возраста лепить куличики может научить только взрослый. Ребенок видит образец и пытается повторить. Но вот о чем следует помнить: не менее увлекательно другое занятие – разрушать куличики. Не было ничего – вдруг появилось что-то интересное и опять исчезло. Поэтому сердиться на эти действия нельзя.

    Взрослый показывает детям, какой песок сухой, какой мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия взрослый обязательно комментирует. Чем больше разнообразных по форме куличиков, тем интереснее. Формочками могут послужить пластмассовые бутылки и банки из-под шампуней, кремов.

    Однако в песочнице можно не только лепить куличики, но и закапывать, а потом раскапывать различные игрушки. Это напоминает детям их любимую игру в прятки. Поэтому на глазах у детей  можно закопать какую-нибудь пластмассовую игрушку или формочку и громко выразить удивление. Обычно в ответ на призыв дети с удовольствием откликиваются совочками или грабельками. Особый восторг вызывает тот момент, когда сквозь песок начинает проглядывать кусочек спрятанной игрушки. Маленькая победа вдохновляет на более энергичное раскапывание. Суть в том, что увлечение игрой рождает желание вновь спрятать в песке и выкопать игрушку.

    Можно научить малышей насыпать песок в ведерки (или формочки), утрамбовывать его лопаткой или ладошкой. Очень увлекает перекладывание песка из одной емкости в другую. В песочнице можно копать ямки, насыпать большие кучки и сооружать из них дома, формировать клумбы или лепить руками из мокрого песка заборчики или башенки. Это даже проще, чем лепить куличики.

    Детям постарше педагог показывает, как конструируют из песка заборчики по кругу, как пристраивают к ним башенки из ведерок. В процессе игры можно показать два ведерка, одно полное, а другое заполненное наполовину, и спросить: какое ведерко тяжелее? А затем дать задание самостоятельно заполнить ведерки песком (полностью или наполовину). Обратить внимание: в большое ведерко помещается много песка, чтобы его наполнить, требуется насыпать много совочков, в маленькое – мало. Песок легко заполняет емкости любой формы.

    Увлекает детей также игра с песком и водой одновременно (в часы прогулки на участке). Если песок сухой, понадобится полведра воды. Песок поливают из леечки. И лучше полить полпесочницы, а вторую половину оставить сухой. В середине можно соорудить холм или вылепить замок, а вокруг вырыть ров и залить его водой. Замок оживет, если заселить его обитателями. Пригодится любой подручный материал: из цветка получится принцесса, из листика – принц, из маленьких палочек – солдатики, а из сучка – король или разбойник. Еще интереснее, если замок будет соединять с сушей откидной мост из небольшой дощечки.

    Все готово для розыгрыша настоящего спектакля с похищениями, пропажами, встречами, разрушением и воссозданием песочных замков. Игры такой направленности могут длиться по нескольку дней. Они чрезвычайно полезны для разных сторон развития и, конечно же, делают жизнь детей полнее и интереснее.

Игры с бумагой.

    Много новых возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой, даже с комочками-снежками из тонкой бумаги. Уже не говоря о том, что в нее можно завернуть разные игрушки, можно порвать на мелкие кусочки старую ненужную бумагу и заполнить ею мисочки и кастрюльки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практ...

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование( опыт работы)

Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование....

Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование" на 2016-2017 уч.год

Содержание исследовательской деятельности, перспективное планирование, картотека игр-экспериментов...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

DВыявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей....

«Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование»

В представленном материале предложен примерный  алгоритм  проведения  занятия-экспериментирования,  предложена организация мини-лабораторий в детском саду, пер...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»

   «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ   РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраст...

Творческая лаборатория: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование»

Развитие познавательного интереса - один из важных вопросов воспитания и развития ребёнка раннего возраста. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действи...