Развитие познавательно-исследовательской деятельности
методическая разработка (старшая группа)
Продолжать формирование у детей представлений о приемах обследования предметов (природный материал), упражнение в выделении качеств и свойств объектов; развитие познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | |
Сентябрь | |
Практические действия «Можно ли узнать обо всем на свете?» | Продолжать формирование у детей представлений о приемах обследования предметов (природный материал), упражнение в выделении качеств и свойств объектов; развитие познавательной активности. |
Беседа «Почему опадают листья?», практические действия с осенними листьями | Продолжать формирование у детей представлений о сезонных изменениях в природе осенью; зависимость роста растений от температуры; продолжать знакомить детей со способами обследования объекта: рассматривание листьев дерева - показать строение, увядание, засыхание, хрупкость. |
Беседа, опыты «Деревянные предметы» | Развитие у детей умения определять существенные качества и свойства предметов из дерева (структура поверхности, твёрдость, прочность, можно забить гвоздь, пилить, не тонут, лёгкие). |
Практические действия «Тяжелый-легкий» | Продолжать формирование у детей представлений о весе предметов; знакомить с понятиями – тяжелый, легкий через практические действия с объектами, ознакомление с весами. |
Практические действия «Много-мало-поровну» | Продолжать формирование у детей представлений о свойствах и качествах сыпучих материалов; знакомить с понятиями – объем, мера через практические действия с объектами. |
Октябрь | |
Беседа, практические действия «Овощи» | Закрепление у детей представлений с правилами употребления овощей в пищу; видеть в обычных предметах объекты для изучения; обучение последовательному обследованию объектов с использованием схемы. |
Беседа, практические действия «Фрукты» | Закрепление у детей представлений с правилами употребления фруктов в пищу; видеть в обычных предметах объекты для изучения; обучение последовательному обследованию объектов с использованием схемы. |
Беседа, практические действия «Готовим по рецепту» | Ознакомление детей с правилами приготовления пищи (что такое рецепт); дать представление о том, что все продукты имеют вес и объем; измерение веса при помощи весов; объема при помощи мерки; проблемная ситуация: пересчитывать или измерять? |
Игровая ситуация «Разная посуда» | Развитие у детей способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (взаимосвязь внешнего вида объекта, материала с его функциональным назначением). |
Ноябрь | |
Беседа, практические действия «Разные ткани» | Продолжать формирование у детей представлений о видах тканей, их свойствах, назначении; рассматривание коллекции тканей; определение материала, из которого сделан объект. |
Игровая ситуация «Стирка белья» | Ознакомление детей со свойствами и качествами воды, ткани посредством практических действий. |
Беседа, практические действия «Крупы» | Продолжать формирование у детей представлений о крупах, их разнообразии, применении, пользе; как можно измерить. |
Беседа, опыты «Невидимка воздух» | Развитие у детей умения устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы. |
Беседа, опыты «Вода» | Продолжать формирование у детей представлений о значимости воды; ознакомление с ее свойствами и качествами; развитие навыков проведения элементарных опытов: тонет – не тонет; выталкивание предметов из воды; впитывание воды; испарение воды (высыхание). |
Декабрь | |
Беседа, опыты «Снег» | Продолжать формирование у детей представлений о снеге; ознакомление с его свойствами и качествами; проведение опытов: «Как снег превращается в воду», «Воздействие соли на снег», «Можно ли пить талую воду?» Игровое упражнение «Что похоже на снег?» |
Беседа, опыты «Сухой и мокрый песок» | Продолжать формирование у детей представлений о свойствах и качествах сухого и мокрого песка; продолжать знакомить с понятиями «тяжелый – легкий» (взвешивание), упражнять детей в устанавливании простых взаимосвязей, умения делать выводы (почему при сильном ветре неудобно играть с сухим песком). |
Беседа, практические действия «Разная бумага» | Продолжать формирование у детей представлений о видах и свойствах бумаги, ее назначении; устанавливание взаимосвязи качества объекта с его функциональным назначением; рассматривание бумажных изделий; определение материала, из которого сделан предмет; ознакомление детей с технологией ремонта книги. |
Игровое упражнение «Чем можно украсить елочку?» | Развитие у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе личного опыта и элементарного эксперимента; развитие у детей умения делать выводы и формулировать их. |
Январь | |
Беседа, опыты «Цветные льдинки» | Продолжать формирование у детей представлений о свойствах и качествах льда: вода на морозе замерзает, превращается в лед; лед твердый, не льется, принимает форму сосуда, в котором застывает; в тепле лед тает, превращается в воду; лед холодный, скользкий, хрупкий – его можно разбить. Ознакомление детей с процессом растворения краски в воде; с изготовлением цветных льдинок; цветной лед в тепле становится цветной водой. |
Беседа, опыты «Теплая и холодная вода» | Продолжать формирование у детей представлений о значимости воды; ознакомление с теплой и холодной водой; развитие навыков проведения элементарных опытов. |
Беседа, опыты «Свет и темнота» | Формирование у детей представлений о понятиях свет и темнота, о значимости света; формирование представлений о тени; проведение опытов. |
Февраль | |
Беседа, практические действия, опыты «Лёд и снег» | Продолжать формирование у детей умения сравнивать объекты: сравнение свойств и качеств снега и льда; объёмов воды из одинаковых форм, наполненных снегом и льдом; скорости таяния льда и снега. |
Беседа, опыты «Отражение» | Формирование у детей представлений о понятии – отражение; знакомство с зеркалами, их применением; проведение элементарных опытов с зеркалами. |
Игровая ситуация «Что для чего?» | Развитие у детей способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (взаимосвязь внешнего вида объекта (инструмента) с его функциональным назначением), формулировать их. |
Беседа, практические действия «Что надо для посадки?» | Ознакомление детей со свойствами почвы, ее состоянием; рассказать о необходимости почвы для жизни растений, привлечение детей к посадке семян растений. |
Март | |
Беседа, опыты «Стекло» | Формирование у детей представлений о свойствах и качествах стекла, применением; правилами безопасного обращения; познакомить с прибором - «лупа». |
Беседа, опыты «Чистая вода» | Продолжать формирование у детей представлений о значимости чистой воды; познакомить со способом очистки грязной воды; развитие навыков проведения элементарных опытов: очищение (фильтрация) воды. |
Беседа, практические действия «Как измерить температуру?» | Закрепление представлений детей о разных временах года; ознакомление с термометром, его применением, разновидностями. Проведение практических действий: определение температуры воздуха, воды, тела; измерение температуры воды в трех стаканах (понятия тепло – холодно), упражнение детей в устанавливании элементарных взаимосвязей. |
Игровая ситуация «Для чего нужна мебель?» | Развитие у детей способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы (взаимосвязь внешнего вида объекта с его функциональным назначением). |
Беседа, опыты «Электричество вокруг нас» | Формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его использовании; проведение опытов; закрепление правил безопасного поведении с электроприборами; дидактическая игра «Что было, что есть». |
Апрель | |
Беседа, опыты «Магнит» | Формирование у детей представлений о свойствах и качествах магнита; проведение элементарных опытов: притягивает – не притягивает; достань скрепку из воды; движущиеся предметы. |
Опыты по теме «Солнце и земля» (картотека) | Развитие познавательной активности, навыков проведения элементарных опытов; знакомство с глобусом, причиной смены частей суток. |
Игровая ситуация «Почему предметы движутся?» | Продолжать формирование у детей представлений о видах движения предметов: катятся, скользят, падают, тонут и пр.; об эволюции предметов, изобретениях человека. |
Практические действия «Камень, ножницы, бумага» | Закрепление у детей представлений о разнообразии и способах обследования объектов; упражнение в обследовании разных предметов, формулировании их качеств и свойств. |
Май | |
Беседа, практические действия «Камни» | Продолжать формирование у детей представлений о камнях, их свойствах и качествах посредством практических действий с объектами; применении; рассматривание коллекции камней. |
Беседа, опыты «Морская вода» | Продолжать знакомство детей с глобусом (водные ресурсы). Закрепление представлений о свойствах и качествах воды; с понятием - поверхность воды (состояние покоя, волнение, водоворот); проведение опыта: морская вода. |
Беседа, практические действия «Звук и слух» | Формирование у детей представлений о понятии звук, познакомить с его источниками и распространением; со способами и разницей восприятия звуков человеком и животными; проведение игр на развитие слухового восприятия. |
Практические действия «Что и как можно измерить?» | Обогащение у детей представлений о разнообразии и способах использования измерительных приборов: весы, мерная кружка, ложка, часы, секундомер, термометр, линейка, рулетка и др. |
Беседа «Мир вокруг нас» | Развитие у детей наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...