«Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья»
материал
Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_trusovoy_e.l._detskiy_sad_no_12.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Основными целями современного образования являются обеспечение
его общедоступности, расширение вариативности и повышение качества
образовательных услуг. Образование детей – один из наиболее важных
вопросов, стоящих перед каждой семьей и перед государством. Образование
ребенка с ограниченными возможностями здоровья – огромная проблема для
семьи, даже несмотря на то, что российское законодательство гарантирует
право на образование всем гражданам без какой-либо дискриминации. Поскольку с каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, а общество выдвигает новые гуманные запросы, необходимо развивать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику через создание специальных условий.
Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в организациях образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию, которая обеспечивает равное отношение ко всем детям, но создает особые условия для детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями.
Организация инклюзивной практики в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.
Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей.
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
- Принцип индивидуального подхода (Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).
- Принцип поддержки самостоятельной активности (Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности).
- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (Создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе).
- Принцип междисциплинарного подхода (Специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом).
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды.
- Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями).
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада (Модель детского сада может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства).
Инклюзивное образование в ДОО реализуется через следующие модели:
1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту.
2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада, в сопровождении тьютора.
Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:
1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей:
- беседа и анкетирование родителей;
- диагностика развития ребенка с ОВЗ;
- наблюдение за поведением в группе;
2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление ИОМ и индивидуального образовательного плана.
3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы.
Чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОО создается ПМКк, куда входят следующие специалисты: зам. руководителя по ОВР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, соц. педагог, инструктор по ФК, муз. руководитель, воспитатель, мед.сестра.
Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют ИОМ ребенка-инвалида, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ПМПк ДОО проходят как планово (в начале уч. года, середине и в конце), так и внепланово (по запросу).
Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах:
- индивидуальные занятия со специалистами;
- активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении, прогулки);
- совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми;
- режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др.);
- фронтальные занятия;
- детско-родительские группы;
- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Проблемы инклюзивного образования:
- отсутствие нормативно-правовой базы;
- своевременное повышение курсов квалификации специалистов ДОО;
- недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в ДОО;
- нехватка узких специалистов, в том числе и медицинских (психиатр, неонатолог);
- необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.
Перспективы инклюзивного образования: создание системы сетевого взаимодействия между социальными партнерами, реализующими идеи инклюзивного образования; обобщение инновационного опыта работы по проблеме инклюзивного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка привело к постановке практической задачи максимального охвата образовани...
Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения
Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе для детей с нарушением зрения...
Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данная статья содержит краткий обзор о инклюзивном образовании в России....
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Правильно - организованная коррекционно- развивающая среда- залог успешного получения образования...
Инклюзивные модели получения дошкольного образования детьми с ОВЗ
Социализация детей с ОВЗ...