«Развиваем мелкую моторику с младшими дошкольниками»
методическая разработка

Сырескина Татьяна Владимировна

Автор представляет материал по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx 23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Самарской области средняя общеобразовательная школа №1

 «Образовательный центр» имени 21 Армии Вооруженных сил СССР

 п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение  «Детский сад «Солнышко»

Мастер-класс для педагогов

«Развиваем мелкую моторику с младшими дошкольниками»

Подготовил:

 воспитатель Сырескина Т.В.

п.г.т.Стройкерамика 2021г.

«Развиваем мелкую моторику с младшими дошкольниками»

Цель: Знакомство педагогов с инновационными методами и приемами работы с младшими дошкольниками по развитию мелкой моторики рук.

Задачами мастера-класса являются,  показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;  научить педагогов психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук;  установить контакт между педагогами.

Оборудование: мячи (каучуковые, колючие, рифлёные); крупные, длинные бигуди; прищепки – для развития координации движений пальцев рук; счетные палочки; зубные щетки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней; бусы; резинки для волос; шестигранные карандаши; грецкие орехи, шишки, фасоль – «сухой бассейн»

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. Сухомлинский). Добрый день, уважаемые педагоги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

Добро пожаловать в на мастер-класс. В последнее время у младшего дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики рук:

1. Самый известный метод – это пальчиковая гимнастика.                            Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:                       • способствует овладению навыками мелкой моторики;                                                        • помогает развивать речь;                                                                                                         • повышает работоспособность головного мозга;                                                               • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;                                                                                                                                          • развивает тактильную чувствительность;                                                                                                      • снимает тревожность.                                                                                               Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в игры, например,  «Наши пальчики»

 Раз, два, три, четыре, пять,                                - загибать пальчики по одному                                              Вышли пальчики гулять                                     - сжимать и разжимать кулачки                   Раз, два, три, четыре, пять,в домик спрятались  опять       - имитируем домик.                                                                                                                                                     Где наши пальчики?                                                                                                       Вот наши пальчики!                                            - показываем пальчики.             2. Самомассаж ладоней и пальцев рук.                                                                       Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж может быть без предметов и с предметами (колючим массажным мячиком, природными материалами, самомассаж с прищепками, массаж резиночками для волос, массаж зубной щеткой).                                                                                      Самомассаж ладоней щёткой для волос «Ежата»                                                        Гладит мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!» На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.                                                                          Самомассаж зубной щёткой (Педагоги берут в руки зубную щётку.)            Плывёт зубная щётка, (Растирают щеткой подушечки)                                                             Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой.                                            Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца.                                                           По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.)                                           Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками:                                             Колючий ёжик катится нет ни головы ни ножек. (Шарик между ладошками вперед, назад.)                                                                                                             По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (Шарик между ладошками круговые движения по ладони.)                                                                             Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (Движения по пальцам правой руки, затем левой.)                                                                                          Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.) Самомассаж с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи. (Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими). Кыш! Кусается больно котёнок – глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. – Но я не играю с тобою, малыш! – А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!                                                                                               Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке. Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непрерывно каждый пальчик, Быть послушным научу.                                                                                                                 Массаж бусами: перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. «Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю».                                                                                                         3. Игры с крупами: перебирать как Золушка; проложить дорожку;  рисовать крупами. Предложить педагогам игру «Поиск сокровищ» в сухой бассейн – емкость с крупой спрятаны мелкие игрушки. Задача педагогов  найти их.                        4. Игры с резинками 1-й вариант. Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой. 2-й вариант. Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении). 3-й вариант. Для игры необходимы клубок и резинки для волос. Используя, все пять пальцев правой руки нанизываем резиночку на клубок.                                                                                                Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть ребенок выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.                                                                             Игра “Мастерская золушки”. Ребёнок выкладывает из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Пуговицы можно пришивать (с помощью взрослого, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без помощи). Вывод: развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников  является эффективными формами работы, что обеспечивает быстрое и правильное развитие связной речи, зрительно - двигательные и слуховые связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать мелкую моторику рук у дошкольников.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...

Комплекс упражнений "Развиваем мелкую моторику рук у дошкольников"

Комплекс дидактических игр по развитию мелкой моторики рук для дошкольников.1. «Кто скорее свернет ленту?»Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность дви...

Встреча с родителями: «Развиваем мелкую моторику» (первая младшая группа)

Встреча с родителями "Развиваем мелкую моторику"...

Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «Умелые ручки» во второй младшей группе

Данный проект будет полезен воспитателям ДОУ, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, и родителям.Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недос...

Консультация для родителей «Зачем развивать мелкую моторику у ребенка-дошкольника?»

Консультация для родителей «Зачем развивать мелкую моторику у ребенка-дошкольника?»...