Мастер класс для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста в продуктивной деятельности как фактор подготовки к обучению в школе"
материал (средняя группа)
Цель:
Систематизирование знаний у педагогов о способах развития мелкой моторики у детей ОВЗ дошкольного возраста с использованием природного материала.
Задачи:
- Расширить представления участников мастер- класса об играх с природным материалом, способствующих развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
- Познакомить участников мастер- класса с организацией проведением массажа с использованием в качестве ручных тренажеров природного материала.
- Развивать творческий потенциал участников мастер- класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер - класс «Развитие инициативы и самостоятельности детей ОВЗ дошкольного возраста в продуктивной деятельности как фактор подготовки к обучению в школе»
Цель: систематизирование знаний у педагогов о способах развития мелкой моторики у детей ОВЗ дошкольного возраста с использованием природного материала. Задачи: - расширить представления участников мастер- класса об играх с природным материалом, способствующих развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. - познакомить участников мастер- класса с организацией проведением массажа с использованием в качестве ручных тренажеров природного материала. - развивать творческий потенциал участников мастер- класса.
Методическая литература
Игры с природным материалом
Массаж рук
Игры с крупой и семенами
Схемы - картинки
Конструирование из камней и ракушек
Рппс
Выставка работ
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №27 «Солнышко»
Волго-Донская ул., д 11 Канск 663604 тел (39161) 3-87-05
(МБДОУ №27)
Тимохина Ирина Ивановна
воспитатель МБДОУ№ 27
Развитие инициативы и самостоятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста в продуктивной деятельности как фактор подготовки к обучению в школе (мастер - класс).
Цель: систематизирование знаний у педагогов о способах развития мелкой моторики у детей ОВЗ дошкольного возраста с использованием природного материала.
Задачи:
- расширить представления участников мастер- класса об играх с природным материалом, способствующих развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;
- познакомить участников мастер- класса с организацией проведением массажа с использованием в качестве ручных тренажеров природного материала;
- развивать творческий потенциал участников мастер- класса.
Материал:
- 6 подносов с крупой, грецкие орехи, схемы- картинки, простые карандаши, кисти, сухие и влажные салфетки, камни, ракушки, цветной рис, клей ПВА.
В российском законодательстве написано каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Для детей имеющих ограниченные возможности здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ, должны создаваться специальные условия обучения и воспитания.
Должно быть, вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка, которое в свою очередь позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные нарушения. А уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Только тогда дети с ОВЗ и инвалидностью могут реализовать свой потенциал.
Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира: если развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Кроме того, учеными и практиками было замечено, что у городских детей с ОВЗ отмечается общее моторное отставание и слабое развитие рук. Это связано с развитием технологий стремительно входящими в жизнь современного человека, облегчающим его быт. Кто сейчас, из нас, возьмется перебирать крупу?
Раньше это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Прополка грядок и сбор ягод, лепка пельменей, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины. Почти все домашние дела так или иначе делались руками. А с пуговицами и шнурками, требующими сноровки пальчиков, сегодня дети все меньше общаются: липучки и «молнии» экономят время, силы. А это отражается на развитии мелкой моторики рук ребенка.
Мы с вами сталкиваемся в своей работе с проблемой развития мелкой моторики у детей, стараемся решить ее. Я предлагаю поделиться друг с другом методами и приемами, которые вы используете у себя на группах при решении этой задачи. (Ответы участников мастер класса).
Я изучила, методическую литературу по данному вопросу (Т.В.Калинина, С.В.Николаева, О.В.Павлова, И.Г.Смирнова "Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет", А.Г. Савушкина "Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), Т.Б. Сержантова "Оригами. При изучении методической литературы по данной теме меня заинтересовали игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.
Работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо включать коррекционную работу во все виды деятельности. Одна из наиболее благоприятных для этого - продуктивная деятельность. Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка.
Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи.
Ежедневно я провожу массаж рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Чтобы массаж проходил интереснее, я использую в качестве ручных тренажеров природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки.
(Ведущий предлагает участникам попробовать провести массаж, используя грецкие орехи: катать орех между ладонями, катать его между пальцами, удерживать орех между растопыренными пальцами, удержать несколько орехов между пальцами.)
Кто выше подбросит орех, кто спрячет его в ладони, чтобы не было видно, у кого дольше всех будет вращаться орех, кто дальше прокатит орех. Заменить грецкие орехи вы можете шишками, косточками от персиков, слив.
Игры с крупой и семенами
(Участникам предлагается на ощупь определить и назвать крупу и семена, находящиеся в мешочке.). Очень интересны для детей игры с крупой. В подносы тонким слоем я насыпаю манку (можно для этой цели использовать коробки от обуви, сделав дно коробки темной). Нарисуйте пальцем что хотите: волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, любимую букву, автомобиль, если вам что, то не понравилось вы можете одним движением все разровнять.
Крупу можно пересыпать в разные емкости, рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты, выполнить рисунок манной крупой. А еще на манке хорошо выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.
Ведущий предлагает отгадать загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ... солнце
( и выложить отгадку с помощью семян)
Стоят в поле сестрички –
Жёлтые глазки, белые реснички.
(Ромашки)
Еще использую схемы - картинки. На них можно выкладывать изображения контуров предметов, дорисовывать то, что пропустил художник, украшать предметы, находить фигуры и все это делать
семенами арбуза, дыни, горохом фасоли. (Ведущий предлагает участникам выполнить задание по карточке: Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа).
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами,
является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
Конструирование из камней и ракушек.
Для изготовления конструктора необходимо подобрать камушки (ракушки) и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них прикрепить наклейки. Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны. (Ведущий предлагает участникам раскрасить камушки краской или наклейками)
Я создала РППС, в которую включены оборудование и материалы для игр и упражнений - это ковролин с геометрическими фигурами, для обследования предметов, собрала всевозможные коллекции (ракушки, кору деревьев, семена, крупы, камушки, шишки и т.п.), тактильные дощечки, пальчиковый театр, уголок художественного творчества, схемы для выкладывания из природного материала различных картинок, клубочки, чудесный мешочек, мозаика, мелкие конструкторы, сухой бассейн с разными наполнителями для рук, пазлы, цепочки, шнуровка, пуговицы и т.п.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, для познавательного развития детей.
Мной используется оценка качества развития мелкой моторики рук детей ОВЗ.
Система оценки включает в себя следующие этапы:
1. Статические упражнения - проверка стабильности выполнения детьми движений, напряжение мышц.
2. Динамические упражнения - используется метод работы с бумагой: вырезание ножницами, обрывание листа по контуру.
3. Тактильное ощущение - узнавание качества и формы предмета на ощупь (игра «Чудесный мешочек»).
4. Координация движений - оценивается быстрота переключения с одного движения на другой (упражнение «Ладонь – ребро - кулак»).
5. Обследование щепоти руки - оценивается ловкость ребенка при выполнении задания «Катание шарика».
6. Готовность к обучению письму - выявляется умение проводить анализ и синтез простого изображения; соблюдение ритма изображения; ориентирование в клетке (задание «Бордюры»).
В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов.
Стимулируя развитие самостоятельности, каждый раз стараюсь раскрывать перед детьми с ограниченными возможностями новые возможности, показывая рост их достижений, связывая растущую самостоятельность и инициативность с успешной перспективой обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс " Реализация образовательной области " Художественное творчество" в старшем дошкольном возрасте, с использованием социоигровой технологии".
Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. ...
Мастер-класс для логопедов и воспитателей логопедических групп старшего дошкольного возраста.
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми....
Мастер-класс "Корзинка с цветами" (из подручных материалов, старший дошкольный возраст)
"Волшебные превращения" простых или, казалось бы, ненужных вещей и предметов в интересные поделки всегда вызывают у детей неподдельный вост...
Мастер – класс «Использование оздоровительных игр в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс...
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте».
Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционному рисованию в младшей группе - штамповка....
Консультация для воспитателей "Символико-моделирующая деятельность детей дошкольного возраста. Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте"
Решая задачу коррекционно-развивающего обучения мной разработана серия многофункциональных игр и пособий с применением метода наглядного моделирования по подготовке детей к обучению грамоте, осн...
Анимационное творчество дошкольника как фактор подготовки к обучению к школе
В этой презентации вы можете ознакомиться С анимационным творчеством, которыйй поможет подготовить детей к школе....