Условия развития художественно-творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Условия развития художественно-творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Актуальность данной темы продиктована требованиями ФГОС ДО (п. 1.6., т. к. одна из целей стандарта – это создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Развивать творческие способности у детей очень важно, так как они способствуют всестороннему развитию личности ребенка, повышают возможности его дальнейшего обучения.
В детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста.
Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».
Способности – это психические качества, которые необходимы для той или иной человеческой деятельности и которые в этой деятельности формируются.
Так, С. Л.Рубинштейн в своем капитальном труде по психологии писал: «Будучи пригодной для деятельности, способность в деятельности и формируется».
Исследователи рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает разные способности ребенка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре.
Мы должны у наших детей воспитывать пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Большие возможности для решения задач всестороннего воспитания детей и развития детского творчества заключаются во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации, конструирования и игры-драматизации
Творческие способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность.
Активно развиваются творческие способностив художественных видах деятельности: музыкально-ритмических, театрализованных, музыкально-игровых, художественно – речевых, рисовании и лепке. Ребёнку необходимо помочь развивать ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребёнок не найдёт эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.
Для успешного развития творческой личности необходимо создать в детском саду такую обстановку, которая будет опережать развитие ребенка. Это развитие должно носить гармоничный и системный характер. То есть необходимо как можно раньше окружить ребенка такой средой, которая будет стимулировать его творческую, познавательную, речевую, социально-коммуникативную деятельность.
Занятия рисованием — одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.
Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Маленькие дети в силу своих возрастных особенностей не способны сосредоточиться на одном виде деятельности длительное время. Уровень развития ручной моторики маленьких детей делает затруднительной работу с художественными материалами и инструментами.
Самыми эффективными способами рисования - являются нетрадиционные способы изобразительной деятельности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том,что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! На листочке дерева, на снегу, на песке, на газете… Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги, салфетками, ватными палочками и т. п.
Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать.
Материалами для лепки детей дошкольного возрастамогут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.
Одним из самых популярных видов детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная игра. Она близка и понятна каждому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия. Детям необходимо читать и рассказывать русские народные сказки, тературные произведения стихи советских авторов А. Барто, С. Маршака, И. Токмаковой и т. д. привлекать к проговариванию от имени того или иного персонажа; рассматривать иллюстрации, использовать для показа любимых сказок разные виды театров; использовать инсценировки сказок, потешек, стихов и песенок в образовательной деятельности, например при знакомстве детей с овощами и фруктами, домашними и дикими животными, с трудом и бытом взрослых.
При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста важен метод совместных действий взрослого и ребенка - «сотворчество».
Условия формирования детского творчества:
1. Одним из главных условий развития творчества является наличие интереса к изобразительной деятельности, который возникает на основе ведущего вида деятельности – игры. Начиная занятия со сказки, веселого стихотворения или потешки, можно эмоционально затронуть малыша, превратить занятие в увлекательную игру. Созданию игрового настроения способствуют также ролевые и подвижные игры, занимательные задания на развитие мышления.
2. Не менее важным условием исследователи считают наличие действенного мотива деятельности. Мотив может быть направлен на достижение результата деятельности (Рисование – «осень» - ты знаешь, какая бывает осень. А мама не знает, какая осень красивая. Давай ей покажем). Так же мотив может быть основан на потребности ребенка кого-либо порадовать, помочь кому-либо.
3. Необходимо обеспечить и правильное восприятие предметов. С этой целью проводятся наблюдения, экскурсии, обследования т. е. обогащается сенсорный опыт ребенка – потрогать, погладить, обвести форму, рассмотреть иллюстрации, фотографии.
В процессе восприятия предметов уточняются представления о форме, цвете, конструкции, определяются его художественные достоинства.
4. Необходимо формировать исполнительские навыки детей, знакомить с изобразительными материалами, закреплять способы действия с ними, показывать их выразительные возможности, развивать формообразующие движения, т. к. это важное условие, способствующее развитию изобразительного творчества.
6. Воспитатель должен предусмотреть вариативность предмета изучения, способов показа (круг можно закрасить разными приемами, вариативность использования образцов (несколько Снегурочек в качестве образца, похожих но не одинаковых, что обеспечивает отсутствие стандарта в изображении.
8. Важна заинтересованность воспитателя в том, что творят дети. Для этого он должен владеть системой знаний о творчестве как о процессе, быть эмоциональным, знать методы, приемы, условия, обеспечивающие творчество.
9. Наличие материальной базы не менее важно, т. к. для реализации замысла, ребенку необходимы разнообразные инструменты, материалы, которые позволяют это сделать. Так же большое значение имеет наличие изобразительного уголка в группе, где ведется работа по знакомству детей с произведениями искусства. В уголке могут быть сосредоточены книги, иллюстрации, альбомы, изобразительные материалы и пр. Воспитатель должен косвенно руководить самостоятельной деятельностью детей в созданной изостудии.
11. Особое внимание следует обратить на то, что детские работы должны «жить» в детском саду. Дети должны видеть, что их работы кому-то нужны – украшают интерьер группы, зала, используются как атрибуты в сюжетно-ролевой игре, (дети лепят из теста баранки, раскрашивают, а затем используют в качестве угощения для кукол) и т. д.
Перечисленные выше условия – лишь часть, способствующая формированию творческих способностей дошкольников.
Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах:
•От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
•Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
•Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Развитие творчества во многом зависит от организации эстетическо-развивающей среды в группе.
Так, появился «Центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Так например красивые цветы необычной формы получаются при рисовании мятыми кусочками бумаги, штампом, необыкновенные картинки получаются при рисовании ладошкой. Большой восторг вызывает рисование пальчиком, ватной палочкой. Используя разные семена, зёрна, пуговицы вместе создаем пластилиновые картинки, создание коллективных композиций «Осенний лес», «В зимнем лесу» и др. вызывает интерес к сотворчеству с воспитателем и детьми.
Вызвать желание и поддержать интерес к созданию образов помогает игровая мотивация (слепить угощение для гостей, сделать подарок мишке, игровые приёмы (дождик капает «кап-кап», зайчик прыгает по дорожке оставляя следы, сюрпризные моменты (слепить мишке друзей, подарки из волшебного сундучка).
В совместной деятельности с детьми использую народные игрушки – они обогащают зрительные впечатления и вызывают эмоциональный отклик у детей. Им нравится рассматривать, трогать играть с ними. Показ ярких игрушек вызывает интерес к их изображению.
Заключение
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Мы должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.
Таким образом, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Литература
1. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 56 с.
2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» Творческий центр СФЕРА Москва 2008
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1954. – С. 536.)
4. Теплов Б. М. Психология / Под ред. К. Н. Корнилова, Б. М. Теплова, Л. М. Шварца. – М., 1941. – С. 355–356.)
5. Ульева Е. А. Творческие задания «Времена года»,Тетрадь для занятий с детьми, Москва ВАКО
6. Янушко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года)» Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва Мозаика-Синтез 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста
Статья о развитие мелкой моторики...
Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»
В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....
Доклад по теме: «Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста "
Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей ранней и младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: 1. Проанализировать психо...
Доклад по теме: "Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей ранней и младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: 1. Проанализиро...
Кружок "Развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку" 1 младшая
Программа «Су - Джоку» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 2 лет, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состо...
Творческий отчёт «Развитие сенсорных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр».
В творческом отчёте даётся полное описание работы по данной теме: перспективный план, диагностика, работа проведённая с детьми...
«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста» статья (младшая группа)
laquo;Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»статья (младшая группа)...