Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой
занимательные факты (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал будет полезен воспитателям для работы с детьми в разных возрастных группах. В материале предоставленны различные варианты игр с художественными произведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_metody_i_priyomy_v_rabote_so_skazkoy.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой.
1.Составление словаря по сказке.
Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д.
В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.
2.Изготовление книги по сказке.
Цель. Обогащение речи детей эмоционально-окрашенной лексикой, эстетическими терминами через знание содержания сказки. Развитие творческого воображения, цветовосприятия, мелкой моторики рук. Воспитание у детей интерес к созданию книги.
3. Назови героя.
Цель. Учить детей объединять героев по заданному признаку, развитие памяти, внимания, интереса к сказкам.
Описание. Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок, например - Назовите мне героев-мальчиков (Кай из «Снежной Королевы», Пьеро из «Золотого ключика»).
4. Действия героя.
Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.
Описание. Например, сказка «Колобок». Воспитатель предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
5.Поможем герою.
Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.
Описание. Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?
6.Шаг за шагом.
Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.
Описание. Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки.
7.Помоги герою найти свою сказку.
Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.
Описание. На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.
8.Встреча с героем.
Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.
Описание. Воспитатель предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?
9.Отправим смс-сообщение.
Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.
Описание. Воспитатель предлагает детям «написать» в смс-сообщении пожелание герою сказки.
10.Узнай сказку по песенке героев.
Цель. Развитие речи детей, закрепление знания песенок, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Описание. Воспитатель предлагает детям узнать сказку по песенке героя, например:
∙ Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят").
11.Сказочные слова.
Цель. Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.
Описание. Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь”, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.).
12.Покажи мимикой и жестами.
Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.
Описание. Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.
13.Шкатулка.
Цель. Развитие речи, памяти, мышления.
Описание. Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера, пожелания и т.д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем.
14. Что было бы, если бы …
Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.
Описание. Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?
15.Верно - неверно.
Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.
Описание. Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка мышку. Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
16. Хорошо-плохо.
Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.
Описание. Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку).
17. Реклама.
Цель. Развитие связной речи, мышления, интерес к сказке.
Описание. Воспитатель предлагает детям прорекламировать (рассказать), чем понравилась сказка.
18. Собери цепочку.
Цель. Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание сказки, развивать внимание и память.
Описание. Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.
19. Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз.
Цель. Учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.
Описание. Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку. Пример: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали, (запах сажи, шерсти волка, кипящей воды). Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.
20. Ложная альтернатива.
Цель. Развитие внимания, связной речи.
Описание. Воспитатель задаёт вопросы с помощью слов "или-или", но ни один из предлагаемых ответов не является правильным. Например: Кто снёс золотое яйцо – утёнок или цыплёнок? Кто раздавил теремок – заяц или волк? Кто помог вытянуть репку – дедка или бабка?
21. Круги Луллия.
Цель. Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов. Развитие воображения, творческого подхода к действиям, логического мышления, умения решать возникающие проблемы.
1.Описание. 1-й круг – картинки с изображением мест действия из различных сказок (болота, леса, комнаты, деревни, чудесного сада); 2 -й круг – дети самостоятельно заполняют картинками с изображениями сказочных героев. - Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет. (Баба Яга живёт в лесной избушке). - Раскрути круги и скажи, сюжет из какой сказки оказался под стрелкой? Назови героя и его новое место действия. (Колобок живёт в деревне).
2. Описание. На 1 –м круге – картинки с изображением сказочных героев. На 2 –м круге - схематично обозначены черты характера героев. – Выбери героя и объедини его с основной чертой характера. ( Лиса хитрая). – Раскрути круги и скажи, герой из какой сказки оказался под стрелкой? Назови героя и объедини его с новой чертой характера. (Баба Яга из сказки «Гуси – лебеди» стала весёлой).
22. Использование мнемотаблицы в работе со сказкой.
1. при пересказе сказок, например сказка «Репка».
При пересказе с помощью мнемотаблицы дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Также можно предложить детям придумать и зарисовать свой конец сказки в мнемотаблице.
2. в различных играх:
«Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры. Детям читают сказку и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок (мнемотаблицы), по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.
«Где начало рассказа (сказки)?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.
Ход игры. Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.
«Какая карточка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры. Перед ребёнком выкладывают карточки в правильной последовательности, но одну карточку берут из другого набора мемотаблицы. Ребёнок должен найти ненужную карточку, убрать ее, а затем составить рассказ.
В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что очень важно при подготовке к школе. И самое главное вы оставите у ребёнка неизгладимые впечатления от общения с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
Нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми старшего возраста
Некоторые нетрадиционные приемы и методы работы с детьми старшего возраста для развития слухового развития и фонематического восприятия. Работа с ребе...
Нетрадиционные методы и приемы в работе со сказкой.
Педагог дошкольного образования в соответствии с ФГОС должен развивать в дошкольниках творческую активность и творческую самостоятельность. Сказка подходит для этого, чтобы развивать в детях эти лично...
Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой.
Сказки – это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной, игровой форме. И надеюсь, что использование нетрадиционных методов и приёмов в ...
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
Сборник нетрадиционных методов и приёмов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особыми возможностями здоровья.
Сборник адресован педагогам ДОУ, учителям-логопедам, педагогам-психологам для внедрения данных методов и приёмов в практическую деятельность в процессе организации совместной деятельности с детьми, во...
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время существует множество традиционного практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, применение которых способст...