Дидактическая игра
картотека (младшая группа)

Жукова Алина Валерьевна

Картотека дидактических игр раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:


Название игры: «Чистогоорка».

Задача: совершенствовать интонационную выразительность речи.

Материалы и оборудование: -

Ход игры: Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса). Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ. Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:

Название игры: «Интересный мячик».

Задача: развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Материалы и оборудование: мячик

Ход игры: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно. Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

Название игры: «Лодочка и пароход»

Задача: развивать фонематический слух

Материалы и оборудование:

Ход игры: Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы. Воспитатель: «Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух»(дети повторяют звукосочетание) .

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Название игры: «Лес»

Задача: закреплять правильное произношение согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.

Материалы и оборудование:

Ход игры: Игру «Эхо» проводится, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.

ЛОДКА—РАМА — ...

РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ — ..

ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА — ...

РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК — ...

Название игры: «Где что лежит»

Задача: продолжать учить детей употреблять слова-антонимы.

Материалы и оборудование: мячик

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч. называет другое – с противоположным значением. Воспитатель и дети: «Горячий-холодный,

Хороший-плохой,

Умный-глупый,

Весёлый-грустный,

Острый-тупой,

Гладкий-шероховатый.»

Название игры: «Кто как передвигается?»

Задача: учить использовать в речи наиболее употребительные глаголы.

Материалы и оборудование: мячик

Ход игры: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Воспитатель и дети: «Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)»

Название игры: «Что происходит в природе?»

Задача: учить использовать в речи наиболее употребительные глаголы, согласования слов в предложении.

Материалы и оборудование: мячик

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

Название игры: «Кто может совершать эти действия?»

Задача: учить использовать в речи наиболее употребительные глаголы, закреплять использовать в речи существительные.

Материалы и оборудование: мячик

Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Педагог и дети: «Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Название игры: «Животные и их детёныши».

Задача: продолжать учить детей согласовывать слова в предложении обозначающих детенышей животных.

Материалы и оборудование: мячик

Ход игры: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы- цыплёнок, у собаки – щенок.

Название игры: «Скажи, что изменилось? Чего не стало?»

Задача: продолжать учить детей согласовывать слова в предложении правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных.

Материалы и оборудование: группы игрушек - по две-три штуки, ширма

Ход игры: «Ребята посмотрите на стол. На столе много игрушек. Давайте назовем их» - дети перечисляют группы игрушек. «Сейчас я их спрячу и некоторые из них убегут, а вы должны узнать, чего не стало» Взрослый просит рассмотреть группы игрушек, ставится ширма, за которой взрослый убирает одну из них, ширма убирается и через 30 сек. спрашивает: «Каких игрушек не стало» или «Чего не стало». Дети отвечают, после чего игрушки возвращаются.

Название игры: Скажи, что делает бабушка? (Дедушка?)»

Задача: побуждать детей активно употреблять в речи и составлять простейшие виды сложносочиненных предложений.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки с изображением людей, выполняющих действия: подметает, моет посуду, варит обед, забивает молотком гвозди, копает землю (грядку)

Ход игры: играть могут сразу несколько детей. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Что делает бабушка?». Дети подготовившись, поднимают руку для ответа. Взрослый по очереди дает возможность высказать всем желающим и оценивает высказанное предложение (поощряет, просит уточнить, повторить). Затем картинка меняется.

Название игры: «Один — много»

Задача: продолжать учить детей согласовывать слова в предложении образовывать форму множественного числа существительных.

Материалы и оборудование: мячик

Ход игры: Мы — волшебники немного: был один, а станет много. Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

Примеры:

Стол — столы

двор – дворы,

нос – носы,

гора – горы,

нора – норы,

Название игры: «Гуси»

Задача: соотносить названия действий с собственными движениями.

Материалы и оборудование:

Ход игры: Цель: соотносить названия действий с собственными движениями. Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков (двигают сомкнутыми руками от одного к другому). Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-двй! Будут на зиму дрова. (Е. Благинина. Будут на зиму дрова.) Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.

— Где ладошки? Тут?

— Тут.

— На ладошке пруд?

— Пруд.

— Палец большой — Это гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал,

Этот палец суп варил (сварил).

Самый меньший—печь топил (истопил).

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот... Вот.

Название игры: «Составь рассказ»

Задача: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий.

Материалы и оборудование: картинки.

Ход игры: Дети учатся составлять рассказы о профессиях. Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.

Название игры: «Хохлатка»

Задача: упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки

Материалы и оборудование:

Ход игры: Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червяков. И предлагает детям составить свой рассказ и поделиться с ребятами.

Название игры: «Кто кого обгонит»

Задача: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы

Материалы и оборудование: картинки с изображением животных, транспорта и т.д.

Ход игры: Воспитатель показывает детям две картинки и задаёт вопрос; «Кто кого обгонит?»

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху);

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд);

Гусеница и змея (Змея обгонит гусеницу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...