Дидактическая игра
картотека (младшая группа)
Картотека дидактических игр раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Название игры: «Чистогоорка».
Задача: совершенствовать интонационную выразительность речи.
Материалы и оборудование: -
Ход игры: Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса). Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ. Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:
Название игры: «Интересный мячик».
Задача: развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно. Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.
Название игры: «Лодочка и пароход»
Задача: развивать фонематический слух
Материалы и оборудование:
Ход игры: Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы. Воспитатель: «Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух»(дети повторяют звукосочетание) .
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Название игры: «Лес»
Задача: закреплять правильное произношение согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.
Материалы и оборудование:
Ход игры: Игру «Эхо» проводится, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.
ЛОДКА—РАМА — ...
РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ — ..
ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА — ...
РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК — ...
Название игры: «Где что лежит»
Задача: продолжать учить детей употреблять слова-антонимы.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч. называет другое – с противоположным значением. Воспитатель и дети: «Горячий-холодный,
Хороший-плохой,
Умный-глупый,
Весёлый-грустный,
Острый-тупой,
Гладкий-шероховатый.»
Название игры: «Кто как передвигается?»
Задача: учить использовать в речи наиболее употребительные глаголы.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Воспитатель и дети: «Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)»
Название игры: «Что происходит в природе?»
Задача: учить использовать в речи наиболее употребительные глаголы, согласования слов в предложении.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.
Название игры: «Кто может совершать эти действия?»
Задача: учить использовать в речи наиболее употребительные глаголы, закреплять использовать в речи существительные.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Педагог и дети: «Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Название игры: «Животные и их детёныши».
Задача: продолжать учить детей согласовывать слова в предложении обозначающих детенышей животных.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы- цыплёнок, у собаки – щенок.
Название игры: «Скажи, что изменилось? Чего не стало?»
Задача: продолжать учить детей согласовывать слова в предложении правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных.
Материалы и оборудование: группы игрушек - по две-три штуки, ширма
Ход игры: «Ребята посмотрите на стол. На столе много игрушек. Давайте назовем их» - дети перечисляют группы игрушек. «Сейчас я их спрячу и некоторые из них убегут, а вы должны узнать, чего не стало» Взрослый просит рассмотреть группы игрушек, ставится ширма, за которой взрослый убирает одну из них, ширма убирается и через 30 сек. спрашивает: «Каких игрушек не стало» или «Чего не стало». Дети отвечают, после чего игрушки возвращаются.
Название игры: Скажи, что делает бабушка? (Дедушка?)»
Задача: побуждать детей активно употреблять в речи и составлять простейшие виды сложносочиненных предложений.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки с изображением людей, выполняющих действия: подметает, моет посуду, варит обед, забивает молотком гвозди, копает землю (грядку)
Ход игры: играть могут сразу несколько детей. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Что делает бабушка?». Дети подготовившись, поднимают руку для ответа. Взрослый по очереди дает возможность высказать всем желающим и оценивает высказанное предложение (поощряет, просит уточнить, повторить). Затем картинка меняется.
Название игры: «Один — много»
Задача: продолжать учить детей согласовывать слова в предложении образовывать форму множественного числа существительных.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: Мы — волшебники немного: был один, а станет много. Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.
Примеры:
Стол — столы
двор – дворы,
нос – носы,
гора – горы,
нора – норы,
Название игры: «Гуси»
Задача: соотносить названия действий с собственными движениями.
Материалы и оборудование:
Ход игры: Цель: соотносить названия действий с собственными движениями. Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков (двигают сомкнутыми руками от одного к другому). Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-двй! Будут на зиму дрова. (Е. Благинина. Будут на зиму дрова.) Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.
— Где ладошки? Тут?
— Тут.
— На ладошке пруд?
— Пруд.
— Палец большой — Это гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал,
Этот палец суп варил (сварил).
Самый меньший—печь топил (истопил).
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот... Вот.
Название игры: «Составь рассказ»
Задача: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий.
Материалы и оборудование: картинки.
Ход игры: Дети учатся составлять рассказы о профессиях. Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Название игры: «Хохлатка»
Задача: упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки
Материалы и оборудование:
Ход игры: Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червяков. И предлагает детям составить свой рассказ и поделиться с ребятами.
Название игры: «Кто кого обгонит»
Задача: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы
Материалы и оборудование: картинки с изображением животных, транспорта и т.д.
Ход игры: Воспитатель показывает детям две картинки и задаёт вопрос; «Кто кого обгонит?»
Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху);
Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд);
Гусеница и змея (Змея обгонит гусеницу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-51769-1454873738.jpg)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/06/picture-98704.jpg)
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564339-1421238536.jpg)
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/17/picture-487167-1434522657.jpg)
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-968701-1509967656.jpg)
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...