Дидактическая игра
картотека (младшая группа)
Картотека дидактических игр раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Название игры: «Чистогоорка».
Задача: совершенствовать интонационную выразительность речи.
Материалы и оборудование: -
Ход игры: Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса). Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ. Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:
Название игры: «Интересный мячик».
Задача: развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно. Образец: галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.
Название игры: «Лодочка и пароход»
Задача: развивать фонематический слух
Материалы и оборудование:
Ход игры: Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы. Воспитатель: «Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух»(дети повторяют звукосочетание) .
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Название игры: «Лес»
Задача: закреплять правильное произношение согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.
Материалы и оборудование:
Ход игры: Игру «Эхо» проводится, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.
ЛОДКА—РАМА — ...
РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ — ..
ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА — ...
РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК — ...
Название игры: «Где что лежит»
Задача: продолжать учить детей употреблять слова-антонимы.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч. называет другое – с противоположным значением. Воспитатель и дети: «Горячий-холодный,
Хороший-плохой,
Умный-глупый,
Весёлый-грустный,
Острый-тупой,
Гладкий-шероховатый.»
Название игры: «Кто как передвигается?»
Задача: учить использовать в речи наиболее употребительные глаголы.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Воспитатель и дети: «Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)»
Название игры: «Что происходит в природе?»
Задача: учить использовать в речи наиболее употребительные глаголы, согласования слов в предложении.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.
Название игры: «Кто может совершать эти действия?»
Задача: учить использовать в речи наиболее употребительные глаголы, закреплять использовать в речи существительные.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Педагог и дети: «Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Название игры: «Животные и их детёныши».
Задача: продолжать учить детей согласовывать слова в предложении обозначающих детенышей животных.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы- цыплёнок, у собаки – щенок.
Название игры: «Скажи, что изменилось? Чего не стало?»
Задача: продолжать учить детей согласовывать слова в предложении правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных.
Материалы и оборудование: группы игрушек - по две-три штуки, ширма
Ход игры: «Ребята посмотрите на стол. На столе много игрушек. Давайте назовем их» - дети перечисляют группы игрушек. «Сейчас я их спрячу и некоторые из них убегут, а вы должны узнать, чего не стало» Взрослый просит рассмотреть группы игрушек, ставится ширма, за которой взрослый убирает одну из них, ширма убирается и через 30 сек. спрашивает: «Каких игрушек не стало» или «Чего не стало». Дети отвечают, после чего игрушки возвращаются.
Название игры: Скажи, что делает бабушка? (Дедушка?)»
Задача: побуждать детей активно употреблять в речи и составлять простейшие виды сложносочиненных предложений.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки с изображением людей, выполняющих действия: подметает, моет посуду, варит обед, забивает молотком гвозди, копает землю (грядку)
Ход игры: играть могут сразу несколько детей. Взрослый показывает картинку и спрашивает: «Что делает бабушка?». Дети подготовившись, поднимают руку для ответа. Взрослый по очереди дает возможность высказать всем желающим и оценивает высказанное предложение (поощряет, просит уточнить, повторить). Затем картинка меняется.
Название игры: «Один — много»
Задача: продолжать учить детей согласовывать слова в предложении образовывать форму множественного числа существительных.
Материалы и оборудование: мячик
Ход игры: Мы — волшебники немного: был один, а станет много. Воспитатель бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.
Примеры:
Стол — столы
двор – дворы,
нос – носы,
гора – горы,
нора – норы,
Название игры: «Гуси»
Задача: соотносить названия действий с собственными движениями.
Материалы и оборудование:
Ход игры: Цель: соотносить названия действий с собственными движениями. Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков (двигают сомкнутыми руками от одного к другому). Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-двй! Будут на зиму дрова. (Е. Благинина. Будут на зиму дрова.) Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.
— Где ладошки? Тут?
— Тут.
— На ладошке пруд?
— Пруд.
— Палец большой — Это гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал,
Этот палец суп варил (сварил).
Самый меньший—печь топил (истопил).
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот... Вот.
Название игры: «Составь рассказ»
Задача: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий.
Материалы и оборудование: картинки.
Ход игры: Дети учатся составлять рассказы о профессиях. Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Название игры: «Хохлатка»
Задача: упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки
Материалы и оборудование:
Ход игры: Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червяков. И предлагает детям составить свой рассказ и поделиться с ребятами.
Название игры: «Кто кого обгонит»
Задача: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы
Материалы и оборудование: картинки с изображением животных, транспорта и т.д.
Ход игры: Воспитатель показывает детям две картинки и задаёт вопрос; «Кто кого обгонит?»
Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху);
Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд);
Гусеница и змея (Змея обгонит гусеницу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...