Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
проект (младшая группа)

Лодыгина В.Ф., Романова Т.С.

Реализация данного проекта позволяет расширить кругозор каждого ребенка в ближайшем окружении, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, сенсорного развития детей, повысить уровень компетентности  родителей  по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pechat_sensorika.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №17»

Проект «Сенсорное развитие детей  в группе раннего возраста» №1.

Воспитатели: Лодыгина В.Ф., Романова Т.С.

г. Сыктывкар

Посмотрите на жизнь вы глазами детей,

Сколько радостей, сколько открытий.

Шаг за шагом

С ребёнком смелей

Вы по этой планете идите.

Расскажите о звёздах, о синих морях,

Вместе пойте, творите, мечтайте.

Как прекрасная фея,

В чистых, юных сердцах

Огоньки доброты зажигайте.

                                     Т. Шикалова

Актуальность:  реализация данного проекта позволяет расширить кругозор каждого ребенка в ближайшем окружении, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, сенсорного развития детей, повысить уровень компетентности  родителей  по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Вид проекта: Долгосрочный (1 год), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: Дети группы раннего возраста №1, воспитатели, родители.

Основные направления реализации   проекта:

-Познавательно-исследовательское развитие;

-Развитие продуктивной деятельности.

Цель  проекта:

- Развитие интереса ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании  в ходе практической деятельности.

Задачи:

- Обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности.

- Развитие различных способов обследования предметов: зрительного, тактильного, слухового.

- Установление сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые названия; формировать умение подбирать по образцу и называть свойства предметов.

- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Продукт проекта:

- Изготовление дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
  2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
  3. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Этапы реализации проекта:

1 Этап Подготовительный

Цель: Создание условий для сенсорного развития детей.

Обсуждение плана реализации проекта по сенсорному развитию детей с родителями, подбор методического материала, подбор дидактических игр, игр для развития мелкой моторики детей.

2 Этап. Основной.

Цель: Реализация плана мероприятий проекта «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Организационно – образовательная деятельность с детьми, дидактические игры по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста», размещение информации на сайте, беседы с родителями по сенсорному развитию малышей.

 

Неделя/

№ занятия

Тема

Задачи

Методы и

средства

Материал и

оборудование

Сентябрь

1неделя

занятие

№ 1

«Синий цвет»

-учить отличать и правильно называть синий цвет;

-развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

-развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь и воображение.

-Приветствие

-Игра «Синие игрушки»

-Танцевальная пауза

-Дидактическая игра «Рыбалка»

-Пальчиковая игра

-Изодеятельность:

Синие рыбки в аквариуме

-кукла Сеня (в синей одежде)

-диск с песенками – играми, проигрыватель

-синие и не синие игрушки, синяя коробка

-ёмкости с водой, сачки, синие рыбки (на каждого)

-синяя гуашь, штампики рыбки

-лист с изображением аквариума

-

2 неделя

Занятие № 2

«Синий цвет»

-Приветствие

-Игра «Синие игрушки»

-Танцевальная пауза

-Дидактическая игра «Рыбалка»

-Пальчиковая игра

-Изодеятельность:

Синие рыбки в аквариуме

-кукла Сеня (в синей одежде)

-диск с песенками – играми, проигрыватель

-синие и не синие игрушки, синяя коробка

-ёмкости с водой, сачки, синие рыбки (на каждого)

-пластилин синего цвета

-лист с изображением аквариума

Работа с родителями:

Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Обсуждение с родителями этапов реализации проекта.

Организация центров по сенсорному развитию малышей в домашних условиях.

Октябрь

1 неделя

Занятие №3

«Красный цвет»

-уточнять знание красного цвета, упражнять в нахождении красных предметов среди остальных, в назывании цвета;

-развитие зрительного внимания, умения визуально контролировать и координировать свои действия;

-развитие общей и мелкой моторики, внимания, речи.

-Приветствие. Появление Карины в красном.Знакомство.

-игра «Красные игрушки»

-Танцевальная пауза

-Дидактическая игра «Красное лото»

-Пальчиковая игра

-Изодеятельность: аппликация «Красные бусы и бант для Карины»

-Завершение. Обсуждение результатов.

-кукла в красной одежде;

-диск с песенками-игра-ми, проигрыватель;

-набор красных предме-тов, красная коробка, игрушки других цветов;

-красное лото;

-красные кружочки и бантики;

-лист с изображением Карины (на каждого ребенка)

2 неделя

Занятие №4

«Красный цвет»

-Приветствие. Появле-ние Карины в красном.

-игра «Красные игрушки»

-Танцевальная пауза

-Дидактическая игра «Красное лото»

-Пальчиковая игра

-Изодеятельность

-Завершение. Обсуж-дение результатов.

-кукла в красной одежде;

-диск с песенками-игра-ми, проигрыватель;

-набор красных предме-тов, красная коробка, игрушки других цветов;

-красное лото;

3 неделя

Занятие

 № 5

«Желтый цвет»

-учить находить и правильно называть желтый цвет;

-развивать пространственные представления;

-развивать умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

-развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения.

-Приветствие. Появление «желтого Жени». Знакомство.

-Игра «Подарки для Жени»

-Танцевальная пауза

-Дидактическая игра

«Желтая картина»

-Пальчиковая игра

-Изодеятельность «Солнышко» (рисуем лучики)

Завершение. Обсуждение результатов)

-кукла в желтой одежде;

-диск с песенками-игра-ми, проигрыватель;

-набор желтых  предметов, желтая коробка, игрушки других цветов;

-панно «Дерево на полянке» с набором желтых листьев, цветов;

-желтая гуашь, кисти (на каждого);

-лист с изображением желтого круга (на каждого ребенка)

4 неделя

Занятие №6

«Желтый цвет»

-Приветствие. Появление «желтого Жени». Знакомство.

-Игра «Подарки для Жени»

-Танцевальная пауза

-Дидактическая игра

«Желтая картина»

-Пальчиковая игра

-Изодеятельность «Солнышко» (рисуем лучики пластилином)

Завершение. Обсуждение результатов)

-кукла в желтой одежде;

-диск с песенками-игра-ми, проигрыватель;

-набор желтых  предметов, желтая коробка, игрушки других цветов;

-панно «Дерево на полянке» с набором желтых листьев, цветов;

-желтые колбаски из пластилина (на каждого);

-лист с изображением желтого круга (на каждого ребенка)

Работа с родителями:

Беседы о роли развивающих игр для малышей.

Изготовление с родителями сенсорной коробки «Угадай на ощупь», дидактической игры «Найди пару» (из гальки)

Ноябрь

3 неделя

Занятие №9

«Машинки»

-формировать представления о величинах (широкий – узкий), учить сравнивать по ширине;

-обогащать словарный запас детей;

-развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры;

-развивать координацию движений, мелкую моторику, внимание, речь.

-Приветствие. В гости приехали машины.

-Конструирование

«Дорога для машины»

(один ряд кубиков- узкая дорога, второй ряд кубиков- широкая).

-Танцевальная пауза

(выбираем широкие ленты).

-Пальчиковая игра.

-Изодеятельность: «Ма-шинка» (приклеиваем колеса).

-Завершение.Обсужде-ние результатов занятия.

-машинки (на каждого);

-кубики для постройки дорожек (набор для каждого);

-ленточки широкие и узкие;

-изображение машинки без колес, колеса, клей – карандаш (каждому)

-СD Е.Железновой «Му-зыка с мамой»

4 неделя

Занятие №10

«Машинки»

-Приветствие. В гости приехали машины.

-Конструирование

«Дорога для машины»

(один ряд кубиков- узкая дорога, второй ряд кубиков- широкая).

-Танцевальная пауза

(выбираем широкие ленты).

-Пальчиковая игра.

-Изодеятельность: «Машинка»

-машинки (на каждого);

-кубики для постройки дорожек (набор для каждого);

-ленточки широкие и узкие;

-СD Е.Железновой «Му-зыка с мамой»

Работа с родителями:

Привлечение к изготовлению дидактической игры «Одень куклу» (4 комплекта одежды четырех цветов: красного, желтого, зеленого, синего цвета)

Декабрь

1 неделя

Занятие №11

«Пушинка и камень»

-формировать понятия тяжелый и легкий;

-формировать умение соотносить и распределять по заданному признаку предметы;

-развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры;

-развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание , речь.

-Приветствие. Знакомство со свойствами предметов опытным путём.

-Игра «Подуй на пушинку».

-Танцевальная пауза с использованием песенки-игры.

-Дидактическая игра «Тяжёлые и лёгкие предметы».

-Пальчиковая игра.

-Изодеятельность: «Пушистый одуванчик».

-Завершение. Обсуждение результатов занятия.

-небольшие камни и кусочки ваты (пёрышки) по числу детей.

-таз с водой

-пушинки

-набор тяжёлых и лёгких предметов, две коробки

-изображения одуванчиков, вата для изготовления «пушистой головки» цветку

2 неделя

Занятие №12

«Пушинка и камень»

-Приветствие. Знакомство со свойствами предметов опытным путём.

-Игра «Подуй на пушинку».

-Танцевальная пауза с использованием песенки-игры.

-Дидактическая игра «Тяжёлые и лёгкие предметы».

-Пальчиковая игра.

-Изодеятельность: «Пушистый одуванчик» (пластилинография)

-Завершение. Обсуждение результатов занятия.

-небольшие камни и кусочки ваты (пёрышки) по числу детей.

-таз с водой

-пушинки

-набор тяжёлых и лёгких предметов, две коробки

-изображения одуванчиков,

колбаски из пластилина (по числу детей)

3 неделя

Занятие№13

«Мякиши»

-формировать понятия твердый и мягкий;

-формировать умение соотносить и распределять по заданному признаку предметы;

-развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры;

-развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь.

-Приветствие. Сравнение свойств кубиков (сравнение по твёрдости, какой звук издают при падении, изменение формы при сдавливании).

-Дидактическая игра «Твёрдые и мягкие»

(распределить предметы).

-Конструирование «Башня из твёрдых кубов).

-Подвижная игра «Метание мягких кубиков в корзину»

-Пальчиковая гимнастика.

-Изодеятельность: «Два кубика» (аппликация).

-Завершение. Обсуждение результатов занятия.

-мягкие (набивные кубики) и твёрдые (пластмассовые) кубики;

-два набора предметов: мягких и твёрдых;

-две коробки;

-корзина для метания мякишей;

-вырезанные из картона и из фетра квадратики (на каждого)

4 неделя

Занятие №14

«Мякиши»

-Приветствие. Сравнение свойств кубиков (сравнение по твёрдости, какой звук издают при падении, изменение формы при сдавливании).

-Дидактическая игра «Твёрдые и мягкие»

(распределить предметы).

-Конструирование «Башня из твёрдых кубов).

-Подвижная игра «Метание мягких кубиков в корзину»

-Пальчиковая гимнастика.

-Изодеятельность.

-Завершение. Обсуждение результатов занятия.

-мягкие (набивные кубики) и твёрдые (пластмассовые) кубики;

-два набора предметов: мягких и твёрдых;

-две коробки;

-корзина для метания мякишей;

Работа с родителями:

Привлечение родителей к созданию дидактических игр «Составь из частей», «Рингл – динг».

Создание альбома «Мода для кукол»

Январь

3 неделя

Занятие №15

«Ёжик»

-знакомить со свойствами предметов: колючий, гладкий;

-развивать тактильное восприятие;

-развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

-развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь.

-Приветствие. Знакомство с Ёжиком.

-Игра «Раздели гладкие и колючие».

-Подвижная игра «Что ты ёж такой колючий».

-Пальчиковая игра.

-Изодеятельность: лепим ёжика.

-Завершение. Обсуждение результатов занятия.

-игрушка Ёжик;

-колючие (щётка, расчёска, массажный колючий мячик, шишка) и гладкие (шарик, лента, дощечка, зеркальце, картон) предметы;

-две коробки;

-изображения волка, лисы;

-коричневое солёное тесто, спички для иголок.

4 неделя

Занятие №16

«Ёжик»

-Приветствие. Знакомство с Ёжиком.

-Игра «Раздели гладкие и колючие».

-Подвижная игра «Что ты ёж такой колючий».

-Пальчиковая игра.

-Изодеятельность.

-Завершение. Обсуждение результатов занятия.

-игрушка Ёжик;

-колючие (щётка, расчёска, массажный колючий мячик, шишка) и гладкие (шарик, лента, дощечка, зеркальце, картон) предметы;

-две коробки;

-изображения волка, лисы;

Работа с родителями:

Консультации по сенсорному развитию с мамой Бажуковой Вики, Усовой Саши.

Изготовление игр «Геоконт», «Сделай заплатку из пуговиц»

Февраль

1 неделя

Занятие № 17

«Три медведя»

-учить ориентироваться в различных величинах: большой, маленький, средний;

-обогащать словарный запас;

-учить сопоставлять соответствующие по величине предметы;

-развитие умения согласовывать свои действия с правилами игры;

-развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи.

-Приветствие. Знакомство с семейством медведей. Сравнивание по величине.

-Игра «Поможем медвежонку собрать игрушки».

-Танцевальная пауза.

-Дидактическая игра «Накроем стол».

-Пальчиковая гимнастика.

-Изодеятельность: «Варенье для медведей».

-три медведя (большой, маленький, средний);

-изображение дома медведей с окошками разной величины;

-наборы посуды (разной величины тарелки, чашки, ложки);

-игрушки большие и маленькие и коробки для них;

-изображения трёх пустых банок разной величины, ягоды наклейки (большие, средние, маленькие) – на каждого.

2 неделя

Занятие №18

«Три медведя»

-Приветствие. Знакомство с семейством медведей. Сравнивание по величине.

-Игра «Поможем медвежонку собрать игрушки».

-Танцевальная пауза.

-Дидактическая игра «Накроем стол».

-Пальчиковая гимнастика.

-Изодеятельность. Аппликация «Засолим мишкам овощи»

-три медведя (большой, маленький, средний);

-изображение дома медведей с окошками разной величины;

-наборы посуды (разной величины тарелки, чашки, ложки);

-игрушки большие и маленькие и коробки для них;

- Изображения трёх пустых банок разной величины , овощи наклейки (большие, средние и маленькие) – на каждого.

Работа с родителями:

Изготовление дидактических игр: «Кольца Луллия «Большой-маленький», «игр с прищепками, «Найди, что спрятано в горохе».

Март

1 неделя

Занятие № 19

«Кубик»

-формирование понятий квадрат, куб;

-развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

-развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения.

-Приветствие. Знакомство с куклой Сеней.

-Игра «Башня из кубиков».

-Танцевальная пауза с использованием песенки – игры.

-Дидактическая игра «Найди подходящее окошко для квадрата».

-Пальчиковая игра.

-Изодеятельность: Квадратный узор на салфетке».

-Завершение. Обсуждение результатов занятия.

-Кукла – мальчик;

-набор кубиков (на каждого);

-квадраты из набора «Блоки Дьенеша», рамка (на каждого);

-вырезанные из цветной бумаги квадратики, квадратные заготовки «Салфетка», клей на каждого;

-Диск с музыкой, магнитофон.

2 неделя

Занятие № 20

«Кубик»

-Приветствие. Знакомство с куклой Сеней.

-Игра «Башня из кубиков».

-Танцевальная пауза с использованием песенки – игры.

-Дидактическая игра «Найди подходящее окошко для квадрата».

-Пальчиковая игра.

-Изодеятельность. Разукрашиваем узор на салфетке карандашами.

-Завершение. Обсуждение результатов занятия.

-Кукла – мальчик;

-набор кубиков (на каждого);

-квадраты из набора «Блоки Дьенеша», рамка (на каждого);

- Квадратные заготовки «Салфетка», цветные карандаши ( на каждого ребёнка);

-Диск с музыкой, магнитофон.

Работа с родителями:

Изготовление картотеки по сенсорному развитию, игр для развития мелкой моторики детей.

Распечатка родителями рабочих листов по мнемотехнике.

Апрель

1 неделя

Занятие № 21

«Мячик» (шар, круг)

-развитие и закрепление понятий: круг, шар;

-развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

-развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения.

-Приветствие. Знакомство .

-Дидактическая игра «Круглый – некруглый».

-Танцевальная пауза с использованием песенки-игры «Шарики» (Е. Железнова )

-Пальчиковая игра «Найди бусинки в крупе».

-Изодеятельность: «Бусы» (аппликация)

-Завершение. Обсуждение результатов занятия.

-Надувной мяч;

-Крупа в ведёрках, набор разноцветных бусин (на каждого);

-Шарики с наполнением (шуршащие);

-Шарики, кубики, пирамидки и коробка с круглыми прорезями;

-Вырезанные из цветной бумаги кружочки, клей.

2 неделя

Занятие № 22

«Мячик» (шар, круг)

-Приветствие. Знакомство .

-Дидактическая игра «Круглый – некруглый».

-Танцевальная пауза с использованием песенки-игры «Шарики» (Е. Железнова )

-Пальчиковая игра «Найди бусинки в крупе».

-Изодеятельность: «Бусы» (пластилинография)

-Завершение. Обсуждение результатов занятия.

-Надувной мяч;

-Крупа в ведёрках, набор разноцветных бусин (на каждого);

-Шарики с наполнением (шуршащие);

-Шарики, кубики, пирамидки и коробка с круглыми прорезями;

 

3 этап: Заключительный.

Цель: Подведение итогов. Выставка пособий и дидактических игр по сенсорному воспитанию детей в приемной группы. Выступление на педсовете , представление дидактических игр по сенсорике.

Литература:

1. Хомякова Е.Е    Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2009.

2. Печора К.Л.  Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста./Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

3. Пантюхина Г.В. / Печора К.Л «Методы диагностики нервно – психического развития детей раннего возраста»

4. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет. С.О.Ермакова – М.: РИПОЛ классик, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...