Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
проект (младшая группа)
Реализация данного проекта позволяет расширить кругозор каждого ребенка в ближайшем окружении, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, сенсорного развития детей, повысить уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pechat_sensorika.docx | 34.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №17»
Проект «Сенсорное развитие детей в группе раннего возраста» №1.
Воспитатели: Лодыгина В.Ф., Романова Т.С.
г. Сыктывкар
Посмотрите на жизнь вы глазами детей,
Сколько радостей, сколько открытий.
Шаг за шагом
С ребёнком смелей
Вы по этой планете идите.
Расскажите о звёздах, о синих морях,
Вместе пойте, творите, мечтайте.
Как прекрасная фея,
В чистых, юных сердцах
Огоньки доброты зажигайте.
Т. Шикалова
Актуальность: реализация данного проекта позволяет расширить кругозор каждого ребенка в ближайшем окружении, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, сенсорного развития детей, повысить уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Вид проекта: Долгосрочный (1 год), познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: Дети группы раннего возраста №1, воспитатели, родители.
Основные направления реализации проекта:
-Познавательно-исследовательское развитие;
-Развитие продуктивной деятельности.
Цель проекта:
- Развитие интереса ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности.
Задачи:
- Обогащение непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности.
- Развитие различных способов обследования предметов: зрительного, тактильного, слухового.
- Установление сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые названия; формировать умение подбирать по образцу и называть свойства предметов.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Продукт проекта:
- Изготовление дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
Работа с родителями:
- Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
- Беседы о роли развивающих игр для малышей.
- Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Этапы реализации проекта:
1 Этап Подготовительный
Цель: Создание условий для сенсорного развития детей.
Обсуждение плана реализации проекта по сенсорному развитию детей с родителями, подбор методического материала, подбор дидактических игр, игр для развития мелкой моторики детей.
2 Этап. Основной.
Цель: Реализация плана мероприятий проекта «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Организационно – образовательная деятельность с детьми, дидактические игры по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста», размещение информации на сайте, беседы с родителями по сенсорному развитию малышей.
Неделя/ № занятия | Тема | Задачи | Методы и средства | Материал и оборудование | |||||
Сентябрь | |||||||||
1неделя занятие № 1 | «Синий цвет» | -учить отличать и правильно называть синий цвет; -развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; -развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь и воображение. | -Приветствие -Игра «Синие игрушки» -Танцевальная пауза -Дидактическая игра «Рыбалка» -Пальчиковая игра -Изодеятельность: Синие рыбки в аквариуме | -кукла Сеня (в синей одежде) -диск с песенками – играми, проигрыватель -синие и не синие игрушки, синяя коробка -ёмкости с водой, сачки, синие рыбки (на каждого) -синяя гуашь, штампики рыбки -лист с изображением аквариума - | |||||
2 неделя Занятие № 2 | «Синий цвет» | -Приветствие -Игра «Синие игрушки» -Танцевальная пауза -Дидактическая игра «Рыбалка» -Пальчиковая игра -Изодеятельность: Синие рыбки в аквариуме | -кукла Сеня (в синей одежде) -диск с песенками – играми, проигрыватель -синие и не синие игрушки, синяя коробка -ёмкости с водой, сачки, синие рыбки (на каждого) -пластилин синего цвета -лист с изображением аквариума | ||||||
Работа с родителями: Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обсуждение с родителями этапов реализации проекта. Организация центров по сенсорному развитию малышей в домашних условиях. | |||||||||
Октябрь | |||||||||
1 неделя Занятие №3 | «Красный цвет» | -уточнять знание красного цвета, упражнять в нахождении красных предметов среди остальных, в назывании цвета; -развитие зрительного внимания, умения визуально контролировать и координировать свои действия; -развитие общей и мелкой моторики, внимания, речи. | -Приветствие. Появление Карины в красном.Знакомство. -игра «Красные игрушки» -Танцевальная пауза -Дидактическая игра «Красное лото» -Пальчиковая игра -Изодеятельность: аппликация «Красные бусы и бант для Карины» -Завершение. Обсуждение результатов. | -кукла в красной одежде; -диск с песенками-игра-ми, проигрыватель; -набор красных предме-тов, красная коробка, игрушки других цветов; -красное лото; -красные кружочки и бантики; -лист с изображением Карины (на каждого ребенка) | |||||
2 неделя Занятие №4 | «Красный цвет» | -Приветствие. Появле-ние Карины в красном. -игра «Красные игрушки» -Танцевальная пауза -Дидактическая игра «Красное лото» -Пальчиковая игра -Изодеятельность -Завершение. Обсуж-дение результатов. | -кукла в красной одежде; -диск с песенками-игра-ми, проигрыватель; -набор красных предме-тов, красная коробка, игрушки других цветов; -красное лото; | ||||||
3 неделя Занятие № 5 | «Желтый цвет» | -учить находить и правильно называть желтый цвет; -развивать пространственные представления; -развивать умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; -развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения. | -Приветствие. Появление «желтого Жени». Знакомство. -Игра «Подарки для Жени» -Танцевальная пауза -Дидактическая игра «Желтая картина» -Пальчиковая игра -Изодеятельность «Солнышко» (рисуем лучики) Завершение. Обсуждение результатов) | -кукла в желтой одежде; -диск с песенками-игра-ми, проигрыватель; -набор желтых предметов, желтая коробка, игрушки других цветов; -панно «Дерево на полянке» с набором желтых листьев, цветов; -желтая гуашь, кисти (на каждого); -лист с изображением желтого круга (на каждого ребенка) | |||||
4 неделя Занятие №6 | «Желтый цвет» | -Приветствие. Появление «желтого Жени». Знакомство. -Игра «Подарки для Жени» -Танцевальная пауза -Дидактическая игра «Желтая картина» -Пальчиковая игра -Изодеятельность «Солнышко» (рисуем лучики пластилином) Завершение. Обсуждение результатов) | -кукла в желтой одежде; -диск с песенками-игра-ми, проигрыватель; -набор желтых предметов, желтая коробка, игрушки других цветов; -панно «Дерево на полянке» с набором желтых листьев, цветов; -желтые колбаски из пластилина (на каждого); -лист с изображением желтого круга (на каждого ребенка) | ||||||
Работа с родителями: Беседы о роли развивающих игр для малышей. Изготовление с родителями сенсорной коробки «Угадай на ощупь», дидактической игры «Найди пару» (из гальки) | |||||||||||||||||||||
Ноябрь | |||||||||||||||||||||
3 неделя Занятие №9 | «Машинки» | -формировать представления о величинах (широкий – узкий), учить сравнивать по ширине; -обогащать словарный запас детей; -развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры; -развивать координацию движений, мелкую моторику, внимание, речь. | -Приветствие. В гости приехали машины. -Конструирование «Дорога для машины» (один ряд кубиков- узкая дорога, второй ряд кубиков- широкая). -Танцевальная пауза (выбираем широкие ленты). -Пальчиковая игра. -Изодеятельность: «Ма-шинка» (приклеиваем колеса). -Завершение.Обсужде-ние результатов занятия. | -машинки (на каждого); -кубики для постройки дорожек (набор для каждого); -ленточки широкие и узкие; -изображение машинки без колес, колеса, клей – карандаш (каждому) -СD Е.Железновой «Му-зыка с мамой» | |||||||||||||||||
4 неделя Занятие №10 | «Машинки» | -Приветствие. В гости приехали машины. -Конструирование «Дорога для машины» (один ряд кубиков- узкая дорога, второй ряд кубиков- широкая). -Танцевальная пауза (выбираем широкие ленты). -Пальчиковая игра. -Изодеятельность: «Машинка» | -машинки (на каждого); -кубики для постройки дорожек (набор для каждого); -ленточки широкие и узкие; -СD Е.Железновой «Му-зыка с мамой» | ||||||||||||||||||
Работа с родителями: Привлечение к изготовлению дидактической игры «Одень куклу» (4 комплекта одежды четырех цветов: красного, желтого, зеленого, синего цвета) | |||||||||||||||||||||
Декабрь | |||||||||||||||||||||
1 неделя Занятие №11 | «Пушинка и камень» | -формировать понятия тяжелый и легкий; -формировать умение соотносить и распределять по заданному признаку предметы; -развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры; -развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание , речь. | -Приветствие. Знакомство со свойствами предметов опытным путём. -Игра «Подуй на пушинку». -Танцевальная пауза с использованием песенки-игры. -Дидактическая игра «Тяжёлые и лёгкие предметы». -Пальчиковая игра. -Изодеятельность: «Пушистый одуванчик». -Завершение. Обсуждение результатов занятия. | -небольшие камни и кусочки ваты (пёрышки) по числу детей. -таз с водой -пушинки -набор тяжёлых и лёгких предметов, две коробки -изображения одуванчиков, вата для изготовления «пушистой головки» цветку | |||||||||||||||||
2 неделя Занятие №12 | «Пушинка и камень» | -Приветствие. Знакомство со свойствами предметов опытным путём. -Игра «Подуй на пушинку». -Танцевальная пауза с использованием песенки-игры. -Дидактическая игра «Тяжёлые и лёгкие предметы». -Пальчиковая игра. -Изодеятельность: «Пушистый одуванчик» (пластилинография) -Завершение. Обсуждение результатов занятия. | -небольшие камни и кусочки ваты (пёрышки) по числу детей. -таз с водой -пушинки -набор тяжёлых и лёгких предметов, две коробки -изображения одуванчиков, колбаски из пластилина (по числу детей) | ||||||||||||||||||
3 неделя Занятие№13 | «Мякиши» | -формировать понятия твердый и мягкий; -формировать умение соотносить и распределять по заданному признаку предметы; -развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры; -развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь. | -Приветствие. Сравнение свойств кубиков (сравнение по твёрдости, какой звук издают при падении, изменение формы при сдавливании). -Дидактическая игра «Твёрдые и мягкие» (распределить предметы). -Конструирование «Башня из твёрдых кубов). -Подвижная игра «Метание мягких кубиков в корзину» -Пальчиковая гимнастика. -Изодеятельность: «Два кубика» (аппликация). -Завершение. Обсуждение результатов занятия. | -мягкие (набивные кубики) и твёрдые (пластмассовые) кубики; -два набора предметов: мягких и твёрдых; -две коробки; -корзина для метания мякишей; -вырезанные из картона и из фетра квадратики (на каждого) | |||||||||||||||||
4 неделя Занятие №14 | «Мякиши» | -Приветствие. Сравнение свойств кубиков (сравнение по твёрдости, какой звук издают при падении, изменение формы при сдавливании). -Дидактическая игра «Твёрдые и мягкие» (распределить предметы). -Конструирование «Башня из твёрдых кубов). -Подвижная игра «Метание мягких кубиков в корзину» -Пальчиковая гимнастика. -Изодеятельность. -Завершение. Обсуждение результатов занятия. | -мягкие (набивные кубики) и твёрдые (пластмассовые) кубики; -два набора предметов: мягких и твёрдых; -две коробки; -корзина для метания мякишей; | ||||||||||||||||||
Работа с родителями: Привлечение родителей к созданию дидактических игр «Составь из частей», «Рингл – динг». Создание альбома «Мода для кукол» | |||||||||||||||||||||
Январь | |||||||||||||||||||||
3 неделя Занятие №15 | «Ёжик» | -знакомить со свойствами предметов: колючий, гладкий; -развивать тактильное восприятие; -развивать умение согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; -развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, внимание, речь. | -Приветствие. Знакомство с Ёжиком. -Игра «Раздели гладкие и колючие». -Подвижная игра «Что ты ёж такой колючий». -Пальчиковая игра. -Изодеятельность: лепим ёжика. -Завершение. Обсуждение результатов занятия. | -игрушка Ёжик; -колючие (щётка, расчёска, массажный колючий мячик, шишка) и гладкие (шарик, лента, дощечка, зеркальце, картон) предметы; -две коробки; -изображения волка, лисы; -коричневое солёное тесто, спички для иголок. | |||||||||||||||||
4 неделя Занятие №16 | «Ёжик» | -Приветствие. Знакомство с Ёжиком. -Игра «Раздели гладкие и колючие». -Подвижная игра «Что ты ёж такой колючий». -Пальчиковая игра. -Изодеятельность. -Завершение. Обсуждение результатов занятия. | -игрушка Ёжик; -колючие (щётка, расчёска, массажный колючий мячик, шишка) и гладкие (шарик, лента, дощечка, зеркальце, картон) предметы; -две коробки; -изображения волка, лисы; | ||||||||||||||||||
Работа с родителями: Консультации по сенсорному развитию с мамой Бажуковой Вики, Усовой Саши. Изготовление игр «Геоконт», «Сделай заплатку из пуговиц» | |||||||||||||||||||||
Февраль | |||||||||||||||||||||
1 неделя Занятие № 17 | «Три медведя» | -учить ориентироваться в различных величинах: большой, маленький, средний; -обогащать словарный запас; -учить сопоставлять соответствующие по величине предметы; -развитие умения согласовывать свои действия с правилами игры; -развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи. | -Приветствие. Знакомство с семейством медведей. Сравнивание по величине. -Игра «Поможем медвежонку собрать игрушки». -Танцевальная пауза. -Дидактическая игра «Накроем стол». -Пальчиковая гимнастика. -Изодеятельность: «Варенье для медведей». | -три медведя (большой, маленький, средний); -изображение дома медведей с окошками разной величины; -наборы посуды (разной величины тарелки, чашки, ложки); -игрушки большие и маленькие и коробки для них; -изображения трёх пустых банок разной величины, ягоды наклейки (большие, средние, маленькие) – на каждого. | |||||||||||||||||
2 неделя Занятие №18 | «Три медведя» | -Приветствие. Знакомство с семейством медведей. Сравнивание по величине. -Игра «Поможем медвежонку собрать игрушки». -Танцевальная пауза. -Дидактическая игра «Накроем стол». -Пальчиковая гимнастика. -Изодеятельность. Аппликация «Засолим мишкам овощи» | -три медведя (большой, маленький, средний); -изображение дома медведей с окошками разной величины; -наборы посуды (разной величины тарелки, чашки, ложки); -игрушки большие и маленькие и коробки для них; - Изображения трёх пустых банок разной величины , овощи наклейки (большие, средние и маленькие) – на каждого. | ||||||||||||||||||
Работа с родителями: Изготовление дидактических игр: «Кольца Луллия «Большой-маленький», «игр с прищепками, «Найди, что спрятано в горохе». | |||||||||||||||||||||
Март | |||||||||||||||||||||
1 неделя Занятие № 19 | «Кубик» | -формирование понятий квадрат, куб; -развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; -развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения. | -Приветствие. Знакомство с куклой Сеней. -Игра «Башня из кубиков». -Танцевальная пауза с использованием песенки – игры. -Дидактическая игра «Найди подходящее окошко для квадрата». -Пальчиковая игра. -Изодеятельность: Квадратный узор на салфетке». -Завершение. Обсуждение результатов занятия. | -Кукла – мальчик; -набор кубиков (на каждого); -квадраты из набора «Блоки Дьенеша», рамка (на каждого); -вырезанные из цветной бумаги квадратики, квадратные заготовки «Салфетка», клей на каждого; -Диск с музыкой, магнитофон. | |||||||||||||||||
2 неделя Занятие № 20 | «Кубик» | -Приветствие. Знакомство с куклой Сеней. -Игра «Башня из кубиков». -Танцевальная пауза с использованием песенки – игры. -Дидактическая игра «Найди подходящее окошко для квадрата». -Пальчиковая игра. -Изодеятельность. Разукрашиваем узор на салфетке карандашами. -Завершение. Обсуждение результатов занятия. | -Кукла – мальчик; -набор кубиков (на каждого); -квадраты из набора «Блоки Дьенеша», рамка (на каждого); - Квадратные заготовки «Салфетка», цветные карандаши ( на каждого ребёнка); -Диск с музыкой, магнитофон. | ||||||||||||||||||
Работа с родителями: Изготовление картотеки по сенсорному развитию, игр для развития мелкой моторики детей. Распечатка родителями рабочих листов по мнемотехнике. | |||||||||||||||||||||
Апрель | |||||||||||||||||||||
1 неделя Занятие № 21 | «Мячик» (шар, круг) | -развитие и закрепление понятий: круг, шар; -развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; -развитие координации движений, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения. | -Приветствие. Знакомство . -Дидактическая игра «Круглый – некруглый». -Танцевальная пауза с использованием песенки-игры «Шарики» (Е. Железнова ) -Пальчиковая игра «Найди бусинки в крупе». -Изодеятельность: «Бусы» (аппликация) -Завершение. Обсуждение результатов занятия. | -Надувной мяч; -Крупа в ведёрках, набор разноцветных бусин (на каждого); -Шарики с наполнением (шуршащие); -Шарики, кубики, пирамидки и коробка с круглыми прорезями; -Вырезанные из цветной бумаги кружочки, клей. | |||||||||||||||||
2 неделя Занятие № 22 | «Мячик» (шар, круг) | -Приветствие. Знакомство . -Дидактическая игра «Круглый – некруглый». -Танцевальная пауза с использованием песенки-игры «Шарики» (Е. Железнова ) -Пальчиковая игра «Найди бусинки в крупе». -Изодеятельность: «Бусы» (пластилинография) -Завершение. Обсуждение результатов занятия. | -Надувной мяч; -Крупа в ведёрках, набор разноцветных бусин (на каждого); -Шарики с наполнением (шуршащие); -Шарики, кубики, пирамидки и коробка с круглыми прорезями; |
3 этап: Заключительный.
Цель: Подведение итогов. Выставка пособий и дидактических игр по сенсорному воспитанию детей в приемной группы. Выступление на педсовете , представление дидактических игр по сенсорике.
Литература:
1. Хомякова Е.Е Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста – СПб.: ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2009.
2. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста./Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
3. Пантюхина Г.В. / Печора К.Л «Методы диагностики нервно – психического развития детей раннего возраста»
4. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет. С.О.Ермакова – М.: РИПОЛ классик, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...