Технология «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
«ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» /В.А.Сухомлинский/
В процессе создания различных построек совершенствуются восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений. Так, как дети 3-4 лет уже достаточно легко отличают кубик от кирпичика, длинную пластину от короткой они могут, построить по предложенному образцу воротца, домик из двух-трех деталей и. т. д. Но если детям предложить образец более сложной постройки, то они начинают делать грубые ошибки, а иногда вообще не могут воспроизвести её. Причина, как правило, кроется в том, что дети еще не умеют рассматривать предложенный образ. Но если им помочь, они успешно воспроизводят его. Именно неразвитое, несовершенное восприятие часто бывает причиной неудач в конструировании, задерживает его в развитии. Поэтому, сенсорное воспитание в конструктивной деятельности заключается в правильной организации обследования тех предметов, которые дети собираются построить. В качестве образца может выступать не только постройка, созданная воспитателем, но и различные предметы в натуральном виде.
Цель:
Содействовать сенсорному развитию через Лего-технологии.
Задачи:
- формировать пространственное мышление, анализировать предмет, выделяя его характерные особенности, основные части, устанавливать связь с их назначением и строением;
- развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
- развивать мелкую и крупную моторику, ориентироваться в пространстве;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Лего-конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором «Лего», как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно – игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей. Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. Лего-конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре.
Формы и методы, используемые для реализации Лего-конструирования:
1.Конструирование по модели.
2.Конструирование по условиям.
3.Конструирование по образцу.
4.Конструирование по замыслу.
5.Конструирование по теме.
6.Каркасное конструирование.
7.Конструирование по чертежам и схемам.
Методы применяемые в процессе обучения по Лего-конструированию.
Наглядный:
• Манипуляции с предметом;
• Речевое обследование предмета по образцу педагога, сверстника;
Практический:
• Метод сенсорного насыщения;
• Метод соучастия (педагог, сверстник);
Словесный:
• Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
• Метод нетривиальных (необыденных) ситуаций, пробуждающий интерес к деятельности;
• Метод эврестических и поисковых ситуаций.
Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы выполнения.
В наборе есть фигурки людей разного пола, возраста и национальности, одетые в одежду или униформу определенной профессии. Это позволяет использовать их для множества ролевых игр. Дети объединяются в группы, самостоятельно или при помощи взрослого придумывать небольшие сюжеты, договариваются, распределяют обязанности и роли, обыгрывают, манипулируя персонажами. Сюжетно-ролевые игры, помогают войти в мир социального опыта.
Благодаря разнообразию деталей конструктора и фигурок дети могут создавать и разыгрывать свои любимые сказки и истории про пиратов, ведьм и волшебников, королей и королев, русалок и водяных, а также множество других персонажей. У детей развивается фантазия, воображение и умение подражать.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Играя с конструктором Лего, обучающиеся имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование.
Процесс овладения приемами Лего-конструирования и развитие творчества, осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, образовательной деятельности, совместная деятельность в ходе режимных моментов. Непрерывно-образовательная деятельность организуется интегрировано, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей предполагают проведение индивидуальной работы с детьми, досугов (развлечений).
Трудности внедрения Лего-технологий:
- Малое количество Лего- конструкторов.
- Недостаточное количество методического и дидактического материала по работе с Лего-конструктором.
Методические рекомендации для педагогов по организации работы с Лего-конструктором.
1. Темы НОД согласовывать с тематикой календарного плана.
2.Организовывать НОД по конструированию: по примеру, по карточкам с моделями, по собственному желанию, работа с конструктором больших размеров, по инструкции, моделирование материалы проектов по рисунку или иллюстрацией;
3.Использовать Лего-конструктор с детьми, которым трудно находить друзей для игры, активным и застенчивым;
4 .Использовать Лего-конструктор, для самостоятельных игр, с целью самостоятельного придумывания и разыгрывание различных событий ;
5.Организовывать конструктивную деятельность по подгруппам (не более 6 человек);
6.Учитывать индивидуальные особенности детей;
7.Не давать детям все детали набора, поскольку дети могут потратить много времени для поиска мелких деталей;
8.Используйте сюрпризные моменты и яркую наглядность в начале НОД для повышения активности;
9. Используйте построенные модели в дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх и поощряйте к этому детей;
10.Организуйте выставки детских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструктор "лего" в моей жизни | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Есть утверждение, что все гениальное просто. Все маленькие дети любят собирать из кубиков башенки, строить из нескольких деталей разные фигурки в соответствии со своей фантазией. Сегодня есть для этого развивающие конструкторы компании « Лего ». Лего является самым продаваемым конструктором на планете. В переводе с датского Лего означает «Играй с удовольствием». Актуальность и причина выбора темы
История создания конструктора ЛЕГО С 1932г. ведет свою историю конструктор ЛЕГО Основатель компании ЛЕГО Оле Кирк Кристиансен Оле Кирк Кристиансен (столяр по профессии) сначала изготавливал домашнюю утварь, а затем ради своих детей стал делать деревянные игрушки (уточки, автобусы, поезда и т.д.)
История создания конструктора ЛЕГО Вот первые деревянные кубики компании ЛЕГО В 1947г. Компания разработала первые пластиковые кубики, являющиеся предшественниками современных кубиков ЛЕГО
Производство ЛЕГО достигает объема 706 млн. элементов в год.
Разновидности коллекций и наборов ЛЕГО конструктора. Они насчитывают более 50 коллекций, включающих в себя сотни наборов. Вот некоторые из них.
Увлекательный процесс конструирования
Впечатления от работы с ЛЕГО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)
В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.
В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....
«Возможности использования лего- конструирования для обогащения математических представлений у детей дошкольного возраста»
В настоящее время актуальна проблема, с помощью чего помочь детям дошкольного возраста овладеть первичными математическими представлениями и суметь использовать их в жизни.чтобы ребенку с...
Мастер – класс для воспитателей на тему: «Лего- конструирование как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Мастер – класс для воспитателей...
Протокол заседания районного методического объединения СППС ДОУ Берёзовского района по теме "Инновационные технологии сенсорного развития детей дошкольного возраста" №1 от 30.11.2023 года
РМО проходило в форме практико-ориентированного семинара....
Мастер-класс "ЛЕГО конструирование и робототехника, как средство развития детей дошкольного возраста"
Мастер-класс "ЛЕГО конструирование и робототехника, как средство развития детей дошкольного возраста"...