Технология «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Глазычева Анастасия Александровна

«ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» /В.А.Сухомлинский/

В процессе создания различных построек совершенствуются восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений. Так, как дети 3-4 лет уже достаточно легко отличают кубик от кирпичика, длинную пластину от короткой они могут, построить по предложенному образцу воротца, домик из двух-трех деталей и. т. д. Но если детям предложить образец более сложной постройки, то они начинают делать грубые ошибки, а иногда вообще не могут воспроизвести её. Причина, как правило, кроется в том, что дети еще не умеют рассматривать предложенный образ. Но если им помочь, они успешно воспроизводят его. Именно неразвитое, несовершенное восприятие часто бывает причиной неудач в конструировании, задерживает его в развитии. Поэтому сенсорное воспитание  в конструктивной деятельности заключается в правильной организации обследования тех предметов, которые дети собираются построить. В качестве образца может выступать не только постройка, созданная воспитателем, но и различные предметы в натуральном виде.

Цель:

Содействовать сенсорному развитию через Лего-технологии.

 Задачи:

- формировать пространственное мышление, анализировать предмет, выделяя его характерные особенности, основные части, устанавливать связь с их назначением и строением;

- развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

- развивать мелкую и крупную моторику, ориентироваться  в пространстве;

- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Лего-конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором «Лего», как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно – игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей. Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. Лего-конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре.

Формы и методы, используемые для реализации Лего-конструирования:

1.Конструирование по модели.
2.Конструирование по условиям.
3.Конструирование по образцу.
4.Конструирование по замыслу.
5.Конструирование по теме.
6.Каркасное конструирование.
7.Конструирование по чертежам и схемам.

Методы применяемые в процессе обучения по Лего-конструированию.

Наглядный:

• Манипуляции с предметом;
• Речевое обследование предмета по образцу педагога, сверстника;

Практический:

• Метод сенсорного насыщения;
• Метод соучастия (педагог, сверстник);

Словесный:

• Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
• Метод нетривиальных (необыденных) ситуаций, пробуждающий интерес к деятельности;
• Метод эврестических и поисковых ситуаций.

Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы выполнения.

В наборе есть фигурки людей разного пола, возраста и национальности, одетые в одежду или униформу определенной профессии. Это позволяет использовать их для множества ролевых игр. Дети объединяются в группы, самостоятельно или при помощи взрослого придумывать небольшие сюжеты, договариваются, распределяют обязанности и роли, обыгрывают, манипулируя персонажами. Сюжетно-ролевые игры, помогают войти в мир социального опыта.

Благодаря разнообразию деталей конструктора и фигурок дети могут создавать и разыгрывать свои любимые сказки и истории про пиратов, ведьм и волшебников, королей и королев, русалок и водяных, а также множество других персонажей. У детей развивается фантазия, воображение и умение подражать.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Играя с конструктором Лего, обучающиеся имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование.

Процесс овладения приемами Лего-конструирования и развитие творчества, осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, образовательной деятельности, совместная деятельность в ходе режимных моментов. Непрерывно-образовательная деятельность организуется интегрировано, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей предполагают проведение индивидуальной работы с детьми, досугов (развлечений).

Трудности внедрения Лего-технологий:

  • Малое количество Лего- конструкторов.
  • Недостаточное количество методического и дидактического материала по работе с Лего-конструктором.

Методические рекомендации для педагогов по организации работы с Лего-конструктором.

1. Темы НОД согласовывать с тематикой  календарного плана.  
2.Организовывать НОД  по конструированию: по примеру, по карточкам с моделями, по собственному желанию, работа с конструктором больших размеров,   по инструкции, моделирование материалы проектов по рисунку или иллюстрацией; 
3.Использовать  Лего-конструктор с детьми, которым трудно находить друзей для игры, активным и застенчивым; 
4 .Использовать  Лего-конструктор, для самостоятельных игр, с целью самостоятельного придумывания и разыгрывание различных событий ;
5.Организовывать конструктивную деятельность по подгруппам (не более 6 человек); 
6.Учитывать индивидуальные особенности детей; 
7.Не давать детям все детали набора, поскольку дети могут потратить много времени для поиска мелких деталей; 
8.Используйте сюрпризные моменты и яркую наглядность в начале НОД для повышения активности; 
9. Используйте построенные модели в дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх и поощряйте к этому детей; 
10.Организуйте выставки детских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конструктор "лего" в моей жизни1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструктор ЛЕГО в моей жизни

Слайд 2

Есть утверждение, что все гениальное просто. Все маленькие дети любят собирать из кубиков башенки, строить из нескольких деталей разные фигурки в соответствии со своей фантазией. Сегодня есть для этого развивающие конструкторы компании « Лего ». Лего является самым продаваемым конструктором на планете. В переводе с датского Лего означает «Играй с удовольствием». Актуальность и причина выбора темы

Слайд 3

История создания конструктора ЛЕГО С 1932г. ведет свою историю конструктор ЛЕГО Основатель компании ЛЕГО Оле Кирк Кристиансен Оле Кирк Кристиансен (столяр по профессии) сначала изготавливал домашнюю утварь, а затем ради своих детей стал делать деревянные игрушки (уточки, автобусы, поезда и т.д.)

Слайд 4

История создания конструктора ЛЕГО Вот первые деревянные кубики компании ЛЕГО В 1947г. Компания разработала первые пластиковые кубики, являющиеся предшественниками современных кубиков ЛЕГО

Слайд 5

Производство ЛЕГО достигает объема 706 млн. элементов в год.

Слайд 6

Разновидности коллекций и наборов ЛЕГО конструктора. Они насчитывают более 50 коллекций, включающих в себя сотни наборов. Вот некоторые из них.

Слайд 7

Увлекательный процесс конструирования

Слайд 8

Впечатления от работы с ЛЕГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

«Возможности использования лего- конструирования для обогащения математических представлений у детей дошкольного возраста»

 В настоящее время актуальна проблема, с помощью чего помочь детям дошкольного возраста овладеть первичными математическими представлениями и суметь использовать их в жизни.чтобы ребенку с...

Мастер-класс "ЛЕГО конструирование и робототехника, как средство развития детей дошкольного возраста"

Мастер-класс "ЛЕГО конструирование и робототехника, как средство развития детей дошкольного возраста"...