«Информационно-коммуникационные технологии как средство музыкального воспитания детей в ДОУ»
статья

Кокина Лариса

Опыт работы с использованием ИТ-технологий.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Информационно-коммуникационные технологии  как средство музыкального воспитания детей  в ДОУ»

(опыт работы)

Методологическую основу и теоретическую базу моего опыта составляют работы отечественных и зарубежных ученых, которые занимались исследованием эффективности использования ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях и убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий,  и так же особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).

Изучив методическую литературу и специфику приминения ИКТ в образовательном процессе ДОУ я занялась разработкой интерактивного сопровождения. Здесь я опиралась на опыт передовых педагогов ДОУ, района, а так же на информацию сетевых педагогических сообществ.  

 Изучала наиболее эффективные формы и методы внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Сама делилась опытом с педагогами детского сада, с коллегами других ДОУ в рамках педсоветов, РМО, ресурсного центра, на конференциях, в электронных журналах и профессиональных интернет сообществах.

Работу свою считаю актуальной потому, что Федеральный государственный образовательный стандарт, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление требований к дошкольному образованию, но и обновление информационно-образовательной среды образовательных организаций, а так же эффективное использование информационно -коммуникационных  технологий (ИКТ) в дошкольном образовании.

Их внедрение позволяет существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс и повысить его эффективность. Средства ИКТ позволяют визуализировать для детей изучаемые объекты, явления,моделировать процессы и ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, использовать средства, благодаря которым обучение осуществляется в игровой форме.

Но здесь возникает противоречие:

Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л. Н., Волосовец Т. В., Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., Комарова Т. С., Алиева Т. И., Комарова И. И., Белая К. Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против»  использования ИКТ. 

Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии современных технологий на состояние здоровья детей.                          Но все же многочисленный опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм, повышаем мотивацию к обучению.

Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору Сеймуру Пейперту.

Теоретическое обоснование необходимости использования информационных технологий для развития и обучения детей нашло свое продолжение в исследованиях отечественных ученых.  А.В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития.

Взяв за основу исследования ученых, я занялась внедрением ИК технологий в музыкальное воспитание ДОУ, поставив перед собой цель и задачи педагогической деятельности.

Цель: Повышение качества музыкального образования старших дошкольников средствами ИК-технологий

Педагогической идеей моей деятельности является то, что современные ИК-технологии могу помочь мне в приобщении детей к различным видам музыкальной деятельности, способствовать активизации процесса развития музыкальных способностей, познавательной и эмоциональной сферы ребенка.

Использование ИК-технологий в музыкальном воспитании старших дошкольников осуществлялось мной по четырем направлениям:

Взаимодействие  

-с детьми

-с родителями

-с педагогами

-с социальными партнерами

Для реализации своей педагогической идеи я определила место использования ИК-технологий в структуре образовательного процесса, оценила условия реализации.

В музыкальном зале созданы условия соответствующие ФГОС ДО

-электронное пианино – для музыкального сопровождения музыкальных и физкультурных занятий,

-мультимедийная система – для просмотра презентаций и мультимедиа.

-интерактивная панель – для интерактивных музыкально-дидактических игр

-ноутбук – для создания игр и дидактических пособий

-цифровая лаборатория «НАУРАША» (модуль «Звук») – для более подробного знакомства с физическим свойством звука

-мультстудия «Мой мир» и детская киностудия «Кидс анимейшн» - для организации совместной проектной деятельности по созданию мультфильмов

Применение ИК-технологий на музыкальных занятиях находит себя во всех видах музыкальной деятельности старших дошкольников.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, неоценимую пользу могут оказать электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому можно предложить посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение слов.  Чтобы запомнить быстрее содержание песни можно использовать мнемотаблицы.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеороликов, Процесс разучивания танцев с использованием наглядного материала становится более увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Музыкально-дидактические игры организовываю с применением красочных озвученных игр-презентаций.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую интерактивные материалы Ирины Костиной, где в легкой и доступной форме детям наглядно объясняется ритм и порядок звучащих ДМИ.  

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

 Система музыкального воспитания в детском саду предполагает вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это не только совместная музыкально-образовательная деятельность но и праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение.

«Помоги, но не навреди!» — это принцип, которому нужно следовать, внедряя информационно- коммуникационные технологии в обучение детей.

При использовании компьютерной техники необходимо позаботится о соблюдении санитарно – гигиенических норм: четкое изображение, расстояние до экрана должно быть не менее 50 см.; оптимальная продолжительность для детей 5-7 лет не более 5-7 минут. (М. Степанова — заведующая отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, кандидат медицинских наук, г. Москва).

В рамках проектной деятельности с педагогом и детьми подготовительной группы был разработан проект «МультИстории или о том, как мы создаем мультфильмы». В результате проекта был создан мультфильм по мотивам песни-сказки «Веселые гуси»

Данный проект реализовывался в мультстудии «Мультик. Ру» с использованием интерактивного оборудования мультстудии «Мой мир», в комплект которой входит диск с програмным обеспечением, веб-камера на гибкой основе, ширма с набором декораций.

В основу проекта легла интеграция различных видов деятельности детей: музыкальная, художественная, театрализованная, коммуникативная, познавательная.

На этапе по внедрению была проведена работа – подготовка к театрализованному представлению «Веселые гуси»:

-ИКТ игра «Музыкальный инструмент оркестра»

-игра на детских музыкальных инструментах (дети сами себе подыгрывали на ДМИ)

-разучивание песни-сказки по ролям (в роли героев попробовал себя каждый желающий)

 Театрализованное представление было показано детям средней группы и вызвало большой эмоциональный отклик у детей

Важным этапом в создании мультфильма  стала не только съемка но и озвучивание героев - запись звуковой дорожки на специальном оборудовании. Дети с удовольствием пробовали себя в роли актеров при озвучивании героев мультфильма, исполняя песенку по партиям. Отличительной чертой  музыкального сопровождения явилось введение в аккомпанемент игры на ДМИ. (ложки, бубенчики, маракасы, свисток)

На заключительном этапе дети представили мультфильм воспитанникам детского сада. Так же мультфильм был продемонстрирован на ежегодной Родительской конференции для родителей и социальных партнеров.

Участие детей в проекте способствовало: развитию

-мышления,

-творческого потенциала

-эмоциональной отзывчивости

-звуковысотного слуха

-тембрового слуха

-динамического слуха

-чувство ритма

-музыкальной памяти

-музыкального мышления

А так же формированию умения переживать увиденное, фантазировать, отражать свои впечатления в творческих работах.

В результате деятельности педагога в данном направлении созданы:

-серия дидактических игр и интерактивных пособий

-разработка методических материалов для педагогов ДОУ

-разработка рекомендаций для родителей

-мультфильмы «Веселые гуси», «Веселая семейка», «За Рождественской звездой», «Парад боевой техники»

Для определения результативности профессиональной педагогической деятельности я использовала метод наблюдения за музыкальным развитием детей старшего дошкольного возраста. При проведении обследования использовала знакомые ребенку дидактические материалы.

Для аналитической обработки результатов педагогического воздействия были выделены три уровня освоения ОП по музыкальному воспитанию:

Сформировано

В стадии формирования

Точка роста

Свои достижения я представляла на педагогических советах ДОУ, на заседаниях РМО.

Трижды участвовала в муниципальном конкурсе педагогических идей. Дважды становилась призером.

Транслировала свой опыт на межрегиональном форуме «Новый формат» (город Пермь)

Размещаю материалы на сайте ДОУ, персональном сайте и в Интернет –сообществах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре

Презентация на тему "Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре"...

План реализации проекта « ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

План реализации проекта « ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя

  В презентации представлен опыт работы по использованию ИКТ на музыкальных занятиях по всем видам деятельности (восприятие музыки, развитие слуха и голоса, пение, игра на музыкальных инст...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя

  В презентации представлен опыт работы по использованию ИКТ на музыкальных занятиях по всем видам деятельности (восприятие музыки, развитие слуха и голоса, пение, игра на музыкальных инст...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя

  В презентации представлен опыт работы по использованию ИКТ на музыкальных занятиях по всем видам деятельности (восприятие музыки, развитие слуха и голоса, пение, игра на музыкальных инст...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя

  В презентации представлен опыт работы по использованию ИКТ на музыкальных занятиях по всем видам деятельности (восприятие музыки, развитие слуха и голоса, пение, игра на музыкальных инст...

Статья. «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности музыкального руководителя Иванниковой В.Е. в ГАДОУ №15 Колпинского района Санкт-Петербурга»

Как много новых технологийК нам с новым веком в класс пришло.Забудем, как считали на листочкахИ графики по клеточкам вели.Сейчас возможности открыл компьютер.Дерзай! Твори! Учись и пробуй!В обновленно...