Эмоциональное благополучие ребенка.
консультация
Консультативный материал о значении положительного эмоционального состояния для здоровья ребёнка, о симптомах благополучного эмоционального состояния и наличия проблем у ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_blagopoluchie_rebyonka.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное благополучие ребёнка.
Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в детском саду, создание благоприятного микроклимата в группах; создание благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.
На эмоциональное благополучие детей влияют семейные отношения, полноценность семьи, педагог, методы и приёмы воздействия на ребёнка как в семье, так и в дошкольном учреждении, то есть взаимоотношения в семье, окружающем мире.
Последствиями эмоционального неблагополучия ребёнка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность. При эмоциональном неблагополучии ребёнок не может полноценно развиваться, поэтому дошкольное учреждение должно помочь ситуации.
Психологическая поддержка – это один из приёмов педагогического воздействия на ребёнка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния.
Таким образом, при постоянной работе, направленной на формирование эмоционального благополучия ребёнка, с поддержкой семьи можно достичь больших результатов в исправлении имеющихся эмоциональных проблем и их предупреждения.
Чем меньше ребёнок, тем сложнее определить «норму» эмоциональной жизни. Тем не менее, приведём ориентировочные представления о здоровых и нездоровых эмоциональных проявлениях в разные возрастные периоды
Возраст ребёнка | Признаки здорового эмоционального состояния | Симптомы эмоциональных проблем |
От 1,5 до 2 лет | • все чаще играет и ведет себя «понарошку», в том числе изображая эмоциональные реакции; •начинает использовать для выражения чувств арсенал определенных жестов и интонаций; • время от времени, в состоянии огорчения или замешательства, ищет спокойствия и уединения; • развивает все большую способность распознавать эмоциональные состояния других людей (особенно родителей); • начинает все более подходящим образом и конструктивно реагировать на разные эмоциональные состояния других (особенно родителей) ; • разрабатывает вместе с родителями репертуар способов или «кодов» для передачи эмоций и чувств. | • склонность к уединению; • избыточное качание и позирование; • отсутствие видимой тревоги при разлуке с родителями; • чрезмерная отвлекаемость; •частая раздражительность, не поддающаяся успокоению (помимо периодических вспышек гнева); • лунатизм. |
От 2 до 3лет | • развивает способность «закатывать» вспышки гнева и успокаиваться после них; • все больше ведет себя так, чтобы проверить настроение и получить эмоциональный ответ других людей; • проявляет все больше воображения в игре и переживаниях; • пытается выражать свои чувства с помощью слов; • начинает беспокоиться о том, что могут произойти неприятные события; • ищет подтверждения благополучия своего и своих близких. | • постоянная пугливость; • неудачные попытки заговорить; •неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут; •напряженные и длительные конфликты с братьями и/или сестрами; • избыточная активность; • повышенная гневливость и агрессивность; • медленное восстановление после вспышек гнева; • тяжелая и длительная реакция на разлуку с родителями. |
От 3 до 4 лет | • все больше упражняется в управлении эмоциями; • пытается манипулировать эмоциями других (особенно сверстников) ; • проявляет интерес к своей половой принадлежности, что находит отражение в эмоциональном самовыражении; • проявляет больше привязанности к родителю противоположного пола, что может приводить к некоторой соревновательности и противоречиям в отношениях с родителем того же пола; • стремится к пониманию и обсуждению эмоций; • начинает проявлять заметный эмоциональный отклик (положительный или отрицательный) на сны. | • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм; • частые и тяжёлые конфликты с другими детьми; • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми; • общая неспособность следовать правилам и указаниям; • нежелание разговаривать и договариваться; • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему; • постоянная меланхолия. |
От 4 до 6 лет | • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра) ; • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций; • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений; • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам) ; • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах. | • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм; • частые и тяжёлые конфликты с другими детьми; • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми; • общая неспособность следовать правилам и указаниям; • нежелание разговаривать и договариваться; • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему; • постоянная меланхолия. |
От 6 до 7 лет | • склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти; • очень восприимчив к эмоциональным травмам; • может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе; • формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками; • начинает включаться в «сексуальные игры» со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями; • чаще вступает в конфликты с братом или сестрой; • может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания. |
Условия обеспечения эмоционального благополучия детей
- безусловное принятие каждого ребёнка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
- позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);
- равенство в отношениях между взрослым и ребёнком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней); обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах), непосредственно общаться со сверстниками;
- гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учёт психических и личностных особенностей каждого ребёнка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;
- тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
- создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), поощрение даже небольших достижений каждого ребёнка и его стремления к самостоятельности;
- внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
- тактичное общение с ребёнком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
- конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"
Игры для развития эмоциональной сферы детей
В качестве эффективно работающих нестандартных игр можно предложить.
"Необычный колобок"
(игра для работы с подгруппой детей 3-5 лет)
Опыт показывает, что интерес детей 3-5 лет к работе в подгруппе значительно возрастает, если им предлагается не просто мячик, а "колобок" (небольшой шарик с двумя нарисованными контрастными выражениями лица: с одной стороны - весёлым, с другой - грустным). Вспоминая сказку, ребёнок младшей и средней группы воспринимает "колобка" как реального собеседника, эмоционально сопереживает ему и, как правило, поворачивает к себе именно той стороной, которая отражает его настроение. С помощью такого сказочного посредника даже не очень общительные дети легче идут на контакт с педагогом-психологом и сверстниками, охотнее высказывают свои впечатления от участия в совместных играх и упражнениях, а значит - активнее действуют и эмоционально раскрываются.
"Живые картинки"
(игра для работы с подгруппой детей 3-5 лет)
Педагог-психолог поочерёдно рассматривает с детьми схематические изображения людей и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот "лодочкой", уголками вверх) - значит, настроение весёлое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта прямая) - отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо («лодочка» перевёрнута) - мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками. Меняя изображения и выполняя вместе с детьми соответствующие действия, педагог-психолог как бы оживляет картинки. Игра способствует закреплению представлений детей об основных видах настроения и способах его выражения с помощью движений.
Вариант игры - под музыку дети берут из "волшебного мешочка" по одному рисунку с изображением сказочного персонажа и внимательно его рассматривают. По завершении музыкального фрагмента каждому ребёнку нужно найти обладателя такого же рисунка и встать с ним в пару. Правильность выполнения задания педагог-психолог проверяет каждый раз, при этом аплодисментами награждаются все участники - для развития у них позитивного эмоционального отклика на общее игровое взаимодействие.
"Волшебное зеркальце"
(игровое упражнение для индивидуальной работы с детьми 5-7лет)
Ребёнку предоставляется двусторонний макет зеркала, выражения лица на котором, как и в игре с "колобком", изображаются по принципу контраста (доброе - злое, радостное - печальное). Поворачивая зеркало и разглядывая отражения, дошкольник старается определить, какое из них ему нравится и более привычно, т. е. подходит лично для него. Данное игровое упражнение способствует активному самовыражению ребенка, проговариванию основных переживаний, предупреждению различных комплексов и случаев необоснованного недовольства собой, т.е. профилактике детских депрессивных состояний.
"Дорисуй портрет"
(игра для детей 4-7лет проводится индивидуально или в подгруппе по 2-3 человека).
Каждый ребёнок получает возможность «помочь художнику», завершив его работу. На портрете-заготовке с уже имеющимися изображениями глаз и носа ему предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору, например, с уголками вверх - улыбающийся, радостный; с уголками вниз - грустный, расстроенный). А затем вместе с педагогом-психологом он пробует отгадать, какое настроение было у человека, изображённого на картине. Дети, таким образом, в занимательной и непринуждённой форме упражняются в умении отличать проявления основных чувств человека и сопоставлять их с разными эмоционально окрашенными ситуациями.
Для работы со старшими дошкольниками (5-7 лет) в подгруппе аналогичную игру можно провести с воздушными шариками, прикрепляя к ним с помощью двухстороннего скотча разные эмоциональные состояния. В результате портрет становится завершённым и выразительным, а разговор с педагогом-психологом о совместно выполненной работе - более непосредственным и живым. С помощью данного упражнения у старших дошкольников появляется возможность узнавать своё настроение среди прочих, называть его, понимать свой внутренний мир. Нахождение похожих изображений среди получившихся в дальнейшем подводит детей к совместной игре, развивая необходимые навыки самостоятельного общения со сверстниками.
"Разноцветные бабочки"
(игровое упражнение для работы индивидуально или по два человека с дошкольниками 4-6 лет)
Детям среднего дошкольного возраста предлагается, используя магнитную доску или мольберт, составить изображения бабочек из 4-5, а старшим - из 5-7 цветных фрагментов. Для педагога-психолога это упражнение информативно, т. к. соотнесение цветов напрямую свидетельствует о внутреннем эмоциональном состоянии ребёнка. Попутно можно заняться профилактикой эмоционального перенапряжения, предложив детям «разбудить» получившихся бабочек, изобразив их полет под музыку (например, с помощью движений рук). Как показывает опыт проведения подобных игровых упражнений, дошкольники с удовольствием в них участвуют и таким образом осваивают простые способы самовыражения и активной эмоциональной разрядки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.
работа с родителями...
Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.
работа с родителями...
Проект"Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка"
проект, презентация, работа с родителями...
Консультация для родителей: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"
" Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду" - консультация для родителей.Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для росткасвет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нор...
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие ребенка
Многие родители обращаются к воспитателям с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проб...
Консультация для родителей "Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье"
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семьеДошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимост...
Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье....