Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
рабочая программа (старшая группа)
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_nesterov_sasha_2020.docx | 77.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 № «Золушка»
662315 Красноярский край, г. Шарыпово, 3 микрорайон, д.30. Тел. 8(39153)24-4-40, еmail: Zolushka.shr@yandex.ru
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания ППк ДОУ № _____ от «___» _______2020 г . | УТВЕРЖДАЮ Заведующая МАДОУ № 6 «Золушка» _________Ю.Я. Михайлова «___» _______ 2020 г. |
Адаптированная образовательная программа
ребёнка с ОВЗ
Нестерова Александра Константиновича
Согласовано: Законный представитель ребенка с ОВЗ _______________________________ __________ Ф.И.О. подпись «______» _____________2020 г. | Авторы: Барсугачева Н.А. – учитель-дефектолог Старцева Н.А. – педагог-психолог Копьева Т.М. – учитель-логопед Прудникова Н.А. - воспитатели Яркова Ю.А. |
2020/2021 учебный год
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. 1. Общие сведения
Ф.И.О. обучающегося | Нестеров Александр Константинович |
Дата рождения, возраст обучающегося | 10.11.2014г. |
Группа, которую посещает обучающийся | старшая группа общеразвивающей направленности №11«Смешарики» |
Воспитатели (ФИО) | Прудникова Наталья Александровна, Яркова Юлия Анатольевна |
Сведения о семье (ФИО родителей/законных представителей, семья полная/неполная, благополучная/неблагополучная, как члены семьи вовлечены в процесс воспитания ребенка, кто больше уделяет внимания, как члены семьи относятся к трудностям ребенка). | мать: Нестерова Юлия Константиновна отец: - Семья не полная, не благополучная. Ребенком занимается мама. От посещения группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР мама ребенка отказалась. |
1. 1.2. Характеристика актуального уровня развития обучающегося
(на основе комплексного психолого-педагогического обследования обучающегося)
Познавательное развитие:
Особенности восприятия: правильно называет только несколько цветов. Может соотности предметы по величине, по форме, различает только некоторые геометрические фигуры. Не различает перечеркнутые, наложенные изображения.
Особенности внимания: уровень развития недостаточный. Внимание неустойчивое, концентрация низкая; при выполнении задания нуждается в повторении инструкции. Стремится к быстрому, но часто необдуманному выполнению заданий.
Особенности запоминания: объём запоминания и хранения информации – низкий.
Особенности мышления: ребенок умеет находить общие и отличительные признаки предметов, явлений, но допускает ошибки в заданиях на обобщение и выделение существенных признаков. В ходе выполнения заданий нуждается в помощи со стороны взрослого организационного характера.
Общая осведомленность о себе, окружающем мире:
Не знает свое полное имя; не называет адрес проживания; забывает названия некоторых предметов, затрудняется назвать детенышей животных, не знает названия птиц, некоторых животных;
Сформированность математических представлений:
Не владеет счетом в пределах 5, не соотносит количество предметов с цифрой; не решает простые арифметические задачи,
Сформированность временных представлений:
Путает части суток и их последовательность, времена года не знает, не устанавливает их последовательность; понятия сегодня, завтра, вчера не различает.
Речевое развитие:
Очень сильно нарушено звукопроизношение и слоговая структура даже простых слов. Страдают все компоненты речевого развития, в связи с чем, собственная речь ребенка невнятна. Понимает речь на обиходно-бытовом уровне, воспринимает простые побуждения и инструкции: сядь на стул, возьми мяч, пойдем в группу, мой руки. Понимает обращенные к нему вопросы.
Социально-коммуникативное развитие
В дидактические и сюжетно-ролевые игры с детьми играет, больше любит сюжетно-ролевые игры: «Больничка», «Посудка»
Наблюдаются трудности в общении со сверстниками, в связи с тем, что Саша не разговаривает.
Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы. Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада. Старается соблюдать все элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице. Навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастом.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование:
С трудом создает рисунки, действуя только по образцу, с помощью воспитателя. Графо-моторные навыки развиты слабо.
Лепка:
С трудом лепит предметы и передаёт их форму, действуя только по образцу, всегда при помощи педагога.
Аппликация:
С затруднениями создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания. Действует только по образцу, всегда при помощи педагога.
Физическое развитие
Не посещает занятия по физическому развитию по состоянию здоровья.
Эмоциональное состояние
В целом доброжелательный и спокойный. При затруднениях, возникающих в процессе деятельности, обращается к воспитателю или детям за помощью.
Диагностика развития
Познавательное развитие.
Воспитанник практически не умеет анализировать и осуществлять синтез, допускает ошибки при сравнении и обобщении, а также при выделении существенного. При выполнении заданий, проявляет самостоятельность, но нуждается в поддержке и помощи со стороны взрослого; при переносе знаний допускает ошибки; сообразительность замедленная.
Сформированность: понятий правой и левой руки сформирована; пространственных представлений сформировано; временных представлений сформировано
Не знает свое полное имя и имена родителей; не называет адрес; затрудняется назвать детенышей животных, названия птиц; не знает виды транспорта; дает краткие сведения о себе и окружающем; ответы краткие, односложные.
Сформированность математических представлений Не знает прямой и обратный счет, порядковый счет; путается в названии цифр, не соотносит количество предметов с цифрой; простые задачи не решает. Математические представления сформированы очень слабо.
Сформированность пространственных представлений Сформированы недостаточно (не различает понятия посередине, между). Лево- право деффиринцирует.
Сформированность временных представлений Не знает части суток и их последовательность, времена года узнает на картинках (путает весну и лето), не устанавливает их последовательность; дни недели путает; понятия сегодня, завтра, вчера не различает.
Особенности восприятия Узнает и называет основные цвета (красный, желтый), путается в различении синего и зеленого цвета; оттенки цветов не называет и не показывает. Соотносит предметы по величине, сам не называет величину предмета. Соотносит предметы по форме, различает и называет плоскостные геометрические фигуры. Различает с трудом перечеркнутые, наложенные изображения.
Речевое развитие: ОНР – I ур. Дизартрия
Страдают все компоненты речевого развития, в связи с чем, собственная речь ребенка непонятна, произношение неразборчивое. Состояние речевого развития в анамнезе отягощено неврологической составляющей – дизартрией. Звуки раннего онтогенеза изолированно произносит. Голос хриплый, глухой, дыхание затрудненное. Обильная саливация. Речь состоит из отдельных звукоподражаний и нескольких общеупотребительных слов, типа: «Ам - ам», «Би-би», «Иди», «Дай», «На», «Нет», «Бах» и др., использует невербальные способы общения – жесты и интонацию. Правильно повторяет слова 1 и 2 типа слоговой структуры, но в самостоятельной речи отмечается значительное нарушение: не сохраняет ритмический рисунок слова, число слогов. Понимает речь на обиходно-бытовом уровне, воспринимает и выполняет действия простых инструкций. Знания, умения и навыки ниже возрастной нормы, что влияет на формирование речевой системы. Пассивный словарь составляют предметы ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь беден. Связная речь не сформирована. Фонематические процессы также не сформированы. Контактен, откликается на помощь при необходимости, когда испытывает затруднения при обучении
Эмоционально-личностное развитие: по характеру эмоционально отзывчив; предпочитает гармоничные отношения. Психоэмоциональное состояние устойчивое – Александр активен; отмечается потребность к изменениям.
Вероятный прогноз развития в динамике.
Программный материал по своему возрасту не усваивает. Объём знаний, представлений, умений, навыков, уровень развития игровой и продуктивной деятельности не соответствует возрастным показателям.
1.1.3. Рекомендации ТПМПК от 28.02.2018г., протокол № 60
По результатам психолого-медико-педагогического обследования имеет особенности физического развития. Задержка речевого развития. Парциальное недоразвитие высших психических функций смешанного типа. Неравномерная недостаточность познавательного развития. Уровень обучаемости снижен, обусловлен специфической ситуацией развития. Нуждается в создании условий для получения образования. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Организация образовательного процесса
Форма получения образования | Образовательная организация |
Программа обучения | Воспитание и обучение по АООП ДО для детей с задержкой психического развития с 01.09.2020 г. |
Условия освоения АООП | Занятия с учителем-дефектологом, педагогом психологом, учителем-логопедом. Психолого-педагогическое сопровождение ППк ДОУ. Занятия физической культурой в специальной медицинской группе. |
Организация психолого-педагогической помощи:
Специалисты | Направление |
Учитель-логопед | Коррекция устной речи. Развитие мелкой и артикуляторной моторики, словарного запаса, грамматического строя речи. Наблюдение в динамике. |
Педагог-психолог | Развитие познавательной деятельности, высших психических функций, пространственно-временных представлений. Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
Учитель-дефектолог | Коррекция и развитие познавательных процессов:
|
1.1.4. Сведения о программе
Адаптированная образовательная программа Нестерова Александра разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13, с изменениями от 04.04.2014).
Адаптированная образовательная программа разработана с учётом комплексной программы:
примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная Пресса, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детей с задержкой психического развития) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Срок реализации АОП: 2 года
1. 2. Цели и задачи АОП
Цель АОП | Осуществление коррекционно-развивающей работы с ребенком в условиях инклюзивного образования в старшей группе комбинированной направленности для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка. |
Задачи АОП | 1) обеспечение психолого-педагогических условий для коррекции и развития воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями (в том числе проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание для обучающегося атмосферы психологического комфорта); 2) коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития ребенка в части познавательной, игровой, речевой, продуктивной деятельности; 3) стимулирование и обогащение развития ребенка во всех видах деятельности (познавательной, игровой, речевой, продуктивной): формирование у него знаний об окружающем мире, развитие речи и разных форм коммуникаций, формирование элементарных математических представлений, развитие психических процессов; 4) целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР на основе комплексного взаимодействия специалистов и педагогов, с учетом реальных и потенциальных возможностей ребенка; 5) создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья обучающегося; 6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающегося; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка. |
1.3. Целевые ориентиры (планируемые результаты) образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста (к 5-6 годам)[1]
Социально-коммуникативное развитие. Ребенок адаптируется в условиях группы. Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми. Сам вступает в общение, использует вербальные средства. В игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры, активно включается, если воображаемую ситуацию создает взрослый.
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы, стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью взрослого. Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого.
Речевое развитие. Возможные достижения ребенка:
- сформировать способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- проявлять речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста;
- понимать названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи;
- уметь выполнять элементарные словесные инструкции;
- различать лексические значения слов и грамматических форм слова;
-называть действия, предметы, изображенные на картинке, участвовать в элементарном диалоге (отвечать на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые слов, которые могут добавляться жестами);
- произносить простые по артикуляции звуки;
- воспроизводить слоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;
- усваивать значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- правильно произносить звуки (в соответствии с онтогенезом).
Коммуникативное развитие. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Познавательное развитие.
Ознакомление с окружающим миром (5-7 лет)
-проводить наблюдения за изучаемыми объектами;
осуществлять целенаправленный последовательный анализ изучаемого конкретного предмета;
-сравнивать два предмета по цвету, форме, размеру, назначению;
-распределять практически и «в уме» предметы (их изображения) на группы по родовому признаку;
-называть группы однородных предметов (их. изображений) точными обобщающими словами;
-устанавливать простейшие причинно-следственные связи в наблюдаемых природных и общественных явлениях с помощью педагога.
Развитие элементарных математических представлений (5-6 лет)
Дети должны знать:
-состав чисел 2—5.
Дети должны уметь:
-сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
-считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
-уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным;
-сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;
-практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел;
-ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.);
понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.
Художественно-эстетическое развитие. Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). Появляется элементарный предметный рисунок.
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Подпевает при хоровом исполнении песен.
1.4. Планируемые результаты работы с родителями
Родители:
- будут информированы в вопросах коррекции проблем в развитии ребенка с ЗПР;
- будут информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
- получат квалифицированную психолого-педагогическую помощь по воспитанию и развитию ребенка с ЗПР;
- получат психологическую поддержку по гармонизации детско-родительских отношений;
- у них сформируется адекватность установок в отношении перспектив ребенка.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная часть
2.1.1.Тематическое планирование (лексические темы)
Дата | Тема |
14.09 – 18.09 | Детский сад |
21.09 – 25.09 | Моя семья |
28.09 – 02.10 | Осень |
05.10 – 09.10 | Овощи. Огород |
12.10 – 16.10 | Фрукты. Сад |
19.10 – 23.10 | Лес. Грибы. ягоды |
26.10 – 30.10 | Перелетные птицы осенью |
02.11 – 06.11 | Одежда |
09.11 – 13.11 | Обувь |
16.11 – 20.11 | Игрушки |
23.11 – 27.11 | Посуда |
30.11 – 04.12 | Зима. Зимующие птицы |
07.12 – 11.12 | Домашние животные |
14.12 – 18.12 | Дикие животные |
21.12 – 25.12 | Новый год |
11.01 – 15.01 | Мебель |
18.01 – 22.01 | Транспорт |
25.01 – 29.01 | Транспорт |
01.02 – 05.02 | Зима |
08.02 -12.02 | Профессии |
15.02 – 19.02 | Инструменты |
22.02 -26.02 | Наша армия |
01.03 – 05.03 | Весна. Праздник мам |
09.03 – 12.03 | Человек. Части тела |
15.03 – 19.03 | Комнатные растения |
22.03 – 26.03 | Детеныши домашних и диких животных |
29.03 – 02.04 | Домашние птицы |
05.04 – 09.04 | Весна |
12.04 – 16.04 | Продукты питания |
19.04 – 23.04 | Откуда хлеб пришел |
26.04 – 30.04 | Возвращение перелетных птиц |
04.05 – 07.05 | День Победы |
11.05 – 14.05 | Насекомые и пауки |
17.05 – 21.05 | Полевые цветы |
24.05 – 29.05 | Лето |
2.1.2. Индивидуальные планируемые результаты по освоению обучающимся содержания образовательных областей
Образовательная область | Индивидуальные планируемые результаты на 2020-2021 уч.год | Результат * | ||
Первое полугодие | Конец года | |||
Социально-коммуникативное развитие | Повысится уровень коммуникативного развития: начнет стремиться к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. Повысится уровень игровой деятельности: в игре научится соблюдать элементарные правила, выполнять ролевые действия, создавать элементарный замысел игры. | |||
Познавательное развитие | Повысится объём устойчивой работоспособности. Повысится уровень операций внимания: переключаемости, распределения, концентрации. Повысится уровень операций мышления: сформируются навыки классификации, обобщения. Повысится познавательная активность, самоконтроль. Повысится уровень общей осведомленности ребенка о себе, расширятся представления об окружающем мире: будет знать свое полное имя и имена родителей, называть адрес проживания, детенышей названия птиц и некоторых животных, видов транспорта. Овладеет счетом в пределах 5, сформируется навык прямого и обратного счета, научится соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать предметы по количеству (больше, меньше, равно), решать элементарные арифметические задачи. Начнет ориентироваться в телесном пространстве, называть части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя»; понимать понятия напротив, рядом, под, над, около, между. Научится определять части суток, связывая их с режимными моментами, называть последовательность времен года. | |||
Речевое развитие | Повысится сила голоса, речевого выдоха. Будут поставлены шипящие и свистящие звуки, начнут автоматизироваться в речи. Научится различать звуки, подбирать слова на заданный звук, научится воспроизводить звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. Начнёт понимать названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Начнёт понимать и отвечать на вопросы «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?». Расширится словарь антонимов и синонимов. Повысится уровень сформированности грамматического строя речи: начнёт правильно понимать и употреблять в предложениях предлоги, согласовывать числительные с существительными, местоимения с существительными. | |||
Художественно-эстетическое развитие | Начнёт передавать в рисунке образы предметов, объектов, Закрепятся способы и приемы рисования различными Повысятся умения лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, в том числе мелкие детали. Научится вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам. | |||
Физическое развитие | Повысится уровень сформированности крупной моторики: освоит на элементарном уровне все основные виды движений. Станет принимать более активное участие в подвижных играх с правилами. |
* В столбце позже, по результатам промежуточной и итоговой диагностики, отмечаются реальные полученные результаты.
2.2. Коррекционная часть
Специалисты | Выявленные нарушения | Задачи коррекционной работы | Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений) | Рекомендации для родителей |
Учитель-дефектолог | Не сформированы представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности | Формирование обобщенных понятий по лексическим темам. Накапливание представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка. Расширение, уточнение представлений детей об окружающем мире. | Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию» , «Назови, что нарисовано» , «Кто заметит больше признаков» «Назови похожие слова» (лист — листок — листочек — листья — листопад), « Четвертый лишний», «Скажи наоборот» (подбор антонимов), «Назови ласково», «Чего в магазине много?», «Один — много», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Найди одинаковое», «Найди различия», «Чей, чья, чьи?»; Отгадывание загадок | Обогащать чувственный опыт ребенка, учить его быть внимательным к тому, что его окружает; в повседневной деятельности использовать словесные игры. |
Не сформированы знания о геометрических фигурах и геометрических телах | Уточнение знаний и представлений о геометрических фигурах | Дидактические игры «Разложи фигуры», «Найди домик»,» «Принеси и покажи» «Найди пару», «Геометрическая мозаика», «Сложи узор» «Сложи фигуру», «Сравни и подбери», «Что тебе дать?», «Геометрический коврик», «Закрой окошечко». | Помогать ребёнку соотносить предметы с геометрической формой (тарелка - круглая, колесо- круглое, огурец- овальный и т.д.) | |
Не сформированы знания о цветах и оттенках | Уточнение знаний и представлений о цветах и их оттенках | Дидактические игры: «Воздушные шары», «Спрячь зайчика», «Найди такой же и принеси», «Зажги фонарик!», «Катание шаров к флажку», «Кто скорее соберёт игрушки», «Елочки и грибочки», «Гуси с гусятами», «Разноцветные бусы», «Помоги матрёшке найти свои игрушки», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам», «Найди такой же цветок», «Загадочные пуговки», «Найди матрёшке ведёрко», «Цветное домино», «Какого цвета не стало», «Разложи карандаши по стаканчикам». | Группировать дома игрушки, предметы обихода, одежду и др. по цветам, фиксировать внимание на насыщенность цвета. | |
Не сформировано восприятие величины | Обучение сравнению предметов по длине; высоте; ширине; толщине. Накопление сенсорного опыта определения размера предметов. (длинный- короткий, высокий -низкий, широкий - узкий, толстый- тонкий). | Дидактические игры «Длинное - короткое», «Собери листочки», «Большие и маленькие листочки» «Назови листочек» «Веселые матрешки», «Сломанная лестница», «Сложи дощечки», «Палочки в ряд» | В домашних условиях закреплять сравнение предметов по величине, высоте, длине | |
Не сформированы пространственные представления | Закрепление умений ориентироваться на собственном теле (различать правую и левую стороны); обучение определению на себе различных сторон по образцу: вверх-вниз, влево-вправо, вперѐд-назад; развитие умений выделять по слову точного назначения предлогов: в, на, под, за, перед, между; обучение в определении расположения предметов от себя по образцу (впереди, сзади, перед, слева, справа, вверху, внизу); формирование способности ориентироваться на листе бумаги | Дидактические игры: «Вверху-внизу», «Разговор по телефону», «Где чей домик?», «Добавь слово», «Куда пойдешь и что найдешь», «Солнышко», «Скульптор», «Автогонки», «Найди игрушки». | Словесно обозначать путь движения с ребёнком домой, в дет. сад и т.д. (идём прямо- идём на верх- затем на лево- в низ и т.д.) За столом обращать внимание на нахождение приборов относительно себя и ребёнка и т.д. | |
Уточнение представлений и знаний о временах года, частях суток, днях недели | Дидактические игры: «Что за чем?», «Когда это бывает», «Наоборот», «Путешествие в утро, день, вечер, ночь», «Что было? Что будет?», «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом), «Дни недели по порядку», «Назови соседей», «Какое слово подходит?» | Относительно частей суток, времён года, дней недели сделать схематические опорные знаки и разместить на видном месте, постоянно обращая внимание ребёнка на них. | ||
Не сформировано умение классифицировать предметы по одному признаку, обобщать и находить лишнее | Формирование умения сравнивать предметы, устанавливая сходство и различие; обобщать и находить лишнее | «Чудесный мешочек», «Что лишнее», «Узнай по описанию», «Отгадывание небылиц», «Нелепицы», «Слова наоборот», «Разрезные картинки», «Подбери узор». | Закреплять умение сравнивать предметы, находить сходства и различия; классифицировать | |
Не знает и не дифференцирует цифры, не соотносит количество с цифрой | Формирование представлений о числах и цифрах, умения соотносить цифру с количеством | Дидактические игры: «много, мало, один», «Подбери нужную карточку», «Задачи в стихах», «Угадай число», «Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей», «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке». | Закреплять образ цифры в домашних условиях (слепить из теста, пластилина), разместить числовой ряд в пределах десяти на холодильнике. | |
Не сформирован навык считать в прямом и обратном порядке | Формирование навыка прямого и обратного счета. | Дидактические игры: «много, мало, один», «Подбери нужную карточку», «Задачи в стихах», «Угадай число», «Считай дальше», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей», «Сосчитай матрёшек», «Сколько зверей в теремке». | Закреплять навык счета в прямом и обратном порядке. | |
Не доступно решение элементарных примеров на сложение и вычитание | Формирование умения вычитать и складывать, решать простые задачи на сложение и вычитание. | Решение примеров и задач | Закреплять умение складывать и вычитать. | |
Не развиты графо-моторные навыки, способность обводить, штриховать раскрашивать, обводить по трафарету | Развитие умения закрашивать аккуратно, не выходя за линии, используя разнообразие цветов и умеренный нажим на карандаш; умения обводить и штриховать фигуры. | «Трафареты», «Раскраски», «Штриховка» | Практиковать совместное разукрашивание, штриховки, обводки и т.д. | |
Воспитатели | Рисование Не умет передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали. Не умеет передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, движения фигур. Не знает способы и приемы рисования различными изобразительными материалами. Не умеет создавать на рисунке сюжетные композиции на темы окружающей жизни. Лепка не умеет лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Не может сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Не умеет передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты. Не умеет лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы и т.п. Аппликация Не умеет создавать изображения: разрезать бумагу на различные фигуры и создавать из них изображения или декоративные композиции. Не стремится создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения. | Формировать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок,
Закреплять способы и приемы рисования различными Учить рисовать кистью разными способами. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины Продолжать формировать умение лепить мелкие детали. Использовать усвоенные приемы лепки Создавать образы разных предметов и игрушек, состоящих из нескольких частей Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной | Обращать внимание на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать передавать их Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, Цветные карандаши, гуашь, акварель, Широкие линии — всем
Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять Лепить овощи, фрукты, грибы, посуду, игрушки. Передавать их характерные Ленточным способом. Пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, Стакан, ваза, цветок и др. | Практиковать совместную продуктивную деятельность по рекомендациям воспитателей для закрепления изобразительных навыков |
Педагог-психолог | нарушения развития познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, низкий уровень запаса знаний, умений и навыков, низкий уровень представлений об окружающем мире и социальной действительности | развитие внимания и памяти | Упражнения на развитие внимания и памяти: «Каскад слов», «Я положил в мешок…», «Я – фотоаппарат». Также обучение приемам помогающим запоминать. | Предложены Буклеты с целью закрепления навыков: «Упражнения для коррекции и развития памяти», «Упражнения для коррекции и развития внимания» |
развитие мышления и речи | Упражнения на коррекцию и развитие мышления и речи: «Оканчивание слов», «Найди лишнее», Определи понятие», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Комбинирование», «Пантомима» | Предложены Буклеты с целью закрепления навыков: «Упражнения для коррекции и развития мышления», «Игры, развивающие мышление, сообразительность, воображение и произвольное поведение» | ||
Учитель-логопед | Произносительная сторона речи: Испытывает затруднения в выполнении артикуляционных упражнений Слабая подвижность губ, Лицевая мускулатура гипомимична. Слабая пальчиковая моторика
Звуко-слоговая структура слова | Развитие слухового внимания и восприятия: Прослушивание звуков живой, неживой природы и звуков речи. Продолжать формировать направленность к собеседнику Формирование подвижности органов речи Артикуляционная гимнастика. Формирование силы голоса, речевого выдоха. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков в словах; словосочетаниях, предложениях. Развитие экспрессивной речи: умения различать их, подбирать слова на заданный звук Формирование слоговой структуры слов 1-7 типа по Четверушкиной, по методам Травкиной Ж.А. и Новиковой-Иванцовой Т.Н. | «Сказка о Весёлом Язычке», Гимнастика для язычка (Мерсибо), Мимическая гимнастика (Мерсибо), Дыхательная гимнастика. «Послушай-повтори», «Звуковая дорожка» «Повтори звуки», «Эхо», «Громко-тихо», «Половинки» «Назови ласково», «Живое-неживое», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…….» «Где спрятался котик? «Скажи, где гномик, зайчик, белочка, Карлсон?, «Что делает и где прячется мышонок? Обучение восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание). Развивающие речевые игры на сайте «Мерсибо» по всем компонентам речи | Совместные игры на развитие звукового анализа и синтеза. Выделение гласного звука из начала слова. согласного при стечении «Подбери картинку» |
Лексико-грамматический строй речи. Затрудняется в подборе прилагательных к существительным. Затрудняется в назывании действий людей разных профессий, Употребляет односложные предложения, простые фразы. Словообразование | Развитие понимания речи Продолжать развивать понимания речи: Понимание конкретных слов и обиходных выражений; Понимание однословного предложения; понимание вопросов: «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?»; Понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием; Накопление пассивного словаря. Активизация предметного словаря, словаря признаков и словаря действий. Расширение словаря антонимов, синонимов, качественных прилагательных, относительных и притяжательных Формирование грамматического строя речи. Формирование понимания и употребления предлогов. Согласование числительных с существительными, местоимения с существительными | «Чего много в корзине?», «Что с чем рядом?», «Чего не хватает?», «Исправь ошибку», "Чей хвост, чья морда?" «Из чего сделано?" "Назови детеныша", «Великан и гномик» «Один-много», «Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?», «Сосчитай», «Чудесный мешочек», «Кто, чем питается?», «Что приготовим?», «Кто кем будет?», «Сравни животных», игра», «Как улетают птицы?», «1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки». «Добавь слог», «Построй предложение», «Подбери слово», «Слоговой поезд», «Прошагай слово», «Слово в домик» «Построй предложение», «Цепочка слов», «Подбери слово», «Сложи букву», «Четвертый лишний», «Кто, что, где, куда», «Один-много», упражнение, «Чей, чья, чьи, чьё?», «Жадина», «2 – 5» | Выполнение домашних заданий по закреплению речевого материала, грамматического строя речи |
Примечание: музыкальный руководитель осуществляют индивидуальный дифференцированный подход к ребенку в условиях группового занятия (по содержанию основной общеобразовательной программы)
2.3 Воспитательная часть
Деятельность взрослых по развитию сюжетной игры с ребенком
Типы событийной проекции | В детском саду | В семье | |
Функциональная проекция | Педагог предлагает ребенку для игры целостное сюжетное событие, побуждает найти предметы-заместители, необходимые для развертывания сюжета | Родители используют: – условные, обезличенные фигурки персонажей, которые можно использовать в соответствии с конкретным сюжетным событием; – различные печатные игры, в которых ребенок соотносит реальные, фотографические изображения предметов с условными изображениями | |
Ролевая проекция | Педагог демонстрирует ребёнку развернутые модели ролевого поведения: – начинает игру с обозначения ролевого персонажа; – втягивает в игру ребёнка, давая ему дополнительно роль, стимулирует и поддерживает его игру с другими детьми; – подключается к игре ребёнка, подбирая себе подходящую по смыслу дополнительную роль; –организовывает коммуникативные игры с другими детьми | Родителям предлагается использовать: художественные произведения (сказки, стихи и др.) с ярко выраженным ролевым поведением персонажей. Взрослый читает ребенку литературные произведения и изготавливает вместе с ним фигурки знакомых персонажей. С игрушками родители могут разыграть сказку, используя при этом ролевой диалог разговор») | |
Пространственная проекция | Воспитатели обеспечивают наличие в групповом помещении готовых политематических маркеров игрового пространства, демонстрируют детям способы изготовления игровых маркеров из подручных средств («самолет», «автомобиль» из стульев и др.) | Родители изготавливают и используют для игры с ребенком маркеры игрового пространства, дополняя их соразмерными игрушками | |
Ребёнок совместно с детьми группы | |||
Функциональная проекция | Педагог предлагает детям для развития сюжета конкретной игры политематические игрушки-предметы кооперирования (например, в игре, связанной с «ездой на машине» можно предложить «гаечный ключ», появление нового предмета спровоцирует новое событие – «поломку автомобиля») | - | |
Ролевая проекция | Педагог начинает или продолжает начатую детьми игру, беря за основу сюжета встречи основного персонажа и дополнительного. Например, капитан (основная роль) сначала встречает матроса (первая дополнительная роль), затем берет на борт пассажира (вторая дополнительная роль), а потом вызывает водолаза (третья дополнительная роль). Такой сюжет стимулирует ролевую коммуникацию | Родители знакомят ребёнка с художественными произведениями с ярко выраженными ролями основного и дополнительных персонажей. Также, используют плоскостные фигурки, поделки, которые побуждают детей скорее к ролевому диалогу, а не к развернутым предметным действиям | |
Пространственная проекция | Воспитатель знакомит детей с образцами построек-маркеров игрового пространства, использует эти постройки для зачина игры и развития ее сюжета | Родители совместно с ребёнком изготавливают и используют в игре маркеры игрового пространства, дополняя их соразмерными игрушками |
Организация игр с правилами для ребёнка с ОВЗ и семье
Тип компетенции играющего | В детском саду | В семье |
Игра на физическую компетенцию | Игра с параллельными действиями играющих (ребёнок выполняет одинаковые действия по сигналу взрослого: «Птички», «Пузырь», «Кот и мыши»). Игра с последовательными совместными действиями (катание шара по желобу) | – |
Игра на удачу | Лото, домино, гусек бессюжетного содержания. Игры осуществляются с участием взрослого. Он демонстрирует ребёнку ценность выигрыша, знакомит с характеристиками игры | Игры в лото, домино с поочередным обменом карточками с логически связанными изображениями («парочки») |
2.4. Взаимодействие участников образовательного процесса
Образовательная область | Ребенок |
Познавательное развитие | Основными специалистами являются учитель-дефектолог и педагог-психолог. При этом учитель-дефектолог руководит формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, а также формированием элементарных математических представлений. Педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, осуществляя индивидуальную работу с ребенком по закреплению знаний (на основе заданий учителя-дефектолога, для этого ведется тетрадь взаимодействия педагогов). |
Речевое развитие | Работой руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. |
Социально-коммуникативное развитие | Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями. |
Художественно-эстетическое развитие | Работу ведут воспитатели и музыкальный руководитель. |
Физическое развитие | Работу осуществляет инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении воспитателей и родителей дошкольников |
2.4. Взаимодействие с семьей ребенка
В условиях инклюзивной работы с обучающимся с ЗПР перед педагогами встают новые задачи по взаимодействию с его семьёй, т. к. родители также нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. Это связано с тем, что родители не знают закономерностей психического развития детей и дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
Основные направления взаимодействия с семьёй | Содержание деятельности | Сроки | Ответств. |
Наглядно-информационное | - информационные листы о задачах образовательной деятельности на предстоящую неделю - создание памяток по вопросам коррекции проблем в развитии ребенка с ЗПР - переписка по электронной почте по текущим вопросам. | еженедельно сентябрь, декабрь, март, май постоянно | учитель-дефектолог, воспитатели учитель-дефектолог воспитатели |
Совместная деятельность | Привлечение родителей к совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду (концерты, музыкально-литературные гостиные, праздники, мастер-классы, творческие выставки и т.п.)
| в соответствии с планом работы с родителями группы на текущий уч.год | воспитатели, муз.рук., инструктор по физ-ре |
Индивидуальное консультирование (родительский час) | - инд. консультации по воспитанию и развитию ребенка с ЗПР, по гармонизации детско-родительских отношений | 2 раза в месяц: понедельник 1и 3 недели месяца, с 17 до 18 ч. | педагог-психолог |
инд.консультации по речевому развитию ребенка | 1 раз в месяц: четверг 2 недели месяца, с 13 до 14 ч. | учитель-логопед |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план
Образовательная область, виды организованной деятельности | Кол- во ООД в неделю |
ОО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром (с предметным окружением, с социальным миром, миром природы) | 1 (д) 1 (д) |
ОО «Речевое развитие» Развитие речи Инд.корр.работа логопеда | 1 (л) 1(л) |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование Лепка Аппликация Музыкальная деятельность | 2 (в) 0,5 (в) 0,5 (в) 2(м\р) |
Индивидуальные занятия с психологом | 2 |
Общее количество | 11 |
3.2. Режим дня
При организации режима учитываются сезонные особенности. В детском саду имеются два сезонных режима. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. Основным принципом построения режима являются его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Климатические условия нашего региона (дождливая и ветреная погода , резкий перепад температуры в течение дня) позволяют осуществлять утренний прием детей на улице только в теплое время года в период май (июнь) – сентябрь. Прогулка организуется два раза в течение дня: утром и вечером в любое время года, кроме неблагоприятных условий, обозначенных в СаНПине. При плохой погоде длительность прогулки сокращается. Если дети не выходят на улицу, с ними организуется двигательная деятельность в предварительно проветренном групповом помещении или музыкальном зале, проводятся экскурсии по детскому саду. Структура прогулки, выбор игр зависят от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста детей. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. В режиме дня выделено время для индивидуальной коррекционной работы в ходе совместной деятельности взрослого и детей.
Режим дня на холодный период года
Режимные моменты | Время |
Прием детей, утренний фильтр, взаимодействие с родителями самостоятельная деятельность, в т. утренняя гимнастика | 7.00 – 8.20 |
8.10.-8.20. | |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.45 |
Самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности. | 8.45 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность | 9.00 - 10.00 |
Игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми | 10.00-10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд). | 10.20 -11.50 |
Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность | 11.50 -12.15 |
Подготовка к обеду. Обед. | 12.15 -12.45 |
Подготовка ко сну. Дневной сон. | 12.45 -15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и закаливающие процедуры | 15.00 -15.20 |
Подготовка к полднику. Полдник | 15.20 15.30 |
Подготовка к ООД. ООД. | 15.30 -15.55 |
Самостоятельная игровая деятельность | 15.55-17.20 |
Подготовка к ужину. Ужин. | 17.20-17.40 |
Подготовка к прогулке. Прогулка, уход детей домой. Взаимодействие с родителями. | 17.40-19.00 |
Режим дня на тёплый период года
Режимные моменты | Время |
Прием детей, утренний фильтр, взаимодействие с родителями самостоятельная деятельность .Утренняя гимнастика | 7.00 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.45 |
Самостоятельная игровая деятельность | 8.45 – 9.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры). | 9.10 – 11.50 |
Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность | 11.50 -12.05 |
Подготовка к обеду. Обед. | 12.05 – 12.35 |
Подготовка ко сну. Дневной сон. | 12.35 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные и закаливающие процедуры | 15.00 – 15.20 |
Подготовка к полднику. Полдник | 15.20 –15.30 |
Самостоятельная игровая деятельность | 15.30-17.20 |
Подготовка к ужину. Ужин. | 17.20-17.40 |
Подготовка к прогулке. Прогулка, уход детей домой. Взаимодействие с родителями. | 17.40-19.00 |
3.3. Циклограмма работы специалистов с обучающимся
Специалисты (ФИО) | формы работы | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
учитель-дефектолог | индивидуальная | - | 16.00 (2 нед) | 15.20 (1 нед) | - | 11.30 (2нед) |
учитель-логопед | индивидуальная | 08.00 | - | 08.25 | - | - |
педагог-психолог | индивидуальная | - | 11.40 | - | 16.00 | - |
музыкальный руководитель | Индивидуальный дифференцированный подход в условиях группового занятия | 8.50 | - | 8.50 | - | - |
воспитатели | индивидуальная, по заданиям дефектолога и логопеда | - | 15.30 | - | 16.30 | - |
воспитатели | подгрупповая, индивидуальная (индивидуальный подход в групповом занятии) | - | 9.35 художеств. творчество (рисование) | - | 15.30 художеств. творчество (рисование) | 9.00. художеств. творчество (лепка/ аппликация) |
3.4. Программно-методическое обеспечение
Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития /Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004
Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия, 2-е изд.- СПб, 2008-256с.
Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М.: «Айрис-Пресс», 2006
Сандберг М.Л. Оценка вех развития вербального поведения и построение индивидуального плана вмешательства VB-MAPP. –Издательство «Медиал», 2014.–275 с.
Бабкина Н.В.Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. – М., 2006
Борзова В.А, .Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994-315 с.
Винарская Е.Н. Дизартрия.- М, 2006.-141с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.-М,2007.-158 с.
Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.- М, 2014- 96с.
Занятия по развитию речи в детском саду: Кн.для воспитателей детского сада/под. ред. Ф.А. Сохина.- М, 1993.-271с.
Игры в логопедической работе с детьми/под.ред. В.И.Селиверстова.-М, 1981.-192с.
Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007
Катаева А.А, Стребелева Е.А. дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников.- М, 1993.-191с.
Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: учебно-методическое пособие.-М, 2011.-64с.
Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения.-М,2014.-64с.
Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий/ под.ред. О.И. Бочкарева.-Волгоград, -128с.
Мелешкевич О, Эрц Ю. Особые дети введение в прикладной анализ поведения.-Самара, 2015.-208 с.
Микляева Н.В., Позова О.А, Родионова Ю.Н. фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ.-М, 2005.-112с.
Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением.-М, 2014.-112с.
Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога.-М, 2007.-176с.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под.ред. И.М. Бгажноковой.-М, 2012.-181 с.
Организация психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов: методическое пособие /под.ред Т.А.Гусевой.-Самара,2010-144с.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007
3.5. Мониторинг результатов освоения АОП
Мониторинг результатов освоения АОП проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития детей осуществляется специалистами по протоколам обследования и воспитателями с опорой на карты педагогической диагностики.
Мониторинг для обучающегося проводится 3 раза в год. В сентябре проводится диагностика ребенка с целью выявления соответствия развития ребенка интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности и выстраивания его индивидуального образовательного маршрута. В декабре проводится промежуточная диагностика оценки результативности АОП, позволяющая скорректировать коррекционно-педагогическую деятельность. В апреле-мае с ребенком проводится итоговая диагностика, позволяющая отследить динамику развития обучающегося к концу учебного года.
Результаты мониторинга обсуждаются на заседаниях ППк ДОУ, принимаются решения по дальнейшим коррекционно-педагогическим действиям.
[1] Приведены целевые ориентиры, соответствующие оптимальному уровню, достижение которого возможно в результате систематической и целенаправленной коррекции недостатков в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
Индивидуальная адаптированная программа составлена после прохождения курсов повышения квалификации по теме: «Инновационные методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возра...
Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом
Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...
Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)
Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...
Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС.
Адаптированная образовательная программа для ребенка с РАС представляет собой систему коррекционно-развивающей работы с ребенком-инвалидом (атипичный аутизм), имеющим системное недоразвитие речи. В пр...
Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»
Требования Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012 части 1 статьи 79 гласят: «… содержание образования и условия...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20
Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Методические рекомендации
В методических рекомендациях представлены нормативные и методические основания разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возрас...