Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
материал (младшая группа)

Сородник Надежда Павловна

 

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»


Цель: объединение усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей  детей на основе устного народного творчества.


Задачи:

1.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

3.Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству


Актуальность выбранной темы:

       Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

       Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

        Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

        Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

       Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

        Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только

овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.


https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/202... (консультация для родителей)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/10/21/... (картотека пальчиковая гимнастика)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2021/10/... (раскраски)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/10/21/... (картотека потешек)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/202... (картотека загадок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovarnie.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями






сентябрь

октябрь

ноябрь

Составления плана по самообразованию.
Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребёнка». «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
Наличие плана.

Создание картотеки потешек, загадок для работы с детьми.
Приобретение раскрасок

Создание театрального уголка в группе.

Знакомство, разучивание и проговаривание потешек, песенок, скороговорок. Применение потешек в режимных моментах.

Театрализованная постановка русской народной  сказки: «Колобок», «Репка»

Консультация: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

 «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»






декабрь

январь

февраль

Изучение темы:

« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». «Использование фольклора в работе с детьми»
Создание картотеки пальчиковых игр на основе русских народных потешек.
Пополнение театрального уголка в группе.

Театрализованная постановка русской народной  сказки: «Курочка Ряба»
Д/и «Из какой сказки герой», «Узнай сказку», разрезные картинки,

Хороводы, Народные подвижные игры.
«Пришла коляда» разучивание колядок. Знакомство с «Масленицей», проговаривание стихов, пословиц.

Консультация: «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

Совместное с ребёнком изготовление книжки-малышки «Потешки, песенки»





март

апрель

май

Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Изучение темы: «Дидактические игры (настольно-печатные) по русским народным сказкам»
Создание дидактических игр (настольно-печатных)

Пополнение театрального уголка.

- Фото отчёт
- Отчёт (презентация) о проделанной работе

Театрализованная постановка русской народной  сказки: «Заюшкина избушка»
Разучивание и проговаривание потешек, песенок, скороговорок, считалок.
Народные подвижные игры.
Раскраски.

Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
«Возьми поиграть домой» дидактические (настольно-печатные) игры












Список литературы

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей »

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, ...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

В 2017-2018 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребе...