Грамматика в картинках Осень
учебно-методическое пособие

Комарова Лариса Николаевна

Авторы пособия М.Г.Борисенко и Н.А.Лукина дают методические и практические рекомендации по работе с детьми по лексической теме "Осень" в соответствии с периодами возрастного развития. Стоящий помощник для педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammatika_v_kartinkah_osen.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практики, давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста,— дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития.

Книга «Осень» из серии игровых учебников «Грамматика в играх и картинках» предназначена для детей от 2 до 7 лет. Каждый учебник посвящен определенной лексической теме, соответствующей типовой «Программе воспитания в детском саду». Тема «Осень» изучается в младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания. Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой задачи осуществляется прежде всего линейно, поскольку от одной возрастной группы к другой (младшей, второй младшей, средней, старшей, подготовительной) постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Словарная работа — это работа над смысловой стороной речи, а грамматическая — формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала для каждого года жизни ребенка по частям речи.

Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте. Обучение грамматически правильной речи осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.

Для удобства работы с детьми цветной иллюстративный материал содержится в середине пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или раздаточным материалом.

Работа по формированию и коррекции нарушений лексико-грамматического строя у дошкольников проводится по следующим направлениям:

  1. обогащение словаря;
  2. уточнение значений слов;
  3. формирование словоизменения;
  4. формирование словообразования.

Она осуществляется на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.

При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют, как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе продиктовала необходимость создания данной серии книг. Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.

Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировка на форму слова, они не прислушиваются к ней. В процессе речевой практики, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.


Формирование грамматической стороны речи у дошкольников

Части речи

Возраст

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Лексика

Имена существительные

Листья, шишки, орехи, желуди, грибы, трава, деревья, кусты, ветки

Сходные по звучанию: Лист - лис, лужи - лыжи

Осень; осадки, листопад; цветы: золотой шар, ноготки

Фрукты, овощи; приметы осени; подбор существительных к глаголам

Антонимы: весна - осень; увядание - расцвет

Глаголы

Инфинитив: чистить, мыть

Собираются (птицы в стаи) - собирают (овощи); желтеют и падают (листья); собери, сними, срежь, вымой; растет, плывут, светит

Выкапывают; выдергивают; срезают; снимают

Синонимы: хожу - брожу; устали - утомились - уморились

Переносное значение: воет волк, воет ветер; Синонимы: дождь идет, льет, моросит

Имена прилагательные

Круглый, квадратный, треугольный; синий, зеленый, желтый, красный; большой - маленький

Белый, черный, оранжевый

Кленовый, дубовый, березовый

Антонимы: чистый - грязный

Синонимы: пасмурный - серый; ясный - светлый Переносное значение: осенний Дождь - осеннее настроение

Наречия

Можно - нужно - нельзя; хорошо - плохо; мало - много

Пасмурно, дождливо, холодно

Поровну

Медленно, зябко

Антонимы: грустно - радостно

Числительные

Один; столько, сколько

Один, два

От одного до пяти

Два, пять

Два, пять

Местоимения

Я, мы, где

Мой, моя, мое

Он, она, оно, они

Мне, свой

Мой, свой, наш

Служебные слова, предлоги, частицы, союзы

Потому что; на, в, еще, вот

Под

За

Из-под, из-за

Около, перед

Междометия, звукоподражательные слова

Ау!

У-У-У!

Словообразование

Имена существительные

Уменьшительно-ласкательный суффикс -чек-: лист - листочек, ветер - ветерочек

Увеличительный суффикс -ищ-: дождь - дождище, ветер - ветрище

Суффиксы; однокоренные слова

Сложные слова: листопад

Глаголы

Префиксальный: подошел - отошел; вошел - вышел

Префиксальный: под-от, за-вы, вы-на, во-вы Причастия: желтеющие, улетающие

Имена прилагательные

Уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк-: синий - синенький

Слово

От существительных: осень - осенний

образование

Превосходная   степень: темное - темнее

Суффикс -еньк-: красивый - красивенький

От существительных: синь - синеватый

Наречия

Мало, много, высоко, низко

Медленно, холодно

Справа

Числительные

Два

Два, пять

Словоизменение

Имена существительные

М. р. и ж. р. ед. ч. без предлога: зайке - морковку

В. п. ед. и мн. ч.: (вымой - вымойте) грушу, сливу

Р. п.: у белки нет хвоста

Ед. и мн.ч. В. п., Т. п.: я вижу белку — я вижу белок

Различать по родам

Глаголы

Ед. и мн. ч.: падает лист - падают листья, собираю - собираем

М. р. и ж. р. пр. вр.: собирал - собирала; ед. ч. и мн. ч.: собирают - собирает

Наст, и пр. вр.: рву - сорвал, дует - сдул

Моросит (дождь); вянет, желтеют Несов. и сов. вид: копаю - выкопал

Различать по лицам: я собираю - ты собираешь, мы собираем

Имена прилагательные

С существительными ед. и мн. ч. м. р. и ж. р. вИ. п.: синий дождь, синяя река

С существительными в роде: оранжевый заяц, белая елка

Сравнительная степень: больше - меньше; вкуснее, краснее, кислее

С существительными в роде: осенняя, осенний, осеннее; грибной, грибная, грибное

Справа,  слева,   солнечно, пасмурно

Наречия

Понимать: далеко, близко, высоко, низко

Далеко - дальше, высоко - выше

Вкусно - вкуснее; красиво - красивее; кисло - кислее

Мокро — сухо

Грустно - радостно

Числительные

Один

Один, два с существительными м. р. и ж. р. Один лист, две шишки

Местоимения

Я

Ты, мы

Я, мы, он, она

Они

Он, она, оно, они


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

2 - 3 года

(1 младшая группа)

Игра «Подарки осени»

Чему научится ребенок: различать листья, шишки, орехи и желуди; использовать в речи слова «еще», «один».

Оснащение: поднос, 4 блюдца.

Ход игры: поздним летом или ранней осенью, гуляя с ребенком, предложите ему собрать букет из листьев; собрать в корзинку шишки, желуди или орехи.

Принеся эти находки (по 3-4 штуки) домой, подготовьтесь к игре с ребенком: выложите все на поднос, аккуратно разложите на нем, подсушите.

Предложите ребенку разложить собранное по отдельным блюдцам, при этом комментируйте действия ребенка: «Положи орех. Положи еще орех». (Попросите ребенка повторять за вами: «Вот еще орех... Вот еще один орех...»)

Продолжайте: «Сюда положи желудь. Еще один желудь. И еще один желудь...» Помогите ребенку разложить шишки, листья.

Игра «Где картинка?»

Чему научится ребенок: употреблять слова «вот» и «где»; различать изображения разных видов грибов, шишек.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 1).

Ход игры: вырежьте изображения корзинок; наклейте каждую из них левым краем на изображения грибов, орехов, шишек таким образом, чтобы они были прикрыты, а ребенок легко мог отогнуть верхние изображения и посмотреть, что нарисовано под ними.

Сначала спросите у ребенка: «Где шишка? Где орех? Где гриб?» Ребенок должен отогнуть изображение корзинки и сказать: «Вот гриб!» (Или: «Вот орех! Вот шишка!») Затем скажите ребенку: «Спроси у меня, где шишка?» Если ребенок повторит ваш вопрос, включающий слово «где?» и название картинки (в любом произношении), то вы в свою очередь должны отогнуть изображение корзинки и, показав на ту картинку, о которой спросил ребенок, сказать: «Вот шишка».

Игра «Угощения»

Чему научится ребенок: правильно употреблять имена существительные мужского и женского рода единственного числа в винительном падеже без предлога; отвечать на вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода.

Оснащение: игрушки — заяц, медведь, белка; предметные картинки (см. вклейку, рис. 2).

Ход игры: скажите ребенку, что сегодня к нему в гости пришли зайка, мишка и белка. Предложите угостить их чем-нибудь вкусным тем, что они любят.

Положите перед ребенком морковку, капусту, шишку, желудь, грушу, сливу. Спросите: «Что любит зайка? Что любит мишка? Что любит белка? Что дадим зайке? Что дадим мишке? Что дадим белке?» (Зайке — морковку, капусту. Мишке — грушу, сливу. Белке — шишку, желудь.)

Почему зайке не дали шишку? (Потому что он не ест шишки.)

Почему зайке дали морковку? (Потому что он любит морковку.)

Игра «Угадай, кто что будет делать»

Чему научится ребенок: употреблять глаголы в инфинитиве: «собирать», «чистить», «мыть», «есть»; отвечать на вопросы, требующие ответа-предположения, выходящего за пределы изображенного.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 3).

Ход игры: предложите ребенку посмотреть на картинки и угадать, кто из детей что будет делать. Скажите: «Ванюша держит в руках корзинку. Может, он собирается идти за грибами? А как ты скажешь, чтобы он шел собирать грибы?» («Иди собирать грибы!» Возможен вариант: «Иди за грибами!»)

Продолжайте игру со второй картинкой: «У Миши в руке ножик. Может, он собирается чистить грибы? А как ты скажешь, чтобы он шел чистить грибы?» («Иди чистить грибы».)

С третьей картинкой — по аналогии: «Толя стоит с тазиком. Может, он собирается мыть грибы? А как ты скажешь, чтобы он шел мыть грибы?» («Иди мыть грибы!».)

«Соня держит тарелку и ложку. Может, она собирается есть? А как ты скажешь, чтобы она шла есть?» («Иди есть!».)

Игра «Можно, нужно, нельзя»

Чему научится ребенок: употреблять имена существительные в дательном падеже без предлога со словами «можно», «нужно», «нельзя»; понимать слова «хорошо», «плохо»; употреблять союз «потому что».

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 4).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки и ответить на вопросы по их содержанию. Спросите: «Можно этому мальчику идти гулять?» (Нет, нельзя.) «Почему?» (Потому что ему надо одеться: на улице холодно.)

«Можно этой девочке есть морковку?» (Да, можно.) «Почему?» (Потому что она чистая; потому что у нее чистые руки.)

«Можно есть этот гриб?» (Нет, нельзя.) «Почему?» (Потому что он опасный, ядовитый. Это мухомор, его не едят.)

Игра «Мы на даче»

Чему научится ребенок: видеть разницу между травой — деревьями — кустами; узнавать их изображения; у дерева выделять ветки, листья; различать глаголы «срезает — выкапывает»; понимать несложные сюжеты; слушать рассказ взрослого.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 5).

Ход игры: ранней осенью, гуляя с ребенком на даче (или в парке, сквере), начните беседовать с ним о том, что вы видите вокруг. Попросите, чтобы ребенок показал вам дерево, кусты, траву.

Если ребенок затрудняется это сделать, покажите ему сами; через некоторое время спросите еще раз, чтобы проверить, как он понял и запомнил показанное. Если ребенок

произнесет какое-нибудь слово, например, «ветка», спросите: «Где ветка?» Постоянно старайтесь поддерживать у ребенка желание разговаривать.

После ознакомительной прогулки рассмотрите вместе с ребенком картинку. На ней изображено примерно то, что ребенок видел, гуляя по даче. Спросите ребенка, кто нарисован на картине? (мальчик и девочка). Предложите ребенку придумать имена мальчику и девочке. (Старайтесь подбирать такие имена, чтобы они состояли из двух одинаковых слогов, например Тата, Ляля, или из разных слогов, но с ударением на первом слоге, например: Нина, Ната, Толя и т. д.) Расскажите, что надето на мальчике (курточка, сапожки, брюки), на девочке (платок, курточка, юбка). Затем предложите ему это показать. Расскажите, что девочка срезает цветы; что мальчик выкапывает картофель.

Попросите ребенка показать на рисунке деревья, кусты, траву, цветы. Скажите ребенку: «Видишь, ветер гонит засохшие листья, качает ветки деревьев, от ветра хлопают окна, качается белье на веревке».

Эмоционально произнесите: «Дует, дует ветер, дует-задувает, желтые листочки с дерева срывает. Падают листочки прямо нам под ножки». Спросите, как дует ветер («у-у-у»). Предложите провести карандашом линию от одного дерева до другого такого же; от одного куста до другого такого же.

Игра «Назовем, что видим»

Чему научится ребенок: обращать внимание на изменения, происходящие с погодой; слушать рассказ взрослого; понимать слова «хорошо — плохо» (или хорошая — плохая погода); употреблять местоимения «я — мы».

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 6).

Ход игры: собираясь на прогулку, предложите ребенку одеть куклу. При этом посоветуйтесь с ним, что лучше надеть на куклу, обратив внимание на то, как одет он сам.

На улице покажите ребенку те изменения в погоде, которые можно реально ощутить. Например, предложите ребенку самому убедиться в похолодании — пусть он потрогает скамейку, стену дома (они холодные).

Помогите определить, хорошая или плохая погода на улице. (Хорошая погода — светит солнце, плохая — солнца не видно, тучи на небе.) В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, предложите «поискать» солнышко. Дома рассмотрите картинки в книжке. Показывайте ребенку картинки по одной, закрывая остальные. Говорите и комментируйте: «Видишь — дождь стучит по дорожкам, появились лужи в разных местах. Люди идут под зонтиками».

Предложите послушать стихотворение:

Сильный дождь идет с утра —

Нам на улицу нельзя.                                  

Дождик, дождик, подожди,—                            

Надоели нам дожди.                                            

Ты по крышам зачастил,                                                              

Ребятишек разбудил,                                            

Сбил ограды, залил ров,                                          

В стаде распугал коров.

Спросите: «На картинке нарисована хорошая или плохая погода?»

Рассмотрите вторую картинку: «Видишь, светит солнце, воробьи весело чирикают, девочки прыгают через веревочку».

Предложите послушать стихотворение:

Светит солнышко в окошко,                          

Светит в нашу комнатку.                                

Мы захлопаем в ладошки —                              

Очень рады солнышку.

Предложите захлопать в ладошки. Повторите: «Мы хлопаем в ладошки». Скажите: «Я хлопаю в ладошки». Спросите у ребенка, какая на этой картинке погода — хорошая или плохая?

Рассмотрите третью картинку. «Видишь, деревья стоят без листьев, скучные, ветки опущены вниз». Прочтите стихотворение:

Ни листочка, ни травинки!                                

Тихим стал наш сад.                                                  

И березки, и осинки                                    

Скучные стоят.                                              

Только елочка одна                                        

Весела и зелена...                                                         (О. Высотская)

Какая на этой картинке погода — хорошая или плохая?

Игра «Нарисуем картину»

Чему научится ребенок: называть видимые и яркие признаки предметов (цвет, форма, величина); образовывать имена прилагательные от существительных (круг, квадрат, треугольник — круглый, квадратный, треугольный); игра способствует развитию зрительного внимания.

Оснащение: сюжетная картинка «Осень», составленная из геометрических фигур (см. вклейку, рис. 7).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Расскажите ему, что нарисовано на картинке. Попросите: «Покажи, где дом, где солнышко, где тучи, где дерево, где листья, где колодец, где кораблик, где белка». Предложите ребенку соединить цветным карандашом геометрические фигуры с соответствующими фигурами на картине. (Они должны быть одинаковыми по цвету, форме, величине.)

Если ребенок все сделал правильно, спросите его: «Какое по цвету солнышко?» (Желтое.) «Какая крона на дереве?» (Желтая.) «Какая крыша на доме?» (Красная.) «Какого цвета колодец?» (Синий.) «А парус кораблика?» (Синий.) «Какие листья?» (Желтые.) «Какие по форме перечисленные выше детали?» (Солнце круглое; крыша треугольная.) «Что здесь большое, а что маленькое?».

Игра «В лесу»

Чему научится ребенок: соотносить слова «один — мало много» с соответствующим количеством предметов; различать понятия «большой маленький»; употреблять звукоподражание «Ау!».

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 8).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком первую картинку. Спросите ребенка: «Кто нарисован на картине?» (Мальчик.) Предложите придумать мальчику имя. (Ваня.) Расскажите, что надето на Ване. (Шапочка, курточка, сапожки.) Объясните, что Ваня пошел в лес за грибами. Спросите: «Что нашел Ваня?» (Грибы.) «Сколько грибов нашел Ваня?» (Один.) «Это много или мало? Какой гриб он нашел?» (Большой или маленький.) Если ребенок не говорит, то пусть покажет, где нарисован большой гриб, а где маленький.

Затем покажите ребенку вторую картинку. Расскажите, что Ваня гулял и заблудился. Он кричит: «Ау!». Спросите: «Как кричит Ваня?» Попросите ребенка показать на рисунке деревья, грибы.

Предложите провести карандашом линию от одного гриба до другого такого же; предложите ребенку показать на картине, где много грибов.

Поиграйте с ребенком в игру. Вам понадобятся 4 счетные палочки одного размера и цвета. Скажите ребенку, что это грибы. Возьмите по блюдечку. Объясните ребенку, что он должен класть себе на блюдечко столько же «грибочков», сколько кладете вы. (Положите одну палочку — и ребенок должен положить столько же. Затем положите две палочки.) Сложите все палочки на одно блюдечко и спросите, много это или мало.

Игра «Положи туда, куда скажу»

Чему научится ребенок: различать предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (на, в).

Оснащение: книга, коробка, предметы мебели (стол, стул, диван); любой предмет (желудь, листик, камешек).

Ход игры: положите перед ребенком выбранный вами предмет. Попросите ребенка положить этот предмет туда, куда вы скажете: на книгу, на стол; на стул; в коробку, в книгу.

Игра «Раскрась одним цветом»

Чему научится ребенок: согласовывать имена прилагательные с существительными единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже.

Оснащение: черно-белые предметные картинки; цветные фишки и карандаши — красные, синие, желтые (см. вклейку, рис. 9).

Ход игры: показывайте ребенку по одной картинке. Попросите его определить, каким цветом нужно раскрашивать предметы на этой картинке. Предложите ему взять нужную фишку и поставить на соответствующую картинку, сразу назвать и предмет, и цвет этого предмета, например: «Красный мухомор, красный листик, красные ягоды; синяя туча, синий дождь, синяя река; желтый подсолнух, желтая корзина, желтые листья».

Предложите ребенку раскрасить каждую картинку в нужный цвет. При необходимости помогите ему.


3 — 4 года

(2 младшая группа)

Игра «Идем в лес»

Чему научится ребенок: употреблять предлоги «под», «на».

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 10).

Ход игры: предложите ребенку послушать рассказ: «Девочка Маша пошла в лес собирать грибы. Погода была хорошая — светило солнышко, птички пели. Вдруг сразу стало темно, солнце спряталось, пошел дождь. Сначала он капал тихо: кап-кап, кап-кап. Потом все быстрее и быстрее: кап-кап-кап-кап-кап... Стоит Маша и думает, куда же ей спрятаться?»

Скажите ребенку: «Посмотри на картинку и скажи, где Маша?» (Маша сидит на пеньке поддеревом.)

«А где ежик?» (Ежик — под пеньком.) «Где заяц?» (Заяц — под кустом.) «Где птичка?» (Под листком.)

Игра «На даче»

Чему научится ребенок: узнавать и называть слова и выражения, обозначающие приметы осени (пасмурно, дождливо, становится холодно, птицы собираются в стаи и улетают, листья желтые, листья падают, овощи собирают).

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 11).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком картину. Спросите ребенка: «Кто нарисован на картине?» (Девочка.) Предложите придумать девочке имя. Спросите: «Что надето на девочке?» (Шапочка, курточка, сапожки, шарфик.) Спросите: «Что делает девочка?» (Гуляет.) Попросите ребенка показать зонтик в руке у девочки, лужи, улетающих птиц, деревья (дуб, клен).

Предложите ребенку послушать ваш рассказ: «Посмотри, как на улице пасмурно, темно; идет дождь. Девочка тепло одета, на ней шапочка, шарфик, теплая курточка. Стало холодно. И листья на деревьях начинают желтеть и опадать. Посмотри на небо — видишь, птицы собираются в стаи и улетают. Люди собирают урожай». Прочтите отрывок из стихотворения, показывая отдельные детали на картинке:

Льет дождь, холодный, точно лед,

Кружатся листья по полянам.                                          

И гуси длинным караваном                                      

Над лесом держат перелет.                                     (И. Бунин)

Предложите ребенку соединить линией одинаковые деревья (два дуба, два клена). На прогулке предложите ребенку собрать букет из кленовых листьев; собрать в пакет желуди. Из собранных листьев дома вместе сделайте гирлянду, скалывая листья черенками. Из желудей, используя спички, сделайте ребенку человечка. В дождливую погоду предложите ребенку послушать, как дождь стучит по крыше; предложите ребенку послушать, как дождь стучит по дорожкам: кап-кап-кап. Скажите: «На земле появились лужи». В ветреную погоду возьмите на прогулку вертушку, ленточку, чтобы убедиться в наличии ветра — сильного, слабого, теплого, холодного. Посмотрите, как ветер гонит засохшие листья, качает ветки деревьев, белье на веревке. Послушайте вместе с ребенком песню ветра: «У-у-у». Скажите: «Это ветер дует».

Игра «Помоги малышу»

Чему научится ребенок: употреблять имена существительные единственного числа в именительном и винительном падежах; расширит глагольный словарь.

Оснащение: предметные картинки (см, вклейку, рис. 12).

Ход игры: предложите ребенку помочь малышу, изображенному на картинке, сделать то, о чем его просила мама. Покажите указкой на картинку, выбранную вами, а ребенка попросите закончить предложение.

«Мама попросила малыша: собери... (картошку); собери... (морковку).

Возьми... (грушу); возьми... (сливу).

Срежь... (цветы).

Вымой... (грушу, сливу, картошку, морковку, капусту)».

Игра «Не ошибись»

Чему научится ребенок: не смешивать названия предметов, которые близки по звучанию.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 13).

Ход игры: рассматривайте с ребенком парные картинки, комментируя каждую пару:

«Здесь нарисованы лист и лис. Покажи, где лист? Где лис?»

«Здесь нарисованы шишка и мишка. Покажи, где мишка? Где шишка?»

«Здесь нарисованы малина и Марина. Где малина? Где Марина?»

«Здесь нарисованы лужи и лыжи. Покажи, где лужи? Где лыжи?»

Игра «Мальчик и девочка»

Чему научится ребенок: различать мужской и женский род у глаголов прошедшего времени.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 14).

Ход игры: объясните ребенку, что изображенных на картинках мальчика и девочку зовут одинаково — Саша.

Предложите ребенку угадать, о ком вы будете говорить — о мальчике или о девочке, и попросите показать на картинке.

«Покажи, где Саша собирала яблоки. Где Саша собирал яблоки?

Покажи, где Саша ходил по лужам. Где Саша ходила по лужам? .

Покажи, где Саша копал картошку. Где Саша копала картошку?»

Игра «Мой, моя, мое»

Чему научится ребенок: правильно согласовывать имя существительное с местоимением «мой» (моя, мое); игра помогает развитию памяти и развитию зрительного внимания.

Оснащение; осенние дары леса (шишки, листья, ягоды, грибы, палочки, кусочки коры, веточки мха и т. д.).

Ход игры: во время прогулки в лес (парк, сквер) предложите ребенку поиграть. Попросите его находить и складывать в корзинку то, что вы скажете: «Посмотри, какая у меня шишка. Найди такую же». Тогда у вас должна образоваться целая «коллекция» из даров леса, причем все в двух экземплярах. Придя домой, выложите на стол все находки в одном экземпляре.

Предложите ребенку взять себе два любых разных предмета (например, шишку и лист березы). Сами возьмите два других предмета, например, гриб и палочку, говоря при этом: «Это мой гриб. Это моя палочка». Разберите все предметы. Затем сложите все обратно в кучу.

Предложите ребенку правильно раздать все предметы (так, как было), при этом правильно согласовывая имена существительные с местоимениями.

Игра «Покажи мне, покажи»

Чему научится ребенок: употреблять имена существительные в единственном и множественном числе; определять по грамматической форме, кому принадлежит совершаемое действие — одному или нескольким лицам; согласовывать имена существительные с числительными «один», «два»; сначала ребенок учится различать грамматическую форму единственного и множественного числа глаголов, ориентируясь в понимании на подсказывающие слова.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 15).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетные картинки (рис. 15).

Попросите его ответить на ваши вопросы.

«Где мальчик собирает листья?»

«Покажи, где девочки собирают листья».

Предложите ребенку самому рассмотреть оставшиеся картинки и рассказать вам о том, что делают изображенные персонажи.

Девочка собирает морковь.

Девочки собирают морковь.

Предложите ребенку показать, где одна девочка; где 2 девочки.

Покажите на картинку и спросите: «Сколько девочек на картинке?» (Две девочки.)

«Сколько мальчиков на картинке?» (Один мальчик.)

Попросите ребенка нарисовать столько морковки, сколько собрала девочка. Затем попросите его нарисовать листья, собранные мальчиком.

Игра «Рассеянный художник»

Чему научится ребенок: понимать связь между конкретным предметом и характерным для него цветом; согласовывать имя прилагательное с существительным в роде; развивать воображение и внимание.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 16).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком предметные картинки. Предложите ему заметить все ошибки художника и сказать, как надо было раскрасить картинки, правильно согласовывая имена существительные с прилагательными.

Лексический материал:

Черный, белый, синий, розовый, сиреневый, оранжевый.

Заяц, белка, елка, солнце, шишки, гриб.

Игра «Подбери картинку»

Чему научится ребенок: понимать значение глаголов.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 17).

Ход игры: покажите ребенку картинки. Назовите изображенные действия. Предложите ребенку показать на соответствующую картинку и сказать, кто эти действия совершает: «Растет... (гриб). Падает... (лист). Улетают... (птицы). Идет... (дождь). Светит... (солнце). Плывут ... (облака)». Попросите ребенка еще назвать осенние признаки.


4 — 5 лет

(средняя группа)

Игра «Мы гуляем по саду»

Чему научится ребенок: находить такой же по форме лист (кленовый, дубовый, березовый); находить такой же по цвету лист (желтый, красный, зеленый), называть цвет листьев; игра способствует развитию зрительного внимания и словаря; узнает значение слов «осень», «осадки», «листопад»); будет называть приметы осени; различать осенние цветы золотой шар, ноготки.

Оснащение: сюжетная картина (см. вклейку, рис. 18), цветные карандаши.

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком картину. Спросите его: «Кто нарисован на картине? Как зовут девочку?» Спросите, что надето на девочке. (Вязаная шапочка, теплая курточка, осенние сапожки, шарфик.) Спросите, что она делает. (Собирает листья в букет.) Предложите ребенку послушать небольшой рассказ: «Наступила осень. Посмотри, как на улице пасмурно, темно; идет дождь. Посмотри на одежду девочки. Девочка тепло одета на ней не только шапочка, но и шарфик, теплая курточка. Почему? Правильно, стало холоднее — похолодало. Наступила осень. И листья на деревьях начинают желтеть и опадать. Посмотри на небо. Видишь, птицы собираются в стаи и улетают на юг туда, где тепло. Потому и говорят, что осенью не слышно веселого птичьего щебетанья».

Прочитайте стихотворение:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Листья под ногой шуршат,

Скоро голым будет сад.

Попросите ребенка показать на рисунке различные листья большой, маленький; желтый, красный, зеленый. Попросите его найти дерево с желтыми листьями. Предложите провести желтым карандашом линию от желтого дубового листика до дерева, с которого он упал; провести красным карандашом линию от красного кленового листа к клену. Предложите показать два одинаковых листка по цвету, по форме и по размеру (березовые). Обратите внимание на клумбу, мимо которой проходит девочка. Расскажите, как называются цветы, которые там растут (ноготки, золотой шар). Предложите ребенку рассмотреть повнимательнее ноготки. Спросите, на какой цветок они похожи? (На ромашки.) Объясните ребенку, что ноготки действительно похожи на ромашки, только у ромашек лепестки белые, а у ноготков — желтые. Как и у ромашек, у ноготков есть серединка — глазок, а вокруг серединки расположены лепестки.

Предложите ребенку объяснить, почему другие цветы (покажите их на картинке) называют золотыми шарами? Спросите: «А на что похожи эти цветы-шарики?» Расскажите, что стебель у золотых шаров длинный и легко гнется. Подует ветер, и цветы начинают кивать своими желтыми, золотыми головками. Предложите ему отгадать загадку:

Высоко от земли их головки расцвели.

Головки не простые, головки... (золотые).

Предложите ребенку провести линию от одного цветка до другого такого же. На прогулке предложите ребенку собрать букет из листьев, причем сначала попросите собрать только желтые листья, затем только красные.

Игра «Огород»

Чему научится ребенок: понимать разницу в значении глаголов.

Оснащение: сюжетные и предметные картинки (см. вклейку, рис. 19).

Ход игры: объясните ребенку, что каждый овощ убирают по-разному.

Предложите ему рассмотреть картинки (рис. 19) с изображением овощей (верхнюю часть страницы прикройте) и назвать их по порядку. Затем предложите назвать тот овощ, который выкапывают (картофель); выдергивают (морковь); срезают (капуста); снимают (помидоры). Предложите ребенку проверить, правильно ли он ответил на вопросы — откройте сюжетные картинки.

Игра «Прятки»

Чему научится ребенок: понимать и правильно употреблять в речи предлог «за».

Оснащение: предметы — стакан, яблоко, шишка, желудь, груша, орех; предметные картинки (см. вклейку, рис. 20).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки и сказать, что где лежит. Спросите его: «Где лежит яблоко?» (Яблоко лежит за стаканом.) «Где лежит шишка?» (Шишка лежит за желудем.) «Где лежит груша?» (Груша лежит за орехом.) «Где корзинка?» (Корзинка за грибом.) «Где капуста?» ( Капуста за помидором.) Для закрепления полученных знаний попросите ребенка прятать предметы так, как вы скажете, например: «Спрячь яблоко за стакан!»

Игра «Поровну»

Чему научится ребенок: понимать значение слова «поровну».

Оснащение: дары осени (2 шишки, 2 ореха, 2 листика деревьев, 2 камешка, 2 веточки с листом дерева, 2 яблока и т. д.).

Ход игры: положите на стол дары осени. Предложите ребенку разделить все поровну. При необходимости покажите ему, как это делается. (Мне — тебе, мне — тебе...)

Игра «Посчитай»

Чему научится ребенок: согласовывать имена существительные мужского, женского и среднего рода с числительными «один», «два», «три», «четыре», «пять».

Оснащение: 5 желудей, 5 шишек, 5 орехов.

Ход игры: положите перед ребенком 5 желудей и помогите ему сосчитать их: «Один желудь, два желудя, три желудя, четыре желудя, пять желудей».

Положите перед ребенком 5 шишек и предложите ему самому сосчитать их по аналогии. (Одна шишка, 2 шишки, 3 шишки, 4 шишки, 5 шишек.) Положите перед ребенком 5 орехов и предложите сосчитать их. (Один орех, два ореха, три ореха, четыре ореха, пять орехов.)

Игра «Больше — меньше»

Чему научится ребенок: понимать значение слов «больше — меньше»: образовывать слова с помощью суффиксов. Оснащение: дары осени (желуди, орехи, грибы, шишки, палочки, веточки, овощи, фрукты).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком предметы, лежащие на столе. Спросите ребенка: «Что больше — желудь или шишка?»

Лексический материал:

Слива или яблоко; палка или палочка; ветка или веточка; гриб или шишка; гриб или грибочек; орех или орешек.

Возможны другие варианты вопросов: что меньше гриба? что больше желудя? (орех, шишка, гриб); что меньше яблока? и т. п.

Игра «Измени слово»

Чему научится ребенок: образовывать сравнительную степень имен прилагательных.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 21).

Ход игры: предложите ребенку договорить то, о чем вы ему сейчас скажете:

«Груша вкусная, а клубника... (вкуснее).

Шишка маленькая, а желудь... (меньше).

Березовый лист красивый, а кленовый... (красивее).

Ананас кислый, а лимон... (кислее).

Игра «Что забыл нарисовать художник!»

Чему научится ребенок: правильно употреблять имена существительные единственного и множественного числа родительного падежа.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 22).

Ход игры: покажите ребенку картинку и предложите ему сказать, что забыл нарисовать художник. Спросите: «Чего нет у белки?» (У белки нет хвоста.)

Предложите ребенку исправить ошибки художника — дорисовать недостающие детали и рассказать, как нужно было изобразить животных и грибы.

Игра «Я, мы, он, она — вместе дружная семья»

Чему научится ребенок: изменять глаголы по лицам.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: произнесите предложение, например: «Я собираю овощи». Предложите ребенку повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты». Ты... (что делаешь?).

Лексический материал: мы, вы, он, они; гуляю, поливаю, чищу.

Я гуляю в парке. Мы гуляем в парке. Ты гуляешь в парке. Вы гуляете в парке. Он гуляет в парке. Они гуляют в парке.

Я поливаю цветы. Мы поливаем цветы. Ты поливаешь цветы. Вы поливаете цветы. Она поливает цветы. Они поливают цветы.

Я чищу грибы. Мы чистим грибы. Ты чистишь грибы. Вы чистите грибы. Он чистит грибы. Они чистят грибы.


5 — 6 лет

(старшая группа)

Игра «Угадай, где ошибка»

Чему научится ребенок: выражать в речи целевые и причинные синтаксические отношения; обогатит словарный запас, уточнит значение некоторых слов; игра способствует развитию зрительного и слухового внимания, связной речи.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 23).

Ход игры: покажите ребенку картинку. Скажите, что картинка называется «Осень», но художник изобразил осень неправильно, с ошибками. Предложите ребенку исправить ошибки художника. Предупредите ребенка, что сначала вы прочтете стихотворение А. С. Пушкина об осени, для того чтобы ему было легче найти ошибки:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,                      

Лесов таинственная сень                          

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,                

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;                

Стоял ноябрь уж у двора.                

(Из поэмы «Евгений Онегин»)

Анализируя изображенное на картинке, ребенок должен перечислить приметы осени: «Осенью становится холоднее, идут частые дожди, собирают урожай, надевают теплые вещи» и т. д.

Игра «Загадки»

Чему научится ребенок: различать фрукты и овощи, называть и группировать их; ориентироваться на окончания слов при согласовании имен существительных и прилагательных в роде; игра способствует развитию аналитико-синтетической деятельности.

Оснащение: натуральные фрукты и овощи.

Ход игры: сначала предложите ребенку перечислить фрукты и овощи, лежащие на столе; затем предложите отгадать загадки (все загадки должны иметь описательный характер.

Лексический материал:

Красный, круглый, мясистый... (помидор);

сочное, румяное, спелое, вкусное... (яблоко).

Затем поиграйте так: предложите ребенку рассказать о каком-нибудь овоще (фрукте), не называя его, а сами попробуйте отгадать.

Игра «Подбери слова»

Чему научится ребенок: расширит словарный запас, уточнит значение слов; игра способствует развитию мышления.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку подобрать к глаголам имена существительные.

Лексический материал:

моросит... (дождь);        созревают... (овощи, фрукты);

вянет... (трава);        улетают... (птицы);

желтеют... (листья);        выкапывают... (луковицы);

опадают... (листья);        квасят... (капусту);

льет... (дождь);        солят... (огурцы);

мокнет... (земля);        собирают... (семена; овощи).

Игра «Слова-антонимы»

Чему научится ребенок: разбираться в смысловом значении слов; усвоит конкретные пары антонимов.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением, например: хороший — плохой; большой — маленький; быстро медленно; идти бежать.

Лексический материал:

куст старый ... (молодой);        орех большой — ... (маленький);

звери сытые ... (голодные);        камешки чистые — ... (грязные);

ветка длинная ... (короткая);        корзина тяжелая — корзинка ... (легкая),

гриб слева гриб ... (справа);        летом теплее, осенью ... (холоднее).

Игра «Измени слово»

Чему научится ребенок: употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку закончить фразу, изменив единственное число существительного на множественное:

«Я вижу белку — я вижу... (белок).

Я чищу гриб — я чищу... (грибы).

Я иду за яблоком — я иду за... (яблоками).

Я мою грушу я мою... (груши).

Я сорвал кленовый лист — я сорвал кленовые... (листья).

Я кормлю зайца — я кормлю... (зайцев)».

Игра «Лишнее слово»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные с помощью суффиксов. Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: произносите ряд слов. Предложите ребенку определить и назвать лишнее слово, объяснив при этом свой выбор.

Лексический материал: Камешек, грибочек, листочек, орех; камень, гриб, лист, орешек; грибок, сучок, орех, листок.

Игра «Назови общую часть»

Чему научится ребенок: правильно произносить безударные гласные.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: произносите слова, голосом выделяя общую морфему (корень). Предложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив при этом свой выбор.

Лексический материал:

Листочек лиственный лиственница — листья.

Грибной грибочек — грибница — грибник.

Орешник орешек орехи.

Дождик дождище — дождевик — дождливый.

Желуди желудевый.

Травяной травник травница — травушка — травинка.

Ветряные ветерок ветры — ветрище — ветродуй.

Холодок — холодище — холодный — холоднее — холодильник.

Птицы — птичий птичница — птичник.

Осинка — подосиновик — осины.

Деревце — деревянный — деревья.

Игра «Слова»

Чему научится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку отвечать на ваши вопросы, правильно изменяя слово «осенний». Спросите малыша:

«Куртка какая?» (Осенняя.)

«Дождь какой?» (Осенний.)

«Погода какая?» (Осенняя.)

«Настроение какое?» (Осеннее.)

Предложите ребенку отвечать на ваши вопросы, употребляя и правильно изменяя слово «лесной»:

«Малинка какая?» (Лесная.)

«Орех какой?» (Лесной.)

«Озеро какое?» (Лесное.)

«Яблоки какие?» (Лесные.)

«Тропинка какая?» (Лесная.)

Игра «Повар»

Чему научится ребенок: согласовывать имена прилагательные с существительными, Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку стать поваром и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые вы назовете.

Лексический материал:

Грибы — грибной суп, грибные котлеты, грибной соус, грибная пора... Лимоны — лимонный пирог, лимонный сок, лимонный сироп...

Картофель — картофельное пюре, картофельный суп, картофельные котлеты, картофельная запеканка...

Морковь — морковный сок, морковные котлеты...

Яблоки — яблочный уксус, яблочное варенье, яблочное пюре...

Клюква — клюквенный морс, клюквенный пирог...

Орехи — ореховое печенье, ореховый соус...

Тыква — тыквенное варенье, тыквенный сок, тыквенная каша...

Игра «Назови ласково»

Чему научится ребенок: образовывать слова с помощью суффиксов.              

Оснащение: мяч.

Ход игры: произнесите фразу и бросьте мяч ребенку. Предложите ребенку, возвращая вам мяч, изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Лексический материал:

Орех крепкий — орешек крепенький.

Лист желтый — листочек желтенький.

Куртка теплая — курточка тепленькая.

Ягоды вкусные — ягодки вкусненькие.

Ягоды кислые — ягодки кисленькие.

Камень чистый — камешек чистенький.

Палка длинная — палочка длинненькая.

Ветка короткая — веточка коротенькая.

Игра «Покажи картинку»

Чему научится ребенок: правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 24).

Ход игры: предложите ребенку показать на картинку, соответствующую фразе.

Лексический материал:

Мальчик вошел в лес — мальчик вышел из леса.

Мальчик подходит к елке — мальчик отходит от елки.

Мама открывает окно — мама закрывает окно.

Птицы прилетают — птицы улетают.


6 — 7 лет

(подготовительная группа)

Игра «Антонимы»

Чему научится ребенок: подбирать антонимы к словам.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением, например: день ночь, тепло холодно, большой маленький.

Прочтите ребенку текст. Предложите найти в нем слова, противоположные по смыслу: «Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни птиц и тишина. Грустно и радостно».

Игра «Прилагательные»

Чему научится ребенок: игра способствует развитию слуховой памяти и слухового внимания, обогащению словарного запаса.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку послушать отрывок из стихотворения Л. Парамоновой. Попросите его назвать слова, отвечающие на вопрос «какой?»:

Задумчивая ласковая осень                              

К нам тихо, незаметно подошла,

Багряный свой наряд на лес набросив,

Холодные туманы принесла...

Предложите ребенку подобрать синонимы к выделенным словам.

Спросите ребенка, как он понимает выражения «багряный наряд», «ясное небо», «скирды хлеба». Если малыш затрудняется ответить, объясните ему.

Игра «Найди быстро ошибку»

Чему научится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку сыграть в игру «Найди быстро ошибку». Называйте предложение, где имя прилагательное заменено тем существительным, от которого оно образовано. Попросите ребенка назвать имя прилагательное. Скажите: «На улице льет холодный (осень) дождь. Какой льет на улице дождь?» (Холодный осенний.)

Лексический материал:

С моря дует (тепло) ветер.

Мы собрали (богатство) урожай яблок.

В пути мы попали под (грибы) дождь.

Ветер дует (холод) осенний.

В лесу рыщут злые (голод) волки.

Игра «Слова-синонимы»

Чему научится ребенок: подбирать синонимы к словам, правильнее и точнее выражать свои мысли.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: объясните ребенку, что синонимы — это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками, например: слово «хороший» имеет синонимы — добрый, прекрасный, сердечный, красивый; «бежит» — несется, мчится. Предложите ребенку подобрать устно как можно больше синонимов ко всем словосочетаниям, а затем составить с любым из них предложение.

Лексический материал:

Пасмурный день — унылый, дождливый, серый.

Плохое настроение — грустное, печальное.

Ясный день — безоблачный, светлый, погожий.

Хорошее настроение — радостное, веселое.

На улице холодно — зябко, морозно.

Предложите ребенку послушать стихотворения и найти синонимы:

Мы с утра в лесу гуляем,        В парке целый день хожу,

За жучками наблюдаем.        Целый день я там брожу.

Мы устали, утомились,        Все хожу, все брожу,

А потом и заблудились.        Но грибов не нахожу.

Игра «Объясни»

Чему научится ребенок: употреблять слова с переносным значением.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: объясните ребенку, что многие слова употребляются в переносном значении, т.е. иносказательно. Например, «золотые руки» — это означает умелые, ловкие руки; руки, которым цены нет, которые оцениваются так же высоко, как золото. Это выражение иносказательное. «Золотой кулон» это вещь, сделанная из золота. Это выражение употреблено в прямом смысле слова.

Предложите ребенку определить, какие из слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении. Попросите его объяснить переносное значение следующих выражений.

Лексический материал:

Осенний дождь, осеннее настроение;

золотая осень, золотое кольцо;

поздняя осень, поздний ребенок;

воет ветер, воет волк;

голый лес, голый малыш.

Игра «Скажи правильно»

Чему научится ребенок: различать значения глаголов с разными приставками. Оснащение; игра проводится устно.

Ход игры: произносите предложения. Предложите ребенку, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

Лексический материал:

Гуси (подплыли, отплыли) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от гусей.

Белка (залезла, вылезла) из дупла.

Девочка (вылила, налила) воду из ведра.

Ежик (залез, вылез) в норку.

Люди (вошли, вышли) в лес.

Игра «Подбери слово»

Чему научится ребенок: подбирать местоимения к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку вставлять пропущенные слова (он, она, оно, они) в предложения.

Лексический материал:

Лист упал с куста — ... засох.

Ягодка вкусная — ... душистая.

Яблоко сладкое — ... спелое.

Дует ветер — ... срывает листья с деревьев.

Бежит ручей — ... журчит и звенит.

Цветы исчезли в лесу — ... завяли.

Птицы собираются в дальний путь ... полетят в теплые края.

Игра «Дополни предложение»

Чему научится ребенок: уточнит значение имен прилагательных.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку продолжить начатое вами предложение, подбирая слова, обозначающие признаки предмета.

Скажите: «В парнике поспели... помидоры. Что ты можешь сказать о помидорах, какие они?» (Крупные, сочные, красные.)

Дальнейшая игра строится аналогично.

Лексический материал:

Ветер срывает... (красивые, желтые, красные, разноцветные) листья.

Ветер разгоняет... (темные, черные) тучи.

Дети увидели поделкой... (большой, крепкий, красивый, целый, съедобный) гриб.

Игра «Лишнее слово»

Чему научится ребенок: игра способствует уточнению значения слов, обогащению словаря, развитию аналитико-синтетической деятельности.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: прочтите ряд слов и предложите ребенку найти лишнее слово, объяснив свой выбор.

Лексический материал:

Куртка, сапоги, шапка, брюки, носки;

тыква, капуста, картофель, кабачок, клубника;

черника, голубика, земляника, клюква, грибы;

береза, ольха, яблоня, рябина, ель;

осень, зима, весна, утро;

утро, день, осень, вечер;

мухомор, лисичка, подосиновик, подберезовик.

Игра «Как сказать иначе?»

Чему научится ребенок: употреблять в речи причастия.

Оснащение: игра проводится устно.

Ход игры: предложите ребенку послушать составленное вами предложение: «Гриб растет под елкой». Объясните ребенку, что с помощью вопроса можно образовать новое слово. «Гриб растет. Гриб какой? растущий гриб». Предложите составить предложение по этому словосочетанию. Пример: «Мы увидели растущий поделкой гриб».

Лексический материал:

Листья желтеют — желтеющие листья;

птицы улетают — улетающие птицы;

дождь моросит — моросящий дождь;

осень наступила наступившая осень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРАТЕКА « Грамматика в картинках»

Подборка дидактических игр на развитие речи...

Борисенко М.Г.Лукина Н.А. Грамматика в картинках."Зима.Зимние забавы".

Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. В ней предложено 50 дидактических игр, посвященных лексическ...

Грамматика в картинках и играх. Тема птицы.

В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи).Игрысоставл...

Грамматика в картинках и играх. Тема зима.

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Грамматика в картинках и играх. Тема домашние птицы.

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...

Грамматика в картинках и играх. Тема осень.

Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...