Грамматика в картинках и играх. Тема осень.
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen.docx | 595.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал
по развитию речи для старшего дошкольного возраста
Грамматика в играх и картинках
по теме:
« Осень»
5 — 6 лет
(старшая группа)
Игра «Угадай, где ошибка»
Чему научится ребенок: выражать в речи целевые и причинные синтаксические отношения; обогатит словарный запас, уточнит значение некоторых слов; игра способствует развитию зрительного и слухового внимания, связной речи.
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 23).
Ход игры: покажите ребенку картинку. Скажите, что картинка называется «Осень», но
художник изобразил осень неправильно, с ошибками. Предложите ребенку исправить ошибки
художника. Предупредите ребенка, что сначала вы прочтет е стихотворение А. С. Пушкина об
осени, для того чтобы ему было легче найти ошибки:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(Из поэмы «Евгений Онегин»)
Анализируя изображенное на картинке, ребенок должен перечислить приметы осени: «Осенью становится холоднее, идут частые дожди, собирают урожай, надевают теплые вещи» и т. д.
Игра «Загадки»
Чему научится ребенок: различать фрукты и овощи, называть и группировать их; ориентироваться на окончания слов при согласовании имен существительных и прилагательных в роде; игра способствует развитию аналитико-синтетической деятельности.
Оснащение: натуральные фрукты и овощи.
Ход игры: сначала предложите ребенку перечислить фрукты и овощи, лежащие на столе; затем предложите отгадать загадки (все загадки должны иметь описательный характер.
Лексический материал:
Красный, круглый, мясистый... (помидор);
сочное, румяное, спелое, вкусное... (яблоко).
Затем поиграйте так: предложите ребенку рассказать о каком-нибудь овоще (фрукте), не называя его, а сами попробуйте отгадать.
Игра «Подбери слова»
Чему научится ребенок: расширит словарный запас, уточнит значение слов; игра способствует развитию мышления.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку подобрать к глаголам имена существительные.
Лексический материал:
моросит... (дождь); созревают... (овощи, фрукты);
вянет... (трава); улетают... (птицы);
желтеют... (листья); выкапывают... (луковицы);
опадают... (листья); квасят... (капусту);
льет... (дождь); солят... (огурцы);
мокнет... (земля); собирают... (семена; овощи).
Игра «Слова-антонимы»
Чему научится ребенок: разбираться в смысловом значении слов; усвоит конкретные пары
антонимов.
Оснащение: игра проводится устно.
«Орех какой?» (Лесной.)
«Озеро какое?» (Лесное.)
«Яблоки какие?» (Лесные.)
«Тропинка какая?» (Лесная.)
Игра «Повар»
Чему научится ребенок: согласовывать имена прилагательные с существительными, Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку стать поваром и рассказать, что можно приготовить из
продуктов, которые вы назовете.
Лексический материал:
Грибы — грибной суп, грибные котлеты, грибной соус, грибная пора... Лимоны — лимонный
пирог, лимонный сок, лимонный сироп...
Картофель — картофельное пюре, картофельный суп, картофельные котлеты, картофельная
запеканка...
Морковь — морковный сок, морковные котлеты...
Яблоки — яблочный уксус, яблочное варенье, яблочное пюре...
Клюква — клюквенный морс, клюквенный пирог...
Орехи — ореховое печенье, ореховый соус...
Тыква — тыквенное варенье, тыквенный сок, тыквенная каша...
Игра «Назови ласково»
Чему научится ребенок: образовывать слова с помощью суффиксов.
Оснащение: мяч.
Ход игры: произнесите фразу и бросьте мяч ребенку. Предложите ребенку, возвращая вам мяч, изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Лексический материал:
Орех крепкий — орешек крепенький.
Лист желтый — листочек желтенький.
Куртка теплая — курточка тепленькая.
Ягоды вкусные — ягодки вкусненькие.
Ягоды кислые — ягодки кисленькие.
Камень чистый — камешек чистенький.
Палка длинная — палочка длинненькая.
Ветка короткая — веточка коротенькая.
Игра «Покажи картинку»
Чему научится ребенок: правильно употреблять глаголы с разными приставками.
Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 24).
Ход игры: предложите ребенку показать на картинку, соответствующую фразе.
Лексический материал:
Мальчик вошел в лес — мальчик вышел из леса.
Мальчик подходит к елке — мальчик отходит от елки.
Мама открывает окно — мама закрывает окно.
Птицы прилетают — птицы улетают.
6 — 7 лет
(подготовительная группа)
Игра «Антонимы»
Чему научится ребенок: подбирать антонимы к словам.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым
значением, например: день — ночь, тепло — холодно, большой — маленький.
Прочтите ребенку текст. Предложите найти в нем слова, противоположные по смыслу:
«Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни птиц и тишина. Грустно и радостно».
Игра «Прилагательные»
Чему научится ребенок: игра способствует развитию слуховой памяти и слухового внимания, обогащению словарного запаса.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку послушать отрывок из стихотворения Л. Парамоновой.
Попросите его назвать слова, отвечающие на вопрос «какой?»:
Задумчивая ласковая осень
К нам тихо, незаметно подошла,
Багряный свой наряд на лес набросив,
Холодные туманы принесла...
Предложите ребенку подобрать синонимы к выделенным словам.
Спросите ребенка, как он понимает выражения «багряный наряд», «ясное небо», «скирды
хлеба». Если малыш затрудняется ответить, объясните ему.
Игра «Найди быстро ошибку»
Чему научится ребенок: согласовывать имена существительные с прилагательными.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку сыграть в игру «Найди быстро ошибку». Называйте
предложение, где имя прилагательное заменено тем существительным, от которого оно
образовано. Попросите ребенка назвать имя прилагательное. Скажите: «На улице льет холодный (осень) дождь. Какой льет на улице дождь?» (Холодный осенний.)
Лексический материал:
С моря дует (тепло) ветер.
Мы собрали (богатство) урожай яблок.
В пути мы попали под (грибы) дождь.
Ветер дует (холод) осенний.
В лесу рыщут злые (голод) волки.
Игра «Слова-синонимы»
Чему научится ребенок: подбирать синонимы к словам, правильнее и точнее выражать свои мысли.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: объясните ребенку, что синонимы — это слова, которые близки по смыслу, но
отличаются смысловыми оттенками, например: слово «хороший» имеет синонимы — добрый,
прекрасный, сердечный, красивый; «бежит» — несется, мчится. Предложите ребенку подобрать устно как можно больше синонимов ко всем словосочетаниям, а затем составить с любым из них предложение.
Лексический материал:
Пасмурный день — унылый, дождливый, серый.
Плохое настроение — грустное, печальное.
Ясный день — безоблачный, светлый, погожий.
Хорошее настроение — радостное, веселое.
На улице холодно — зябко, морозно.
Предложите ребенку послушать стихотворения и найти синонимы:
Мы с утра в лесу гуляем, В парке целый день хожу,
За жучками наблюдаем. Целый день я там брожу.
Мы устали, утомились, Все хожу, все брожу,
А потом и заблудились. Но грибов не нахожу.
Игра «Объясни»
Чему научится ребенок: употреблять слова с переносным значением.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: объясните ребенку, что многие слова употребляются в переносном значении, т.е.
иносказательно. Например, «золотые руки» — это означает умелые, ловкие руки; руки, которым цены нет, которые оцениваются так же высоко, как золото. Это выражение иносказательное. «Золотой кулон» — это вещь, сделанная из золота. Это выражение употреблено в прямом смысле слова.
Предложите ребенку определить, какие из слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении. Попросите его объяснить переносное значение следующих выражений.
Лексический материал:
Осенний дождь, осеннее настроение;
золотая осень, золотое кольцо;
поздняя осень, поздний ребенок;
воет ветер, воет волк;
голый лес, голый малыш.
Игра «Скажи правильно»
Чему научится ребенок: различать значения глаголов с разными приставками. Оснащение; игра проводится устно.
Ход игры: произносите предложения. Предложите ребенку, выбрав нужное слово, сказать
предложение правильно.
Лексический материал:
Гуси (подплыли, отплыли) от берега.
Мальчик (подбежал, отбежал) от гусей.
Белка (залезла, вылезла) из дупла.
Девочка (вылила, налила) воду из ведра.
Ежик (залез, вылез) в норку.
Люди (вошли, вышли) в лес.
Игра «Подбери слово»
Чему научится ребенок: подбирать местоимения к словам, обозначающим одушевленные и
неодушевленные предметы, явления природы.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку вставлять пропущенные слова (он, она, оно, они) в предложения.
Лексический материал:
Лист упал с куста — ... засох.
Ягодка вкусная — ... душистая.
Яблоко сладкое — ... спелое.
Дует ветер — ... срывает листья с деревьев.
Бежит ручей — ... журчит и звенит.
Цветы исчезли в лесу — ... завяли.
Птицы собираются в дальний путь ____„._— ... полетят в теплые края.
Игра «Дополни предложение»
Чему научится ребенок: уточнит значение имен прилагательных.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку продолжить начатое вами предложение, подбирая слова,
обозначающие признаки предмета.
Скажите: «В парнике поспели... помидоры. Что ты можешь сказать о помидорах, какие они?»
(Крупные, сочные, красные.)
Дальнейшая игра строится аналогично.
Лексический материал:
Ветер срывает... (красивые, желтые, красные, разноцветные) листья.
Ветер разгоняет... (темные, черные) тучи.
Дети увидели поделкой... (большой, крепкий, красивый, целый, съедобный) гриб.
Игра «Лишнее слово»
Чему научится ребенок: игра способствует уточнению значения слов, обогащению словаря,
развитию аналитико-синтетической деятельности.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: прочтите ряд слов и предложите ребенку найти лишнее слово, объяснив свой выбор.
Лексический материал:
Куртка, сапоги, шапка, брюки, носки;
тыква, капуста, картофель, кабачок, клубника;
черника, голубика, земляника, клюква, грибы;
береза, ольха, яблоня, рябина, ель;
осень, зима, весна, утро;
утро, день, осень, вечер;
мухомор, лисичка, подосиновик, подберезовик.
Игра «Как сказать иначе?»
Чему научится ребенок: употреблять в речи причастия.
Оснащение: игра проводится устно.
Ход игры: предложите ребенку послушать составленное вами предложение: «Гриб растет под
елкой». Объясните ребенку, что с помощью вопроса можно образовать новое слово. «Гриб растет.
Гриб какой? растущий гриб». Предложите составить предложение по этому словосочетанию.
Пример: «Мы увидели растущий поделкой гриб».
Лексический материал:
Листья желтеют — желтеющие листья;
птицы улетают — улетающие птицы;
дождь моросит — моросящий дождь;
осень наступила — наступившая осень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика в картинках и играх. Тема птицы.
В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи).Игрысоставл...
Грамматика в картинках и играх. Тема зима.
Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...
Грамматика в картинках и играх. Тема домашние птицы.
Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...
Грамматика в картинках и играх. Тема весна.
Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...
Грамматика в картинках и играх. Тема овощи.
Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...
Грамматика в картинках и играх. Тема грибы.
Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...
Грамматика в картинках и играх. Тема космос.
Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны р...