Фольклор
материал (подготовительная группа)

Басова Ирина Александровна
Фольклор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_folklor-dusha_naroda.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе «Солнышко»

«Фольклор – душа народа»

№ зан

Дата провед

Тема

Задачи

Текущая работа

с детьми

с родителями

с воспитателями

Сентябрь

1

2

3

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Вводное занятие.

«Ознакомление с традициями и бытом русского народа»

«Бабье лето»

Презентация «Ложки деревянные! Хочешь играй,          а хочешь – щи хлебай!» + (диск «Русские народные музыкальные инструменты»)

1. Познакомить детей с жилищем русского человека – избой. С тем, как её строили, знакомить с предметами русского быта (печь, самовар, веник), вызвать интерес к русским традициям.

 2.  Познакомить детей с хороводными играми, календарными песнями.

3. Развивать речевой диалог в инсценировках.

4. Дать представление об осенних работах земледельца, орудиях труда.

5. Познакомить детей с приёмами игры на двух деревянных  ложках.

6.Учить держать, играть на них.

Мониторинг знаний на начало проекта.

Роспись ложки.

Анкетирование родителей.

Оформление уголка русского быта «Русская изба»

4

4 неделя

«Осенины – праздник народных игр и хороводов»

1.Расширять кругозор детей

2.Закрепить знания потешек, закличек об осени.

3.Поддерживать интерес к народным играм, забавам.

4. Создать атмосферу доброты, радости.

Разучивание потешек, закличек.

Изготовление костюмов.

Внесение в книжный уголок литературного материала к знакомым потешкам.

№ зан

Дата провед

Тема

Задачи

Текущая работа

с детьми

с родителями

с воспитателями

Октябрь

1

2

3

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Презентация

«В большом деле и маленькая помощь дорога»               Русские народные пословицы и поговорки.

Знакомство с русским народным инструментом -    гармошкой.               (диск «Русские народные музыкальные инструменты»)

Музыкальная сказка «Теремок»

1.Познакомить детей с поговорками, пословицами,  проговаривать их с разными интонациями.

2.Уточнять артикуляцию (положение губ, языка), упражнение «Дудочка».

3.Закреплять навыки игры на деревянных ложках.

4. Прослушать с детьми звучание гармошки.      

5. Музыкально-дидактическая игра  «На чём играю?»

6.Учить передавать содержание сказки, исполняя простейшие роли.

7.Учить играть на детских музыкальных инструментах.

Разучить поговорки, пословицы.

Изготовление гармошки из бумаги.

Консультация «Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности ребёнка»

Создание картотеки потешек «Приятного аппетита»

4

4 неделя

«Октябрь пахнет капустой»

1.Дать представление об обычае солить капусту.

2. Разучивание народной  игры                             «Вейся, капустка».

3.Активизировать речь детей.

4.Закреплять навыки соотнесения движения с текстом.

5.Закреплять приёмы игры на ложках, умение чередовать их.

6.Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность.

Использование загадок.

Привлекать родителей к показу обычая соления капусты.

№ зан

Дата провед

Тема

Задачи

Текущая работа

с детьми

с родителями

с воспитателями

Ноябрь

1

2

3

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Чудо - балалайка»

(диск «Русские народные музыкальные инструменты»)

«Колыбельная песенка»

«Как аукнется, так и откликнется»

Презентация «Календарные песни»

1. Познакомить с балалайкой и её звучанием.

2. Развивать мелкую моторику в процессе украшения игрушек.

3.Знакомить детей с колыбельными песнями, учить передавать ласковый, напевный характер мелодии, петь протяжно.

4. Продолжать знакомить с народными песнями и пословицами о труде.

Аппликация «Балалайка»

Консультация для родителей «Колыбельные песни – удивительный дар прошлого»

Оформление альбома               «Моя первая колыбельная»

Создание картотеки «Колыбельные песенки»

4

4 неделя

 «В хороводе были мы» (хороводные игры)

1. Дать первоначальные знания о хороводе.

2. Освоить танцевальное движение «воротце»; подводить к выразительному исполнению танцевально-игровых образов.

Разучивание хороводных игр. Музыкально- фольклорная  игра «Золотые  ворота».

Создать картотеку хороводных игр.

Создание папки-передвижки «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми».

№ зан

Дата провед

Тема

Задачи

Текущая работа

с детьми

с родителями

с воспитателями

Декабрь

1

2

3

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Путешествие в прошлое куклы» + презентация «Народные куклы»

«Весёлый оркестр»

(диск «Русские народные музыкальные инструменты»)

«Зайчик-на-пальчик»

1. Познакомить детей с разнообразным миром народной игрушки, с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

2. Развивать тембровый слух у детей, играя в оркестре.

3. Закрепить навыки игры на бубне и колокольчиках.

4.Познакомить детей с тряпичной игровой куклой, способом её изготовления.

5. Побуждать детей к инсценированию потешек с использованием игровой куклы.

Изготовление игровой куклы «Зайчик-на-пальчик» из носового платка.

Консультация «Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Консультация «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи»

Создание картотеки потешек «Водичка, водичка, умой моё личико»

4

4 неделя

«Ай да валенки!»

1.Познакомить детей с традиционной зимней обувью - валенками.                                                  2. Рассмотреть материал (шерсть), из которого делают валенки, охарактеризовать его.

3. Расширять представления детей о различных формах русского фольклора (хороводы, потешки, загадки)

Рисование «Укрась валенок»

№ зан

Дата провед

Тема

Задачи

Текущая работа

с детьми

с родителями

с воспитателями

Январь

1

2

3

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«На пороге – коляда»

«Гуляют ребятки в зимние святки» - развлечение.

«Рукавичка»

1.Познакомить с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями.

2.Рассказать о рождественских праздниках и колядовании.

3.Познакомить детей с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок), использовать устный фольклор.

4.Учить детей говорить колядки.

5.Развивать выразительность речи детей.

6 .Создать атмосферу непринуждённости, для самовыражения детей в драматизации сказки,

учить передавать содержание сказки, исполняя простейшие роли.

Разучивание  колядок.

Пение колядки «Сею,  вею,  посеваю».

Внесение                     в книжный уголок литературного материала к Зимним Святкам.

№ зан

Дата провед

Тема

Задачи

Текущая работа

с детьми

с родителями

с воспитателями

Февраль

1

2

3

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Красна песня ладом»             (плясовая песня)

Зимний праздник «Кудесы» или

«В гостях у Домового»

«В гости к нам пришла матрёшка!»

1.Познакомить с русской плясовой песней.

2.Учить детей передавать весёлый, характер песни.

3. Добиваться в пении чёткой артикуляции, вырабатывать певческое дыхание.

4.Разучить танцевальные движения «ковырялочка», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»).

5.Познакомить с мистическим персонажем -  домовым, традициями его почитания.

6.Разучить считалки для выбора ведущего в играх.

7. Рассказать о матрешке, об истории  создания этой игрушки, способами её изготовления.

Чтение стихов, потешек

Разучивание частушек.

Дидактическая игра «Весёлые матрёшки»

Роспись шаблона матрёшки.

Совместное творчество «Лоскутное одеяльце для матрёшки»

Консультация «Фольклор в физическом воспитании дошкольников»

4

4 неделя

«Масленица»

1.Рассказать детям о Масленице. 2.Познакомить с песенками - закличками, обрядами, загадками, пословицами.

2.Разучить масленичные игры.

Разучивание потешек, закличек.

№ зан

Дата провед

Тема

Задачи

Текущая работа

с детьми

с родителями

с воспитателями

Март

1

2

3

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Поздравим сказку» - развлечение с мамами.

«Служба у царя Гороха» - развлечение)

«Заюшкина избушка».

1. Воспитывать у детей уважение, заботливое отношение к матери.

2. Закрепить знание русских народных сказок, эмоционально передавать их содержание.

3.Использовать знакомые танцевальные движения свободной пляске.

4. Самостоятельно использовать считалки в играх, соблюдать правила игры.

5.Привлекать детей к разгадыванию загадок, рассказыванию потешек о героях сказки.

6.Привлекать детей к выбору костюмов, атрибутов для инсценирования сказки.

Создание картотеки потешек.

4

4 неделя

«Сороки»

1. Дать представление о старинном весеннем обычае – встрече птиц.

2.Знакомить детей с народными приметами весны, закличками.

3.Закреплять в играх, хороводах знакомые танцевальные движения.

4.Обогащать словарный запас детей.

Лепка жаворонков из солёного теста.

Привлечение родителей к выпечке «жаворонков»

№ зан

Дата провед

Тема

Задачи

Текущая работа

с детьми

с родителями

с воспитателями

Апрель

1

2

3

1 неделя

2 неделя

3 неделя

"Русский национальный костюм"

«Вербный базар»

«Пасха»

1.Познакомить с элементами народного костюма (кокошник, сарафан, фартук, рубаха), предметами быта.

2. Дать начальные знания о праздниках – Вербное воскресенье и Пасха.

3.Разучить пасхальные игры, развивать игровое взаимодействие детей.

4.Обогатить фольклорный репертуар загадками, закличками о птицах и о весне.

5. Развивать воображение и фантазию детей при украшении пасхальных яиц.

Дидактическая игра «Подбери головной убор»

Роспись пасхальных яиц.

Создание папки-передвижки   «С праздником светлой Пасхи»

Консультация «Фольклор как средство патриотического воспитания ребёнка»

4

4 неделя

«Русский платок»

1.Познакомить детей с деталью женской одежды – платком.

2. Дать представления об истории возникновения платка

3. Познакомить с Павлово-Посадским платком.

4. Учить детей использовать платок, как модный современный аксессуар одежды.

5. Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.

Русская народная игра «Достань платочек»

Роспись платка               (на ткани)

Организация выставки платков.

№ зан

Дата провед

Тема

Задачи

Текущая работа

с детьми

с родителями

с воспитателями

Май

1

2

3

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Знакомство с русским народным танцем»                                                                                                          (из истории «Русского народного танца»)

«Во поле берёзка стояла»

«Весёлые звоночки»

(диск «Русские народные музыкальные инструменты»)

1.  Познакомить детей с историей русских народных танцев.

2. Учить выполнять танцевальные движения одновременно, эмоционально, ритмично.

3.Развивать танцевальные и музыкальные способности, чувство ритма.

4. Художественное   слово   о  русской  березе  (рассказ, стихи).

5. Разучивание  хоровода  с пением «Во поле  березка   стояла».

6.Узнавать знакомые музыкальные инструменты и уметь играть на них.

7.Закрепить ранее полученные знания фольклорного материала (устного и музыкального).

Мониторинг знаний на конец проекта.

Анкетирование родителей.

4

4 неделя

«Праздник русских народных игр» (подвижные народные игры)

Итоговое занятие.

1.Побуждать произносить тексты знакомых закличек, потешек.

2.Использовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске.

3.Поддерживать интерес к народным играм, забавам.

4.Закреплять у детей знания устного фольклора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...