Фольклор
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе «Солнышко»
«Фольклор – душа народа»
№ зан | Дата провед | Тема | Задачи | Текущая работа | |||
с детьми | с родителями | с воспитателями | |||||
Сентябрь | 1 2 3 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя | Вводное занятие. «Ознакомление с традициями и бытом русского народа» «Бабье лето» Презентация «Ложки деревянные! Хочешь играй, а хочешь – щи хлебай!» + (диск «Русские народные музыкальные инструменты») | 1. Познакомить детей с жилищем русского человека – избой. С тем, как её строили, знакомить с предметами русского быта (печь, самовар, веник), вызвать интерес к русским традициям. 2. Познакомить детей с хороводными играми, календарными песнями. 3. Развивать речевой диалог в инсценировках. 4. Дать представление об осенних работах земледельца, орудиях труда. 5. Познакомить детей с приёмами игры на двух деревянных ложках. 6.Учить держать, играть на них. | Мониторинг знаний на начало проекта. Роспись ложки. | Анкетирование родителей. | Оформление уголка русского быта «Русская изба» |
4 | 4 неделя | «Осенины – праздник народных игр и хороводов» | 1.Расширять кругозор детей 2.Закрепить знания потешек, закличек об осени. 3.Поддерживать интерес к народным играм, забавам. 4. Создать атмосферу доброты, радости. | Разучивание потешек, закличек. | Изготовление костюмов. | Внесение в книжный уголок литературного материала к знакомым потешкам. |
№ зан | Дата провед | Тема | Задачи | Текущая работа | |||
с детьми | с родителями | с воспитателями | |||||
Октябрь | 1 2 3 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя | Презентация «В большом деле и маленькая помощь дорога» Русские народные пословицы и поговорки. Знакомство с русским народным инструментом - гармошкой. (диск «Русские народные музыкальные инструменты») Музыкальная сказка «Теремок» | 1.Познакомить детей с поговорками, пословицами, проговаривать их с разными интонациями. 2.Уточнять артикуляцию (положение губ, языка), упражнение «Дудочка». 3.Закреплять навыки игры на деревянных ложках. 4. Прослушать с детьми звучание гармошки. 5. Музыкально-дидактическая игра «На чём играю?» 6.Учить передавать содержание сказки, исполняя простейшие роли. 7.Учить играть на детских музыкальных инструментах. | Разучить поговорки, пословицы. Изготовление гармошки из бумаги. | Консультация «Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности ребёнка» | Создание картотеки потешек «Приятного аппетита» |
4 | 4 неделя | «Октябрь пахнет капустой» | 1.Дать представление об обычае солить капусту. 2. Разучивание народной игры «Вейся, капустка». 3.Активизировать речь детей. 4.Закреплять навыки соотнесения движения с текстом. 5.Закреплять приёмы игры на ложках, умение чередовать их. 6.Доставить детям радость, привлечь в совместную деятельность. | Использование загадок. | Привлекать родителей к показу обычая соления капусты. |
№ зан | Дата провед | Тема | Задачи | Текущая работа | |||
с детьми | с родителями | с воспитателями | |||||
Ноябрь | 1 2 3 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя | «Чудо - балалайка» (диск «Русские народные музыкальные инструменты») «Колыбельная песенка» «Как аукнется, так и откликнется» Презентация «Календарные песни» | 1. Познакомить с балалайкой и её звучанием. 2. Развивать мелкую моторику в процессе украшения игрушек. 3.Знакомить детей с колыбельными песнями, учить передавать ласковый, напевный характер мелодии, петь протяжно. 4. Продолжать знакомить с народными песнями и пословицами о труде. | Аппликация «Балалайка» | Консультация для родителей «Колыбельные песни – удивительный дар прошлого» Оформление альбома «Моя первая колыбельная» | Создание картотеки «Колыбельные песенки» |
4 | 4 неделя | «В хороводе были мы» (хороводные игры) | 1. Дать первоначальные знания о хороводе. 2. Освоить танцевальное движение «воротце»; подводить к выразительному исполнению танцевально-игровых образов. | Разучивание хороводных игр. Музыкально- фольклорная игра «Золотые ворота». | Создать картотеку хороводных игр. | Создание папки-передвижки «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми». |
№ зан | Дата провед | Тема | Задачи | Текущая работа | |||
с детьми | с родителями | с воспитателями | |||||
Декабрь | 1 2 3 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя | «Путешествие в прошлое куклы» + презентация «Народные куклы» «Весёлый оркестр» (диск «Русские народные музыкальные инструменты») «Зайчик-на-пальчик» | 1. Познакомить детей с разнообразным миром народной игрушки, с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком. 2. Развивать тембровый слух у детей, играя в оркестре. 3. Закрепить навыки игры на бубне и колокольчиках. 4.Познакомить детей с тряпичной игровой куклой, способом её изготовления. 5. Побуждать детей к инсценированию потешек с использованием игровой куклы. | Изготовление игровой куклы «Зайчик-на-пальчик» из носового платка. | Консультация «Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры» | Консультация «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию речи» Создание картотеки потешек «Водичка, водичка, умой моё личико» |
4 | 4 неделя | «Ай да валенки!» | 1.Познакомить детей с традиционной зимней обувью - валенками. 2. Рассмотреть материал (шерсть), из которого делают валенки, охарактеризовать его. 3. Расширять представления детей о различных формах русского фольклора (хороводы, потешки, загадки) | Рисование «Укрась валенок» |
№ зан | Дата провед | Тема | Задачи | Текущая работа | |||
с детьми | с родителями | с воспитателями | |||||
Январь | 1 2 3 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя | «На пороге – коляда» «Гуляют ребятки в зимние святки» - развлечение. «Рукавичка» | 1.Познакомить с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями. 2.Рассказать о рождественских праздниках и колядовании. 3.Познакомить детей с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок), использовать устный фольклор. 4.Учить детей говорить колядки. 5.Развивать выразительность речи детей. 6 .Создать атмосферу непринуждённости, для самовыражения детей в драматизации сказки, учить передавать содержание сказки, исполняя простейшие роли. | Разучивание колядок. Пение колядки «Сею, вею, посеваю». | Внесение в книжный уголок литературного материала к Зимним Святкам. |
№ зан | Дата провед | Тема | Задачи | Текущая работа | |||
с детьми | с родителями | с воспитателями | |||||
Февраль | 1 2 3 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя | «Красна песня ладом» (плясовая песня) Зимний праздник «Кудесы» или «В гостях у Домового» «В гости к нам пришла матрёшка!» | 1.Познакомить с русской плясовой песней. 2.Учить детей передавать весёлый, характер песни. 3. Добиваться в пении чёткой артикуляции, вырабатывать певческое дыхание. 4.Разучить танцевальные движения «ковырялочка», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»). 5.Познакомить с мистическим персонажем - домовым, традициями его почитания. 6.Разучить считалки для выбора ведущего в играх. 7. Рассказать о матрешке, об истории создания этой игрушки, способами её изготовления. | Чтение стихов, потешек Разучивание частушек. Дидактическая игра «Весёлые матрёшки» Роспись шаблона матрёшки. | Совместное творчество «Лоскутное одеяльце для матрёшки» | Консультация «Фольклор в физическом воспитании дошкольников» |
4 | 4 неделя | «Масленица» | 1.Рассказать детям о Масленице. 2.Познакомить с песенками - закличками, обрядами, загадками, пословицами. 2.Разучить масленичные игры. | Разучивание потешек, закличек. |
№ зан | Дата провед | Тема | Задачи | Текущая работа | |||
с детьми | с родителями | с воспитателями | |||||
Март | 1 2 3 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя | «Поздравим сказку» - развлечение с мамами. «Служба у царя Гороха» - развлечение) «Заюшкина избушка». | 1. Воспитывать у детей уважение, заботливое отношение к матери. 2. Закрепить знание русских народных сказок, эмоционально передавать их содержание. 3.Использовать знакомые танцевальные движения свободной пляске. 4. Самостоятельно использовать считалки в играх, соблюдать правила игры. 5.Привлекать детей к разгадыванию загадок, рассказыванию потешек о героях сказки. 6.Привлекать детей к выбору костюмов, атрибутов для инсценирования сказки. | Создание картотеки потешек. | ||
4 | 4 неделя | «Сороки» | 1. Дать представление о старинном весеннем обычае – встрече птиц. 2.Знакомить детей с народными приметами весны, закличками. 3.Закреплять в играх, хороводах знакомые танцевальные движения. 4.Обогащать словарный запас детей. | Лепка жаворонков из солёного теста. | Привлечение родителей к выпечке «жаворонков» |
№ зан | Дата провед | Тема | Задачи | Текущая работа | |||
с детьми | с родителями | с воспитателями | |||||
Апрель | 1 2 3 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя | "Русский национальный костюм" «Вербный базар» «Пасха» | 1.Познакомить с элементами народного костюма (кокошник, сарафан, фартук, рубаха), предметами быта. 2. Дать начальные знания о праздниках – Вербное воскресенье и Пасха. 3.Разучить пасхальные игры, развивать игровое взаимодействие детей. 4.Обогатить фольклорный репертуар загадками, закличками о птицах и о весне. 5. Развивать воображение и фантазию детей при украшении пасхальных яиц. | Дидактическая игра «Подбери головной убор» Роспись пасхальных яиц. | Создание папки-передвижки «С праздником светлой Пасхи» | Консультация «Фольклор как средство патриотического воспитания ребёнка» |
4 | 4 неделя | «Русский платок» | 1.Познакомить детей с деталью женской одежды – платком. 2. Дать представления об истории возникновения платка 3. Познакомить с Павлово-Посадским платком. 4. Учить детей использовать платок, как модный современный аксессуар одежды. 5. Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа. | Русская народная игра «Достань платочек» Роспись платка (на ткани) | Организация выставки платков. |
№ зан | Дата провед | Тема | Задачи | Текущая работа | |||
с детьми | с родителями | с воспитателями | |||||
Май | 1 2 3 | 1 неделя 2 неделя 3 неделя | «Знакомство с русским народным танцем» (из истории «Русского народного танца») «Во поле берёзка стояла» «Весёлые звоночки» (диск «Русские народные музыкальные инструменты») | 1. Познакомить детей с историей русских народных танцев. 2. Учить выполнять танцевальные движения одновременно, эмоционально, ритмично. 3.Развивать танцевальные и музыкальные способности, чувство ритма. 4. Художественное слово о русской березе (рассказ, стихи). 5. Разучивание хоровода с пением «Во поле березка стояла». 6.Узнавать знакомые музыкальные инструменты и уметь играть на них. 7.Закрепить ранее полученные знания фольклорного материала (устного и музыкального). | Мониторинг знаний на конец проекта. | Анкетирование родителей. | |
4 | 4 неделя | «Праздник русских народных игр» (подвижные народные игры) Итоговое занятие. | 1.Побуждать произносить тексты знакомых закличек, потешек. 2.Использовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске. 3.Поддерживать интерес к народным играм, забавам. 4.Закреплять у детей знания устного фольклора. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.
Материал представляет собой сборник текстов художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....
Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.
Познакомить родителей с с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....
Статья "История формирования истоков Сибирского фольклора и особенности освоения детей традиционного песенного фольклора".
Статья об особенностях сибирского фольклора...
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...