«Волшебная соль»
материал
Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение.
Задачи:
- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
- Воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью.
- Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебная соль»
Цель: изучить соль, ее особенности, качества, свойства и применение.
Задачи:
- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
- Воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью.
- Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.
- Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
Оборудование: миски с солью, ложечки, прозрачные баночки (стаканы непроливайка), теплая вода, шерстяные нитки темного цвета (синельная проволока), салфетки, зубочистки, катушечные нитки.
Методы и приемы: беседа, художественное слово, подвижная игра, физкультминутка, опыт, рассуждение.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Ход занятия:
Воспитатель: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!» – непременно отвечают ему.
С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.
Воспитатель: Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Но чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, нужно отгадать, что спрятано в моем чудесном мешочке.
Рассказать обо мне хоть немножко позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и невкусно, и повар не рад.
В рану, глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты? (Соль.)
(Ответы детей.)
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:
Воспитатель: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
- Скажите, какого цвета соль?
- Имеет ли соль запах?
- Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее?
- А кто из вас знает, где и как добывают соль?
Прежде, чем это узнать, мы сначала с вами отдохнём немного.
Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше, подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Давайте мы с вами продолжим путешествие по следам Соли, чтобы узнать о ней ещё больше. Есть три вида соли: пищевая, техническая, морская.
Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. А ещё она отличный консервант. Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному: в медицине, в косметологии. Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.
Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном, грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу. В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль? Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью. Используем соль в приготовлении пищи, в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей.
Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.
Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в Д/игру «Соленый - несоленый». Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо).
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, и как настоящие лаборанты будем исследовать соль.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль, имеет ли соль запах».
Возьмите стаканчики с солью, и определите, есть ли у соли запах? (без запаха). Попробуйте на вкус? Какая? (соленая). Насыпьте немного соли в тарелочку. Соль сыпалась или лилась? (насыпали). Значит, соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечку воды и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). Почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало)
Вывод: соль состоит из кристаллов.
Физкультминутка
Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)
В водно-соляном растворе можно вырастит кристалл соли.
А сейчас ребята, мы с вами начнем делать очень долгий эксперимент. Мы будем выращивать с вами кристалл. В баночках у вас налита вода. Сейчас мы с вами будем добавлять в нее соль, до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Видите, соль в воде уже не растворяется. Берем ниточку с узелком на конце и опускаю ее в раствор. А теперь надо запастись терпением. Это очень долгий процесс и мы с вами будем наблюдать, как будет расти кристалл. Давайте, мы поставим баночку в наш уголок экспериментирования и будем наблюдать.
Вывод: когда вода начала остывать, ниточка стала обрастать кристаллами соли.
Итог занятия:
- Ребята, что мы делали сегодня? Давайте вспомним, какие вы запомнили свойства соли?
Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа
Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....
Волшебная соль
В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но возможно её можно ещё сократить или у...