Консультация для воспитателей «Роль музыкально-развивающих игр в развитии чувства ритма и коммуникации дошкольников»
консультация
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 65 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Консультация для воспитателей
«Роль музыкально-развивающих игр в развитии чувства ритма и коммуникации дошкольников»
Подготовила: музыкальный руководитель
МАДОУ Детский сад №309
Муллагулова Лилия Альфировна
Уфа – 2018г.
Консультация для воспитателей
«Роль музыкально-развивающих игр в развитии чувства ритма и коммуникации дошкольников»
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью его воспитания и физического развития. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому, что нельзя уничтожить живую потребность в игре.
Изменяются условия игры, но неизменной остается тяга людей к игре.
Игра - основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра - планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания мира. Именно игра - главный способ обучения и воспитания дошкольника. Практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников (в том числе в семье), можно и нужно решать с помощью игры.
Игра - одно из универсальных средств в деле становления и активного обогащения личности, источник веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, моторного настроения.
Одна и та же игра может выполнять несколько функций:
- развлекательная;
- коммуникативная;
- релаксационная;
- развивающая;
- воспитательная.
Игра - самая свободная, естественная форма проявления деятельности детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «я», личного творчества.
Игра - активное средство воспитания и самовоспитания детей.
Таким образом, игра - это развивающая деятельность, это поведение ребенка, обладающего свободой выбора, ищущего и находящего способы действий и, значит, созидающего то, что, раньше не делал.
Многообразие мира игры позволяет выделить игры, которые наиболее распространены и помогают каждому их участнику становиться лучше:
- сюжетно - ролевая игра;
- игра – драматизация;
- игра – труд;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- игры - забавы и развлечения;
- музыкально-развивающие игры.
Музыкально-развивающие игры помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, быстроту реакции, воспитывают самостоятельность и коммуникативность.
Сюжеты, образы музыкальных игр конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко его переживать.
Движения, связанные с музыкой, ее характером, способствует целостному ее восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.
Музыкально-развивающие игры помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений; коммуникативные черты характера, умение действовать в команде сообща. Каждая игра имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи:
- улучшать качество ритмичных движений детей;
- придавать основным движениям выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры;
- формировать умение ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в группе, выполнять различные перестроения в играх, отражая в них характер и форму музыкального произведения;
- способствовать формированию и развитию эмоциональности.
Отдельно хочется сказать о ритме. Формирование чувства ритма у детей, в том числе у детей с общим недоразвитием речи (как в нашем детском саду), является одной из наиболее важных и сложных задач. В работе необходима регулярность и систематичность. Вообще, основным принципом в работе над развивающими музыкальными играми является принцип «от простого к сложному». Сначала надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением, драматизации с пением, инсценировки.
Музыкально-развивающие игры с пением позволяют тренировать различные группы мышц и развивают координацию движений. Музыкальное сопровождение влияет на качество исполнения: улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. Создание определенного образа развивает фантазию и слуховое внимание детей. Важно развивать умение детей выполнять движения в ритме музыки.
Музыкально-развивающие игры с предметами развивают статическую и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений. Можно использовать разные предметы - палки, ленты, обручи, мячи, платочки.
Музыкально-развивающие игры для развития эмоционально - волевой сферы развивают выразительность и координацию движений, эмоциональность, чувство прекрасного, мимическую моторику.
Игра «Прятки с платком» (муз. Т. Ломовой)
Развивает слуховое внимание, память, чувство ритма, координацию движений, целевую точность и пластику движений.
Все стоят в кругу. Под 1 часть музыки дети начинают передавать платок по кругу от ребенка к ребенку. Ребенок, у которого с концом музыки остается платок, выходит в круг – он водящий. Под 2 часть музыки дети, повернувшись друг за другом, бегут по кругу вокруг водящего, с концом музыки опускаются на одно колено, опускают голову и закрывают глаза. Водящий накрывает платком любого ребенка, после чего все дети встают.
Раз, два, три, кто там спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте, поскорее отвечайте!
После этих слов дети угадывают спрятанного ребенка, называя его по имени. Если они угадали, то спрятанный ребенок встает, снимает платок и говорит: «Я здесь!»
Игра «Пустое место» (р. н. м. «Как под яблонькой», обр. Т. Ломовой)
Развивает слуховое внимание, выдержку, ориентировку в пространстве, быстроту реакции.
Все стоят в кругу. Выбирается водящий, который встает за кругом. Под 1 часть музыки водящий идет вокруг детей по кругу, с концом музыки останавливается и дотрагивается рукой до ребенка, около которого остановился. Выбранный ребенок выходит за круг, а его место в кругу остается пустым. Выбранный ребенок и водящий поворачиваются спиной друг к другу.
Под 2 часть музыки они бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять пустое место в кругу.
Игра «Колобок» (речевая игра)
Развивает координацию речи и движения, слуховое внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту реакции.
Дети в кругу, сидя на коленях, под проговаривание стихотворения передают по кругу мяч:
Колобок наш не ленился,
Очень быстро покатился,
Покатился, покатился,
В путь – дороженьку пустился.
Ребенок, у которого остался мяч, прокатывает его по полу любому ребенку по желанию, тот – следующему и т. д. на слова:
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел.
Затем, на слова: «Домой. Домой.», дети катят мяч в обратном порядке до тех пор, пока он не вернется к первому ребенку.
Игра «Эй, ребята, не зевайте» (авт. неизвест.)
Развивает чувство темпа и ритма, выразительность и координацию речи и движений, эмоциональность, память, ориентировку в пространстве, быстроту реакции.
Игра проводится аналогично игре «Колобок», под пение:
Эй, ребята, не зевайте,
Мячик наш передавайте!
Эй, ребята, не зевайте,
Мячик наш передавайте! (Дети передают мяч по кругу.)
Ай-яй-яй, ай-яй-яй,
Мяч скорее передай! (Дети прокатывают мяч в кругу от одного ребенка к другому.)
Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй,
Ты верни его домой! (Дети катят мяч в обратном порядке до тех пор, пока он не вернется к первому ребенку.)
Игра «Светофорчики» («Детская полька», муз. А. Жилина)
Развивает чувство темпа и ритма, слуховое внимание, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, воспитывает самостоятельность, коммуникативные качества.
Дети стоят в кругу. У каждого ребенка в руках по одному кубику (красному, желтому или зеленому). Под 1 часть музыки дети передают кубики по кругу (1 такт – два полуприседания, 2 такт – передача, повтор 4 раза). Под 2 часть музыки дети разбегаются и легко бегают по залу. С концом музыки дети должны из кубиков «построить светофор».
Игра «Передача бубна» (муз. Л. Шварца)
Развивает чувство ритма, координацию движений, целевую точность и пластику движений; воспитывает самостоятельность.
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках бубен. Под 1 часть музыки бубен передается по кругу. На сильную долю такта – удар по бубну, на слабую – передача. На конец музыки ребенок, у которого остался бубен ударяет по нему 2 раза. Под 2 часть музыки дети танцуют, используя по своему желанию любые танцевальные движения, а ребенок с бубном, подыгрывая на нем, выбирает наиболее понравившегося ему в танце ребенка и передает ему бубен. Игра может усложняться, за счет увеличения количества передаваемых бубнов.
Игра «Раз, два, три, четыре, пять» («Игра», польская нар. мел.)
Развивает чувство ритма, координацию движений, слуховое внимание, ориентировку в пространстве, быстроту реакции; воспитывает коммуникативные черты характера.
Дети стоят врассыпную. Под 1-ю часть музыки дети двигаются (легким или пружинящим бегом, или подскоками) по залу. На 2-ю часть музыки дети встают, в соответствии с названной цифрой (от 1 до 5 - парами, тройками, четверками и т. д.) в маленькие кружочки и двигаются по кружочкам хороводным шагом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с воспитателями по развитию чувства ритма у младших дошкольников
Мастер-класс для воспитателей...
Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».
laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....
Роль развивающих музыкальных игр в развитии чувства ритма и коммуникативных качеств дошкольника
Публикуемый материал раскрывает роль музыкальных игр в развитии чувства ритма и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста. В статье приведены примеры для использования на музыкаль...
Проект "Шумовой оркестр как средство развития чувства ритма у младших дошкольников"
Проект "Шумовой оркестр как средство развития чувства ритма у младших дошкольников"...
Игры на развитие чувства ритма для младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.
Развитие чувства ритма в детском саду...
Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...
Методическая разработка По теме «Развитие чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах»
Методическая разработка адресована музыкальным руководителям детских садов...