Проект по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Берегите воду!»
проект (старшая группа)

Чуркина Юлия Николаевна

Цель проекта: расширение и углубление представлений детей об окружающем мире, формирование интереса к исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к природным ресурсам. Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

В проекте используется метод педагогической интеграции.

Задачи:

1 Знакомство со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, прозрачная, без запаха, без вкуса, способна растворять некоторые вещества) и др.

2. Знакомство с водными развлечениями (купаться, плескаться, плавать на лодке, удить рыбу, пускать лодочки, играть).

3. • Дидактическая игра «Опасно- неопасно»

4.• Дидактическая игра «Назови реки»

5• Оформление памятки «Гигиена рук»

• Оформление папки «Правила безопасного поведения во время оттепели

6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.

7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.

8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.

10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_beregite_vodu.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Берегите воду»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №»26 «Сказка» комбинированного вида

Проект по экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема«Берегите воду

Вода — основа жизни на Земле,

Она необходима всем вокруг:

Растениям, животным, человеку,

Расходуй ее бережно, мой друг!

Выполнила воспитатель: Чуркина Ю. Н.

Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта: дети старшей группы №15 родители, педагоги.

Срок реализации проекта: 3 месяца.

Актуальность:

Среди всех веществ, имеющихся на Земле, вода, благодаря своеобразию своих физических и химических свойств, занимает исключительное положение в природе и играет особую роль в жизни человека. Вода – единственное вещество,встречающееся в огромных количествах в естественных условиях во всех трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Основы правильного, бережного отношения к окружающему миру необходимо закладывать в дошкольном возрасте, так как именно этот возраст обладает большими возможностями и перспективами. Именно на этом этапе, на этапе дошкольного детства ребенок получает элементарные представления о природе, у него закладываются элементарные экологические представления. Но это происходит это только при условии, если взрослые сами обладают экологической культурой, понимают общие для людей экологические проблемы, сознательно к ним относятся и помогают маленькому человеку понять закономерности. Реализация проекта «Берегите воду» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

ПО результатам бесед с детьми, их родителями выяснилось, что в нашем населённом пункте не хватает питьевой воды (особенно в летний период); детям интересно было бы узнать, от куда берётся вода в кране, какими свойствами она обладает, какие превращения происходят с водой, какое значение имеет вода для всего живого и как нужно беречь воду. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир.

Цель проекта: расширение и углубление представлений детей об окружающем мире, формирование интереса к исследовательской деятельности, воспитание бережного отношения к природным ресурсам. Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

В проекте используется метод педагогической интеграции.

Задачи:

1 Знакомство со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, прозрачная, без запаха, без вкуса, способна растворять некоторые вещества) и др.

2. Знакомство с водными развлечениями (купаться, плескаться, плавать на лодке, удить рыбу, пускать лодочки, играть).

3. • Дидактическая игра «Опасно- неопасно»

4.• Дидактическая игра «Назови реки»

5• Оформление памятки «Гигиена рук»

• Оформление папки «Правила безопасного поведения во время оттепели

6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.

7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.

8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.

10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.

Предполагаемый результат:

1. По окончании проекта дети должны будут иметь достаточное представление о воде, её свойствах; на опытах смогут доказать свойства воды; понимать взаимосвязь свойств воды с её значением для всего живого на планете; научатся бережно и экономно относиться к воде-источнику жизни.

В ходе работы над проектомиспользовались различные виды детской деятельности:

1. элементарные опыты и эксперименты

2. игры и игровые обучающие ситуации

3. исследования

4. создание книги о воде

5. наблюдения

6. Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.

• Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;

• Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.

• У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени года.

• Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.

• Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.

7. прослушивание музыкальных произведений

8. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.

9. У детей пополнился словарный запас.

10. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.

11. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.

12. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.

Старшая группа:

1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.

2. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.

3. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации

4. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).

Подготовка к реализации проекта:

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.

3.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.

4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.

5. Подбор комплексов физкультминуток.

6. Составление консультаций для родителей.

7 Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;

8. Составление картотеки опытов с водой;

9. Подготовка оборудования для опытов с водой.

. Работа с родителями

1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».

2.Консультация для родителей: «Экспериментируем дома Консультация для родителей«Неизведанное рядом»

3. Консультация для родителей «Волшебная водичка».

4. Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками».

5. Буклеты для родителей «Водные процедуры».

6. Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».

7. Оказание помощи в создании детской лаборатории.

8. Подбор материалов, предметов для коллекций.

9.Родительское собрание на тему«Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности».

10. Создание альбома «Мир воды»

11. Домашнее задание. Совместно с детьми нарисовать рисунки на тему «Правила безопасного поведения на воде». 1. Участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление. Заинтересованные дети создают клуб «знатоков» («научный» руководитель -воспитатель): проводят опыты на выявление свойств воды и создают плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды).

Этапы реализации проекта:

IЭтап- исследовательский:

1.. Рейд «Берегиня».

В течение проектадети вместе с воспитателями:

• 1. проверяют, как расходуется вода, нет ли утечки воды во всех помещениях ДОУ.

• результаты рейда ежедневно отмечают в журнале регистрации.

• проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.

беседуют с детьми на тему«Как мы бережем воду дома».

2.Рассказ воспитателя:» о- воде и как ее беречь

3. Выдвижение детьми собственных гипотез.

4. Сбор материала и информации для реализации проекта.

IIЭтап- технологический:

1. НОД «Волшебница- вода»

2.Сюжетно-ролевые игры: Моряки»,«Пароход»«Морское путешествие»

3. Просмотр мультфильмов В порту», «Мореплавание Солнышкина»,»Катерок»

4.Художественное творчество: Лепка «Морское царство».

5. Практическая НОД– экспериментирование «Свойства воды»

6. Конкурс рисунков «Аквариум» - «Где живет капелька –вода»

7. Конкурс стихов о явлениях природы (дождь, туман, тучи, град, облака и

т. д.)

8.»Беседы на темы:

• Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?

• Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?

• Какие свойства воды ты знаешь?

• Зачем человеку нужна вода?

• А еще кому нужна вода?

• Что было бы, если бы с земли ушла вода?

9. Роль воды в появлении жизни на Земле».

10.».Дидактические игры«Ходит, плавает, летает»«Сравним воду»«Кому нужна вода?»

3.Заключительный этап:

Диагностика;

Выставка рисунков «Вода – капля жизни»;

Экологическая экскурсия к искусственному водоему

Описание инновационной педагогической деятельности

Данный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельно решать поставленную проблему, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Деятельность в рамках данного проекта способствовала не только познавательному развитию детей, но и их нравственному воспитанию, сформировала положительные эмоции, объединила взрослых и детей общими целями.

Задачи

1. Образовательные

- ввести в словарь понятие «водохранилище»;

- активизация словаря: пена, озеро, родник, ключ, источник, полноводная, могучая, прозрачная, мутная, бесцветная, течёт, переливается;

- обогащение словаря: водохранилище, запруды, специалисты, красители, вещества, растворы.

- обобщить знания детей о значении воды в жизни человека;

- познакомить с некоторыми свойствами воды.

2. Развивающие

- развитие навыков рассказывания на основе личного опыта, с использованием модели.

- развитие наблюдательности у детей их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.

3. Воспитательные

- воспитывать бережное отношение к воде.

Опыты - эксперименты в «Лаборатории»:

Опыт №1. «Вода жидкость»

Опыт № 2. «Вода не имеет формы»

Опыт №3 «Вода прозрачная»

Опыт №4 «У воды нет вкуса»

Опыт №5 «У воды нет запаха»

Опыт №5 «Тонет - не тонет»,

Опыт №6 «Круговорот воды».

Опыт №7.

Воспитатель подводит детей к другому столу. (На нём стоят ёмкости с тёплой, холодной водой).

- А ещё вода,может быть вот какой:

Предлагаю опустить руки в тазики.

- Что вы чувствуете?

- Отчего вода разной температуры?

- Когда ещё вода бывает тёплой? (Летом, её нагревает солнце).

Заключение:

- Закончились мои вопросы. А сейчас напомните мне, что нового вы сегодня узнали обо мне - воде?

Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. Много воды в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Все они не могут жить без воды, так же как и мы с вами.

Выполнение проекта

Месяц Темы экспериментирований Задача игры - экспериментирования

Сентябрь 1. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок

2. Замерзшая вода, тающий лед.

3. Разноцветные шарики.

4. Прозрачная вода.

5. Вода принимает форму. 6.Художественное творчество: Лепка «Морское царство».

7.Игры: «Море волнуется «Караси и щука»«На болоте»«Ручеек»«Капельки».

8.Беседы на темы:

• Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?

• Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?

• Какие свойства воды ты знаешь?

• Зачем человеку нужна вода?

• А еще кому нужна вода?

• Что было бы, если бы с земли ушла вода?

9.Чтение художественной литературы:Словесные игры:«Придумай предложение»«Какая вода»(подбор прилагательных, «Было-будет»(глаголы прошедшего и будущего времени);

10. Заучивание пословиц и поговорок о воде.

1. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

2.Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

3. Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

4. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

5.Загадки: Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без. (Вода)

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

октябрь

1. Какие предметы могут плавать?

2. Делаем мыльные пузыри.

3. Подушка из пены.

4.«Роль воды в появлении жизни на Земле».

5.«Что мы знаем о воде-водице?

6.Музыка:Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя. (обработки современных композиторов)

7. Просмотр мультфильмов В порту», «Мореплавание Солнышкина»,»Катерок»

1. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести.

2. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей,со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

3. Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).

4.Опыты:«Вода бывает холодной, теплой, горячей»«Как убедиться что вода прозрачная».

5.»Художественное творчество«Обитатели озера»

Ноябрь 1. Звенящая вода.

2. Что растворяется в воде?

3.Чтение художественной литературы: С. Погорельского «Весенний ручеек», Л. Люшина «Капелька».,

4.Дидактические игры«Ходит, плавает, летает»«Сравним воду»«Кому нужна вода?»

5.Сюжетно-ролевые игры: Моряки»,«Пароход»«Морское путешествие»

1. Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

2. Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

3.Чтение художественной литературы: Э. Мошковской «Капля и море», А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Г. К. Андерсена «Дюймовочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - экспериментальная деятельность в старшей - подготовительной группе «Вода. Свойства воды».

Опытно - экспериментальная деятельность в старшей - подготовительной группе  «Вода. Свойства воды». «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попро...

конспект занятия экспериментальная деятельность в старшей группе «Волшебница вода».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулку, прием пищи, сон; способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслит...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная вода»

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, растворит...

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками "Вода, воздух и магнит."

Дети при помощи экспериментальной деятельности, формируют представления о свойствах воздуха, воды и магнита....

Проект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»

При проведении экспериментов и в процессе игры дети получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её свойст...

Опытно - экспериментальная деятельность в старшей - подготовительной группе «Вода. Свойства воды».

Оказавшись в лаборатории дети с огромным удовольствием выявили свойства воды и ответили на ряд вопросов, например: «Кому и для чего нужна вода?»...