СТАТЬЯ
статья
"Народное декоративно-прикладное искусство как средство художественно - эстетического развития старших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soboleva_a.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Народное декоративно-прикладное искусство как средство художественно - эстетического развития старших дошкольников
А.В. Соболева
воспитатель МБОУ «Гимназия № 1» (корпус 2) г. Бийска
В настоящее время особую значимость для системы дошкольного образования приобретает решение проблемы развития творческого воображения детей, поскольку этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников, воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") призвано обеспечить сохранение уникальности и самооценки детства как важного этапа в общем развитии человека. Одним из направлений развития в образовании детей выделяют художественно-эстетическое, предполагающее развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного) [4].
Важную роль декоративно-прикладного искусства в художественно-творческом развитии отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.Б. Холезова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества вызывает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Они не раз отмечали, что ребенок тянется ко всем яркому, красочному. Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчёркивала в своих работах Н.П. Сакулина: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством» [3 с. 7].
Известный психолог Б.М.Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственных чувств и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности» [2 с. 15]
Исследователи народного искусства - В.Н. Василенко, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Сакулина, Е.Ф. Флёрина, А.А. Грибовская - отмечают, что искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
На констатирующем этапе эксперимента с целью выявления уровня сформированности знаний о народном декоративно-прикладном искусстве была проведена педагогическая диагностика [1 с. 112] на базе МБДОУ «Детский сад № 85» (ныне «Гимназия № 1» (корпус 2))
г. Бийска. В эксперименте приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп.
Исследование показало, что в оценке знаний детей о народном декоративно- прикладном искусстве большей степени преобладает средний уровень, высокий уровень показали только 5% детей в экспериментальной группе и 8% в контрольной. Полученные результаты показали необходимость работы по художественно-
эстетическому развитию старших дошкольников по разделу «Знакомство с искусством».
На формирующем этапе эксперимента был спланирован и проведен следующий комплекс мероприятий: «Путешествие по народным промыслам», просмотр видеофильма «Сказочная Гжель», «Городецкий промысел: рисование бутона», «Узор в полосе по мотивам городецкой росписи», «Роспись доски городецким узором», «Гжель: рисование узора на полосе-кайме». Помимо обязательных занятий с детьми были проведены игры по мотивам декоративно-прикладного искусства: «Сложи узор», «Укрась дымковского петуха», пазлы по мотивам «Гжели» и «Городца». В ходе эксперимента отмечалось, что дети с желанием занимаются декоративно-прикладным искусством. Для работы с детьми по данной теме в экспериментальной группе были изготовлены альбомы по городецкой росписи, гжели. Также для детей были изготовлены дидактические игры по «Дымке», «Городцу», «Гжели». Были оформлены стихи, потешки на мотив декоративно-прикладного искусства. В методическом кабинете имеется большой выбор наглядного материала по ДНИ.
Хотелось бы отметить, что на контрольном этапе эксперимента показатели уровня сформированности знаний о народном декоративно-прикладном искусстве изменились. Так в экспериментальной группе на контрольном эксперименте высокий уровень увеличился на 5%, средний уровень остался прежним, а низкий уровень составил 10%, так как в начале эксперимента он составлял 15%. А вот результаты контрольной группы почти не изменились.
Таким образом, полученный результат показал, эффективность работы в дальнейшем планируется продолжение работы по художественно-эстетическому развитию в области народного декоративно-прикладного искусства.
Литература
- Диагностика уровня освоения дошкольниками Программы воспитания и обучения в детском саду: метод. рекомендации / сост. О.П. Кикоть, Т.П. Гречишкина, И.А. Козулина, Н.Н. Сепетая, О.В. Малышкина. - Бийск: Издательский Дом «Бия», 2009. - 155 с.
- Народное искусство в воспитании дошкольников: [Текст]: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.
3 Народное искусство - детям: [Текст]: / под ред. Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика- Синтез, 2016. - 224 с.: цв.вкл.
4.Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html 20 Now. 2014 20:30:55
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...