Примерный план работы над темой самообразования воспитателя второй младшей группы Кузнецовой Ю.А.
материал (младшая группа)

Юличка Александровна

Примерный план работы над темой самообразования воспитателя второй младшей группы Кузнецовой Ю.А.

 

Тема: «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность:

         Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. 

      Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

      При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырём годам 9правильное звукопроизношение. Становление интонационной стороны речи, умение передавать интонации вопроса, просьбы восклицания).

        Ребёнок накапливает определённый запас слов, содержащий все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояние, вместе с тем, начинается активное употребление прилагательных и местоимений.

     У ребёнка формируются обобщающие функции слов. В его речи появляется множественное число, винительный и родительный падежи имён существительных уменьшительно-ласкательные суффиксы, формы настоящего и прошедшего времени глаголов, повелительного наклонения.       Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, получают отражение причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы.

       Дети осваивают навыки разговорной речи, излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типов. Овладение основными грамматическими формами так же имеет свои особенности.     Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространённых предложений дети опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремлению к созданию новых слов диктуется ребёнку творческим осмыслением богатств родного языка.

Детям четвёртого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребёнка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Эти и другие особенности речевого развития детей четвёртого года жизни определяют содержание моей работы.

 

        Я выбрала тему по самообразованию «Активация словаря детей младшего дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

 

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию

Задачи:

-изучить психолого-педагогическую литературу по теме.

-обобщить и систематизировать методы, формы и средства работы по активизации словаря детей.

- обогатить зону речевого развития детей дидактическими играми, пособиями, предметно-тематическими альбомами.

- проводить работу с родителями по данной теме (консультации, родительские собрания, папки – передвижки).

-поделиться знаниями и опытом в данном направлении с коллегами.

Инновационная профессиональная деятельность:

1.Подготовить сообщение для родителей по теме «Активация словаря детей младшего дошкольного возраста».

2. Разработать новые игры и упражнения, пополнить ими копилку.

3.Разработать рекомендации для родителей по работе с детьми для развития речи.

 Теоретическая часть: заключается в том, что для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

 

 

 

 

Наименование мероприятий

Форма проведения

Участники реализации плана

Срок

Изучение методической литературы

 

Воспитатель

Сентябрь-май

2021-2022г.

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!»

Папка-передвижка

Воспитатель, родители.

11.2021г.

Консультация «Учим ребенка общаться».

 

 

Консультация

Воспитатель, родители.

12.2021г.

Консультация  для родителей «Как организовать домашний театр»

Папка-передвижка

Воспитатель, родители.

01.2021г.

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

Папка-передвижка

Воспитатель, родители

02.2022г.

«Настольно печатные игры как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста»

Буклет

Воспитатель, родители

03.2022г.

Консультация «Играем пальчиками, развиваем речь»

Папка-передвижка

Воспитатель, родители

03.2022г.

«Развитие и обогащение словаря через сюжетно-ролевую игру»

Папка-передвижка

Воспитатель, родители

04.2021г.

Речевые игры и упражнения в развитии речи детей»

презентация

Воспитатель, родители

05.2021г.

 

 

 

 

 

Список литературы для самостоятельного изучения:

 

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.САЯНОГОРСК

ДЕТСКИЙ САД №29 «У ЛУКОМОРЬЯ»

План по самообразованию.

ТЕМА: «Активация словаря детей младшего дошкольного возраста»

2021 -2022год.

        Воспитатель Кузнецова Ю.А.

Примерный план работы над темой самообразования воспитателя второй младшей группы Кузнецовой Ю.А.

Тема: «Активация словаря детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность:

         Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных. 

      Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

      При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырём годам 9правильное звукопроизношение. Становление интонационной стороны речи, умение передавать интонации вопроса, просьбы восклицания).

        Ребёнок накапливает определённый запас слов, содержащий все части речи. Превалирующее место в словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояние, вместе с тем, начинается активное употребление прилагательных и местоимений.

     У ребёнка формируются обобщающие функции слов. В его речи появляется множественное число, винительный и родительный падежи имён существительных уменьшительно-ласкательные суффиксы, формы настоящего и прошедшего времени глаголов, повелительного наклонения.       Начинают развиваться и сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, получают отражение причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы.

       Дети осваивают навыки разговорной речи, излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типов. Овладение основными грамматическими формами так же имеет свои особенности.     Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространённых предложений дети опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремлению к созданию новых слов диктуется ребёнку творческим осмыслением богатств родного языка.

Детям четвёртого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребёнка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Эти и другие особенности речевого развития детей четвёртого года жизни определяют содержание моей работы.

        Я выбрала тему по самообразованию «Активация словаря детей младшего дошкольного возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию

Задачи:

-изучить психолого-педагогическую литературу по теме.

-обобщить и систематизировать методы, формы и средства работы по активизации словаря детей.

- обогатить зону речевого развития детей дидактическими играми, пособиями, предметно-тематическими альбомами.

- проводить работу с родителями по данной теме (консультации, родительские собрания, папки – передвижки).

-поделиться знаниями и опытом в данном направлении с коллегами.

Инновационная профессиональная деятельность:

1.Подготовить сообщение для родителей по теме «Активация словаря детей младшего дошкольного возраста».

2. Разработать новые игры и упражнения, пополнить ими копилку.

3.Разработать рекомендации для родителей по работе с детьми для развития речи.

 Теоретическая часть: заключается в том, что для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Наименование мероприятий

Форма проведения

Участники реализации плана

Срок

Изучение методической литературы

Воспитатель

Сентябрь-май

2021-2022г.

Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!»

Папка-передвижка

Воспитатель, родители.

11.2021г.

Консультация «Учим ребенка общаться».

Консультация

Воспитатель, родители.

12.2021г.

Консультация  для родителей «Как организовать домашний театр»

Папка-передвижка

Воспитатель, родители.

01.2021г.

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

Папка-передвижка

Воспитатель, родители

02.2022г.

«Настольно печатные игры как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста»

Буклет

Воспитатель, родители

03.2022г.

Консультация «Играем пальчиками, развиваем речь»

Папка-передвижка

Воспитатель, родители

03.2022г.

«Развитие и обогащение словаря через сюжетно-ролевую игру»

Папка-передвижка

Воспитатель, родители

04.2021г.

Речевые игры и упражнения в развитии речи детей»

презентация

Воспитатель, родители

05.2021г.

Список литературы для самостоятельного изучения:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

План мероприятий

Сроки выполнения

1

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз»,

2007

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –

М. : ТЦ Сфера, 2006

3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие

мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007

5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП

«Хардфорд», 1996

6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006

7 Кольцова М. М «Развитие моторики»

8 Елена Данилова «Пальчиковые игры»

9 Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки

ребѐнка»

Сентябрь - май

2

1.Заучивание пальчиковой игры «Ладошки», «Пальчики».

2.Настольная игра «Мозаика» (напольная).

3. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста».

октябрь

3

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Настольная игра «Найди фигуре место».

ноябрь

4

1.Заучивание пальчиковой игры «Я пеку, пеку, пеку», «Рыбки», «Сидит белка на тележке».

2.Конструирование из лего - конструктора «Домик».

декабрь

5

1.Заучивание пальчиковой игры «Есть у киски глазки…».

2.Повторение пальчиковых игр ранее изученных.

3.Конструирование из кубиков «Стол», «Стул».

январь

6

1.Пальчиковые игры «Где же наши ручки», «Моя семья».

2.Игра «Собери пирамидку».

3. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры?».

март

7

1.Игра «Прищепки».

2. Пальчиковые игры «Теремок», «Замок», «Вышла курочка гулять».

3. Проигрывание с детьми пальчиковым театром р.н.сказок .

апрель

8

  1. Настольная игра «Мозаика» (крупные детали).
  2. Пальчиковая игра «Пальчик о пальчик тук да тук».
  3. Театрализация РНС настольный театр.
  4. Создание картотеки пальчиковых игр, потешек для работы с детьми.

май

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Данный материал по самообразованию будет полезен воспитателям ДОУ, руководителям дополнительного образования - кружок. Здесь представлен перспективный план работы с детьми второй младшей группы по нет...

План работы по теме самообразования во второй младшей группе

laquo;Развитие мелкой моторики у детей дошкольного  возраста через нетрадиционную технику рисования»....

План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия ».Все дети любят рисовать. Испыта...

План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы на 2022-2023 год. Тема: «Развитие речи у детей 3-4 лет, посредством дидактических игр »

Актуальность выбранной темы.Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.. Речь - тонкий психолог...

План работы по теме самообразования во второй младшей группе "Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Самообразование "Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"...

Перспективный план работы по теме самообразования с детьми младшей группы с использованием нетрадиционной технологии «Пластилинографии»

Перспективный план работы с детьми младшей группы с использованием нетрадиционной технологии «Пластилинографии»...