Доклад из опыта работы "Театрализованная деятельность в детском саду"
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с.Криничное Белогорского района Республики Крым
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Подготовил воспитатель: О.Е.Николаева первая младшая группа «»Пуговки»
2021 год
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развивается духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта.
Третий год жизни ребенка непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Речь на протяжении всего третьего года жизни должна стремительно приближаться к речи взрослого, 1000 – 1200 слов при наличии необходимых условий. Грамотная, эмоциональная, образная речь взрослого и приобщение к чтению. Это в идеале, а на самом деле последние 5 – 10 лет уровень развития речи заметно снизился. С детьми все меньше и меньше говорят родители, дети все больше смотрят и слушают. У детей слабо развита мелкая моторика, современные игрушки, вещи и предметы устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Липучки вместо пуговиц и шнурков и т.д.
Между речевой функцией и общей двигательной системой человека тесная связь. Речевой центр и центр мелкой моторики рук находятся рядом. Поэтому пальчиковые игры, пальчиковый театр так популярны в наши дни.
Важнейшая задача третьего года жизни – развитие речи ребенка, активизация словаря, работа над эмоциональной стороной речи.
Психолог – философ, член – корреспондент АН ССР С.А Рубенштейн в труде «К психологи речи» писал: « Чем выразительнее речь, тем более она речь, а она не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам»
А что может развить речь так, чтобы она стала выразительной, эмоциональной, как не театр.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусств для детей, позволяет решать многие проблемы современной педагогики и психологи, раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.
2019 год в России объявлен годом театра. Приняв группу малышей в возрасте с 2-х до 3-х лет решила изучить методические разработки и педагогические исследования по теме « Театрализованная деятельность в детском саду» и опробовать новые знания и применить мой педагогический опыт на практике.
В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий « театрализованная игра» и « игра – драматизация». Одни ученые полностью отожествляют театрализованную игру и игру – драматизация является разновидностью театрализованных игр.
Меня заинтересовала данная педагогическая проблема, обратилась к исследованиям в этой области к работам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н. А. Ветлугиной, Д.В.Межерицкой, Л.С.Фурминой, проанализировав их исследования можно сделать вывод: «Театрализованная игра – творческая художественно – эстетическая деятельность, носящая игровой характер.
В своей педагогической практике использую:
1.Методические разработки Т.Н.Дроновой «Руководство детской театрализованной игрой».
2. «Методическое руководство и сопровождение театрализованной деятельности» Н.В. Додокиной
3. «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой
4. Интернет – ресурс
Остановлюсь подробно на этих методических разработках.
Взяв за основу методическое руководство Н.В.Додокиной был составлен перспективный план работы «Театрализованная деятельность для первой младшей группы». «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханевой – прекрасный материал для развития речи ребенка, творческой активности (мимики, интонации, выразительных движений).
Для осуществления работы по теме поставила целью решить следующие задачи.
ЗАДАЧИ:
- Поддерживать интерес к кукольным и драматическим спектаклям. Побуждать принимать активное участие в постановках.
- Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра (расширять словарный запас, развивать артикуляцию, четкого и правильного произношения).
- Знакомить с приемами кукловодождения
- Побуждать участвовать в свободных плясках с игрушками, театрализованными куклами совместно с педагогом и самостоятельно.
Для осуществления поставленных задач необходимо разработать план. Такой перспективный план составляю на каждый учебный год.
При составлении перспективного плана совместно с музыкальным руководителем Герасимцевой Ж.В. было изучено методическое руководство Н.В.Додокиной «Театрализованная деятельность для первой младшей группы», «»Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой.
Для успешного формирования творческой активности в театрализованной деятельности нужно создать условия.
Дополнительная подготовка воспитателей – это и задачи по самообразованию и взаимопосещения вечеров–развлечений и утренников, мастер–классы, использование в работе интернет – ресурса.
Материальная база – одно из основных условий театрализованной деятельности. В нашем детском саду богатейшая костюмерная, созданная сотрудниками детского сада и коллектива родителей.
В младшем возрасте большое значение имеет «Уголок ряженья». Маленькие дети – замечательные актеры: стоит кому – то из них надеть хотя бы часть какого – то костюма, как он сразу же входит в образ
В группе есть «Уголок ряженья», где для детей собраны юбки, шляпки, маски – шапочки. В вечерние часы устраиваем импровизации. Уже мой второй набор детей не испытывает дискомфорта, когда его наряжают на занятие или на праздник. Имея свободный доступ к шапочкам – маскам имитируют повадки животных и свукоподражают им.
Безусловно своеобразная координатором музыкально – педагогической работы в детском саду является музыкальный руководитель. И мне хочется отметить работу Герасимцевой Жанны Владимировны. Имеет высшее педагогическое образование Талды-Курганский пединститут им. Джансугурова. Стаж работы 11 лет, в нашем детском саду почти 6 лет, специалист 1 категории с 2018 года.
Работая в тесном контакте смогли добиться, могу с уверенностью сказать, хороших результатов в нашей совместной работе.
За время моей работы в младшей группе были показаны спектакли:
1.Вечер – развлечение «Охрана безопасности жизнедеятельности для детей от 2-х до 4-х лет». Это совместная работа с воспитателем Сергиенковой Анастасией Олеговной. Очень благодарна ей за взаимопомощь и сотрудничество.
2. Театральная постановка по украинской народной сказке «Пых»
3. Вечер – развлечение по сказке «Колобок»
4. Вечер – развлечение «Воробушки»
Показаны театральные постановки музыкальным руководителем Герасимцевой Жанной Владимировной:
- Кукольный театр «Волшебный шиповник», «Зайка заболел»
- Театральное представление « В гостях у сказки»
- Вечер – развлечение «Прощание с ёлочкой» с элементами кукольного театра.
Приступая к работе приложила силы к созданию материальной базы. Нашла горячий отклик у руководства детского сада, родителей, родственников, коллег, подруг, соседей. У всех тех, кто не равнодушен к детям.
В группе создан театральный уголок, который постоянно пополняется. В младшем дошкольном возрасте можно использовать следующие виды детского театра:
- Настольный театр игрушек.
Это обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Их можно приобрести в магазине, сделать своими руками. Специальная площадка – детский стол или напольный коврик. Цель таких показов – развлечь и порадовать детей.
В группе собраны игрушки для показа сказок:
- «Колобок» русская народная сказка
- «Теремок» русская народная сказка
- «Рукавичка» украинская народная сказка
- «Три медведя»
- «Маша и медведь»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Заюшкина избушка»
2.Настольный театр картинок (плоский театр)
Его можно сделать своими руками или приобрести готовый из дерева. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная.
1.Сказка «Репка»
2.»Волк и семеро козлят»
3. «Гуси – лебеди»
3.Пальчиковый театр
Атрибуты ребенок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображение которого у него на руке. В группе подготовлены игрушки для рассказа потешек «Заинька – зайка», «Солнышко», «Колобок – румяный бок», «Капитошка», «»Бусины». Данный вид театра малыши используют как пальчиковые игры, что способствует развитие мелкой моторики и артикуляции.
4.Театр кукол «Бибабо»
Его еще называют тетр «Петрушки». Эти куклы также можно приобрести в детских магазинах или сделать самим. Любимая игрушка моих малышей «Зайчик», который приходит поздороваться и пожать ручку, погладить по голове, просто создать хорошее настроение.
- Куклы – марионетки
Также частые гости у малышей. В плане научить детей кукловождению.
А еще у нас в группе есть домик с окошком – настоящая избушка для показа кукольного театра. Вместе с моим помощником Щербиной Ириной Олеговной дети просмотрели инсценировки, которые предлагает Гербова на занятиях по развитию речи:
- Игра – инсценировка «Добрый вечер, мамочка»
- Инсценировка В.Сутеева «Кто сказал мяу»
- Инсценирование сказки «Теремок»
- Игра – инсценировка «Как машина зверят катала»
Условность кукольного театра близка и доступна детям. Они быстро включаются в спектакль, отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности, оказывают помощь героям. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир.
Вижу конечным результатом своей работы сделать из маленького ребенка не благодарного «зрителя», а «актера». Задача воспитателя помочь продумать и предложить каждому ребенку (старшие дети это могут сделать сами) выстроить линию диалога, понять сущность роли.
Первичное становление позиции «артист» − долгий и кропотливый труд. Постепенно расширяю игровой опыт детей за счет освоения разновидностей игры – драматизации:
- Игра – имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети захлопали в ладоши, улыбнулись, запрыгали на месте)
- Игра – имитация хорошо знакомых сказочных персонажей (медведь, зайчику, птички и т.д.)
- Игра – имитация под музыку
- Бессловесная игра – импровизация по текстам стихов и прибауток
- Игра – импровизация по текстам стихов и прибауток
Нужно помнить, что внимание в этом возрасте непроизвольное, они могут сосредоточенно заниматься доже самым интересным делом не более 10 минут.
Естественно дети не сразу овладевают умением правильно держать себя на сцене: они скованы, речь их не выразительна, небрежна. Необходима работа над ролью, нужна специальная актерская тренировка. Ее цель – помочь овладеть средствами выразительности.
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Имитационными движениями обучаем детей на музыкальных занятиях, занятиях физкультурой на прогулках во время проведения подвижных игр.
- Музыкально – ритмические движения на музыку Машканцевой «Дождик», «Воробушки»; музыка Аросевой «Погуляем»; русские, украинские, белорусские, болгарские народные мелодий – имитация движений животных в обработке Е.Теличеевой, А.Александровой; музыка Филипенко, М.Раухвергера и другие.
- «Марш и бег» муз. Е.Тиличеевой, «Вот как мы умеем», «Кошечка», «Где ты, зайка?» и др.
На занятиях по физической культуре:
- «Воробушки и автомобиль»
- «Солнышко и дождик»
- «Птички летают»
- «Обезъянки»
- «Лохматый пес»
- «У медведя во бору» и др.
В свободные часы работает школа «Актерского мастерства». Занятия 3-5 минут. Занятия составлены в игровой форме, доставляют детям удовольствие и радость.
Мною разработаны театральные миниатюры. Постаралась использовать все маски-шапочки «Уголка ряжения» в группе.
Мои миниатюра составлены таким образом, что в них могут принимать участие все дети- говорящие и нет (к сожалению есть и такие). Ребенок учится слышать и понимать речь воспитателя, подражать ему, повторять движения.
При подготовке к драматизации проводится большая работа. Предлагаю желающим детям изобразить движения героя, его настроение. Учитывая возраст детей подготавливаются на роль 2 – 3 ребенка, чтобы не «сорвать» запланированное представление. И здесь, при подготовке, как образец выступаю сама.
После подготовке маленьких актеров начинаю подбор сказки для представления, спрашиваю желание детей, уточняю с ними возможности постановки, т.е материальную базу.
После этого подключаю к работе родительский коллектив. Они помогают в подготовке реквизита. К сожалению, учитывая возраст моих детей, родители не приглашаются. Но используя современные технические возможности могут оценить работу педагогического коллектива в записи. В группе создана интернет – страничка, где мы размещаем видео и фото наших представлений.
27 марта- «Всемирный день театра». Совместно с музыкальным руководителем проводим праздник для детей «В гостях у театральной игрушки» . В этом году В России заработал первый театр, в котором играют дети, для детей. Состав труппы от 4 ле и старше.
Две группы в детском саду работают по теме «Театрализованная деятельность» - старшая группа воспитатель Сергиенкова Анастасия Олеговна и первая младшая группа Николаева Ольга Евгеньевна.
Хотим сказать огромное спасибо заведующему детского сада - Любимовой Наталье Николаевне. Человеку, чей самоотверженный труд делает наш детский сад с каждым годом лучше и лучше. Теперь в нашем зале можно играть спектакли со сменой декораций, а это уже театр.
В заключение хочу сказать – театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что – либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т.е сам владел основами режиссерских умений.
Многие великие актеры начинали со слов «Кушать подано». Поставьте себе целью – развитие и самосовершенствование, но не переставайте учиться, любите детей и у Вас все получится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Проектная деятельность в детском саду"
Этот доклад был представлен на семинаре по теме «Проектирование образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений», цель которого повышение профессионализма пед...
Доклад на тему "Проектная деятельность в детском саду"
Этот доклад был представлен на семинаре по теме «Проектирование образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений», цель которого повышение профессионализма пед...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду
Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...
Доклад «Формы организации музыкальной деятельности в детском саду»
Различные формы организации музыкальной деятельности в работе музыкального руководителя ДОУ....
Доклад «Особенности организации образовательной деятельности в детском саду»
Особенности организации образовательной деятельности в МБДОУ Детском саду № 17 г. Кызыла Республики Тыва...
Доклад на тему: «Проектная деятельность в детском саду»
Мгновенный ответОсновной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами...
Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».
Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ»....