Сценарий Поэтического вечера "Творчество, рожденное войной"
материал

Орлова Анастасия Геннадьевна

Сценарий музыкально- поэтического вечера посвящен поэтам и музыкантаи, учатсникам боевых действий в Великой Отечественной войне, и оставивших свой след в виде творчества о войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Сценарий музыкально- поэтического часа «Творчество, рожденное войной»  

Разработала и подготовила Орлова А.Г.,

совместно с воспитателями МБДОУ № 53 «Росинка»,

психологом О.М. Каленкович

 

Звучит спокойная мелодия, гости сидят на стульчиках, за кадром звучит голос:

 Опять – «война», опять «блокада»….
 А может нам о них забыть?
 Я слышу иногда: не надо,
 Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали
 Мы от рассказов о войне,
И о блокаде прочитали
 Стихов достаточно вполне.

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,                                                                                                                                                               Нам нужно, чтобы наши дети
 Об этом помнили, как мы!
 Я не напрасно беспокоюсь,
 Чтоб не забылась та война.
Ведь это – память, наша совесть,
 Она как силы нам нужна…

В зал выходит Ведущий.

Ведущий:  Здравствуйте, дорогие гости нашего музыкально- поэтического вечера. Все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Вот уже наш народ отмечает семьдесят четвертую годовщину Победы над фашистской Германией. Это уже более полувека!

    Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными. Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

       Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

- Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.

Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:

- Василий Иванович, газете нужны стихи.

- Когда?

- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.

- Будут…

 На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:

         Вставай, страна огромная,

         Вставай на смертный бой

         С фашистской силой темною,

         С проклятою ордой.

 Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.

 

  1.  Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

Ведущий: В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

         Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего

Говорят, что, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов, композиторов, исполнителей. И пушечная канонада не могла заглушить их. Никогда к голосу поэзии и музыки так чутко не прислушивались, как в голы войны. Известный английский журналист Александр Верт, свидетельствовал: "Россия также, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый".

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или как закат.

Душа – слепая соучастница.

Не написал – случилось так.

Константин Симонов еще до сорок первого года внес в литературу некое предощущение войны, обратившись к теме мужества, героизма, человеческой причастности к событиям эпохи. В дни войны стихи Симонова стали для всей страны учебниками любви, верности, ненависти к врагу. Фронтовые песни на его стихи звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт.
Любовная лирика неожиданно заняла тогда в поэзии важное место, стала пользоваться необычайной популярностью. Стихотворения Симонова строились на доверительном обращении к очень близкому человеку - жене, любимой, другу или на задушевном разговоре с хорошо понимающим тебя собеседником. В них мы не находим патетики, потому что она в таких произведениях неуместна, невозможна, фальшива...

  1. НОМЕР ОКСАНЫ МИХАЙЛОВНЫ «ЖДИ МЕНЯ…»  ( заставка с проектора, микрофон)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин
души...
Жди и выпить заодно с ними
не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло!"
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Ведущий:   Ещё до войны писатель Михаил Александрович Шолохов сказал: « Если враг нападает на нашу страну, мы, писатели, отложим перо и возьмём в руки другое оружие. Разгромив врага, мы напишем книги о том, как мы этих врагов били!

В первые  дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов ушло около тысячи писателей. Через песню, короткий рассказ, лирическое стихотворение они рассказывали главную правду о войне, о сражавшемся народе. 

У каждого поэта-фронтовика свое восприятие действительности. У каждого свои стихи - страстные, искренние, а потому и живучие. Семен Гудзенко знал, каково подняться из окопа, каково слышать постылый свист пуль. Он достойно, по-мужски смотрел в глаза смерти, хотя знал, что жизнь может оборваться в любую минуту. Все написанное Гудзенко в ту пору представляет собой лирический дневник молодого солдата Великой Отечественной. Поэт пишет о том, что видел, что пережил сам, о "ледяной стуже" и "пламени пожаров", об "окопном терпении" и "слепой ярости" атак.

В центр зала выходят трое чтецов. (Назначить читающих)

  1. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

Первая смерть

Ты знаешь, есть в нашей солдатской судьбе первая смерть однокашника, друга...

Мы ждали разведчиков в жаркой избе, молчали и трубку курили по кругу.

Картошка дымилась в большом чугуне.

Я трубку набил и подал соседу.

Ты знаешь, есть заповедь на войне: дождаться разведку  и вместе обедать.

«Ну, как там ребята?.. Придут ли назад?..» — каждый из нас повторял эту фразу.

Вошел он. Сержанту подал автомат. «Сережа убит...В голову...Сразу...»

И если ты  на фронте дружил, поймешь эту правду: я ждал, что войдет он, такой,   как в лесах Подмосковья жил, всегда пулеметною лентой обмотан.

Я ждал его утром.

Шумела пурга.

Он должен прийти.

Я сварил концентраты.

Но где-то в глубоких смоленских снегах замерзшее тело армейского брата.

Ты знаешь, есть в нашей солдатской судьбе первая смерть...

Говорили по кругу — и все об одном,  ничего о себе.

Только о мести, о мести за друга.

 

«Я был пехотой в поле чистом...»

Я был пехотой в поле чистом,

в грязи окопной и в огне.

Я стал армейским журналистом

в последний год на той войне.

Но если снова воевать...

Таков уже закон:

пускай меня пошлют опять

в стрелковый батальон.

Быть под началом у старшин

хотя бы треть пути,

потом могу я с тех вершин

в поэзию сойти.

«Перед атакой»

Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою — час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг и почернел от пыли минной.

Разрыв — и умирает друг.

И значит — смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год — ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины.

Разрыв —  и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи окоченевшая вражда, штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

А потом глушили водку ледяную, и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую.

Ведущая: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько мальчиков и девочек не вернулись с этой войны! Сколько не состоявшихся судеб, не сыгранных свадеб, не рожденных детей…

  1. ПЕСНЯ  на стихи Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

 Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

 и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

 

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.


Ведущий: В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.

Война в стихах Самойлова - это невероятная масштабность целого и рельефная четкость частного, бытовая и крылатая романтика. Поэзия его только начинается войной, только отталкивается от нее, уходя в далекие просторы и высоты... Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Возможно, вы задавали себе вопрос - как становятся поэтами? Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются.

  1. ГОЛОС ЗА КАДРОМ - назначить

( идет заставка, читает голос за кадром)
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Ведущий: С началом войны, казалось, что музыка, искусство ушли на второй план. Но это было не так. Артисты продолжали творить, помогали своим творчеством преодолеть страх, боль, тоску по дому. "Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!" — эти слова поэта Василия Лебедева-Кумача очень точно описывают, с каким нетерпением ждали приезда на передовую любимых артистов солдаты Красной армии, защищавшие свою Родину от фашистов. С тех пор прошло много лет. Но с таким же нетерпением ждут музыку с гражданки в современных горячих точках. Пример тому — недавнее выступление оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в освобождённом сирийском городе Пальмире.

Во время Великой Отечественной войны артисты приезжали на линию фронта и давали концерты, тем самым давая понять, что вас- солдаты, никто не забыл и не оставил, мы вместе, мы с вами. Одной из таких исполнительниц была Клавдия Ивановна Шульженко. "Если приехала Шульженко, значит, завтра идем в наступление", — так отзывались о певице военные. Имя Клавдии Шульженко было знакомо всем фронтовикам. Она одна из тех, кто начал выступать перед солдатами с самого начала войны. Некоторые музыкальные критики, впоследствии анализировавшие творчество Шульженко, утверждали, что именно в годы войны она сформировалась как артистка. В ее репертуаре больше не было места "случайным" песням. Голос Клавдии стал целебным бальзамом для всех тех, кто бился за победу. "Синий платочек",  "Друзья-однополчане", "Давай закурим" — эти и многие другие композиции были всеми разучены наизусть.

  1.  ПЕСНЯ «СИНИЙ ПЛАТОЧЕК»

Ведущий: Конечно, Клавдия Ивановна Шульженко была не единственным исполнителем, всем нам известны Лидия Русланова, Любовь Орлова, Зоя Федорова, Леонид Утесов, Аркадий Райкин и многие другие.

Михаил Васильевич Исаковский - автор знаменитых песен "Катюша", "Огонек", "В лесу прифронтовом" - ровесник века, поэт народный, естественный. Не случайно десятки его стихотворений стали удивительными песнями, растворившимися в памяти народа. Эти песни поддерживали солдат в трудной для них время, в бою с врагом, и в тылу во время отдыха.

  1. ПЕСНЯ   на стихи М.Исаковского, муз. М.Блантера "Катюша".   – исполняют участники гостиной.


Ведущий: Немало незабываемых строчек было создано в дни Великой Отечественной войны. В этом могучем хоре у автора поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского есть свой неповторимый голос. Твардовский умел вглядываться в человека, видеть его суть, замечать самое главное. Поэтому и удалось поэту почувствовать и передать в образе Василия Теркина дух истинно народного героя, подлинные его черты. Это величайшая заслуга поэта перед отечественной литературой.
Путь к вершинам литературы Александр Трифонович Твардовский прошел тягчайшими дорогами войны, поднимаясь к постижению эпического характера народного героя. Такой труд оказался поэту по плечу только благодаря жизненному и воинскому опыту, благодаря силе таланта. Поэтому Василий Теркин и дорог всем солдатам, кто перенес тяготы войны и не утратил неиссякаемого оптимизма и веры в Победу.
8 . СТИХ «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН» - можно за кадром.

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.
Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне.
Делу время, час забаве,
Дорог Теркин на войне.
Второй солдат (образ Василия Теркина):
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
- Не унывай!
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы - не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали - все вернем.
Самого б меня спросили,
Ровно столько знал и я,
Что там, где она, Россия,
По какой рубеж своя?

Ведущая: Подвиг русского народа в Отечественной войне  подтвержден и закреплен в нашем сознании средствами правдивого художественного слова. "Война ж совсем не фейерверк", - писал Михаил Кульчицкий, возражая тем, кто надеялся победить "малой кровью". Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершается противоестественное - убийство людей.  На сотнях памятников и обелисков не увидишь имен, лишь количество захороненных, среди которых были писатели и поэты-фронтовики, музыканты, люди искусства. Они пали за свободу и независимость нашей Родины...

Минута молчания

 Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров.  Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий... Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос...

  1. «Победа»  - могут зачитать гости. Предложить прочитать с листа  1- 3 человека.

С земли встает туман голубоватый,

Грохочут танки, вытянувшись в ряд.

Как соколы отважные, крылаты,

Над крышей флаги красные парят.

Старушка обняла бойца за шею,

От радости заплакала она,

И, улыбаясь, свежие трофеи

Подсчитывает строгий старшина.

Как тень судьбы Германии фашистской,

На всех путях, куда ни кинешь взгляд,

На глцне развороченной и склизкой

Чернеют трупы вражеских солдат.


Ведущая: Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое. Еще раз всмотримся в лица тех, кто уходил на войну. Лица простые и одухотворенные, юные и не по годам умудренные, с ясным взглядом. Героическое поколение победителей. Каким оно представляется нам, молодым современникам?

  1. Идут фотографии павших в годы Великой Отечественной войны и звучит песня «Дымилась роща под горою»  заканчивается  линия фото – фотографией Ольги Бергольц.

Ведущий: В годы Великой Отечественной войны Ольга Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами. Во время войны О. Берггольц создала свои лучшие поэтические произведения, посвященные героизму защитников города.

  1. «Разведчик»

Мы по дымящимся следам

три дня бежали за врагами.

Последний город виден нам,

оберегаемый садами.

Враг отступил.

Но если он

успел баллоны вскрыть,

                  как вены?

И вот разведчик снаряжен

очередной полдневной смены.

И это — я.

И я теперь

вступаю в город, ветра чище...

Я воздух нюхаю, как зверь

на человечьем пепелище.

И я успею лишь одно —

бежать путем сигнализаций:

«Заражено,

заражено»...

...И полк начнет приготовляться.

Тогда спокойно лягу я,

конец войны почуя скорый...

. . . . . . . . . . . . . . . .

А через час

войдут друзья

в последний зараженный город.

Ведущая: В том же блокадном Ленинграде жил тогда великий композитор Дмитрий Шостакович. Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.

  1. СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ Д.Д. ШОСТАКОВИЧА . Хроника блокадного Ленниграда

Ведущий: Военным корреспондентом Сурков работал в годы с 1939 по 1945. Он был корреспондентом  газет: "Красная звезда", "Боевой натиск". Сурков принимал участие в походах в Западную Белоруссию, участвовал в финской войне, был на фронтах Великой Отечественной войны. Он был участником обороны Москвы. Под Ржевом он написал несколько стихотворений. Алексей Сурков написал много популярных военных песен, таких, как "Бьётся в тесной печурке огонь ...", а также много других известных песен.

  1. ПЕСНЯ «В ЗЕМЛЯНКЕ»

Ведущий: Поколение будущих победителей росло в суровых условиях. Эта закалка стала основой стойкости и надежды - выстоять в борьбе с врагом, не сломиться. Народ выжил и победил. Но призрак войны не канул в вечность.  Как ему противостоять? Где найти точки опоры? Об этом размышлять вам...

Мы желаем всем мирного неба над головой.

  1. ПЕСНЯ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» - ВИДЕО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-поэтический смотр «Дорогами войны»

Музыкально-поэтический смотр «Дорогами войны» - это сценарий проведения мероприятия посвященного Дню Великой Победы, участники которого читают стихи, поют песни и исполняют танцы. Это не конкурс...

Сценарий поэтического праздника для старших дошкольников логопедической группы "День освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков"

12 февраля — памятный день в истории Краснодара. 72 года назад наш город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Прошлое уходит, но не забывается. Память вновь и вновь возвращает нас в ...

Сценарий поэтической гостиной "В гостях у дедушки Чукоши"

Данный сценарий может быть использован в подготовке развлекательных мероприятий, направленных на привитие детям дошкольного возраста любви к художественной литературе, обогащению знаний об окружающем ...

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в форме интегрированного занятия. «Песни, рожденные войной»

Приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям через знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, используя средства музыкального искусства....

Сценарий поэтического вечера "В мире поэзии" для детей старшего дошкольного возраста.

Поэтический вечер в ДОУ, может быть полезен воспитателям, методистам....

сценарий поэтического вечера

Праздник посвященный чтению стихотворений....

Сценарий конкурса чтецов «Стихи, рожденные войной…»

Сценарий конкурса чтецов «Стихи, рожденные войной…»...