Проект "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"
проект

Проектная деятельность .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologii_2018.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»

Тип проекта: информационно-исследовательский

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: 1 месяц - краткосрочный

База проекта: МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Чайка» город Лобня Московская область

Участники проекта: дети старшей логопедической группы №1, воспитатели, логопед, родители.

Дата реализации проекта: с 10.01.2018г.  по 10.02.2018 года

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».

Актуальность.                                                   

Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Неконтролируемый вывоз отходов приводил к загрязнению подземных и поверхностных вод, повышенному содержанию в воздухе метана, других продуктов гниения, размножению крыс, тараканов, распространению инфекционных болезней. Современное человечество пытается решать проблемы санитарной очистки городов от отходов, их складирования и переработки. Источниками образования отходов производства и потребления в современном мире являются предприятия, различные организации и индивидуальный потребитель.

Ежедневно во время прогулки мы привлекаем детей к  уборке территории своего участка, наблюдаем, как вывозят мусор из контейнеров и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

Нами была выдвинута гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

Цель проекта:  Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное

отношение к природе).

 

Задачи:

  • Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.
  • Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
  • Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
  • Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.
  • Развивать экологическую культуру

Предполагаемый результат:

  • Непосредственное участие родителей и детей в организации различных

экологических мероприятий

  • Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы
  • Создание в ходе проекта стенгазет, листовок и фотоальбомов
  • Привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей
  • Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
  • Формирование у детей и взрослых привычку сортировать мусор.

Этапы проекта

  1. Подготовительный этап
  • Изучение уровня знаний детей по теме, анкетирование родителей
  • Подбор методической литературы для воспитателя
  • Подбор художественной литературы для чтения детям
  • Обеспечение проекта наглядными материалами
  • Подбор дидактических игр и пособий
  • Разработка советов и памяток для родителей по теме проекта
  • Написание конспектов ООД
  1. Основной этап
  • Беседы по теме проекта: «Что такое мусор? Виды мусора», «Как перерабатывают и утилизируют мусор в разных странах», «Что такое экологическая катастрофа».
  • ООД «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!».
  • Постановка проблемной ситуации: «Что будет с окружающим миром и планетой, если мусор не убирать?».
  • Чтение литературы по теме проекта. Экологические сказки о мусоре: «Зайчик и медвежонок», «Маша и Медведь», «Нет места мусору», «Сказка про Хламище-окаянище». Т. Зыкова «На Земле ничего не меняется», А. Кедрин «Последний турист».
  • Слушание и разучивание стихов о природе и экологии: М. Львовский «Земля, моя планета голубая», А. Гаврюшкин «Экология – модное слово», Я. Аким «Наша планета», В. Орлов «Живой букварь», В. Чижов «В природе столько красоты», М. Дудин «Берегите землю», Е. Смирнова «Давайте вместе землю украшать», А. Усачев «Хоть трава не расти», Р. Алдонина «Экологическая», А.Ерошин «Про рыбалку», Л. Фадеева «О загрязнении».
  • Прослушивание музыки со звуками природы, песни «Мы хотим, чтоб птицы пели».
  • Экспериментальная деятельность: «Захоронение мусора. Что происходит с отходами», «Рассортируем мусор», «Вторая жизнь бумаги».
  • Изготовление детьми природоохранных знаков: «Правила поведения в природе».
  • Творческая мастерская «Вторая жизнь фантика».
  • Совместное с родителями изготовление костюмов для инсценировки экологической сказки «Лес просит помощи».
  • Мастер-класс для педагогов «Экологические игры в детском саду. Викторина «Что мы знаем об отходах».
  • Создание презентации: «Жалобная книга природы».
  • Выпуск фотогазеты «Этого не должно быть!»

  1. Заключительный этап

Экологическая сказка – инсценировка «Лес просит помощи»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лес просит помощи
(Экологическая сказка – инсценировка)

Действующие лица: Волк, Зайчиха, Медведь, Лиса, Ёж, Сорока, Сережа, Маша, Воспитательница, Лесник дед Егор                      1 действие

На поляне собрались лесные жители. Они возмущенно  разговаривают.

Волк (сердито).  Опять эти люди! Пришли, распугали тут всех, намусорили и ушли! Не убрались!

Зайчиха. А у меня  зайчонок лапку об стеклышко поранил, ходить не может.

Медведь. Подумаешь,  лапку поранил! А мой – то, медвежонок, миленький, хорошенький, в каком-то  прозрачном пакете запутался, чуть не задохнулся.

Лиса (задумчиво).  Да, плохи у нас дела. Жить трудно стало. А убрать весь этот мусор невозможно.

Ёж. Почему это?

Лиса. Мы ведь  пробовали уже. Да всё без толку. На следующий день опять намусорят.

Волк. А может их  напугать хорошенько? Вот соберу друзей-волков из всех окрестных лесов и…

Зайчиха (перебивает).  Нет-нет, серый, после этого люди могут с ружьями прийти. Тогда нам будет  намного хуже.

Ёж. Но нам надо  найти какой-то выход. Так жить дальше нельзя. Надо сделать так, чтобы люди  поняли свою ошибку.

Медведь. Да, лес –  это не только наш дом.

Лиса. Конечно.  Ведь если погибнет лес, то и людям будет негде собирать грибы, ягоды, орехи,  лекарственные растения. Они никогда не увидят цветение подснежников и ландышей,  не услышат пения птиц. Да и просто не смогут подышать свежим воздухом и  отдохнуть в лесу.

Сорока. А может я  полечу к людям ,да объясню, что они загрязняют наш дом – наш лес?

Волк. Ты-то  полетишь, а что толку? Ведь люди всё равно не понимают языка зверей и птиц. Как  ты им расскажешь?

Сорока (задумчиво). Да, действительно. Но вдруг случится чудо и найдется человек,  который все поймет!

Волк. Ладно, будь  по-твоему, лети.

Сорока улетает. Лесные жители расходятся.

2 действие

Сорока прилетает к школе. Её замечают дети.

Маша. Ой, смотрите,  птичка!

Сережа. Это же  сорока – белобока!

Сорока (тревожно).  Люди, лес наш милый дом.

Стало жить нам трудно в нём.

Лес не загрязняйте,

Жить нам не мешайте!

С миром приходите,

Деток не ловите,

На реке, в полях, в лесу

Не губите вы красу!

Вы костров не жгите,

И цветов не рвите.

Лес наш не губите!

Лес наш полюбите!

Маша. Саша, тебе  не кажется, что сорока стрекочет слишком уж грустно?

Сережа. Да, мне тоже  так показалось. Но как мы узнаем, что она хочет нам сказать?

Маша. А может  ,спросим у нашей воспитательницы Ирины Николаевны?

Входит воспитательница.

Сережа. Ирина  Николаевна, послушайте пожалуйста, о чем говорит сорока, может, вы поймете.

Сорока (повторяет  последний куплет).

Учительница. Да,  сорока явно просит о помощи. Но, к сожаленью, я не знаю языка птиц. Но я знаю  одного старого лесника, деда Егора, который очень давно общается с животными и  птицами, с деревьями и травами. Думаю, он сможет понять сообщение сороки. (Все уходят.)

3 действие 

На той же поляне. На пеньке сидит дед Егор, гладит  маленького зайчонка (игрушку).

Лесник (вздыхает).  Эх-эх-эй! Бедный зайчишка. Но ничего, поправится твоя лапка. Эх, люди, совсем  замусорили лес. Как же тут не пораниться!

Влетает сорока. Поёт свою песню.

Лесник. Вот и  сорока жалуется. Эх, горемычная!

Входят воспитательница и дети.

Воспитательница.  Здравствуйте, дедушка Егор! Помогите нам пожалуйста понять сороку. Она нам  хочет что-то сказать.

Лесник (сердито)  .Чего уж тут понимать! Да вы посмотрите внимательно вокруг и всё сами поймёте.  Тут все вокруг помощи просят!

Воспитательница. И  правда, ребята, посмотрите, вокруг столько мусора, банок, бумажек, целлофановых  пакетов!

Сережа. А давайте  позовем всех ребят из нашей группы и всё здесь уберём!

Маша. А потом  каждый день будем следить за порядком в лесу. Всем будем разъяснять, как вести  себя на природе.

Воспитательница. Нарисуем плакаты, пусть все знают, что лес просит помощи и бережного отношения  к себе. Начнем помогать лесу прямо сейчас.

Начинают убирать. Звучит музыка. К ним присоединяются ребята. Ставят табличку «Берегите лес!», уходят. Появляются лесные  жители.

Волк. Стало чище и  светлей, сразу стало веселей!

Лиса. Вы  послушайте лису. Стало здорово в лесу!

Зайчиха. И  зайчонок мой не плачет, скоро выздоровеет и поскачет!

Медведь. Чист лес,  мой милый дом, и медвежатам лучше в нём!

Ёж. Люди, с миром  приходите, наших деток не ловите!

Все вместе. Лес  наш не губите!
Лес наш полюбите!

Анкета для родителей.

1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за

неделю?

2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?

3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)

4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего

двора?

5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?

6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?

7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?

8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?

9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?

10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?

11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?

12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем

городе?

Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе

Дидактическая игра  Лото «СОРТИРУЕМ МУСОР ПРАВИЛЬНО»
Цель. Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.

1 вариант.

Оборудование. 

Играющим раздаются карты с изображением в центре баков разного цвета для разных материалов (стекла, пластика и резины, бумаги, пищевых отходов, металла) и с пустыми клетками по краям.

У ведущего – карточки с изображением предметов, сделанных из разных материалов.

Ход игры. 

Ведущий показывает карточку с изображением предмета, дети определяют, из какого материла сделан предмет. Дети определяют, на чьей карте находится бак для этих предметов и выкладывает данную карточку на пустую клетку. И так до тех пор, пока все пустые клетки не будут заполнены у кого-нибудь из играющих. Первый, кто заполнил карту целиком, – побеждает.
2 вариант.

Оборудование.

Детям раздаются маленькие карточки с изображением различных предметов в равном количестве на каждого.

У ведущего - карты с изображением в центре баков разного цвета для разных материалов (стекла, пластика и резины, бумаги, пищевых отходов, металла) и с пустыми клетками по краям.

Ход игры. Дети рассматривают имеющиеся у них карточки и по очереди выкладывают их на карты ведущего, обосновывая свой выбор. Ребенок, совершивший ошибку, пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым разложит все карточки

Конспект ООД

Ход занятия

Организационный момент. Сегодня нам в садик принесли конверт. Что же там может быть? Давайте его распечатаем и посмотрим, что там внутри. Тут какие-то фотографии. Посмотрите, что это такое?! (демонстрация фотографий грязного города)

Актуализация. Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? (мы бросаем мусор в урну, мусорное ведро или контейнер)


А куда же дальше попадает мусор? (машина забирает мусор из контейнеров, баков и увозит куда-то)

 Знакомство с новым материалом. Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему? (некрасивая куча, неприятный запах). Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…


Кроме свалок , существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.

Еще бываю мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки материалов, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.

Давайте подумаем, а как мы можем помочь окружающей среде? (выбрасывать мусор в специально отведенные места, меньше использовать в быту изделия, изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных вещей…)

Тогда вставайте, будем мусор собирать!
(физ. минутка)

Мы по улице идем, на которой мы живем,

Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.

Раз в ведро, а два – в корзину,

Наклоняем дружно спину.

Если дружно потрудиться

Все вокруг преобразится!

Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку или на завод? Почему? (на завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал)

Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты: нефть, газ, лес, вода…

Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого изготовлено. Как вы думаете почему? Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в некоторых городах нашей страны.

Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка.

Посмотрите на карточки, где нарисованы баки. Не все ребята умеют читать, давайте придумаем значки для этих баков, чтобы всем было понятно. А у кого во дворе есть такие баки?

(Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно»)

Закрепление. Вот какие молодцы! Вы сегодня научились не просто сортировать мусор, а вы научились беречь природу, ее богатства! Посмотрите, какой красивый наш город, когда в нем нет мусора и кругом чистота (показ фотографий чистого города).

Рефлексия. Откуда же берется мусор? Куда девается мусор? Ребята, что мы можем сделать для того, чтоб наш город был чистым? Поделитесь своими новыми знаниями, которые вы приобрели сегодня, с родителями, соседями, друзьями, товарищами…



Опыты

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ИЗ СТАРОЙ БУМАГИ/МАКУЛАТУРЫ.

ОПЫТ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУМАГИ»

Что потребуется:

  • старые газеты
  • проволочная сетка
  • ткань, впитывающая влагу
  • 2 больших чашки или мисочки
  • деревянная ложечка или лопаточка
  • порошковый краситель
  • полиэтиленовый пакет
  • груз (например, тяжелые книги)


Как изготовить бумагу:

Замочите старую газету на ночь в мисочке. На следующий день слейте воду. С помощью деревянной ложечки превратите размокшую бумагу в однородную массу. Если хотите получить цветную бумагу, добавьте в массу немного краски.

Переложите массу в другую мисочку и добавьте воды. Хорошо перемешайте. Затем опустите туда проволочную сетку, на которую и осядет будущая бумага. Постелите кусок ткани на гладкую плоскую поверхность. Быстро и осторожно перенесите на сетку с бумажной массой и положите массой вниз. Плотно прижмите сетку и осторожно ее снимите; бумажная масса останется на ткани. Накройте массу вторым куском ткани и снова плотно прижмите. То же самое проделайте с оставшейся бумажной массой, положив ее на один кусок ткани и накрыв другим. Затем накройте все это полиэтиленовой пленкой, поверх которой положите груз.

Через несколько часов, когда масса станет бумагой, осторожно снимите полученные листы и разложите их на газеты для полной просушки. Высохшей бумагой можно пользоваться для заметок и пр.

 СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ.

Что потребуется:

  • предмет для оклеивания (блюдце, вазочка, чашка без ручки, пиала и пр.)
  • небольшое количество воды в сосуде
  • клейстер или обойный клей
  • бумага разной фактуры или разного цвета (например, газета и белая бумага)


Как изготовить изделие:

Бумагу разной фактуры или разного цвета порвать на маленькие кусочки (примерно от 1,5 до 2-3 см). Замочить небольшое количество бумаги в воде. Намокшей бумагой белого цвета облепить основу (блюдце, пиала или др.). Второй и последующие слои приклеивать на клей, чередуя бумагу разной фактуры или цвета между собой (газета/белая бумага). Каждый слой тщательно разглаживаем. Оптимальное количество слоев 5-7. но помните, чем больше слоев вы сделаете, тем ваше изделие будет прочнее. Последний слой сделать из бумаги. Тщательно разгладить. И оставить до полного высыхания. После высыхания осторожно отделить основной предмет от получившего изделия из бумаги.

Созданное изделие достаточное прочное, его можно дополнительно загрунтовать, расписать различными узорами и украсить им интерьер комнаты или группы детского сада.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

СЛАЙД 1.                          Экологический проект«Мы с природой ...

Проэкт по экологии "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен".

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...

«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Экологический проект: " Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Экологическая социально-значимая акция по защите природы "Мы с природой дружим - мусор нам не нужен"

               ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ АКЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРИРОДЫ                      ...