Программа кружка "Развивайка"
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Детский сад «Улыбка», структурное подразделение Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Новозаимская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.М. Важенина»
(Детский сад «Улыбка», структурное подразделение МАОУ «Новозаимская СОШ»)
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом № 1 _______________ И.Л.Шемякина
детского сада «Улыбка» структурное Директор детского сада «Родничок»
подразделение МАОУ Новозаимская СОШ филиала МАОУ Новозаимская СОШ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Интеллектуальной направленности «Развивайка»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2020-2021 уч.год
Автор-составитель: Золотарева Надежда Яковлевна,
педагог дополнительного образования
Новая Заимка
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка ______________________________________________________________ 3
- Актуальность программы ____________________________________________________________ 3
- Цель программы, задачи _____________________________________________________________ 3
- Календарный учебный график ________________________________________________________ 6
- Учебный план _______________________________________________________________________ 6
- Тематическое планирование __________________________________________________________ 8
- Оценочные и методические материалы _________________________________________________15
- Список использованной литературы ___________________________________________________ 17
Пояснительная записка.
Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в
дошкольном возрасте логического мышления.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.
Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Актуальность программы. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Работа в интеллектуальном кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результат.
Целью программы является оказание старшим дошкольникам помощи в развитии школьно-значимых навыков и умений, волевой регуляции деятельности, предотвратить возможные трудности в общении с другими детьми.
Задачи программы:
- Формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Оказать помощь в развитии у детей школьно-значимых навыков и умений, а также таких психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми задания на слух.
- Развивать у дошкольника самостоятельность, мелкую моторику рук, творческое мышление, чувства цвета, внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
- Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь.
- Развивать воображение и творческие способности.
За основу программы взят цикл электронных журналов «Кораблик». Электронный журнал «Кораблик» располагает тщательно подобранными заданиями, направленными на всестороннее развитие ребенка. Собранные упражнения активизируют логическое мышление ребенка, позволяют усовершенствовать мелкую моторику рук и применить на практике имеющиеся знания.
Предлагаемые игры насыщены логическим и математическим содержанием. Эти игры не требуют от детей каких-либо особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в самом процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления, памяти внимания, воображения, развития речи, математических представлений. Эти игры помогают детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основам интеллектуального развития.
В основу программы лег перспективный план, в котором учли, во-первых, все имеющиеся знания, во-вторых, чтобы новое преподносилось только тогда, когда хорошо усвоен предыдущий материал, в-третьих, - каждый последующий материал частично усложнялся, видоизменялся.
Для того чтобы легко преподнести детям весь учебный материал в программу внесли игровую мотивацию деятельности, использовать на занятиях упражнения на группировку предметов по определенному признаку (цветы) и нахождение предмета, не относящемуся к данной группе (гриб); на нахождение отличительных признаков, задачи-шутки, математические загадки и т.п.
В занятия включили ряд игр, в которые потом дети могли играть самостоятельно, например, «Третий лишний», «Конструктор», «Сравни и заполни», «Где какие фигуры лежат?», «Найди фрагмент» и другие.
При составлении заданий учитывали степень сложности той или иной игры. Те игры, которые требовали больших умственных затрат, включили в начало занятия, а задания, типа «дорисовать», «построить из палочек» - во второй половине и в конце занятия.
В каждом занятии необходимо использовать подвижные игры или физкультминутки. Некоторые из них связаны по содержанию с математикой, а некоторые включены для того, чтобы немного отвлечь детей от умственной напряженности, чтобы они могли расслабиться.
Дальнейшая работа состоит в формировании нового для детей вида деятельности - самостоятельной познавательно-игровой. Ее содержание - это разнообразные занимательно-математические игры и задачи, требующие нестандартного пути решения: головоломки, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей, воссоздание силуэтов и других.
В основе кружка лежат следующие принципы:
1.Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка.
2.Принцип положительного подкрепления.
3.Принцип доверия (откровенности) - мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
4. Принцип уважительного отношения друг к другу.
Основные знания, умения и навыки, которые будут сформированы в ходе реализации программы:
- Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.
- Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.
- Умение общаться друг с другом и с воспитателем.
- Знание времен года и умение отличать их друг от друга.
- Знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы.
- Знание цифр и букв.
Материалы, необходимые для реализации: индивидуальные для каждого ребенка бланки приложений, набор наглядного материала с изображением цифр для иллюстрации разучиваемых стихотворений.
Оборудование, необходимое для организации и проведения занятий: доска, мел, губка, магнитофон, аудиокассеты со спокойной инструментальной музыкой, цветные карандаши или фломастеры, белые листы бумаги формата А4.
Контроль результатов подготовки: беседа с родителями, контрольные самостоятельные задания.
Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного овладения школьно-значимыми умениями и навыками. В кружок принимаются дети в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся 2 раз в неделю, во вторник и четверг во второй половине дня. Комплектование кружка осуществляется на основе запроса родителей. Наполняемость кружка от 15 и более человек.
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 07.09.2020 -31.05.2021 | ||
Продолжительность образовательного процесса | 36 недель | ||
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня | ||
Выходные | Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации | ||
Каникулы | 01.01.2021 - 11.01.2021 | ||
Педагогическая диагностика | 25.05.2021 - 31.05.2021 | ||
Количество занятий | в неделю | в месяц | в год |
2 | 8 | 72 |
Окончание обучения – 31 мая.
Всего учебных недель – 36 недель.
Количество учебных дней – 72 дня.
Режим работы – 2 раза в неделю по 30 минут.
Всего часов – 36 часов
Учебный план
№ п\п | Тема занятия | Количество часов |
Диагностическое | 1 | |
Диагностическое | 1 | |
Занятие № 1 | 2 | |
Занятие № 2 | 2 | |
Занятие № 3 | 2 | |
Занятие № 4 | 2 | |
Занятие № 5 | 2 | |
Занятие № 6 | 2 | |
Занятие № 7 | 2 | |
Занятие № 8 | 2 | |
Занятие № 9 | 2 | |
Занятие № 10 | 2 | |
Занятие № 11 | 2 | |
Занятие № 12 | 2 | |
Занятие № 13 | 2 | |
Занятие № 14 | 2 | |
Занятие № 15 | 2 | |
Занятие № 16 | 2 | |
Занятие № 17 | 2 | |
Занятие № 18 | 2 | |
Занятие № 19 | 2 | |
Занятие № 20 | 2 | |
Занятие № 21 | 2 | |
Занятие № 22 | 2 | |
Занятие № 23 | 2 | |
Занятие № 24 | 2 | |
Занятие № 25 | 2 | |
Занятие № 26 | 2 | |
Занятие № 27 | 2 | |
Занятие № 28 | 2 | |
Занятие № 29 | 2 | |
Занятие № 30 | 2 | |
Занятие № 31 | 2 | |
Занятие № 32 | 2 | |
Занятие № 33 | 2 | |
Занятие № 34 | 2 | |
Диагностическое | 1 | |
Диагностическое | 1 | |
Всего: 38 занятий, 36 часов |
Тематический план кружка «Развивайка»
Сентябрь | Диагностическое | Цель: Выявление уровня интеллектуальных знаний. | |
Диагностическое | Цель: Выявление уровня интеллектуальных знаний. | ||
Занятие № 1 | Цель: развивать устойчивость и распределение внимания, зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать. развивать слуховую память, самоконтроль, умение слушать и точно выполнять указания взрослого, ориентироваться в пространстве. Упражнение «Выполни штриховку» | ||
Занятие № 2 | Цель: развивать понятийный аппарат, способность быстро реагировать на сигнал, развивать связную речь, внимание, умение классифицировать и обобщать. развивать мелкую моторику руки, глазомер, умение ориентироваться на листе бумаги. Воспитатель предлагает выполнить задание «Посчитай сколько» | ||
Октябрь | Занятие №3 | Цель: развивать устойчивость внимания, самоконтроль, способность обобщать объекты по признаку цвета, мелкую моторику руки, глазомер, умение ориентироваться на листе бумаги, самоорганизацию, смысловое запоминание и припоминание путём установления смысловых связей между предметами, умение концентрировать внимание. Воспитатель предлагает нарисовать узор по точкам | |
Занятие №4 | Цель: развивать устойчивость внимания, самоконтроль, самоорганизацию, способность обобщать объекты по признаку цвета и формы, двигательную память, образное представление, сообразительность. Воспитатель предлагает детям из семи палочек составить два квадрата. | ||
Занятие №5 | Цель: развивать устойчивость внимания, самоконтроль, самоорганизацию, способность обобщать объекты по признаку цвета и формы, способность быстро реагировать на сигнал, развивать творческое мышление, воображение. Воспитатель предлагает выполнить задание «Найди букву», «Пройди лабиринт» | ||
Занятие №6 | Цель: развивать внимание, зрительную память, способность находить слова (предметы, признаки, действия), противоположные по значению, быстроту реакции при подборе нужного слова, активизировать словарный запас, развивать образную память на основе приёма запоминания по функциональным связям, самоорганизацию, умение концентрировать внимание. Упражнение «Скажи наоборот», «Противоположности» | ||
Ноябрь | Занятие №7 | Цель: развивать образную память на основе приёма запоминания по функциональным связям, самоорганизацию, умение концентрировать внимание, развивать умение обобщать, понимать последовательность сюжета, развивать пространственное воображение, понимать действия расчленения и соотнесение. Упражнение «Разложи по порядку», «Составь рассказ» | |
Занятие №8 | Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, развивать внимание, мышление, развивать мыслительные действия, пространственное воображение, стимулировать познавательную активность, развивать мелкую моторику руки. Упражнение «Скопируй узор», «Пройди дорожку в лабиринте» | ||
Занятие №9 | Цель: развивать зрительное восприятие, умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание, связную речь, самоконтроль, наблюдательность, развивать произвольное запоминание посредством группировки, развивать тактильную память, снять утомляемость, стимулировать долговременную память. Упражнение «Сколько всего», «Найди отличия» | ||
Занятие №10 | Цель: развивать восприятие цвета, формы, величины, связную речь, самоконтроль, умение анализировать и обобщать, концентрировать внимание, развивать мыслительные действия, пространственное воображение, стимулировать познавательную активность, развивать умение анализировать, делать умозаключения. Упражнение «Сколько всего», «Найди отличия» | ||
Декабрь | Занятие №11 | Цель: развивать связную речь, самоконтроль, восприятие цвета, формы, величины, умение анализировать и обобщать, концентрировать внимание, развивать образное представление, умение рассуждать, развивать творческое воображение. Упражнение «Найди пять предметов» | |
Занятие №12 | Цель: развивать восприятие цвета, формы, величины, связную речь, самоконтроль, умение анализировать и обобщать, концентрировать внимание, развивать образное представление, вкусовую память, активизировать словарь, развивать слуховую память, самоорганизацию, самоконтроль, умение слушать и точно выполнять указания взрослого, подчинять свои действия определённому правилу. Упражнение «Нарисуй по точкам по правилу» | ||
Занятие №13 | Цель: развивать связную речь, самоконтроль, восприятие цвета, формы, величины, умение анализировать и обобщать, концентрировать внимание, развивать зрительную память, умение рассуждать, развивать логическое мышление, связную речь, внимание. Упражнение «Найди правильную дорожку» | ||
Занятие №14 | Цель: развивать самоконтроль, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание, развивать слуховую память, самоорганизацию, самоконтроль, умение слушать и точно выполнять указания взрослого, подчинять свои действия определённому правилу, развивать мелкую моторику руки, самоконтроль, пространственную ориентацию, умение концентрировать внимание. Игры со счетными палочками | ||
Январь | Занятие №15 | Цель: развивать целостность восприятия, умение классифицировать, включать часть в целое, концентрировать внимание, развивать логическое мышление, связную речь, развивать внимание, умение сравнивать и анализировать. Упражнение «Нарисуй домики» | |
Занятие №16 | Цель: развивать внимание, связную речь, умение сравнивать и анализировать, развивать образное представление, двигательную память, развивать логическое мышление, связную речь, умение понимать содержание литературных текстов, обобщать, сравнивать, анализировать. Упражнение «Расскажи по карточкам» (подготовка к мнемотаблицам) | ||
Занятие №17 | Цель: развивать пространственное воображение, умение концентрировать внимание, анализировать, развивать самоорганизацию, самоконтроль, слуховую память, умение слушать и точно выполнять указания взрослого, подчинять свои действия определённому правилу, развивать понятийный аппарат, способность быстро реагировать на сигнал, умение распределять внимание. Игры «Каждая цифра на свое место», «Найди свое место» | ||
Занятие №18 | Цель: развивать зрительное восприятие, самоконтроль, умение концентрировать и распределять внимание, сравнивать и обобщать, развивать образную память, обучить приёму логического запоминания «кодированию», или «шифровке», развивать связную речь, воображение. Подготовка к синквейну | ||
Февраль | Занятие №19 | Цель: развивать пространственное воображение, умение концентрировать внимание, анализировать, развивать зрительное восприятие, самоконтроль, умение концентрировать и распределять внимание, сравнивать и обобщать, развивать умение анализировать. Упражнение «Корректурная проба» | |
Занятие №20 | Цель: развивать наблюдательность, связную речь, самоконтроль, умение концентрировать и распределять внимание, включать части в целое, развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать, развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику руки, развивать образное представление, творческое мышление. Составление рассказа по мнемотаблице, составление своей мнемотабицы | ||
Занятие №21 | Цель: расширить представления об окружающем мире, развивать связную речь, познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, развивать зрительную память, наблюдательность, развивать творческое мышление, сообразительность, побуждать к рассуждению, развивать смысловую память, используя приём «группировки». Игры «Что лишнее» | ||
Занятие №22 | Цель: развивать устойчивость и распределение внимания, самоконтроль, самоорганизацию, способность обобщать объекты по общему признаку (буква О), развивать слуховую память, логическое мышление, развивать умение анализировать, развивать творческое воображение. Игры «Найди дорожку в лабиринте», «Раскрась все предметы на звук О» | ||
Март | Занятие №23 | Цель: развивать зрительное восприятие, самоконтроль, мелкую моторику руки, умение переключать внимание, развивать способность обозначать словами существенные признаки предмета, активизировать словарь, развивать пространственную ориентацию, умение действовать по схеме, сопоставлять и анализировать. Графический диктант «Ослик» | |
Занятие №24 | Цель: развивать устойчивость и распределение внимания, зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать, развивать операцию обобщения по разным основаниям, гибкость ума, внимательность, развивать способность задавать исследовательские вопросы, систематичность и последовательность мышления, развивать воображение, мелкую моторику руки. Упражнение «Что лишнее и почему» | ||
Занятие №25 | Цель: развивать самоконтроль, умение концентрировать внимание, развивать мелкую моторику руки, восприятие цвета и величины, глазомер. Упражнение «Скопируй узор по точкам» | ||
Занятие №26 | Цель: закрепить знание цифр, развивать дифференцированное восприятие, воображение, мелкую моторику руки, развивать творческое мышление, связную речь, воображение, способность представлять последствия событий, стимулировать долговременную память. Задание на листочках | ||
Апрель | Занятие №27 | Цель: развивать связную речь, воображение, способность устанавливать причинно-следственные связи, развивать зрительную память, способность объединять предметы во множестве по категориальному признаку, формировать представление о символическом изображении предметов, развивать наглядно-образное мышление, внимательность. Составление рассказа по мнемотаблице | |
Занятие №28 | Цель: развивать устойчивость внимания, целостное восприятие, умение сравнивать, закрепить знание геометрических фигур, развивать зрительную память, устойчивость внимания, развивать творческое мышление, связную речь, умение составлять сюжетный рассказ, активизировать словарь. Упражнение «Составь рассказ» | ||
Занятие №29 | Цель: развивать самоконтроль, восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, умение распределять и переключать внимание, развивать логическое мышление, восприятие цвета, формы, величины, умение концентрировать внимание, развивать слуховую память, умственные способности, устойчивость внимания, обобщать и закреплять приемы логического запоминания (группировка, кодирование). Упражнение «Корректурная проба», «Сколько» | ||
Занятие №30 | Цель: развивать внимание, мыслительную операцию включения части в целое, закреплять навыки счета, развивать образное представление, тактильную память, критичность мышления, умение концентрировать внимание, развивать произвольную память, умение распределять и переключать внимание. Упражнение «Найди отличия» | ||
Май | Занятие №31 | Цель: развивать устойчивость и распределение внимания, зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать, развивать восприятие, переключение и распределение внимания, самоконтроль, самоорганизацию, умение ориентироваться в пространстве, развивать творческое мышление, развивать понятийный аппарат, слуховую память, быструю реакцию, переключение и распределение внимания. Упражнения «Что лишнее», «Сколько» | |
Занятие № 32 | Цель: развивать самоконтроль, устойчивость и переключение внимания, развивать творческое воображение, образную память, активизировать словарный запас, умение сравнивать, развивать гибкое, творческое мышление, связную речь. Кроссенс | ||
Занятие № 33 | Цель: развивать устойчивость и распределение внимания, зрительное восприятие, умение сравнивать и анализировать, развивать восприятие, переключение и распределение внимания, самоконтроль, самоорганизацию, умение ориентироваться в пространстве. Квест «По дороге в страну Знаний» | ||
Занятие №34 | Цель: развивать самоконтроль, устойчивость и переключение внимания, развивать творческое воображение, образную память, активизировать словарный запас, умение сравнивать, развивать гибкое, творческое мышление, связную речь. Синквейн | ||
Диагностическое | Цель: Выявление уровня интеллектуальных знаний. | ||
Диагностическое | Цель: Выявление уровня интеллектуальных знаний. | ||
|
|
| Всего: 36 часов |
Оценочные и методические материалы
Критерии интеллектуального развития для детей 5-7 лет:
I. Развитие мелкой моторики рук:
- Скопируй предмет по точкам.
- Графический диктант
- Продолжи ряд.
- Дорисуй и раскрась.
II.Развитие восприятия:
- Дорисуй картинку
- Узнай, кто это.
- Какие предметы спрятаны в рисунках.
III.Развитие внимания:
- Что здесь лишнее?
- Проставь значки.
IV.Развитие воображения:
- Сколько кубиков изображено на рисунке?
- Дорисуй предмет.
- На что это похоже.
V.Развитие речевой функции:
- Назови слова.
- Расскажи по картинке.
VI. Развитие памяти:
- Узнай фигуры.
- Запомни и назови.
- Запомни цифры.
- Выучи буквы.
Уровни:
Низкий - Ребёнок допускает ошибки при выборе предметов и материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Существенные особенности предметов вычленяет только с помощью взрослого. Выделяет свойства предметов (двух-трёх), определяет наличие или отсутствие признака, сравнивает. Затрудняется в речевом выражении своих действий, связей групп, количественных и пространственных отношений. В играх пользуется образцами, инициативы и творчества не проявляет.
Средний - Ребёнок правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности, исходя из их качеств и свойств. Вычленяет существенные признаки и осуществляет группировку предметов с небольшой помощью взрослого. Выделяет свойства предметов, фигур и самостоятельно классифицирует их. Затрудняется в выделении изменений при смене основания классификации, условной мерки, числа предметов во вновь образованных группах. Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Результаты деятельности носят воспроизводящий характер.
Высокий - Ребёнок осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Доказывает правильность обобщений, самостоятельно группируя предметы по разным признакам. Имеет обобщённое представление о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основания классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов и величин. Владеет способом воссоздания геометрических фигур.
Обработка результатов:
15– 18 баллов – высокий уровень;
10-15 баллов – средний уровень;
до 10 баллов – низкий уровень.
Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000
2. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.
3. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - / А.К. Бондаренко – М., 2005, 133с.
5. Ерофеева Т.И. Давайте поиграем. Математические игры для дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. М., 1998, 254с.
6. Коленцева Н.Г. Методика работы с дидактическими материалами в детском саду. Тбилиси, 2000.
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - / З.А. Михайлова – М., 1985, 217с.
8. Математические ступеньки Автор: С. И. Волкова, Просвещение, год выпуска 2010
9. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М., 1998.
10. Сорокина А.И. Игры и игровые упражнения для развития речи. - / А.И. Сорокина – М., 2003, 228 с.
11.Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2000.
12.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996.
13.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - / А.П. Усова – М., 2001, 345с.
14.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. М., 1998.
15.Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк, 2004.
16. Электронный журнал «Кораблик» В. Саченко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...