Консультация-презентация для педагогов"Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ"
консультация
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 30.85 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Консультация-презентация для педагогов
«Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ.»
Выполнила:Климчук Н.В.
Слайд 1.2.Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте.
От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
слайд 3. В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:
-технологии сохранения и стимулирования здоровья.
-технологии обучения здоровому образу жизни.
-коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
-Физкультурная минутка.
-Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.
-Подвижные и спортивные игры. Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.
-Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.
- Пальчиковая гимнастика. Тренировка тонких движений пальцев кисти рук.
- Артикуляционная гимнастика. Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.
- Бодрящая гимнастика. Переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
- Гимнастика для глаз. Упражнения для снятия глазного напряжения.
- Дыхательная гимнастика. Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.
- Стретчинг. Специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов.
- Ритмопластика. Система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.
-Релаксация. Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление)
-Технологии эстетической направленности. Эмоциональное благополучие ребенка. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
-Физкультурное занятие. Организованная форма обучения. 2 раза в неделю в спортивном зале и 1раз на прогулке. 1 мл. гр.-10 мин. в группе, 2 мл. гр.- 15-20 мин., ср. гр. – 20-25 мин., ст. возраст – 25 – 30 мин.
-Занятия из серии «Здоровье»Занятия по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье.
-Самомассаж. Массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног)
-Точечный массаж- это механическое воздействие пальцами рук на строго определённые участки тела.
-Коммуникативные игры. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.
Проблемно-игровые. Игротренинги и игротерапия.
-Тренинг творческой психотехники (ТТП). Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию.
-Утренняя гимнастика . Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра.
Коррекционные технологии:
-Арттерапия- Оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)
- Технология музыкального воздействия. Создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности.
- Сказкотерапия. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
-Технологии воздействия цветом. Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.
-Технологии коррекции поведения.
-Игры с правилами
-Игры – соревнования
-Раскрепощающие психотехнические игры (спец. игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения).
-Психотехнические освобождающие игры (направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности).
-Режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками).
-Народные игры (обаяние игровых персонажей).
- Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительными движениями. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
-Фонетическая ритмика. Система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.
слайд 4. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от:
- типа дошкольного учреждения;
- конкретных условий дошкольного образовательного учреждения;
- организации здоровьесберегающей среды;
- от программы, по которой работают педагоги;
- продолжительности пребывания детей в ДОУ;
- от показателей здоровья детей;
- профессиональной компетентности педагогов.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
3. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ.
Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного учреждения, поэтому в современных условиях особо актуальным является внедрение в работу ДОУ инновационных педагогических технологий.
Использовать здоровьесберегающих педагогических технологий воспитатели
нашего детского сада.
Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ:
-Физкультурная минутка. В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, корригирующие упражнения и т.п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2-3 мин.
-Подвижные и спортивные игры. Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.
-Пальчиковая гимнастика. Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами.Все группы.
-Артикуляционная гимнастика. Рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х лет. Результативна только при качественном ее выполнении. С 3-х лет.
-Дыхательная гимнастика. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Все группы.
-Релаксация. Используются релаксационные приемы как компонент заключительной части занятия. Все группы.
-Гимнастика ортопедическая. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Все группы.
-Гимнастика корригирующая. Знание индивидуальных особенностей детей и методики обучения соответствующих движений.Все группы.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие. Занятия проводятся в соответствии с требованиями программы. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.Все группы .
-Занятия из серии «Здоровье».Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.Со ст. гр.
-Самомассаж.Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Со 2 мл. гр.
-Утренняя гимнастика. Формы проведения: подвижные игры, традиционная, с предметами, сюжетная. Все возр. Группы.
Коррекционные технологии
-Технология музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. В различных формах воспитательно-образовательной работы: Все гр.
-Психогимнастика
-Психогимнастические этюды как часть занятия
Слайд 5. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
Ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику, которая способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без них с обязательным введением дыхательных и корригирующих упражнений.
В течение дня используем различные виды здоровьесберегающих педагогических технологий.
Во время непосредственно образовательной деятельности проводим динамические паузы по мере утомляемости детей. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно проводим пальчиковую гимнастику в любой удобный отрезок времени. Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.
Непосредственно образовательная деятельность – основная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы является непосредственно образовательная деятельность (НОД) по физической культуре. Именно она должна стать основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний.
Формы проведения НОД по физической культуре в нашем дошкольном учреждении разнообразны. Это – и игровая, и учебно-тренировочная, и сюжетно-игровая, и комплексная. Каждая из них имеет свою структуру. Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру НОД, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. Но обязательно любая НОД включает элементы здоровьесберегающих педагогических технологий: дыхательную и пальчиковую гимнастики, психогимнастику, упражнения для релаксации.
Слайд 6. Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников - активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
Не отказываясь от старых, проверенных, традиционных форм, таких как собрания, консультации, стараемся использовать и нетрадиционные формы организации общения с родителями.
Активно привлекаем родителей к совместным мероприятиям с детьми: дни семейного отдыха, участие мам и пап в детских праздниках, где широко используем музыкальное сопровождение для повышения эмоционального настроя, подвижные игры, игры-эстафеты.
Интересно и весело проходят спортивные соревнования детей и родителей такие, как «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мамы», «Как папа буду сильным, как папа буду ловким». Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться, следует решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы можем добиться полноценных результатов, сохраним молодое поколение здоровым.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Особая роль в организации педагогического процесса по сохранению и укреплению здоровья в дошкольном образовательном учреждении принадлежит педагогу как носителю определенных качеств личности, культуры и профессионализма. Важным компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств педагога, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Педагоги способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни; помогают детям осознавать необходимость бережного отношения к своему организму; уделяют специальное внимание развитию у детей элементарных представлений о строении и функциях своего тела (дыхании, питании, кровообращении и пр.); обращают внимание на его сложность и совершенство; способствуют развитию у детей навыков сохранения своего здоровья; прививают навыки личной гигиены; развивают навыки соблюдения режима дня и правильного питания; развивают навыки поведения, связанные с индивидуальными запретами и ограничениями по состоянию здоровья ребенка; проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей; ведется систематическая работа по диагностике и мониторингу состояния здоровья каждого ребенка, используются разнообразные виды профилактики заболеваемости детей; ведется систематическая работа с часто и длительно болеющими детьми; питание детей организуется в соответствии с медицинскими требованиями; сотрудники и администрация обеспечивают согласованность и преемственность в оздоровлении детей в семье и ДОУ.
Слайд 7.Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит его благополучие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. В федеральном государственном образовательном стандарте огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения . От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии в ДОУ. -Технологии сохранения и стимулирования здоровья : Физкультурная минутка, Динамическая пауза, Подвижные и спортивные игры, Пальчиковая гимнастика, Артикуляционная гимнастика, Бодрящая гимнастика, Гимнастика для глаз,- Дыхательная гимнастика, Стретчинг , Ритмопластика, Релаксация, Технологии эстетической направленности. - Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, Занятия из серии «Здоровье», Самомассаж , Точечный массаж, Коммуникативные игры, Проблемно-игровые, Игротренинги и игротерапия,Тренинг творческой психотехники (ТТП), Утренняя гимнастика , - Коррекционные технологии : Арттерапия , Технология музыкального воздействия, Сказкотерапия , Технологии воздействия цветом, Технологии коррекции поведения, Игры с правилами ,Игры – соревнования ,Раскрепощающие психотехнические игры, Психотехнические освобождающие игры, Режиссерские игры, Народные игры, Психогимнастика , Фонетическая ритмика.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от: типа дошкольного учреждения; конкретных условий дошкольного образовательного учреждения; организации здоровьесберегающей среды; от программы, по которой работают педагоги; продолжительности пребывания детей в ДОУ; от показателей здоровья детей; профессиональной компетентности педагогов.
Профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит его благополучие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования...
Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ
Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Здоровье – состоя...
Деловая игра с педагогами «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
1.Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности в ДОУ.2.Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал. 3. Познакомить пед...
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24174578","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24174582","attributes":{"alt":"","class"...
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"
Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...
Консультация "Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ
laquo;Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка». ...
Презентация "Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ"
Презентация к документу WORD...