Сообщение"Формирование трудовых навыков у детей с отклонениями в развитии"
материал (подготовительная группа)

Землянская Елена Евгеньевна

В сообщении изложен материал : роль труда , задачи трудового воспитания, этапы, принципы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_._formir_trud_.navykov.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

Формирование трудовых навыков у детей с отклонениями в развитии

Сообщение

на методическом объединении воспитателей специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ОВЗ

Землянская Е.Е.

воспитатель

высшей категории

Санкт-Петербург

2018 -2019 уч. год

Оглавление

  1. Введение                                                                                                                 стр. 3              
  2. Задачи трудового воспитания у детей с отклонениями в развитии                 стр.4-5      
  3. Этапы трудового воспитания.                                                                              стр.6-7
  4. Принципы трудового воспитания                                                                        стр.8
  5. Роль трудового воспитания в коррекции психических недостатков детей    стр.9
  6. Выводы                                                                                                                    стр.10
  7. Литература                                                                                                              стр.11

  1. Введение

«Вопрос о роли труда в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке обучающихся к практической деятельности. В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка, труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей».

Труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Трудовое воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, экологическим, нравственным воспитанием. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за порученное дело.

Специальная психология и педагогика говорит о том, что трудовая подготовка для детей с нарушением интеллекта даже более значима, чем для нормально развивающихся детей. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды.

Для продвижения ребенка с нарушением интеллекта в общем развитии, для усвоения им знаний, умений навыков необходимо специально организованное воспитание и обучение. Нормирование мыслительной деятельности способствует продвижению ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.

В качестве наиболее значимого для целей социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями в развитии в теории и практике специального образования выделяется подготовка к труду детей с интеллектуальным недоразвитием. Она направлена на достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе. 

  1. Задачи трудового воспитания у детей с отклонениями в развитии

Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умение работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности); коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве. Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства. К сожалению, дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно трудна проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений. 
Одной из важнейших задач трудового воспитания является формирование у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости. Эта задача является общей в воспитании любого ребенка, но в отношении умственно ограниченных детей приобретает особый смысл. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребенком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии и формированию общей структуры деятельности, создает важные предпосылки другим видам деятельности. Поэтому формирование у умственно ограниченных детей базовых (т. е. минимально необходимых жизненно-практических) навыков должно стать предметом особой заботы как в специальных учреждениях, так и в семье. Выделяют еще ряд задач трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе:

- овладение теоретическими знаниями, практическими навыками, трудовыми умениями, достаточными для участия выпускников специальных школ в производственном труде по несложным специальностям;

- коррекция недостатков трудовой деятельности;

- воспитание положительного отношения к труду, честности и добросовестности в труде, коллективизма и взаимопомощи, чувства ответственности за порученное дело;

- содействие физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию организма и воспитанию физической выносливости;

- организация профориентационной работы на протяжении всего обучения в школе;

- выработка сознательного выбора будущей профессии обучающимися старших классов;

- освоение основных двигательных умений и навыков пространственной ориентировки, способствующей лучшей адаптации школьников в новых для себя условиях после окончания специальной (коррекционной) школы;

- привитие основ психологической культуры поведения в обществе, навыков коммуникативности и уверенности в себе;

- повышение физической активности органов и систем организма школьников, ослабленных болезнью;

- укрепление здоровья, содействие правильному всестороннему физическому развитию организма школьника, имеющего особые образовательные потребности;

- формирование навыков жизнеобеспечения в современных социально-экономических условиях.

Положительное отношение к трудовым занятиям - основное условие эффективности коррекционной работы, позволяющее активизировать умственную деятельность учащихся.
В связи с этим определяя цели трудового воспитания, мы можем выделить следующие: 
1. Включение детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития в специально организованную образовательно-развивающую среду.
2.Организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на предупреждение и преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду и подготовка детей к школьному и трудовому обучению, социальной адаптации в обществе.

3. Формирование социально-адаптированной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудовой деятельности.

Таким образом, цели и задачи трудового воспитания умственно отсталых школьников определяется с одной стороной спецификой развития детей с такой формой отклонения, а с другой – представлениями о параметрах социальной адаптации человека с интеллектуальной недостаточностью в обществе. Из этих двух положений вытекают и соответствующие ели трудового воспитания, которые реализуются при выполнении следующих задач: формирование у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости; развитие коммуникативности, социальной активности детей; формирование навыков адекватного поведения и общения
со взрослыми и сверстниками; развитие психофизиологических качеств; расширение практического опыта детей, развитие у них эмоционально-эстетических и творческих возможностей и т. д.


3) Этапы трудового воспитания.

Развитие трудовой деятельности в дошкольных учреждениях для детей с умственной отсталостью происходит при организации различных режимных моментов, на прогулках, в связи с другими видами детской деятельности, и, прежде всего, игрой, на специальных занятиях, которые предусмотрены учебным планом, а также в семье.

Первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом, основной особенностью которого является направленность на себя, а результатом — умение обслужить себя. Начиная с преддошкольного возраста детей учат соблюдать правила гигиены, самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетными принадлежностями.

Например, умение пользоваться туалетом, привычка быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви. Умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить. В процессе формирования навыков самообслуживания на каждом этапе обучения дети с нарушениями интеллекта овладевают приемами самообслуживания в одевании и раздевании, умении следить за чистотой тела и опрятностью одежды, приеме пищи и поведении во время еды. Помимо трудовых умений у детей развиваются такие качества, как аккуратность, самостоятельность, желание и умение помогать друг другу. Складываются и некоторые коммуникативные умения: обратиться за помощью к взрослым или другому ребенку, поблагодарить, рассказать или отчитаться о сделанном. Особенность формирования навыков самообслуживания – индивидуальный темп их становления в зависимости от глубины нарушения интеллекта.

Культурно-гигиенические навыки формируются в течение всего дошкольного периода. Их сформированность является в дальнейшем одним из условий готовности ребенка с нарушениями интеллекта к школе. Эти навыки развиваются в семье. Приучение детей раннего и дошкольного возраста к самообслуживанию — длительный процесс, требующий со стороны взрослых систематического воспитания навыков, учета особенностей моторного и познавательного развития детей с нарушениями интеллекта. Большое значение имеет предъявление одинаковых требований со стороны всех взрослых к умению ребенка следить за собой, обслуживать себя. Особенно важно предъявление одинаковых требований к труду по самообслуживанию как со стороны педагогов, так и в семье, поскольку нередко родители, испытывая затруднения в общении с ребенком или жалея его, выполняют трудовые действия за ребенка сами.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в группе и классе, дома, участвовать в организации бытовых процессов (накрыть на стол, провести уборку в группе и др.). Особенностью этого вида труда является его общественная направленность, так как он направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Обучение хозяйственно-бытовому труду начинается со средней группы и осуществляется как посильная помощь воспитателям, няне, дефектологу. Дети помогают собирать игрушки, подметать пол, накрывать на стол и убирать посуду, раздавать дидактический материал перед занятиями и др. Приучают детей к хозяйственно-бытовому труду также дежурства в столовой и по подготовке к занятиям. Освоение навыков хозяйственно-бытового труда детьми с нарушениями интеллекта требует от педагога постоянного контроля, неоднократного проговаривания алгоритма действий«В левую руку возьми игрушку, правой протирай»«Хорошо отжимай тряпочку, двумя руками»«Постель заправляй аккуратно, подушку ставь ровно, красиво».

Труд в природе связан с наличием у детей представлений о растениях и животных, с пониманием необходимости ухода за ними. В условиях детского сада дети учатся кормить животных, чистить их клетки, ухаживать за растениями, расчищать снег, собирать листья и др. В процессе труда в природе дошкольники приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопатой, лейкой и т. д.). Труд в природе имеет большое значение для экологического воспитания детей. Освоение детьми с нарушением интеллекта простых трудовых действий в природе (сгребание листьев, в определенное место, расчистка дорожек, бордюров от снега) позволяет решать одновременно две задачи: формировать бережное отношение к окружающему миру растений и животных и закреплять трудовые навыки, необходимые для дальнейшей социально-профессиональной адаптации. Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Понятие коллектива детей с нарушением интеллекта достаточно условно, однако воспитатели используют совместные формы труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы, помогают определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело быстрее и лучше. В реализуемых программах дошкольного обучения для детей с нарушением интеллекта ручной труд вводится на третьем году обучения. Этот вид труда требует владения ножницами, клеем, бумагой, иглой и другими инструментами. Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, глубины нарушения интеллекта, состояния их моторики, восприятия, внимания. Поэтому важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с нарушениями интеллекта, используя различные методы и предъявляя дифференцированные требования к уровню сформированности у детей различных трудовых умений и навыков.

        Важным направлением является ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам. Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой трудтруд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с нарушениями интеллекта, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации, игровых и социальных проб.

  1. Принципы трудового воспитания

Реализация системы трудового воспитания обусловлена рядом принципов. К таким принципам коррекционной направленности производственного и трудового обучения относятся:

1.Дифференцированное образование мотивов трудовой деятельности. Этот принцип подразумевает педагогически целесообразное, доступное осознанию учащихся с нарушением интеллекта, объяснение необходимости трудовой деятельности, исходя из потребностей общества или отдельного индивидуума. Важно обратить внимание на различный социальный опыт учащихся. Сильное мотивообразующее воздействие имеет тесная связь уроков труда с профессиональной ориентацией учащихся вспомогательных школ, с общим процессом подготовки к выбору профессии.
2. Планирование трудовой деятельности на основе относительно стабильных образцов. Детям с интеллектуальной недостаточностью следует прививать определенные образцы с ориентацией на их активное сознательное усвоение. Сначала это обеспечивает внешнюю структуру деятельности (протекание), а при педагогически правильном использовании — переход во внутренний (умственный) план. В дальнейшем это будет иметь большое значение при овладении профессиональными и прочими практическими умениями, необходимыми на производстве. Механическое заучивание нецелесообразно, так как его следствием является ограниченная готовность применения навыков в иной ситуации.

3.Комментирование деятельности. Решающее значение для сознательной трудовой деятельности имеет ее речевое сопровождение. Оно предотвращает переход к механическим манипуляциям, побуждает к правильному отражению связей между отдельными действиями и операциями. Учащиеся затрудняются словесно выразить временную последовательность отдельных действий, так как слово само по себе уже организация деятельности. Элементарнейшей формой является сопровождающая речь, когда каждый этап сложного действия тотчас же находит речевую фиксацию. Значительно усложняется решение вербальной задачи при итоговом комментировании, представленном в форме сообщения. Во избежание тормозящего воздействия на внутреннюю речевую регуляцию следует отказаться от комментирования в развернутой форме.
4.Расчленение комплексных задач с учетом индивидуальных
показателей умственной недостаточности. Использование метода разделения трудовых заданий при выполнении комплексной задачи с учетом индивидуальных возможностей учащихся обеспечивает условия для возникновения положительных эмоций: переживания успеха, чувства удовлетворения. Необходимо и привитие навыков коллективной деятельности. Следует постоянно учитывать потенциальные возможности развития учащихся со слабой успеваемостью. Их нельзя привлекать исключительно к вспомогательным действиям, каждая следующая ступень их развития должна ставить перед ними всевозрастающие требования.
5. Систематическое развитие навыков самоконтроля. Следует уделять большое внимание систематическому развитию навыков самооценки и контроля. Значение способности сравнивать результаты деятельности (рабочий результат) и план деятельности (рабочее значение, эскиз, количественные и качественные параметры) не замыкается узкими, частыми функциями контроля. Умение сопоставлять реальный результат с заданным образцом служит необходимой предпосылкой для социальной интеграции в рабочем коллективе.

5) Роль трудового воспитания в коррекции психических недостатков детей

Процесс трудового обучения в коррекционной школе, прежде всего, направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков, но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.
Как отмечают специалисты, учащиеся за время трудового обучения в школе более инициативны и самостоятельны, адекватно ведут себя в различных учебных и бытовых ситуациях.
Определенную положительную динамику можно наблюдать в развитии познавательной деятельности детей. Они усваивают названия времен года, месяцев и дней недели. У них появляется элементарная ориентировка в окружающем мире. Учащиеся узнают назначение отдельных помещений специального учреждения, могут правильно сообщить домашний адрес, рассказать с кем живут, а некоторые из них сообщить, где работают родители.
Значительно улучшается речь детей. Многие довольно хорошо понимают обращенные к ним высказывания, могут повторить относительно трудную фразу, их словарь пополняется названиями бытовых и производственных действий, предметов обихода (обобщающими словами часть детей все же не овладевает). С помощью педагога учащиеся составляют простые предложения по демонстрируемым действиям, картинкам, вопросам учителя.
Развитие интересов и потребностей взаимосвязано. Исходя только из этого, уже следует отметить, что у умственно отсталых с опозданием и с трудом формируются высшие духовные интересы. В процессе специальной воспитательной работы такие интересы могут быть воспитаны. Однако они все же не достигают в своем развитии того высокого уровня, который может быть достигнут в процессе воспитания нормального человека. Познавательные интересы являются одной из разновидностей интересов духовных.

К начальному проявлению познавательного интереса следует отнести желание умственно отсталого ребенка поближе познакомиться с попавшим в поле зрения предметом. Этот интерес неустойчив, ситуативен. С исчезновением вызвавшей интерес ситуации он утрачивается. Подобное элементарное проявление интереса свойственно всем группам учеников коррекционной школы. Устойчивый же личностный интерес характеризуется познавательной устойчивой направленностью. Для его возникновения у умственно отсталых требуется специальная длительная и кропотливая работа.

Актуальной проблемой является и коррекция эмоционально-волевой сферы в процессе профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых подростков. Трудовая деятельность способствует ее стабилизации при выполнении поставленных трудовых задач, что в свою очередь является доминирующем в их производственной деятельности. Эффективность организации профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся зависит и от подбора содержания учебного процесса применительно к развитию личности, как будущего специалиста в определенной профессиональной деятельности.

Воспитывающая направленность трудового обучения в школе состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее.

Целенаправленная работа с детьми дает положительные результаты в плане развития их личностных качеств. Поведение многих учащихся в ходе трудового обучения становится упорядоченным, они научаются выполнять все режимные моменты, следовать указаниям учителя, стараются при этом заслужить его положительную оценку. Следует также отметить стремление части воспитанников оценивать выполненную работу, оказывать под руководством педагога помощь товарищам.

6). Выводы.

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.

Работая по данному направлению с детьми своей группы, в которой находятся дети с нарушением интеллекта, мною проводились различные: беседы, игры, практические занятия “Моя группа, и т.д.”. Выполняя трудовую работу по детскому дому и по группе, дети соблюдают график дежурства, который был им дан. Дети выполняют обязанности дежурного по группе,  в классе  и т.д. Специфические особенности психики воспитанников с нарушением интеллекта ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении и воспитании детей. В первую очередь это касается использования в коррекционных целях различных видов трудовой деятельности. Труд может протекать в процессе учебной и практической деятельности. Используются такие его виды, как: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд по уходу за растениями.

Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Понятие коллектива детей с нарушением интеллекта достаточно условно, однако я использовала  совместные формы труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело быстрее и лучше.

На моём  занятии по уборке группы, дети показали, какие  трудовые навыки они  приобрели. Мальчики знают и умеют как пользоваться трудовым инвентарём. Ваня научился правильно мыть полы. Макар умеет протирать пыль на полках, подоконниках. Артём научился отжимать тряпку. Все дети с большим удовольствием принимают участие в уборке группы. Также дети знают где должен находиться инвентарь, и без спроса взрослого никогда не возьмут. После уборки все дети моют руки с мылом.  

В дальнейшем в своей работе буду и дальше совершенствовать трудовые навыки детей.

7)Литература

1. Коррекционно–развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. рекомендации/ Е. А. Екжанова, Е. А. Стрельникова. - М.: Просвещение, 2009.

2. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991. Маркова Т. А.

3. Учите детей трудиться. — М., 1983.. Буре Р. С, Година Г. Н.

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика – синтез, 2010.

5. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. - СПб.: КАРО, 2009.

6.Трудовое воспитание в детском саду. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. М.: Мозаика  - Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие с семьей по формированию трудовых навыков у детей у дошкольников»

Стоит только привыкнуть к труду, как уже нельзя жить без него.Все в этом мире зависит от труда.Л. ПастерЭффективность трудового воспитания в дошкольном учреждении и его уровень не может происходить бе...

«Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Вы желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом – создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помо...

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности

Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности...

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ ПО СРЕДСТВАМ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования трудовых навыков у детей 2-7 лет по средствам игры в условиях сельской местности....

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...