Возрастные особенности детей среднего возраста
статья (средняя группа)

Седова Наталья Викторовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста

 Ребенок на пятом году жизни разительно отличается от того, каким он был год назад. И это связано не только с совершенствованием физических

навыков и умений. Возрастные особенности развития детей в возрасте 4 – 5 лет характеризуются, прежде всего, тем, что дошкольник уже пришел в себя после недавнего кризиса, поэтому способен более плодотворно развиваться в психоэмоциональном, творческом плане. Малыш становится намного мудрее, прогрессируют его аналитические способности.

 Возраст 4–5 лет пора относительного штиля: «войны за власть и

территорию» завершены, теперь ребенок более спокоен, собран, послушен. Он уже не нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых и стремится к внешней самостоятельности.

 Одной из главных отличительных черт этого возраста является то, что ребенок начинает любить родных. Не просто говорить «люблю», потому что так принято выражать чувства среди его ближайшего окружения, а по-настоящему любить, понимая всю глубину этой привязанности. Это ценное чувство важно не утратить, не разрушить неправильными действиями взрослых.

 По-прежнему огромное влияние на общее развитие ребенка оказывает развитие психическое. При этом характеристика возрастных

особенностей периода 4–5 лет включает следующие аспекты:

Демонстрация самостоятельности и инициативы для повышения

собственной значимости в глазах родителей; (Это значит, ребенок стремится завоевать уважение и высокую оценку взрослых своим поступкам, ждет от них похвалы за достижения и добрые дела. Не получив похвал, малыш отреагирует обидой.)

Внимание к своему здоровью и самочувствию; (Малыш уже довольно точно может описать свое состояние и старается сообщить маме или воспитателю,

если самочувствие ухудшилось)

Этическое становление; (Малыш начинает понимать ощущения и чувства других людей (не только себя или сверстников, учится сопереживать чужому горю, находить выход из конфликтных ситуаций при общении с

окружающими.)

Активная социализация; (Круг отношений только внутри семьи для ребенка окончательно разрывается. Дошкольник все больше погружается в мир

сверстников, все больше нуждается не только в их внимании, но и в одобрении, поддержке, уважении. Дети пятилетнего возраста не просто играют вместе –

они делятся впечатлениями о произошедших событиях, покупках, о том, как прошел их день)

Развитие воображения, повышение роли сказок; (На пятом году жизни у ребенка активно развиваются творческие способности и воображение.

Малыши часто живут в придуманном мире, где они играют главную роль, побеждают зло, обладают силой, мудростью, добиваются признания своих достижений, которые недостаточно реализованы в реальности. К тому же,

обычная сказка сейчас помогает ребенку найти решение многих его насущных психологических проблем, предлагая систему образов, среди которых малыш выбирает более импонирующие. Он учится различать добро и зло, быть положительным.)

Неуемная любознательность; (Дошкольнику этого возраста интересно все на свете. Он задает самые разнообразные вопросы и ждет полных ответов от взрослых. Если в этот момент он не будет удовлетворять потребность в такой информации, у него может навсегда пропасть тяга к познанию)

Ранимость и чувствительность; (На пятом году

жизни дошкольники болезненно реагируют на замечания, наказания. Неловко брошенная фраза взрослого может зародить в ранимой детской душе букет

комплексов, которые помешают ему успешно реализоваться во взрослой жизни.)

Страхи и кошмары; (Бурное развитие фантазии может не всегда положительно сказываться на эмоциональном состоянии ребенка, порождая самые разные страхи и «плохие сны»)

Значительное усложнение игровой деятельности; (Игра в этом возрасте у детей становится гораздо более сложной, сюжетно-ролевой. Дети играют в магазин, в дочки-матери, больницу, войнушки. Во время игр малыши

развивают способности взаимодействия, проявляя всю гамму эмоций: ссорятся, мирятся, помогают, ревнуют, дружат.)

Различие людей по половому признаку становится намного глубже; (Теперь дети могут разделять по половому признаку не только одежду или прическу, но и, например, поведение, профессии, черты характера, манеру поведения,

родственные связи (девочка – сестра, дочь, внучка, мальчик – сын, брат, внук)

Повышенная склонность к запоминанию. (Хотя память еще непроизвольна, именно на пятом году ребенок склонен запоминать множество самых разных вещей с такой интенсивностью, которой он уже не достигнет в последующие годы)

Что ж, вполне благополучная картина, если не считать страхов. Но в том и заключается важная обязанность родителей – вовремя реагировать на происходящее с их малышом. Направляя фантазию в нужное русло, увлекая ребенка интересной беседой или веселой игрой, переключая малыша на позитив, они могут блокировать страхи.

 СТРЕМИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Как видно, возрастные особенности развития ребенка пятого года жизни характеризуются ростом навыков социализации (особенно – в детском

коллективе, эмоциональных проявлений, настоящим буйством

воображения.Все это приводит к активному совершенствованию речевых навыков:

малыш уже употребляет от одной до трех тысяч слов, относящихся к разным частям речи;

строит предложения из 6–10 слов;

понимает значение предлогов и правильно их применяет в речи;

правильно употребляет множественное число;

использует в речи сравнительные и оценочные суждения;

правильно называет свой возраст, имя, фамилию, адрес проживания;

может поддержать беседу – развернуто отвечает на вопросы, правильно строит собственные вопросительные конструкции;

учит наизусть детские стихи, песенки, потешки; знает названия и суть нескольких профессий.

 ЛОГИКА, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Возрастная любознательность и стремление показать степень своей «взрослости» на этом этапе роста и развития вместе с

совершенствованием процессов развития головного мозга не могут не повлиять на уровень интеллекта в целом и на расширение палитры логически-

математических навыков в частности. Сейчас быстро увеличивается объем

памяти, внимание способно концентрироваться на более длительное время. Это период, когда в память дошкольника можно вложить самые разнообразные знания, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Мышление ребенка этого возраста – наглядно-образное, причем на первом месте по-прежнему стоит наглядность, поэтому его действия, в том числе

мыслительные, отличаются практическим характером. Лишь к концу пятого года мышление постепенно перейдет в словесно-логическое, построенное на логическом рассуждении. Ребенок освоит сложные умственные операции обобщения, сравнения, анализа, синтеза, классификации, сможет делать логические выводы. Это будет говорить не только об уровне общего развития, но и о степени готовности ребенка к обучению в школе.

 Сейчас идет активная подготовка к переходу на новый тип мышления.

Ребенок этого возраста уже многое знает и умеет: ориентируется в

расположении предметов (спереди, сзади, в середине, сверху, снизу); знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал,

прямоугольник); считает до 9, сопоставляя количество предметов с конкретной цифрой; может расположить цифры от 1 до 5 в прямой и обратной

последовательности; при сравнении предметов понимает понятия «меньше», «поровну» («равно», «больше»; может найти сходства и различия на изображении; складывает картинку, разрезанную на 2–6 частей; собирает по образцу конструкции без посторонней помощи (сложной формы пирамиду, фигуры из конструктора); вставляет недостающие фрагменты изображения (пазла); находит пары предметов, лишний предмет в цепочке,

может объяснить свое решение; подбирает противоположные слова, понимая их значение; может объяснить несоответствие картинки действительности, найти лишние детали; в состоянии собирать буквы в слоги – можно начинать обучение чтению.

 На 5-м году жизни меняется характер взаимоотношений с детьми.

Ребенок уже не может обходиться без ровесников. Общение со взрослыми, даже очень занимательное, не способно заменить общение со сверстниками. Это связано с переходом к совместной игре и эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией,

демонстрации своих знаний. Сверстник становится интересен как партнер по играм. Сюжетно-ролевые игры на 1-м месте. Нельзя играть

во «врача» без «пациента», в «продавца» без «покупателя»,

в «маму» без «детей». Около 4-х лет партнером по игре могла быть игрушка, а теперь появился интерес к взаимодействию с настоящим партнером сверстником.

Возрастает сопереживание сверстнику. Однако, оно зачастую неадекватно – успехи сверстника могут огорчать, а неудачи – радовать. Дети начинают хвастать, завидовать, конкурировать, конфликтовать. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Достоинства, которыми обладает ребенок, приобретают значимость, только когда их оценивает кто-то другой.

Потребность в признании и уважении сверстников оказывается главной.

 ДРУГИЕ НАВЫКИ, КРУГОЗОР, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В

промежутке между 4 и 5 годами малыш достаточно уверенно ориентируется в предметах и событиях окружающего мира. Сейчас он может: назвать группы

животных (птиц, насекомых, рыб и т. д., назвать их представителей и основные отличия (лапы, крылья, усы); назвать группы фруктов, ягод, овощей, деревьев, цветов, кустарников, различает их виды и характеристики; различает домашних и диких животных, знает их названия; различает культурные и дикие растения; понимает разницу между продуктами и блюдами из них; ориентируется во

времени суток (сейчас утро, день, вечер, ночь); знает основные особенности

строения человека, отличает его части тела от животных (лапы и ноги, волосы и шерсть, ногти и когти); знает, как выглядят времена года, каковы

их особенности, какие бывают осадки в разное время года, холодно или тепло.

В плане самообслуживания ребенок этого возраста уже вполне самостоятелен. Он не только умеет пользоваться средствами гигиены и туалетом, вилкой, ложкой, но и в состоянии сам завязывать шнурки, застегивать кнопки, липучки, молнии, пуговицы. Уже не путает правый ботинок с левым.

 Активно развивается мелкая моторика, что также свидетельствует о подготовке рук к обучению письму.Малыш может самостоятельно: нанизывать крупные бусины на нить; проводить линии без отрыва карандаша от бумаги; штрихует рисунок прямыми линиями, не вылезая за границу; раскрашивает, не вылезая за край, обводит по контуру.

 В плане физического развития ребенок на пятом году жизни уже более скоординирован, легче держит равновесие. Все его действия становятся более уверенными, малыш становится быстрым, ловким, нуждается в постоянном движении. Физиология детей этого возраста требует от взрослых внимания к осанке ребенка, дозирования нагрузок, чередования их с отдыхом.

 Основные физиологические особенности ребенка пятого года жизни:

быстрый, но неравномерный рост мышечной массы, что приводит к быстрой утомляемости;

гибкость, поскольку окостенение скелета еще не завершено (поэтому силовых упражнений следует избегать);

развитие детской дальнозоркости из-за того, что хрусталик приобретает плоскую форму;

увеличивается объем легких, брюшной тип дыхания уступает место грудному, из-за чего потребность в кислороде у детей этого возраста резко возрастает;

повышается чувствительность к резким звукам и сильному шуму. /

 Возраст 4–5 лет – пограничный между кризисом 3 лет и подготовкой к обучению в школе. От того, как пройдет этот период, во многом будет зависеть и успешность ребенка в освоении навыков, необходимых для обучения.

Поэтому развитию малыша нужно уделять постоянное внимание.

«Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на

котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».

В. А.  Сухомлинский             Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возрастные особенности детей среднего возраста

Средний возраст - важнейший период в развитии дошкольника.Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. В средней группе особенно важно налади...

Возрастные особенности детей среднего возраста

В игровой деятельности среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут менятьс...

«Возрастные особенности детей среднего возраста»

laquo;Возрастные особенности детей среднего возраста»...

Статья.«Возрастные особенности детей среднего возраста»

Особенности детей среднего возраста...

Родительское собрание: "Возрастные особенности детей среднего возраста"

По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который ...