Планирование образовательной деятельности в младшей группе № 9 на 2021 - 2022 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад №57»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО
на Педагогическом совете Протокол от« __» ________2021 №___ Согласовано старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №57»____________________С.В. Максимова |
| УТВЕРЖДАЮ: Зав. МАДОУ Детский сад № 57 Приказ № _____ от «______»___________2021г. _______________/М.В. Ерошкина/ |
Планирование
образовательной деятельности
в младшей группе № 9
на 2021 - 2022 учебный год
Разработали воспитатели:
Сорокина Н.В.
Макашева Л.Г.
Энгельс-2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка………………………………………………….......2
1.2. Возрастные особенности детей четвертого года жизни………………….11
1.3. Промежуточные результаты освоения планирования…. .……………....12
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание работы педагога по освоению детьми образовательных областей ….............................................................................................................17
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» …………….............................................................................................................17
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие» …......................37
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие» …………………………55
2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»... 64
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие» ………………….....76
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации………………81
2.3. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников…………………...86
2.4. Часть планирования, формируемая участниками образовательных отношений..............................................................................................................92
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение, средства обучения и воспитания ………..102
3.2. Режим дня…………………………………………….................................103
3.3. Циклограмма непосредственно образовательной деятельности……………………........................................................................105
3.4. Выписка из учебного плана……………………….....................................106
3.5. Комплексно-тематическое планирование………………………………..109
3.6. Особенности организации, развивающей предметно - пространственной среды в группе…………………………………………….................................117
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Настоящее планирование образовательной деятельности разработано на основе основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад № 57» на 2021-2022 учебный год и в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020г. № 304-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России Департамента общего образования 28 февраля 2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 г. №237 – 23 - 16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 г. Москва «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2020 г. № 61573);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32 г.Москва «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 ноября 2020 года, № 60833);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 г.Москва «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (с изменениями на 24 марта 2021 года) (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 июля 2020 года, регистрационный N 58824);
- Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Устав МАДОУ «Детский сад № 57» от 05.02.2018 г. № 248-од.
Цели планирования образовательной деятельности:
(соответствуют целям Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, - М.: «Мозаика-Синтез», 2019.):
• Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
•Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.
•Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
•Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения.
•Беседовать с ребенком о членах его семьи.
•Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
•Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада, их труду; напоминать их имена и отчества.
•Совершенствовать культурно- гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
•Формировать элементарные навыки поведения за столом.
•Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
•Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
•Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
•Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
•Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
•Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
•Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях , расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
•Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе.
•Расширять ориентировку в окружающем пространстве.
•Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
•Знакомить с работой водителя.
•Знакомить с источниками опасности дома.
•Формировать навыки безопасного передвижения в помещении.
•Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
•Развивать умение видеть общий признак предметов группы.
•Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
•Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.
•Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.
•Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами.
•Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
•Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя.
•Различать правую и левую руки.
•Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
•Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта. Предлагать выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.
•Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие. Развивать образные представления.
•Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.
•Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
•Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная); подбирать предметы по цвету и величине, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей.
•В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
•Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их функциями и назначением.
•Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода , устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.
•Расширять представления детей о свойствах материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты.
•Предлагать группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы.
Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей.
•Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры- драматизации по произведениям детской литературы.
•Знакомить с ближайшим окружением: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.
•Рассказывать детям о понятных им профессиях, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные качества человека, которые ему помогают трудиться.
•Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней.
•Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами . Расширять представления о диких животных, о земноводных (на примере лягушки). Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой. Расширять представления детей о насекомых.
•Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды.
•Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях. Показать, как растут комнатные растения. Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.
•Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
•Дать представления о свойствах воды, песка, снега. Учить отражать полученные впечатления в речи ипродуктивных видах деятельности.
•Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе. Знакомить с правилами поведения в природе.
•Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
•Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу .
•В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
•В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
• На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
•Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов , качества , особенности поверхности , некоторые материалы и их свойства , местоположение.
•Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.
•Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
•Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
•Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; форму множественного числа существительных в родительном падеже
•Помогать получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами.
•Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом.
•Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» .
•Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
•Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
•Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
•Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации
•Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.
• Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства, подводить к различению видов искусства через художественный образ.
•Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.
•Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
•Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали , сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения , использовать в постройках детали разного цвета. Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину .
•Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету.
•Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
•Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.
•Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.
•Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.
•Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
•Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.
•Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, выразительность и красоту движений.
•Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения,
ориентироваться в пространстве.
Принципы планирования
1) Принцип развивающего образования;
2) Принцип культуросообразности;
3) Принцип научной обоснованности и практической применимости;
4) Принцип интеграции образовательных областей;
5) Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
Содержание образовательной деятельности
-содержание планирования образовательной деятельности соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
-предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Планирование образовательной деятельности в младшей группе № 9 на 2021-2022 учебный год содержит 2 части:
обязательную часть - 82% И часть, формируемую участниками образовательных отношений - 18%.
Содержание планирования образовательной деятельности строится на основе комплексной программы:
•Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, - М.: «Мозаика-Синтез», 2019.
Часть планирования, формируемая участниками образовательного процесса, строится на основе парциальной программы:
•О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - С-Пб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 1999
Цель: Создать условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о русских традициях и праздниках;
- Развивать чувство причастности детей к наследию прошлого;
- Способствовать восприятию художественных произведений, фольклора, реализации самостоятельной
творческой деятельности.
•«Перспективный план работы с детьми 2-7 лет по развитию мышления и речи средствами
моделирования мыслительных действий. / Под. ред. Т.А. Сидорчук - Ульяновск, «Вектор - С». 2011.
Традиции нашей группы:
•Утро радостных встреч (приветствие в радостной форме, использование различных игр-забав).
Цель: обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение.
•Поздравление с Днем Рождения.
Цель: развивать способность к сопереживанию радостных событий, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.
•Календарь настроения.
Цель: наблюдение за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей.
В младшей группе № 9 учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в данной группе.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится в не ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами- заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Графические образы бедны. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация.
1.3. Промежуточные результаты освоения планирования
Направления развития детей | ||||
Физическое развитие | Социально- коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно- эстетическое развитие |
• Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление. | Игровая деятельность • Может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя. • Умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. • Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх | • Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.). • Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. • Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. | • Рассматривает сюжетные картинки. • Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения. • Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами | Рисование • Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. • Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам. Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками. |
Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, • Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него • Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; • Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы Лепка • Умеет отделять от большого куска глины небольшие 11 темп бега в соответствии с указаниями воспитателя. • Сохраняет равновесие при ходьбе ибеге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы. • Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке- стремянке, гимнастической стенке произвольным способом. • Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см. • Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5м. | Способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на негоотзываться(кукольный, драматический театры). • Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. • Имитирует движения, мимику, Интонацию изображаемых героев. • Может принимать участие в беседах о театре(театр-актеры- зрители, поведение людей в зрительном зале). Трудовая деятельность • Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. • Может помочь накрыть стол к обеду. Кормит рыб и птиц (с помощью воспитателя). Безопасность • Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. • Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. • Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения. | • Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же». • Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму. • Понимает смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над - под, верхняя- нижняя(полоска). • Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь». • Называет знакомые предметы, объясняет их назначение, выделяет и называет признаки (цвет, форма, материал). • Ориентируется в помещениях детского сада. Называет свой город (поселок, село). • Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей. • Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. • Проявляет бережное отношение к природе. воспитателя. • Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. • Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. | Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. • Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. • Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. | Лепка • Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней. • Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки. Аппликация • Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы. • Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы. Музыка • Слушает музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. • Различает звуки по высоте (в пределах октавы). • Замечает изменения в звучании (тихо — громко). Поет, не отставая и не опережая других. • Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.). |
Педагогическая диагностика
Реализация планирования образовательной деятельности предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Результаты наблюдений фиксируются в сводных диагностических картах в начале и по окончанию учебного года, при необходимости в середине года проводится промежуточный мониторинг освоения воспитанниками ООП ДО ДОУ. Педагогами ведутся карты учета индивидуального развития воспитанников, портфолио достижений воспитанников. Для воспитанников, имеющих трудности в освоении содержания ООП ДО разрабатываются индивидуальные
образовательные маршруты. По окончанию учебного года на каждого воспитанника составляется характеристика, отражающая особенности развития ребенка и результаты освоения программы.
Технология наблюдения включает алгоритм следующих действий:
- определение цели и задач (выявить эффективность, состояние, уровень, характер педагогического явления);
- выбор объекта, предмета и ситуации(что наблюдать, когда и при каких условиях);
- выбор способа наблюдения(открытое или скрытое в деятельности или вне ее, эпизодически или длительно по времени, неоднократно, повторно и др.).
- выбор способа фиксации результатов наблюдения(бланки, карты, видеозапись и т.д.)
- анализ полученной информации.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания
контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
- проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
-художественной деятельности;
- физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной
траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику развития детей и скорректировать свои действия.
Педагогическая диагностика проводится 3 раза в год: сентябрь, декабрь, май, по методике:
Название | Автор | Издательство |
Диагностика педагогического процесса в младшей группе дошкольной образовательной организации | Верещагина Н.В. | С-Пб., «Детство Пресс», 2015 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы с родителями во второй младшей группе на 2021- 2022 учебный год
Перспективное планирование работы с родителями во второй младшей группе на 2021- 2022 учебный год...
Циклограмма образовательной деятельности младшая группа на 2021-2022 учебный год.
Циклограмма образовательной деятельности младшая группа на 2021-2022 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в младшей группе на 2021-2022 уч. год
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детский сад №44 Выборгского района г. Санкт - Петербурга. Рабочая программа спрое...
Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе на 2021-2022 учебный год
Содержание образовательной деятельности с детьми 5-6 лет даётся по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз...
Рабочая программа по организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми 2-й младшей группы на 2021-2022 учебный год
ОглавлениеВведение1. Целевой раздел Программы: 1.1. Пояснительная записка1.1.1 Цели и задачи реализации Программы1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы1.1.3. Характеристика особеннос...
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №2 на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа для младшей группы...
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №2 на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа в младшей группе...