Викторина "Познавательная активность – что это?"
материал
Познавательная активность или любознательность - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. Познавательная активность – это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но её мера и направленность у детей не одинакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_poznavatelnaya_aktivnost.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №13 «Золотая рыбка»
Сценарий викторины для педагогов
Тема: «Познавательная активность – что это?»
Подготовил:
Ст. воспитатель
Чернова А.Б.
2017 г.
Викторина «Познавательная активность – что это?»
1 команда - «Эрудиты»,
2 команда - «Интеллектуалы».
«Эксперты» - могут просить уточнить, дополнить ответ команды, оценивают полноту ответа, контролируют регламент.
Первый тур «Мы знатоки»
Что такое познавательная активность?
Педагоги обсуждают вопрос и дают свой ответ.
Действительно вы все правы.
Познавательная активность или любознательность - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. Познавательная активность – это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но её мера и направленность у детей не одинакова.
Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить о её содержании, и о характере её организации. Чем заинтересован ребенок, какова интенсивность стремлений к знакомству с определенными явлениями, можно судить по 4 показателям:
- Внимание и особый интерес к предмету.
- Эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность, т.е. разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом).
- Действие, направленное на лучшее распознавание устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности обследований.
- Постоянное стремление к предмету даже тогда, когда его нет.
По каким показателям можно судить об уровне развития познавательной активности ребенка?
Педагоги обсуждают вопрос и дают свой ответ
Обобщив ваши ответы можно сказать, что показатели познавательной активности — это:
- сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме;
- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;
- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,
- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).
Исследование позволило выявить три уровня познавательной активности у дошкольников.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ.
Дети стремятся к игрушкам, отличающимся яркими перцептивными свойствами (большие, красочные, звучные), а также к тем, что знакомы по своему функциональному назначению (телефон, посуда); отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью. Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом.
ПРОЯВЛЕНИЯ
Ребенок сосредоточен на игрушках знакомого типа и занят повторными действиями, в которых воспроизводит способ их обычного употребления, например: ест ложкой, смотрит в зеркало, причесывается, ставит на стол чашки и тарелки, затем перемещает предметы и вновь повторяет действия.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ.
Его суть – содержание познавательной потребности и уровень самоорганизации. Дети стремятся ознакомиться с игрушками и другими предметами, имеющими определённые функции. Привлекает возможность различного их использования, опробования функциональных свойств, стремление проникнуть в скрытые свойства предмета. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям. Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяются с помощью взрослого.
ПРОЯВЛЕНИЯ
Ребенок осматривает все игрушки и быстро выбирает те, которые позволяют ему действовать с ними многообразно, например, сооружает из кубиков различные постройки, превращает их в дом, мост, башню, дорогу, диван и т.д., из этих же кубиков пытается составлять картинки. Все свои действия ребенок комментирует и сопровождает подражательными звуками ( «ррр»; «шшш»; «та-та-та» и т.п.).
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ.
Его суть – новое содержание. Интерес и активность показывают скрытые внутренние свойства предмета и в большей степени – внутренние, понятия о хорошем и плохом, оценки поступков людей. Активность направляется целью достичь желаемого результата. Цель может быть и не достигнута, но стремление к успеху сохранен надолго. Вариант этого уровня: цель должна быть достигнута. Уровень интереса к внутренним свойства предмета – это самоорганизация.
ПРОЯВЛЕНИЯ
Ребенок целиком занят изучением предмета неясного назначения. Он сначала торопливо осматривает, прислушивается и присматривается, затем начинает вглядываться более пристально, поворачивать медленнее. Действия сопровождаются комментариями, предположительными. Длительные неудачи вынуждают отложить предмет в сторону, ребенок как бы сосредотачивается на какой-либо знакомой игрушке. Именно «как бы», так как на самом деле он то и дело поглядывает в сторону предмета-загадки. Наконец не выдерживает и пытается выявить секрет игрушки. Даже в случаях неудачи такой тип поведения дошкольника можно характеризовать как высший уровень познавательной активности.
Второй тур «Блиц-опрос».
Вопросы задаются поочередно каждой команде:
- Без чего человеку жить нельзя, оно у каждого есть? (без имени.)
- Чем хлеб в печь ставят? (Тестом.)
- Что бывает без костей? (Язык.)
- Зеркало души – это…? (Глаза.)
- Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 часов.)
- Что общего между Шерлоком Холмсом, И. Сталиным (трубка);
- Сплюснутый квадрат. (ромб)
- Скрипичный, водяной, замочный …(ключ)
- Общее между деревом, книгой и венгерской музыкой? (Лист)
- Балерина и курильщик. Что общего? (пачка)
- Учёный, увидевший насквозь всё человечество? (Рентген)
- Какой узел нельзя развязать? (железнодорожный)
Третий тур «Кто больше»
На карточках
1 команде: «Перечислите методы, которые вы используете для повышения познавательной активности детей».
(Игровые приемы, воображаемая ситуация, игры-драматизации, наглядность, сюрпризные моменты, элементы новизны, д/и на сравнение, анализ, группировку и классификацию, моделирование, конструирование, путешествие по карте, умение отвечать на вопросы, использование различных форм повторения, опыты, эксперименты, экскурсии, наблюдения и пр…)
2 команде: «Назовите д/и, способствующие умственному развитию, развитию внимания, мышления и т.п»
(На сравнения «Чем похожи, чем отличаются», «Сравни картинки», …по сходству, по контрасту, … на простые аналогии «Найди такой-же», … на классификации по разным признакам «Разложи по цвету», … на обобщающие понятия «Назови одним словом», «4-й лишний», … логические задачи, лабиринты, кроссворды, ребусы, на умение делать выводы «Части-целое», «Что сначала, что потом», … приемы фантазирования, придумывания сказок и пр…)
Четвертый тур «Метод фокальных объектов»
Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО).
Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Рассмотрим это на примере.
Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил:
- Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку. Количество выбранных предметов может быть неограниченным, но для удобства в работе лучше отобрать 2 – 3 объекта.
- Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он (оно, она, они)?» Например, выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжке), плавающий, смеющийся, заботливый.
- Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.
- После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.
«Летающее яблоко» — нужны крылья, надуть, как шар, и завязать
веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура – оно легкое.
«Бегущее яблоко» — у яблока выросли ножки.
«Смеющееся яблоко» — у него должны быть рот и глаза.
И «летающие», и «смеющиеся», и «бегущие» яблоки растут на дереве. Их надо собирать. Как? Только притронешься к «смеющемуся яблоку» — оно так расхохочется, что может лопнуть от смеха. Ему сначала нужно рассказать что–нибудь грустное, а потом срывать. Или «срывалка» должна быть темной: яблоко решит, что наступила ночь, и заснет. С «летающими» и «прыгающими» яблоками труднее. Хочешь сорвать, а оно на другую ветку прыгнуло или улетело. Как быть? Схватить за хвост (черенок), набросить сетку, заранее привязать тонкую нитку и держать за нее…
Фантазии детей в процессе придумывании таких рассказов, как правило, нет предела.
На листочках написаны слова:
1 команда кресло, зима, лампочка, книга.
2 команда кресло, зима, лампочка, книга
Команды подбирают определения к выбранному слову, записывая их на листе, затем объясняют значения слова в «Фокусе» с новыми определениями. (Кресло: мягкое, кожаное и т.п. Зима мягкая, это какая?)
кресло, зима, лампочка, книга
Перечислите методы, которые вы используете для повышения познавательной активности детей
Назовите д/и, способствующие умственному развитию, развитию внимания, мышления и т.п.
ЭКСПЕРТЫ |
Интеллектуалы |
Лист оценки экспертов
Команды | I тур | II тур | III тур | IV тур | Итого |
Эрудиты | |||||
Интеллектуалы |
I тур – 1 – 5 баллов. Оценивается правильность, полнота ответа. Грамотность речи
II тур – 1 балл за каждый правильный ответ
III тур - 1 балл за каждый правильный ответ
IV тур - 1 – 5 баллов. Оценивается оригинальность полученного результата, творческое воображение, логика, грамотность речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.
Данное сообщение представляет собой обобщенную информацию о понятии активности, которое является важным при рассмотрении всего процесса детского развития. Информация имеет ценность как для работников ...
Основной побудитель эстетической активности – стремление ребенка к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению.
Консультация для родителей и воспитателей....
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация «Развитие активности и творчества детей раннего возраста в процессе двигательной активности»
Консультация для воспитателей младших групп...
Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"
Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"...
активные методы обучения в методической работе ДОУ как средство повышения интереса, творческой активности педагогов и важное условие повышения качества педагогического процесса
В статье представлен опыт работы с педагогами по применению активных методов методичесой работы...
Презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"
презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"...