Консультация для родителей "Адаптация детей к детскому саду"
материал
С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей к детскому саду.
С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит физическое и психическое развитие ребенка, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и в семье. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Контакты с родителями я устанавливала за 2 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Организовала первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводилась беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. Затем родителей знакомила с группой, проводила экскурсию по групповым помещениям, чтобы как можно подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрировала, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. С этой целью я подготовила для родителей консультации и рекомендации: «Адаптация детей к дошкольному учреждению», «Значение режима дня для воспитания», «Воспитание культурно-гигиенических навыков в раннем возрасте». Также подсказывала родителям какие игрушки и пособия следует приобрести для детей, особое внимание обратила на их соответствие возрасту ребенка.
С каждым родителем заранее было обговорена очередность поступления детей в детский сад. Для того, чтобы помочь ребенку безболезненно пережить поступление в детский сад – вхождение ребенка в коллектив должно быть постепенным. Сначала я принимала ребенка на 2 часа, в неделю не более трех малышей. В этот период каждое утро проводила экскурсию по группе, подробно знакомила с индивидуальными предметами гигиены, правилами поведения, старалась установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребенком, учитывая его домашние привычки. Это позволяет формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения.
На следующем этапе ребенок посещает ДОУ в первую половину дня. В этот период продолжаю устанавливать эмоциональный контакт с малышом (он уже сам идет на руки, на колени, принимает ласку); закладываю основы доброжелательного отношения к сверстникам, способствую развитию игры «рядом»; побуждаю к самостоятельным действиям в группе.
К концу недели малыш по желанию остается на дневной сон, и только после этого дети посещают детский сад в течение дня.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому в этот период приучаю ребенка к приему пищи в детском саду, формирую у малыша навыки самообслуживания, побуждаю к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого, учу слышать свой голос, откликаться на его призыв и просьбу.
Основные цели во время адаптационного периода детей – это:
1.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
2. Формирование чувства уверенности в окружающем
3. Обучение навыкам общения со сверстниками.
Сгладить адаптационный период у детей мне помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Я сделала картотеку игр, которые можно использовать в адаптационный период.
Очень люблю заниматься с детьми пальчиковыми играми и пальчиковой гимнастикой. Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она развивает мелкую моторику и речь, знакомит с окружающим, развивает звукоподражание, тренирует память и умение соотносить движения с текстом. Поэтому пальчиковые и ритмические игры со словами я провожу с детьми каждый день.
Также в период адаптации каждый день провожу игры на звукоподражание, силу голоса, обыгрывание игрушек для лучшего ознакомления малыша с находящимися в группе игрушками. Игрушки выкладываю постепенно, чтобы не было перенасыщения среды, которая вредит малышу.
Детям каждодневно читаю и рассказываю русские народные потешки, прибаутки, шутки, сказки. Они вовлекают детей в свой ритм, переключая их на дружное топанье ногами и хлопанье в ладоши; объединяют детей, задают положительный настрой, даже стеснительные дети идут на контакт.
Занятия провожу в игровой форме. Провожу занятия по развитию речи, сенсорному воспитанию, по изобразительной деятельности (лепка, рисование), по физкультуре и музыке. Широко использую на занятиях игровые методы и сюрпризные моменты.
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению контролируется с помощью «листа адаптации», где отмечаются сон ребенка, его аппетит, настроение.
Благодаря этим формам и методам моей работы, проводимой при адаптации, дети успешно преодолевают все трудности с поступлением в дошкольное учреждение и охотно идут на контакт со взрослыми, которые работают в этом учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: "Условия для успешной адаптации детей к детскому саду".
В данном материале подробно описаны проблемы адаптации малышей к детскому саду и взгляд на эти проблемы с трех сторон процесса: со стороны ребенка, родителей и педагогов....
Консультация по адаптации детей в детском саду.
Краткие советы для родителей...
Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»
Консультация «Исследовательская деятельность детей в детском саду»...
Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"
КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...
Консультация для родителей детского сада.Адаптация детей к детскому саду.
Консултация для родитейлей....
Консультация "Особенности закаливания детей в детском саду и дома"
Закливание полезно для людей всех возрастов. Но ососбое влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста....