Воспитание целостного отношения дошкольников к труду в ДОУ с учетом ФГОС
статья
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_v_dou.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС 2.6).
Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными как для дошкольного воспитания в целом, так и для нашего ДОУ в частности. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех этих учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но помогают ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении.
Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни.
Цель трудового воспитания дошкольника – «Формирование ценностного отношения ребенка к труду»
Главное – воспитать трудолюбие, положительное отношение к труду, понимание его общественной значимости. Устойчивость привычки трудиться во многом зависит от эмоционального настроя ребёнка, важно также, чтобы сам процесс труда и его результат сопровождались положительными эмоциями. Нельзя принуждать выполнять какую - либо работу, так как это связано с отрицательными эмоциями и вряд ли позволит добиться хороших результатов. Наоборот, может возникнуть негативное отношение к труду, изменение которого потребует больших воспитательных усилий.
Формирование трудового воспитания ребёнка – сложный педагогический процесс. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями. В своей работе мы стараемся воспитывать у детей интерес, любовь и уважение к труду. Важно с самого начала поддерживать старание детей, не дать им почувствовать свою неумелость, создавать положительное отношение к труду. Для того чтобы обучение трудовым умениям шло успешно, надо сформировать у детей интерес к работе. Это способствует доброжелательный тон предложений и советов, готовность прийти на помощь, умение убедить нерешительных затрудняющихся детей в том, что они обязательно смогут выполнить предложенное дело. Не следует упрекать ребёнка за его неумелость, за оплошность.
Трудовое воспитание это – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Это два важных направления в работе с дошкольниками по трудовому воспитанию. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.
В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания, и т.д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти ответ на бесконечные «почему». У детей развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей. Труд закаляет детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе (вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и т. п.). Дети становятся способными к преодолению трудностей.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Систематическое участие в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам.
В нашем детском саду мы стараемся создать условия для организации труда детей. С ними вы можете познакомиться на слайде.
Трудовая деятельность – это целостный процесс, состоящий из определённых компонентов.
Компоненты трудовой деятельности:
1. Мотив
2. Цель
3. Средства
4. Результат
Всем известно, что фундамент личности закладывается в дошкольном возрасте, поэтому в этом возрасте следует интенсивно заниматься нравственным воспитание подрастающего поколения.
Поэтому в нашей работе с детьми трудовое воспитание занимает одно из первых мест. Педагоги нашего ДОУ работают над тем, чтобы у детей развивались такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Мы стараемся сделать всё возможное, чтобы труд радовал ребёнка и приносил ему только положительные эмоции и яркие впечатления.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.
В соответствии с программой обучения и воспитания в работе с детьми мы уделяем наибольшее внимание следующим видам детской трудовой деятельности:
Самообслуживание.
Закрепляем умения самостоятельно умываться, одеваться в определённой последовательности, правильно и аккуратно складывать в свой шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи. Учим детей замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде, вежливо говорить воспитателю или своему товарищу о неполадках в его одежде, обуви, помогать устранять их.
Воспитываем у детей чувство взаимопомощи. Старшие дети помогают младшим одеваться, убирать игрушки.
Хозяйственно-бытовой труд.
Дети учатся постоянно и своевременно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, стирать кукольную одежду, вместе с воспитателем ремонтировать книги, и игрушки. Совместно со взрослыми дети участвуют в уборке на участке детского сада: подметают и очищают дорожки от мусора, зимой – от снега. Приучаем самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного по столовой: полностью сервировать стол.
Дети самостоятельно раскладывают подготовленные воспитателем пособия для занятий, убирают их, моют кисточки и.п., протирают столы.
Формируя у детей привычку поддерживать порядок в группе и на участке, мы беседуем с детьми на темы: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»», «Где живёт порядок?», используем сюжетно - ролевые игры «Мамины помощницы», «Папины помощники», «Моем посуду» и др.
Труд в природе (труд в природе (на участке), труд в уголке природы)
Воспитываем у детей любовь к растениям, учим самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, протирать листочки. Учим детей самостоятельно заботиться о растениях в уголке природы.
Осенью привлекаем детей к уборке овощей с огорода, к сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
Зимой дети учатся сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам.
Весной привлекаем детей к посеву семян, высадке рассады, традиционно устраиваем огород на окне, где дети могут наблюдать за ростом растений и ухаживают за ними. Дети нашего детского помогают сажать, а затем убирать урожай.
Летом дети рыхлят почву, пропалывают и поливают грядки и клумбы.
Ручной труд.
Развиваем у детей желание заниматься ручным трудом. Приучаем использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретённые на занятиях.
Привлекаем детей к ремонту книг, настольно - печатных игр.
Для развития трудовой деятельности в детском саду созданы определённые условия. В группах оформлены и функционируют центры для трудовой и самостоятельной деятельности:
-изобразительной деятельности.
-конструктивно – строительный.
-уголок природы.
-мастерская для мальчиков
В работе с детьми по трудовому воспитанию использую разнообразный материал:
-природный
- бросовый
- различные конструкторы
- материал для развития мелкой моторики
Групповое пространство доступно детям, что способствует формированию устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной деятельности, развитию продуктивно – творческим способностей дошкольника, формированию трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.
В своей работе педагоги ДОУ использую разные формы труда:
-поручения;
-дежурства:
-в уголке природы.
-по столовой
-по занятиям.
Игра
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, и поэтому самая распространённая и эффективная форма ознакомления с трудом взрослых – именно игра.
1. Дидактические и настольно - печатные (в группе есть подборка дидактических игр из серии профессии)
2. Сюжетно-ролевые игры: магазин, больница, парикмахерская и т.п.
Все дети с удовольствием играют, как под руководством взрослого, так и самостоятельно. Систематически работая по данному направлению, педагогам удается решить основные задачи трудового воспитания: У детей развивается интерес и уважительное отношение к труду взрослых, они стали бережно относиться к продуктам труда. У детей появилось стремление трудиться и осознание полезности своего труда. У детей формируются нравственные чувства и качества (чувство коллективизма, целеустремлённость, ответственность и т.д.)
На педагогических советах в течение года была создана «Система работы ДОУ по трудовому воспитанию дошкольников»
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагоги рассказывают о требованиях «Программы воспитания в детском саду» к трудовому воспитанию детей, о той работе, которая проводится в этой связи в дошкольном учреждении. Они дают родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда (подобрать оборудование, позаботиться об удобном месте для труда, найти занятие, которое бы включало ребенка в помощь другим членам семьи).
Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома. Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в дошкольном учреждении. Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам. Педагоги раскрывают полезность включения ребенка в труд взрослых (при уборке помещения, уходе за растениями и животными, приготовлении пищи и т. д.), разъясняет, что старший дошкольник должен выполнять определенные постоянные обязанности: накрывать на стол, поливать растения, помогать в уходе за младшими братьями и сестрами, приводить в порядок свои игрушки, приносить газеты из почтового ящика, открывать дверь, подходить к телефону и т. д. Педагоги убеждают родителей в том, что труд по самообслуживанию имеет большое воспитательное значение, и объясняет им методы формирования необходимых навыков, умений и привычек. Он рекомендует давать детям разнообразные поручения: отнести на кухню посуду после обеда, подать нужный предмет, постирать мелкие вещи, поиграть с младшим братишкой, пока мама приготовит ужин, и т. д.
В нашем детском саду мы используем разные формы работы с родителями - это различные экологические и трудовые акции: «Посади дерево», «Добрая суббота»; выставки совместных работ детей и родителей: «Осенняя и зимняя фантазия», «Пасхальное чудо»; субботники.
При совместной деятельности с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:
- родители активно участвовали в жизни ДОУ,
- оказывали помощь в создании предметно-развивающей среды в группах;
- активно участвовали в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям.
Таким образом, систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
Дети и дальше продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и пронесут через свою жизнь те качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном нашем участии.
«Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить — значит трудиться» В. Гюго
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА К ТРУДУ В ДОО С УЧЕТОМ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
презентация...
«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС»
экологическое воспитание дошкольников...
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА К ТРУДУ В ДОО
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА К ТРУДУ В ДОО Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важн...
"Экологическое воспитание дошкольников – формы и методы работы с учетом ФГОС".
Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские в...
Презентация на педагогическом совете на тему "Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС"
ПОвысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников....
Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Презентация к семинару на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...
Сценарий муниципального семинара на тему: «Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»
Сценарий муниципального семинара на тему:«Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДО»...