Правовое воспитание дошкольников.
статья
Развитие интереса к правовой культуре дошкольников через различные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravavoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Правовое воспитание дошкольников.
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка. В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
При построении педагогического процесса определены следующие направления работы воспитателя:
∙ Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
∙ Правовое воспитание и образование дошкольников.
∙ Повышение уровня правовой культуры родителей.
Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
∙ Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
∙ Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
∙ Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
∙ Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
∙ Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
∙ Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
∙ Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Система взаимодействия - это: - организованное обучение; -совместную деятельность взрослого и ребенка; - самостоятельную деятельность детей.
Организованная форма обучения включает в себя:
∙ Знакомство с правами человека.
∙ Беседы на этические темы.
∙ Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
∙ Физкультурно-оздоровительная деятельность.
∙ Изобразительная, трудовая деятельность
. ∙ Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
∙ Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Самостоятельная деятельность детей включает:
∙ Работу с литературой.
∙ Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
∙ Разные виды игр.
∙ Продуктивные виды деятельности.
∙ Двигательную активность.
Работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков: 1. Работа с детьми.
2. Работа с воспитателями.
3. Работа с родителями. Работа с детьми.
Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников. Формы и методы правового воспитания детей.
Формы работы с детьми:
1. Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
2. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
3. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
4. Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
5. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.
Методы работы с детьми:
1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
3. Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
5. Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
6. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
7. Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем. Работа с воспитателями
Большая работа была проведена с воспитателями ДОУ по их подготовке к работе с детьми в данном направлении: проводились консультации "Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи", семинары-практикумы, круглые столы. Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка. Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
Работа с родителями.
Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями воспитанников. Проводились консультации для родителей "Права ребенка – соблюдение их в семье" Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя. Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление. От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность;
- способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание дошкольников
Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”
Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....
Занятие по правовому воспитанию дошкольников
Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....
Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"
Данное занятие разработано в рамках работы с дошкольниками по правовому воспитанию Содержит множетсво интересных игр...
Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников
Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми старшего возраста....
Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"
Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....
Основы правового воспитания дошкольников
Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Этот вопрос всегда сто...