Проект "Выявление и развитие творческих музыкальных способностей у детей"
проект (младшая, средняя группа)

Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства.

 Многие великие умы считали развитие творческих способностей одной из важных стадий в развитие общества. Так американский философ и писатель Ральф Эмерсон в своих высказываниях говорил - «Музыка побуждает нас красноречиво мыслить», а композитор Р. Шуман считал что: «Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучания, не имея средств, для выражения душевных состояний».

По мнению русского художника, философа и писателя Николая Константиновича Рериха "Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт". Сегодня педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы ребёнок максимально развивался, овладевал различными способами действий в проблемных и неопределённых ситуациях, научился находить собственные варианты решений. Для этого нужно отойти от старых стереотипов и сформировать иную модель взаимоотношений всех участников образовательного процесса. С введением ФГОС изменилось отношение к дошкольному образованию, стандарт направлен на индивидуализацию ребёнка. Самым главным является социализация детей, приобщение к ценностной культуре мира. А именно правильное понимание социализации – потребность в любознательности, познании мира, потребности в творчестве, мотивации достижений, развитии способности сотрудничать, общаться, освоении этических норм в процессе реальной практической деятельности. В связи с этим перед нами встаёт важная задача – развитие творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.


 

Актуальность

Дошкольный возраст очень важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Основанием для выбора работы послужили наблюдения за детьми в ходе музыкальной деятельности, развлечений, утренников, свободной деятельности.

Исходя из этого, мною была определена основная идея опыта работы:

«Выявление и развитие творческих - музыкальных способностей детей»

Цель:

Формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе музыкально – игрового творчества. Развитие творческих способностей детей во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.


 

Задачи:

- развивать творческое воображение

- проявления творческой активности;

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению.

- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: музыкально – ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах.

- создать предпосылки к формированию творческого мышления.

Объект изучения: импровизация как средство развития творческих способностей.

Предмет исследования: развитие творческих способностей дошкольников в процессе импровизации.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню возможностей дошкольника творческие упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О.П.Радыновой и мн. др.

Методы исследования:

  • теоретический анализ методической, педагогической и психологической литературы;

  • наблюдение;

  • анализ результатов деятельности детей; беседа.


 

В своей работе  на практике в ДОУ мы используем  различные формы решения программных задач музыкально-художественного воспитания по основным разделам образовательной музыкальной деятельности. В данной работе делается акцент на «Музыкально-игровое творчество». Это дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях

«Песенное творчество» - это умение детей петь простейшие мелодии, солировать. Пение создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры и развития речи. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Например, игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т. д.). Для детей младшего дошкольного возраста  предлагаем  задания в разном темпе и ритме, направленные на подражание звукам пения птиц, голосов животных, движения транспорта и многим другим.

«Танцевальное творчество» - это умение детей выражать себя при помощи знакомых элементов танца, импровизировать. На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве я помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый, уникальный танец. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки.

«Музыкально-игровое творчество» - это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее.

Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.

«Игра на музыкальных инструментах» является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников. Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, и одной из первых детских игрушек является погремушка. Игра на инструментах способствует не только развитию слуховых способностей, но и развивает мелкую моторику, чувство ритма. Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки, содержанию картины.

Детское музыкальное творчество—это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка— самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений.


 

В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста), раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. В дошкольном возрасте ребенок охотно пробует свои силы в различных импровизациях. Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме. Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Разработаны различные приемы педагогического воздействия на занятиях по творчеству. Детское музыкальное творчество по природе – синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. В пении дети чаще всего импровизируют спонтанно, в различных играх. Поют колыбельную куклам, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют и задания педагога: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением» и т. д. Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характеру: веселую, маршевую, спокойную. Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается одинаково успешно. Некоторые дети могут действовать только по показу. Творческие задания педагога им очень нравятся, но они не способны к каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смотреть, как творческие задания выполняют другие дети, какие движения демонстрирует педагог. В инсценировке песен, хороводов движения подсказывают литературный текст и характер музыки. Иногда педагогу приходится вначале проанализировать и обсудить с детьми характер будущих движений, чтобы они отчетливее их представили. В таких случаях движения, как и мелодии на заданный текст, чаще всего бывают стереотипные, одинаковые у всех детей. Подобная деятельность не называется творчеством, но она очень полезна дня развития воображения, образного мышления. Было бы ошибочно ограничиваться только такими заданиями. Полезнее использовать задания, в которых ребенок действительно мог бы сам придумать действия и движения для инсценировки, для танцевальной музыки. Дети способны сочинять ритмические и мелодические мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах. Например, дается задание: «Придумай марш и сыграй на деревянных палочках» или «Сыграй «дождик» на металлофоне» и т. д. Следует еще раз подчеркнуть: все задания и упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы дети не ощущали никакого насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно и были удовлетворены своими результатами.

Детское музыкальное творчество можно разделить на «исполнительское» и «композиционное».Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями. Творческие способности в музыкальной деятельности О.П. Радынова разделяет на 2 вида: - способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений);

- способности к творческому восприятию музыки.

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

в музыкальной деятельности»

Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах.

Творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.

Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:

1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);

2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;

3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых мелодий, танцевальных композиций в жизни.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т.д.).

Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий. Постепенно их сочетание становится более прочным.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.

Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Слушание вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

- соблюдение принципа свободы;

- накопление впечатлений от восприятия искусства;

- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

- развитие основных музыкальных способностей;

- оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Все это позволило создать условия для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, во всех видах музыкальной деятельности.

 

 

 

 

Упражнения на развитие музыкально-слуховых представлений:

Самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую песню, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

Подстраивание к звукам: игра типа «музыкальное эхо» - точное воспроизведение заданных интонаций;

Ориентировка в различении мажорного и минорного ладов; различение и воспроизведение мажорного и минорного трезвучий («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряда – упражнение типа «Солнышко и дождик»;

Различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

Транспонирование простейших мотивов («мяу», «ку-ку» - воспитатель поет первый звук). 4 Творческие задания, ориентирующие детей в песенных импровизациях:

Импровизация простейших мотивов – пение своих имен;

Самостоятельное нахождение интонаций звукоподражания: произвольное пение то более высоких звуков (поет маленькая кукушка), то более низких (большая кукушка); импровизация звукоподражания после прослушанной песни соответствующей тематики («Пароход гудит», «Спутник нам сигнал дает» и др.);

Участие в совместном творчестве: импровизация конца мелодии, начатой взрослым, творческие задания типа вопросов-ответов «Зайка, зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?» и др., сотворчество двух детей – сочинение небольших фраз типа перепева, музыкального разговора. Творческие задания по самостоятельному сочинению песен (в связи с прямым, косвенным образцом и без него на заданный литературный текст):

Сочинение песен, выражающих контрастное настроение: «Веселая песенка», «Грустная песенка», «Весной», «Осенью», «Солнышко светит», «Дождик идет» и др.

Сочинение песен определенного жанра (марш, колыбельная, пляска). Детям 2-3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля, та-та и т.д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию.

  1. Пример:

Вносится игрушка «Котик», педагог исполняет пьесу «Котик заболел» муз. П. Чайковского.

- Ребята, котик заболел

Что у Барсика болит хвостик или ушки?

Очень грустный он лежит на своей подушке.

Я лечить его хочу – он не понимает.

Говорю: "Пойдем к врачу!" - Сразу убегает. (С. Петрушков).

Котик плачет жалобно, грустно как в музыке. Предлагает кому-либо погладить, пожалеть Котика и показать, как он мяукает.

В следующий раз, после прослушивания пьесы педагог предлагает найти маму-кошку.

- Кто вас крепко любит? Мама, мама. Котику мама-кошка споет ласковую песенку, и он сразу выздоровеет. Кто, ребята, хочет спеть песенку мамы-кошки? Педагог положительно оценивает импровизацию ребенка и говорит, что котик поправился, исполняет пьесу «Котик выздоровел».

Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети 4-5 лет выполняют задания на подпевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением подстраивания к звукам, транслирование мотивов.

  1. Пример:

Дети средней группы хорошо освоили «Игра в лесу «Ау!» муз. Т.Ломовой, где они в игровой форме взаимодействуют в парах. Побеседовать об эхо и с воспитателем воспроизвести перекличку: голос – эхо (ау – ау). Объяснить, что эхо бывает разное: высокое, низкое, громкое, тихое, но обязательно звучит так же как голос. Предложить детям в парах придумать свой вариант «эхо». Проанализировать полученные варианты.

Дети 5-6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря» и т.п.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

3.Пример:

Дети слушают «Песенку про двух утят» муз. Е. Попляновой, сл. И.Токмаковой. Педагог предлагает на слоги «кря-кря-кря» по желанию воспроизвести песенку грустного или веселого утенка (минор – мажор) и постараться, передать голосом характер предлагаемого образа.

Веселый утенок по лужам шагал,

Веселую песенку так напевал: «Кря, кря, кря, кря, кря, кря»!

А грустный утенок по лужам шагал

И грустную песенку так напевал:

«Кря, кря, кря, кря, кря, кря».

В 6-7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизаций даже в простейших упражнениях.

4.Пример:

Ребенок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли ее различить, - задорную, робкую, испуганную или веселую интонацию. При импровизации звукоподражаний полезно также создавать игровую ситуацию, которая будила бы воображение детей.

Пусть волк споет нам свою песню на звук у. Он голодный и злой: никак не может найти добычу (Ребенок импровизирует). А теперь пусть он покачает своих волчат и споет им спокойную и ласковую песенку. Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица – хитрой. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа. Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным. Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления. Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:

1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);

2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;

3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых мелодий, танцевальных композиций в жизни.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

5.Пример: (младший дошкольный возраст): На полу произвольно разложены разноцветные листья из бумаги.

Педагог:

Осень в гости к нам пришла

Много листьев принесла.

А листочки разные: Желтые и красные,

Листья с дерева летят И кружат, кружат, кружат. Предлагает рассмотреть листочки, подбрасывает листик вверх и предлагает посмотреть, как он падает. Дети берут листочки и под музыку А. Вивальди «Осень» произвольно двигаются по залу. С окончанием музыки подбрасывают листья и замирают.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. В среднем дошкольном возрасте целесообразно предложить детям творческие задания, в которых они через музыкально-ритмические движения, будут передавать характер предлагаемого персонажа.

6. Пример: Музыкальная инсценировка русской народной сказки «Гуси-лебеди» муз. Т.Попатенко. Послушать тему «Гуси-лебеди», посмотреть изображение, вспомнить содержание сказки. Уточнить, что гуси-лебеди сильно машут крыльями и поэтому летят быстро. Услышать тревожность и стремительность в музыке. Предложить детям двигаться под музыку, как «гуси-лебеди». Отметить «выносливых», «сильных» и «быстрых» гусей.

В старшем дошкольном возрасте музыкально-эстетические представления ребенка обогащаются и у него есть возможность проявить самостоятельность, выразить себя через танцевальную импровизацию.

7. Пример:

А. Морозов «Доктор Айболит». Постепенно знакомясь с фрагментами балета, дети отмечают характерные особенности того или иного персонажа, передаваемые в музыке. Танцевальная импровизация «Зоопарк». Предложить детям изобразить в движении любое животное по выбору. Взрослые стараются угадать, какое животное изобразил ребенок, и оценивают удачные образы.

О.П.Радынова отмечает важность оснащения танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

8. Пример (старший дошкольный возраст):

Игра «Музыканты и танцоры» позволяет ребенку выразить себя поочередно и в танцевальном и в инструментальном творчестве. Дети разбиваются на пары и встают произвольно по залу. Каждой паре дается один инструмент (бубен, кастаньеты, маракасы – «Маленькая тарантелла» А. Ферро, ложки, трещотки – «Пойду ль я» р.н.п.). По уговору, один ребенок играет на инструменте, а другой танцует. Затем, дети меняются ролями.

9. Пример (средний дошкольный возраст):

Импровизация на металлофоне «Вальс снежных хлопьев». Послушать знакомую музыку, уловить ритм вальса. Предложить ребенку самостоятельно подобрать инструмент (деревянные ложки или металлофон). Подстраиваться под звучание музыки, слышать динамические изменения.

Слушание вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

О.П. Радынова для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

Взаимодействие с родителями

Успех в работе по развитию творческих способностей детей достигается только при тесном взаимодействии с родителями. Те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому проводится работа по ознакомлению родителей с возможностями детского сада в музыкальном воспитании детей. Главное правильно научить раскрывать возможности влияния музыки на психоэмоциональное развитие, и привлечь родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в ДОУ.

 

Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя.

В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие по требованиям ФГОС перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из направлений Художественно-эстетического развития. Вот почему в процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие всех педагогов работающих с детьми. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Так же немаловажным является повышение профессионализма педагогов в вопросах музыкального развития дошкольников. В связи, с чем на групповых занятиях мной проводится обучение воспитателей в области пения, этому способствует разучивание с воспитателями музыкальных произведений для сольного и коллективного пения на праздниках и развлечениях.

Сотрудничество с социумом

Главное преподнести детям все многообразие музыки, которое разбудит в них интерес к дальнейшему ее познанию и развитию своих творческих способностей. Для этого свою работу в Доу мы строим  в форме взаимодействия с  домом культуры нашего посёлка.

Результат работы

Результаты моей работы выражены в положительной динамике развития выразительности речи у воспитанников нашего детского сада. Они проявляют интерес к пению; показывают высокий уровень развития вокально-хоровых навыков; умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру песни, как хором, так и самостоятельно. Наглядно это можно видеть на примере проведенных утренников и праздников. Праздники превращаются для наших воспитанников в волшебную красочную сказку, где они могли бы проявить себя как настоящие маленькие артисты.

Перспектива развития данной темы

В будущем я планирую направить работу на углубленное развитие музыкальных способностей с перспективой заинтересовать воспитанников развивать приобретенные навыки на профессиональном уровне. Для этого необходимо чаще включать игры, проводить индивидуальную работу с детьми. Хотелось бы, чтобы дети самостоятельно сочиняли сказки, что будет способствовать развитию творческих способностей.

 

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

- соблюдение принципа свободы;

- накопление впечатлений от восприятия искусства;

- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

- развитие основных музыкальных способностей;

- оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа дошкольного образования "Гармония" под редакцией К.В.Тарасовой. 2. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» – Москва, 1968

3. Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» - Москва, Просвещение, 1981

4. Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова, М.Л.Палавандишвили, Л.С.Фурмина «Методика музыкального воспитания в детском саду» - Москва, Просвещение, 1989

5. О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л.Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников» Москва, Издательский центр «Академия», 1999г.

6. О.П.Радынова, И.В.Груздова, Л.Н.Комиссарова «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников», Москва, Издательский центр «Академия», 1999

7. А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», Москва, Издательский центр «Академия», 2007 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vyyavlenie_i_razv._tvorch.muz_.spos-y_u_detey.odt86.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства.

 Многие великие умы считали развитие творческих способностей одной из важных стадий в развитие общества. Так американский философ и писатель Ральф Эмерсон в своих высказываниях говорил - «Музыка побуждает нас красноречиво мыслить», а композитор Р. Шуман считал что: «Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучания, не имея средств, для выражения душевных состояний».

По мнению русского художника, философа и писателя Николая Константиновича Рериха "Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт". Сегодня педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы ребёнок максимально развивался, овладевал различными способами действий в проблемных и неопределённых ситуациях, научился находить собственные варианты решений. Для этого нужно отойти от старых стереотипов и сформировать иную модель взаимоотношений всех участников образовательного процесса. С введением ФГОС изменилось отношение к дошкольному образованию, стандарт направлен на индивидуализацию ребёнка. Самым главным является социализация детей, приобщение к ценностной культуре мира. А именно правильное понимание социализации – потребность в любознательности, познании мира, потребности в творчестве, мотивации достижений, развитии способности сотрудничать, общаться, освоении этических норм в процессе реальной практической деятельности. В связи с этим перед нами встаёт важная задача – развитие творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.

Актуальность

Дошкольный возраст очень важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Основанием для выбора работы послужили наблюдения за детьми в ходе музыкальной деятельности, развлечений, утренников, свободной деятельности.  

Исходя из этого, мною была определена основная идея опыта работы:

«Выявление и развитие творческих - музыкальных способностей детей»

Цель:

Формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе музыкально – игрового творчества. Развитие творческих способностей детей во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

- развивать творческое воображение

- проявления творческой активности;

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению.

- побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: музыкально – ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах.

- создать предпосылки к формированию творческого мышления.

Объект изучения: импровизация как средство развития творческих способностей.

Предмет исследования: развитие творческих способностей дошкольников в процессе импровизации.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню возможностей дошкольника творческие упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О.П.Радыновой и мн. др.

Методы исследования:

  • теоретический анализ методической, педагогической и психологической литературы;
  • наблюдение;
  • анализ результатов деятельности детей; беседа.

В своей работе  на практике в ДОУ мы используем  различные формы решения программных задач музыкально-художественного воспитания по основным разделам образовательной музыкальной деятельности. В данной работе делается акцент на «Музыкально-игровое творчество». Это дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях

«Песенное творчество» - это умение детей петь простейшие мелодии, солировать. Пение создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры и развития речи. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме. Например, игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т. д.). Для детей младшего дошкольного возраста  предлагаем  задания в разном темпе и ритме, направленные на подражание звукам пения птиц, голосов животных, движения транспорта и многим другим.

«Танцевальное творчество» - это умение детей выражать себя при помощи знакомых элементов танца, импровизировать. На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве я помогаю, советую ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый, уникальный танец. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки.

«Музыкально-игровое творчество» - это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее.

Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников.

«Игра на музыкальных инструментах» является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников. Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, и одной из первых детских игрушек является погремушка. Игра на инструментах способствует не только развитию слуховых способностей, но и развивает мелкую моторику, чувство ритма. Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки, содержанию картины.

Детское музыкальное творчество—это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка— самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений.

       В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста), раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. В дошкольном возрасте ребенок охотно пробует свои силы в различных импровизациях.  Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме. Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и свободному применению усвоенного, возникновению интереса к музыкальной деятельности. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Разработаны различные приемы педагогического воздействия на занятиях по творчеству. Детское музыкальное творчество по природе – синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. В пении дети чаще всего импровизируют спонтанно, в различных играх. Поют колыбельную куклам, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют и задания педагога: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением» и т. д. Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характеру: веселую, маршевую, спокойную. Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается одинаково успешно. Некоторые дети могут действовать только по показу. Творческие задания педагога им очень нравятся, но они не способны к каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смотреть, как творческие задания выполняют другие дети, какие движения демонстрирует педагог. В инсценировке песен, хороводов движения подсказывают литературный текст и характер музыки. Иногда педагогу приходится вначале проанализировать и обсудить с детьми характер будущих движений, чтобы они отчетливее их представили. В таких случаях движения, как и мелодии на заданный текст, чаще всего бывают стереотипные, одинаковые у всех детей. Подобная деятельность не называется творчеством, но она очень полезна дня развития воображения, образного мышления. Было бы ошибочно ограничиваться только такими заданиями. Полезнее использовать задания, в которых ребенок действительно мог бы сам придумать действия и движения для инсценировки, для танцевальной музыки. Дети способны сочинять ритмические и мелодические мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах. Например, дается задание: «Придумай марш и сыграй на деревянных палочках» или «Сыграй «дождик» на металлофоне» и т. д. Следует еще раз подчеркнуть: все задания и упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы дети не ощущали никакого насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно и были удовлетворены своими результатами.

       Детское музыкальное творчество можно разделить на «исполнительское» и «композиционное».Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями. Творческие способности в музыкальной деятельности О.П. Радынова разделяет на 2 вида: - способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений);

- способности к творческому восприятию музыки.

 «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

в музыкальной деятельности»

Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах.

Творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.

Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:

1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);

2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;

3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых мелодий, танцевальных композиций в жизни.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т.д.).

Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий. Постепенно их сочетание становится более прочным.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.

Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Слушание вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

-  соблюдение принципа свободы;

-  накопление впечатлений от восприятия искусства;

- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

-  развитие основных музыкальных способностей;

- оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Все это  позволило создать условия для развития творческих  способностей у детей дошкольного возраста, во всех видах музыкальной деятельности.

                

 Упражнения на развитие музыкально-слуховых представлений:

  Самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую песню, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

  Подстраивание к звукам: игра типа «музыкальное эхо» - точное воспроизведение заданных интонаций;

 Ориентировка в различении мажорного и минорного ладов; различение и воспроизведение мажорного и минорного трезвучий («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряда – упражнение типа «Солнышко и дождик»;

  Различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

 Транспонирование простейших мотивов («мяу», «ку-ку» - воспитатель поет первый звук). 4 Творческие задания, ориентирующие детей в песенных импровизациях:

  Импровизация простейших мотивов – пение своих имен;

 Самостоятельное нахождение интонаций звукоподражания: произвольное пение то более высоких звуков (поет маленькая кукушка), то более низких (большая кукушка); импровизация звукоподражания после прослушанной песни соответствующей тематики («Пароход гудит», «Спутник нам сигнал дает» и др.);

 Участие в совместном творчестве: импровизация конца мелодии, начатой взрослым, творческие задания типа вопросов-ответов «Зайка, зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?» и др., сотворчество двух детей – сочинение небольших фраз типа перепева, музыкального разговора. Творческие задания по самостоятельному сочинению песен (в связи с прямым, косвенным образцом и без него на заданный литературный текст):

 Сочинение песен, выражающих контрастное настроение: «Веселая песенка», «Грустная песенка», «Весной», «Осенью», «Солнышко светит», «Дождик идет» и др.

  Сочинение песен определенного жанра (марш, колыбельная, пляска). Детям 2-3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля, та-та и т.д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию.

  1. Пример:

Вносится игрушка «Котик», педагог исполняет пьесу «Котик заболел» муз. П. Чайковского.

 - Ребята, котик заболел

Что у Барсика болит хвостик или ушки?

 Очень грустный он лежит на своей подушке.

Я лечить его хочу – он не понимает.

Говорю: "Пойдем к врачу!" - Сразу убегает. (С. Петрушков).

Котик плачет жалобно, грустно как в музыке. Предлагает кому-либо погладить, пожалеть Котика и показать, как он мяукает.

       В следующий раз, после прослушивания пьесы педагог предлагает найти маму-кошку.

       - Кто вас крепко любит? Мама, мама. Котику мама-кошка споет ласковую песенку, и он сразу выздоровеет. Кто, ребята, хочет спеть песенку мамы-кошки? Педагог положительно оценивает импровизацию ребенка и говорит, что котик поправился, исполняет пьесу «Котик выздоровел».

        Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

       Дети 4-5 лет выполняют задания на подпевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением подстраивания к звукам, транслирование мотивов.

  1. Пример:

 Дети средней группы хорошо освоили «Игра в лесу «Ау!» муз. Т.Ломовой, где они в игровой форме взаимодействуют в парах. Побеседовать об эхо и с воспитателем воспроизвести перекличку: голос – эхо (ау – ау). Объяснить, что эхо бывает разное: высокое, низкое, громкое, тихое, но обязательно звучит так же как голос. Предложить детям в парах придумать свой вариант «эхо». Проанализировать полученные варианты.

        Дети 5-6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря» и т.п.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

3.Пример:

 Дети слушают «Песенку про двух утят» муз. Е. Попляновой, сл. И.Токмаковой. Педагог предлагает на слоги «кря-кря-кря» по желанию воспроизвести песенку грустного или веселого утенка (минор – мажор) и постараться, передать голосом характер предлагаемого образа.

Веселый утенок по лужам шагал,

Веселую песенку так напевал: «Кря, кря, кря, кря, кря, кря»!

 А грустный утенок по лужам шагал

И грустную песенку так напевал:

 «Кря, кря, кря, кря, кря, кря».

       В 6-7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизаций даже в простейших упражнениях.

4.Пример:

Ребенок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли ее различить, - задорную, робкую, испуганную или веселую интонацию. При импровизации звукоподражаний полезно также создавать игровую ситуацию, которая будила бы воображение детей.

        Пусть волк споет нам свою песню на звук у. Он голодный и злой: никак не может найти добычу (Ребенок импровизирует). А теперь пусть он покачает своих волчат и споет им спокойную и ласковую песенку. Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица – хитрой. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа. Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий, их сочетание постепенно становится более прочным. Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

        Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления. Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:

1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);

2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;

3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых мелодий, танцевальных композиций в жизни.

        Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

       Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

5.Пример: (младший дошкольный возраст): На полу произвольно разложены разноцветные листья из бумаги.

Педагог:

 Осень в гости к нам пришла

 Много листьев принесла.

 А листочки разные: Желтые и красные,

 Листья с дерева летят И кружат, кружат, кружат. Предлагает рассмотреть листочки, подбрасывает листик вверх и предлагает посмотреть, как он падает. Дети берут листочки и под музыку А. Вивальди «Осень» произвольно двигаются по залу. С окончанием музыки подбрасывают листья и замирают.

       Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. В среднем дошкольном возрасте целесообразно предложить детям творческие задания, в которых они через музыкально-ритмические движения, будут передавать характер предлагаемого персонажа.

6. Пример: Музыкальная инсценировка русской народной сказки «Гуси-лебеди» муз. Т.Попатенко. Послушать тему «Гуси-лебеди», посмотреть изображение, вспомнить содержание сказки. Уточнить, что гуси-лебеди сильно машут крыльями и поэтому летят быстро. Услышать тревожность и стремительность в музыке. Предложить детям двигаться под музыку, как «гуси-лебеди». Отметить «выносливых», «сильных» и «быстрых» гусей.

       В старшем дошкольном возрасте музыкально-эстетические представления ребенка обогащаются и у него есть возможность проявить самостоятельность, выразить себя через танцевальную импровизацию.

7. Пример:

 А. Морозов «Доктор Айболит». Постепенно знакомясь с фрагментами балета, дети отмечают характерные особенности того или иного персонажа, передаваемые в музыке. Танцевальная импровизация «Зоопарк». Предложить детям изобразить в движении любое животное по выбору. Взрослые стараются угадать, какое животное изобразил ребенок, и оценивают удачные образы.

        О.П.Радынова отмечает важность оснащения танцевального творчества, как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.

        Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

8. Пример (старший дошкольный возраст):

Игра «Музыканты и танцоры» позволяет ребенку выразить себя поочередно и в танцевальном и в инструментальном творчестве. Дети разбиваются на пары и встают произвольно по залу. Каждой паре дается один инструмент (бубен, кастаньеты, маракасы – «Маленькая тарантелла» А. Ферро, ложки, трещотки – «Пойду ль я» р.н.п.). По уговору, один ребенок играет на инструменте, а другой танцует. Затем, дети меняются ролями.

 9. Пример (средний дошкольный возраст):

Импровизация на металлофоне «Вальс снежных хлопьев». Послушать знакомую музыку, уловить ритм вальса. Предложить ребенку самостоятельно подобрать инструмент (деревянные ложки или металлофон). Подстраиваться под звучание музыки, слышать динамические изменения.

       Слушание вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

       Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

        О.П. Радынова для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.

       В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

 Взаимодействие с родителями

Успех в работе по развитию творческих способностей детей достигается только при тесном взаимодействии с родителями. Те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому проводится работа по ознакомлению родителей с возможностями детского сада в музыкальном воспитании детей. Главное правильно научить раскрывать возможности влияния музыки на психоэмоциональное развитие, и привлечь родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в ДОУ.

 Взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя.

В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие по требованиям ФГОС перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из направлений Художественно-эстетического развития. Вот почему в процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо взаимодействие всех педагогов работающих с детьми. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя. Так же немаловажным является повышение профессионализма педагогов в вопросах музыкального развития дошкольников. В связи, с чем на групповых занятиях мной проводится обучение воспитателей в области пения, этому способствует разучивание с воспитателями музыкальных произведений для сольного и коллективного пения на праздниках и развлечениях.

Сотрудничество с социумом

Главное преподнести детям все многообразие музыки, которое разбудит в них интерес к дальнейшему ее познанию и развитию своих творческих способностей. Для этого свою работу в Доу мы строим  в форме взаимодействия с  домом культуры нашего посёлка.

Результат работы

Результаты моей работы выражены в положительной динамике развития выразительности речи у воспитанников нашего детского сада. Они проявляют интерес к пению; показывают высокий уровень развития вокально-хоровых навыков; умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру песни, как хором, так и самостоятельно. Наглядно это можно видеть на примере проведенных утренников и праздников. Праздники превращаются для наших воспитанников в волшебную красочную сказку, где они могли бы проявить себя как настоящие маленькие артисты.

Перспектива развития данной темы

В будущем я планирую направить работу на углубленное развитие музыкальных способностей с перспективой заинтересовать воспитанников развивать приобретенные навыки на профессиональном уровне. Для этого необходимо чаще включать игры, проводить индивидуальную работу с детьми. Хотелось бы, чтобы дети самостоятельно сочиняли сказки, что будет способствовать развитию творческих способностей.

       Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

- соблюдение принципа свободы;

- накопление впечатлений от восприятия искусства;

- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

  - развитие основных музыкальных способностей;

- оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

                                                                ЛИТЕРАТУРА

 1. Программа дошкольного образования "Гармония" под редакцией К.В.Тарасовой. 2. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» – Москва, 1968

 3. Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» - Москва, Просвещение, 1981

 4. Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова, М.Л.Палавандишвили, Л.С.Фурмина «Методика музыкального воспитания в детском саду» - Москва, Просвещение, 1989

5. О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л.Палавандишвили «Музыкальное воспитание дошкольников» Москва, Издательский центр «Академия», 1999г.

6. О.П.Радынова, И.В.Груздова, Л.Н.Комиссарова «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников», Москва, Издательский центр «Академия», 1999

 7. А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», Москва, Издательский центр «Академия», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста как основа успешного эстетического образования в начальной школе.

Выступление на региональной конференции по гуманной педагогике. Защита программы по творческому исполнительству....

Развитие творческих музыкальных способностей детей через интеграцию видов деятельности

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, р...

Музыкальное занятие по развитию творческих, музыкальных способностей у детей 6 - 7 лет «В ГОСТЯХ У ФЕИ МУЗЫКИ»

Музыкальное занятие по развитию творческих,  музыкальных способностей у детей 6 - 7 лет«В ГОСТЯХ У ФЕИ МУЗЫКИ»...

Применение нестандартного дидактического материала (бусы) на музыкальных занятиях для развития творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Предлагается практический музыкальный  материал с бусами : игры, песенки для развития творческих музыкальных способностей  детей разного дошкольного возраста....