Дополнительная образовательная программа по познавательному направлению педагога-психолога "Умелые пальчики"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста | 44.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
«Центр развития ребёнка - детский сад «Калинка»
Принято: Утверждено приказом:
На Педагогическом совете МБДОУ «ЦРР - д/с «Калинка»
Протокол № __ г. Абакана
«___» августа 2021 г. от «___» августа 2021г. №___
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Тема: «Умелые пальчики»
срок реализации: 1 год
подготовительных к школе групп
педагог-психолог: Кириченко Татьяна Михайловна
Абакан, 2021
Оглавление
стр. | |
| 3 |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.2.Годовой календарный учебный график | 6 |
1.3.Учебный план | 6 |
1.4.Режим занятия, их продолжительность и периодичность | 7 |
1.5.Расписание занятий | 7 |
1.6 Список обучающихся | 8 |
| 9 |
2.1.Календарно-тематическое планирование | 9 |
2.2.Итогово-отчетные мероприятия | 15 |
| 16 |
3.1.Материально-техническое обеспечение | 16 |
3.2.Методическое обеспечение | 16 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии. Даже небольшое на первый взгляд отклонение от нормы приводит современного ребенка в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.
Избежать этого можно лишь в случае ранней диагностики нарушений и проведения комплексной развивающей и психокоррекционной работы.
Основной и обязательной составляющей такой работы являются особые виды гимнастики, позволяющие не только снять отдельный симптом, но и повысить продуктивность протекания психических процессов за счет нормализации функционирования всей биосистемы ребенка. Ведь только при нормально работающей системе жизнеобеспечения возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, самоконтроля, работоспособности — всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность.
А без этого будет затруднен процесс обучения в школе, что может существенно сказаться на физическом и психологическом здоровье ребенка.
В специальной литературе (Dennison P., Dennison G.; Семенович А.В.; Сиротюк А.Л.; Шанина Г.Е. и др.) можно найти немало разработок на эту тему.
В настоящей программе представлены упражнения из следующих программ: «Гимнастика мозга», «Нейродинамическая гимнастика» Т. Трясоруковой, «Точка, линия и штрих» О. Небыковой, «Волшебные обводилки» Г. Зегебарт.
В основе программы «Гимнастика для мозга» лежит представление о том, что ребенок способен развивать себя сам, используя внутренние механизмы своего двигательного потенциала. Предлагаемый комплекс упражнений за счет развития межполушарного взаимодействия, синхронизации работы глаз и рук повышает умственную работоспособность и интеллектуальную готовность детей, а также способствует развитию мелкой моторики, памяти и внимания, мышления и речи, создавая тем самым базу для любой умственной деятельности и, в частности, для овладения графомоторными действиями.
«Нейродинамическая гимнастика» построена на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр. Благодаря проведению нейродинамической гимнастики у ребенка повышается работоспособность коры головного мозга, активизируются обширные зоны обоих полушарий, мозг переключается в интегрированный режим работы.
Целью программы «Точка, линия и штрих» является формирование моторно-двигательного компонента графического навыка. В программе реализуются следующие направления: развитие тонкой моторики пальцев рук и систематическое обучение новым двигательным тонко координированным действиям (овладение линейной графикой); регуляция мышечного тонуса и мускульных возможностей пальцев рук; формирование зрительно-моторной координации и навыков ориентировки на листе бумаги; совершенствование восприятия пространства и пространственных представлений.
Комплекс упражнений «Волшебные обводилки» направлен, в первую очередь, на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности и точности выполнения движений; освоение оптимального способа удержания и нажима карандаша и т.п.), координации движений, синхронизацию работы глаз и рук. Работа по этой программе создает важнейшие предпосылки для полноценного овладения навыками письма и чтения, поскольку два этих процесса тесно взаимосвязаны: ребенку с плохо развитой рукой тяжело не только писать, но и читать. Эти процессы в значительной степени упрощаются на фоне предварительно сформированных и развитых графомоторных умений (плавность движений, степень уверенности и произвольности, ритмичность и точность выполнения; способ удержания карандаша, нажим). Именно они лежат в основе письма и рисования и зависят от зрительно-двигательной координации, зрительного и кинестетического восприятия объектов ребенком.
Следует иметь в виду, что любое отклонение в развитии ребенка неизбежно ведет к трудностям формирования графомоторых навыков. Отсутствие же возможности их развития и коррекции за счет обучения некоторым естественным видам деятельности (завязывание шнурков, пришивание пуговиц, заточка карандашей руками и пр.), по причине либо гиперопеки, либо, наоборот, недостаточного внимания к ребенку, лишь увеличивает количество проблем у детей. Поскольку формирование этих навыков сопряжено со значительными трудностями даже у благополучных детей, это приводит к значительному падению интереса к любой графической деятельности в целом.
Цель программы «Умелые пальчики»: сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий. Кроме того, важны навыки планирования и самоконтроля.
Задачи:
Обучающие:
- подготовка ребенка к письму;
-формирование графомоторных навыков;
-развитие межполушарного взаимодействия;
-развитие психических познавательных процессов, творческого воображения и пространственных представлений;
- формирование навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные инструкции, умение действовать, повторяя показанный образец и правило).
Развивающие:
-развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок, «обводилок», кинезиологических упражнений, нейродинамической гимнастики;
-развивать зрительно - моторную координацию;
-развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, мышление, творческие способности;
-развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, в пространстве.
Воспитательные:
-воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе;
-воспитывать стремление к сотрудничеству со сверстниками в процессе выполнения задачи.
Новизна программы заключается в использовании двигательных и кинезиологических упражнений, а также специальной гимнастики (Гимнастики мозга, нейродинамической гимнастики) и графического материала для занятий (обводилки, межполушарное рисование).
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (подготовительной к школе группы). Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми остаются части кистей рук и ступней ног.
Ребенок в 6-7 лет уже умеет копировать простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
Планируемые результаты освоения программы:
- у ребенка развита мелкая моторика; он вынослив, владеет, контролирует и управляет движениями; владеет способами начертания различных видов штрихов и линий; проявляет свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность; закрашивая рисунки карандашом, проводит линии и штрихи только в одном направлении, ритмично наносит штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура и не оставляя пробелов; «входит» в клетку, обводит ее, ведет прямые линии сверху вниз и слева направо по разлиновке; размещает внутри клетки круг; соединяет углы клеток по диагонали; ведет волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки; ориентируется на листе бумаги и в пространстве вокруг себя; осознает и использует в речи пространственные термины;
- ребенок обладает развитым воображением в разных видах деятельности; правильно передает соотношения предметов и их частей по величине и форме; располагает изображения на строчке в соответствии с инструкцией педагога; создает цветные изображения, получает более яркие и более светлые оттенки путем регулирования нажима на карандаш; анализирует и воспроизводит зрительный диктант по образцу и по памяти, графический диктант под диктовку и самостоятельно; проявляет интерес к рисованию, любознательность.
Мониторинг уровня развития графомоторных навыков определяется в начале года и в конце года с помощью методики Н.И. Гуткиной «Домик», а также субтестов №1, №5 скрининг-обследования готовности к школьному обучению Н. Семаго, М. Семаго. По результатам психодиагностических методик составляется аналитическая справка в конце и в начале учебного года.
1.2.Годовой календарный учебный график.
Продолжительность 2021 – 2022 учебного года-34 учебные недели
с 01.09. 2021 года по 31.05.2022 года.
Каникулы | Срок начала и окончания каникул | Количество дней |
Осенние | 25.10.2021 - 29.10.2021 | 5 дней |
Зимние | 20.12.2020 - 31.12.2020 | 11 дней |
Весенние | 28.03.2021 - 01.04.2021 | 5 дней |
Летние | 01.06.2021 - 31.08.2021 | 65 дней |
1.3. Учебный план
4 занятия в месяц.
1.4. Режим занятия, их продолжительность и периодичность
Кружковые занятия проводятся 4 раза в месяц. Всего 34 занятий в учебном году.
Занятия проводятся во второй половине дня. Длительность занятия 30 минут. Занятия проводятся по подгруппам (5-6 человек).
1.5.Расписание занятий составляется на текущий учебный год на основе учебного плана и годового учебного графика.
1.6 Список обучающихся:
Формируется на начало учебного года и корректируется по мере необходимости.
(см. Приложение 1)
2. Содержательный раздел
Содержательный раздел программы включает в себя:
- непосредственную работу с воспитанниками;
- работу с педагогическим коллективом;
-работу с родителями.
2.1. Календарно-тематическое планирование
месяц | К. нед. | Тема ОД | Содержание занятия | Кол-во зан. |
сентябрь | Путешествие в страну Графо | Приветствие. 2, стр. 7. Упр. «Ушки». Упр. «Носики» Упр. «Здравствуйте, ушки!» 3, стр. 5 4, стр. 25 | 1 | |
Точка | Приветствие. 2, стр. 7. Упр. «Ушки». Упр. «Носики» Упр. «Здравствуйте, ушки!» 3, стр. 7 4, стр.27 | 1 | ||
Фруктовый сад . | Приветствие. 2, стр. 8. Упр. «Ушко-носик». Упр. «Зеркальце и полочка» Упр. «Кулак-ребро-ладонь» 3, стр. 9 4, стр. 29 Обводилки 1, стр. 19 | 1 | ||
Разноцветный дождик | Приветствие. 2, стр. 8. Упр. «Ушко-носик». Упр. «Зеркальце и полочка» Упр. «Кулак-ребро-ладонь» 3, стр. 11 4, стр. 31 | 1 | ||
Грибная пора | Приветствие. 2, стр. 9. Упр. «Солнышко и тучка». Упр. «Колечки» Упр. «Рисуем в воздухе» 3, стр. 13 4, стр. 33 Обводилки 1, стр. 10 | 1 | ||
октябрь | Бабушкин подарок | Приветствие. 2, стр. 9. Упр. «Солнышко и тучка». Упр. «Колечки» Упр. «Рисуем в воздухе» 3, стр. 15 4, стр. 34 | 1 | |
В мире птиц | Приветствие. 2, стр. 9-10. Упр. «Совушка-сова». Упр. «Сухой листик» Упр. «Ленивые восьмерки» 3, стр. 17 4, стр. 40 Обводилки «Цапля» | 1 | ||
Уголки | Приветствие. 2, стр. 9-10. Упр. «Совушка-сова». Упр. «Сухой листик» Упр. «Ленивые восьмерки» 3, стр. 19 4, стр. 41 | 1 | ||
ноябрь | 10. | Хоровод | Приветствие. 2, стр. 7. Упр. «Ушки». Упр. «Носики» Упр. «Здравствуйте, ушки!» 3, стр. 19 4, стр. 43 | 1 |
11. | Птичий двор | Приветствие. 2, стр. 7. Упр. «Ушки». Упр. «Носики» Упр. «Здравствуйте, ушки!» 3, стр. 21 4, стр. 44 Обводилки «Петух» | 1 | |
12. | В деревне | Приветствие. 2, стр. 8. Упр. «Ушко-носик». Упр. «Зеркальце и полочка» Упр. «Кулак-ребро-ладонь» 3, стр. 23 4, стр. 46 | 1 | |
13. | Ежик Пых | Приветствие. 2, стр. 8. Упр. «Ушко-носик». Упр. «Зеркальце и полочка» Упр. «Кулак-ребро-ладонь» 3, стр. 25 4, стр. 50 Обводилки «Ежик» 1, стр. 12 | 1 | |
декабрь | 14. | В гостях у Колобка | Приветствие. 2, стр. 9. Упр. «Солнышко и тучка». Упр. «Колечки» Упр. «Рисуем в воздухе» 3, стр. 27 4, стр. 54 | 1 |
15. | Зимняя сказка | Приветствие. 2, стр. 9. Упр. «Солнышко и тучка». Упр. «Колечки» Упр. «Рисуем в воздухе» 3, стр. 27 4, стр. 48 | 1 | |
16. | Домик Дедушки Мороза | Приветствие. 2, стр. 9-10. Упр. «Совушка-сова». Упр. «Сухой листик» Упр. «Ленивые восьмерки» 3, стр. 29 4, стр. 47 | 1 | |
январь | 19. | В посудной лавке | Приветствие. 2, стр. 9-10. Упр. «Совушка-сова». Упр. «Сухой листик» Упр. «Ленивые восьмерки» 3, стр. 5 4, стр. 55 | 1 |
20. | Бусы | 2, стр. 7. Упр. «Ушки». Упр. «Носики» Упр. «Здравствуйте, ушки!» 3, стр. 7 4, стр. 57 | 1 | |
21. | Треугольная семья | 2, стр. 7. Упр. «Ушки». Упр. «Носики» Упр. «Здравствуйте, ушки!» 3, стр. 9 4, стр. 58 | 1 | |
февраль | 22. | Узор | Приветствие. 2, стр. 8. Упр. «Ушко-носик». Упр. «Зеркальце и полочка» Упр. «Кулак-ребро-ладонь» 3, стр. 11 4, стр. 61 | 1 |
23. | Самолет | Приветствие. 2, стр. 9-10. Упр. «Совушка-сова». Упр. «Сухой листик» Упр. «Ленивые восьмерки» 3, стр. 21 Обводилки «Самолет» Д/и «Военные профессии» | 1 | |
24. | Заяц беленький | Приветствие. 2, стр. 9. Упр. «Солнышко и тучка». Упр. «Колечки» Упр. «Рисуем в воздухе» 3, стр. 15 Обводилки «Заяц» «Елочка» Аппликация «Белая шубка» | 1 | |
25. | Мышка и кошка | Приветствие. 2, стр. 9. Упр. «Солнышко и тучка». Упр. «Колечки» Упр. «Рисуем в воздухе» 3, стр. 17 Обводилки «Кошка» «Мышка» П/и «Смелые мышки» | 1 | |
март | 26. | Подарок мам | 2, стр. 7. Упр. «Ушки». Упр. «Носики» Упр. «Здравствуйте, ушки!» 3, стр. 25 4, стр. 60 | 1 |
27. | Улиточки | Приветствие. 2, стр. 8. Упр. «Ушко-носик». Упр. «Зеркальце и полочка» Упр. «Кулак-ребро-ладонь» 3, стр. 13 4, стр. 63 Обводилки «Улиточки» 1, стр. 7 | 1 | |
28. | Кораблик | 2, стр. 7. Упр. «Ушки». Упр. «Носики» Упр. «Здравствуйте, ушки!» 3, стр. 23 Обводилки «Кораблик» Аппликация «Кораблики» | 1 | |
29. | Дикие и домашние животные е | Приветствие. 2, стр. 9-10. Упр. «Совушка-сова». Упр. «Сухой листик» Упр. «Ленивые восьмерки» 3, стр. 19 Обводилки «Жираф» «Петух» «Слон» Д/и «Кто, где живет» | 1 | |
апрель | 31. | Волшебный мир книги | Приветствие. 2, стр. 9-10. Упр. «Совушка-сова». Упр. «Сухой листик» Упр. «Ленивые восьмерки» 3, стр. 9 4, стр. 36 | 1 |
32. | Ракета | Приветствие. 2, стр. 9-10. Упр. «Совушка-сова». Упр. «Сухой листик» Упр. «Ленивые восьмерки» 3, стр. 11 Обводилки «Ракета» Рисование «Звездное небо» | 1 | |
33. | Всем на свете нужен дом | Приветствие. 2, стр. 9. Упр. «Солнышко и тучка». Упр. «Колечки» Упр. «Рисуем в воздухе» 3, стр. 5 4, стр. 68 | 1 | |
34. | Дорожный знак | 2, стр. 7. Упр. «Ушки». Упр. «Носики» Упр. «Здравствуйте, ушки!» 3, стр. 15 Обводилки «Дорожный знак» Д/и «Дорожные знаки» | 1 | |
май | 35. | Весна-красна | Приветствие. 2, стр. 8. Упр. «Ушко-носик». Упр. «Зеркальце и полочка» Упр. «Кулак-ребро-ладонь» 3, стр. 27 4, стр. 65 | 1 |
36. | Совушка и цыпленок | Приветствие. 2, стр. 8. Упр. «Ушко-носик». Упр. «Зеркальце и полочка» Упр. «Кулак-ребро-ладонь» 3, стр. 29 4, стр. 66 | 1 | |
37. | Цветики | 2, стр. 7. Упр. «Ушки». Упр. «Носики» Упр. «Здравствуйте, ушки!» 3, стр. 13 Обводилки «Цветочек» 1, стр. 22 Рисование «Цветики» | 1 | |
38. | Узоры на платочках | Приветствие. 2, стр. 9. Упр. «Солнышко и тучка». Упр. «Колечки» Упр. «Рисуем в воздухе» 3, стр. 7 4, стр. 70 | 1 |
Взаимодействие с педагогическим коллективом
- Индивидуальная работа с воспитанниками по отработке графомоторных навыков в группе по рекомендациям педагога-психолога.
- Консультации с педагогами по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста при подготовке детей к школьному обучению.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
- Организация и проведение консультативных встреч (индивидуальных и групповых) с родителями на тему «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из направлений подготовки ребенка к школе».
- Подготовка стендовой консультативной информации по теме «Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
2.2. Итогово-отчетные мероприятия
Выставка работ продуктивной деятельности детей, выполненных на занятиях.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия (обводилки, альбом для развития межполушарного взаимодействия), простой карандаш на каждого ребенка, цветные карандаши, тетради в клетку 18 листов на каждого ребенка, цветные прищепки, ластик, штампы, цветные резинки для волос, счетные палочки, книги с иллюстрациями, карточки с изображениями животных, времен года, предметов обихода и т.д., мягкие игрушки, пластилин, массажные мячи, ножницы, наждачная бумага, ватные палочки, цветная бумага, клей, линейка, краски гуашевые, акварельные, фломастеры, белый картон, дидактические игры различной тематики.
3.2.Методическое обеспечение
- Давыдова О.А. Графомоторика. Тренажер по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков.- М.: Школьная книга,2021.
- Зегебарт Г.М., Ильичева О.А. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. — М.: Генезис, 2010.
- Трясорукова Т. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.- Ростов н/Д: Феникс, 2019.
- Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет: программа, планирование, конспекты занятий/авт.-сост. О.Н. Небыкова. - Волгоград: Учитель, 2021.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»
Программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»Пояснительная записка программыI. Данная программа относится к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.II....
Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-математической направленности «Умники и Умницы»
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различ...
Программа по дополнительной образовательной программе физкультурно-спортивной направленности "Школа мяча"
quot;Школа мяча"...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Золотой ключик" группы компенсирующей направленности для детей от 2 до 7 лет
Художественно-эстетическая направленность воспитания занимает, пожалуй, одно из центральных мест в структуре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетны...