Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр.
статья (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
посредством логико-математических игр.
Буяльская Наталья Владимировна
Воспитатель ГБДОУ №12 г. Санкт-Петербурга
Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.
Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.
Поэтому очень важно создать условия для эффективного использования логико-математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе.
Способствовать развитию познавательной активности детей.
развивать творческие и интеллектуальные способности детей;
развивать воображение детей;
развивать логическое мышление детей;
повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений;
развивать умственные способности детей через логико-математические игры.
В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей;
также развиваются такие качества, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.
Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.
Среди всего многообразия игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них какого-то познавательного содержания, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций.
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
В своей работе пользуюсь разнообразными формами и приемами
• непосредственно образовательная деятельность;
• игровая деятельность;
• самостоятельная деятельность детей;
• рассматривание;
• чтение художественной литературы.
Средства, развивающие логическое мышление
Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
Загадки. Задачи – шутки.
Игры-головоломки.
Игры с счетными палочками.
Разгадывание ребусов.
Важное условие для полноценного развития детей - очень доступная, развивающая среда, которая должна быть открыта, мобильна, ориентирована на зону ближайшего развития ребёнка.
В своей работе использую игры на развитие интеллектуальных способностей различных авторов. Данные игры развивают способность анализировать сходство и различие предметов, которое совершенствуется в ходе решения
задач «на сопоставление». Это интеллектуальная игра вида: «Одинаковое, разное у двух (трёх) ». При выполнении заданий этого вида совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение.
Очень любимы детьми логические упражнения, которые развивают наблюдательность и внимание, такие как: “Что нарисовано? ”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему? ”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять … ”. Она учит классифицировать и обобщать.
… Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
* Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)
* Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)
* На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока)
Весёлые задачи в стихах,
Загадки-шутки
Загадки с математическим содержанием
Словесные логические задачи
Занимательные задачи.
Также дети любят игру сложи квадрат. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления.
Игры Кюизенера Цель игры:
• Развивать у детей представление о числе;
• Научить их измерению с помощью мерки;
• Развивать комбинаторные способности;
• Познакомить с ориентированием;
• Учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры.
Также использую игры с блоками Дьенеша, доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике, развивают творческие способности, восприятие, память, внимание и воображение. Логические блоки применяю: а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов) ;
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки») ;
Особо полюбившаяся игра это шашки, которая поможет в будущем способы решения в сложных ситуациях, стимул к победе, спортивный дух.
Все мы знаем, как детям нравятся герои различных мультфильмов, как им интересна игра в домино герои мультфильмов, которая развивает внимание и логические способности, учит находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки.
Очень важна индивидуальная работа по логическим схемам
Я посчитала целесообразным внедрить в образовательный процесс работу в тетрадях на печатной основе " Я решаю логические задачи" автор Е. В. Колесникова. Работу веду как отдельное занятие в игровой форме. В гости к детям приходят разные сказочные герои и дети помогают им выполнить задание, учат, как нужно выполнить, исправляют ошибки допущенные героями в выполнении заданий.
Также в работе с детьми, использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры», «Засели домики», «Где, чей гараж». В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:
• Научить работать коллективно;
• Придерживаться определенных правил;
• Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;
• Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.
Одним из факторов, способствующим лучшему развитию логического мышления, является большая помощь родителей. На родительском собрании объяснила, что развитие логического мышления поможет детям в дальнейшем обучении в школе как на занятиях по математике, так и, возможно, в будущей жизни.
Далее я познакомила с занимательным материалом, подчеркивая его игровой характер, перечислила все виды занимательных игр, упражнений, доступных детям дошкольного возраста.
В уголок для родителей я поместила информацию о значении занимательных игр, приемах руководства ими, дала описание способов их изготовления.
Результат работы с родительской общественностью – налицо! Я постоянно ощущаю их помощь и поддержку в развитии и воспитании детей моей группы.
Проводя работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что эта необходимая работа, что это интересная работа, как для меня, так и для детей, что самое главное.
Заключение: Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Логико-математическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер.
Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод: педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др....
ПРОЕКТ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР»
Актуальность проблемы развития логического мышления: на современном этапе дошкольного образования особое внимание уделяется обес...
Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...
Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".
Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка....
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико – математических игр»
Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе...
Презентация на тему:"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Игра для дошкольника-способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогическ...
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико - математические игры и упражнения....