Картотека игр по формированию математических представлений с использованием развивающей предметно - пространственной среды"Фиолетовый лес"
картотека
Эффективное интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, Актуальность данных развивающих игр в том, что данные игры направлены на сохранение самоценности дошкольного детства, учат детей «мыслить», действовать «в уме», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает творческие и интеллектуальные способности дошкольников, опираясь на три основных принципа: интерес - познание - творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_matematike_ranniy_vozrast_voskobovich.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок»
Белгородской области с. Верхопенье
Картотека игр по формированию элементарных математических представлений с использованием РППС «Фиолетовый лес»
у детей раннего возраста.
Подготовила: воспитатель высшей категории
Василенко Наталия Михайловна.
Карточка 1.«Кто быстрее?»
Задачи: развитие глазомера; совершенствование умения сравнивать длину
путем приложения, развитие связной речи.
Материалы и оборудование: ёжики двух размеров, цветок, разноцветные веревочки двух цветов и двух размеров.
Игровая ситуация: Ёжики решили пойти на день рождения к Лягушке
и подарить ей цветок. Они вспомнили, что видели в лесу прекрасный, большой цветок, и каждый захотел подарить именно его. Они побежали
каждый по своей дорожке. Кто быстрее прибежит к цветку? У кого длиннее дорожка? У кого короче?
Задание: Определить, кто быстрее добежит до цветка (определить «на глаз»). Сравнить дорожки по длине. Определить, кто же быстрее добежал до
цветка. Придумать историю, как Ёжики поздравляли Лягушку.
Карточка 2.«Разноцветные полянки Гномов»
Задачи: развитие внимания, мышления; закрепление умения делить предметы на 3 группы по цвету; закрепление счета до 5, определять больше,
меньше.
Материалы и оборудование: обручи трех цветов, наборы листьев трех цветов, Радужные Гномы.
Игровая ситуация: Гномы решили сделать разноцветные полянки.
Кохле решил сделать красную полянку, Зеле - зеленую, Си - синюю. Полянки у них получились. Но были немного скучными. И тогда Гномы
решили их украсить листочками. Помоги Гномам украсить их полянки листочками любимых цветов.
Задание: Разложить листочки по цветам полянок. Сосчитать листочки на каждой полянке, определить у кого листочков больше, меньше
Карточка 3. Тема: «Какой ручеек длиннее?»
Задачи: Расширять знания и представления детей о приметах весны; развивать глазомер; совершенствовать умение сравнивать длину путем приложения
Игровая цель: Определить самый длинный и самый короткий ручеек на глаз.
Усложнение: В длинный ручеек запустить синие кораблики, а в короткий зеленые.
Игровое оборудование: «Фиолетовый лес», гномики Кохле и Зеле, , синие веревочки двух цветов, кораблики синие и зеленые.
Игровая ситуация: С наступлением весны в Фиолетовом лесу с каждым днем становится все теплее. Солнышко сильнее пригревает. Снег начал таять и побежали ручейки. Кохле и Зеле смастерили из бумаги кораблики и побежали к ручейкам. Кохле хочет запустить кораблик в самый длинный ручеек, а Зеле в самый короткий ручеек. Ребята, как им помочь? Какой ручеек самый длинный? Какой самый короткий?
Карточка 4 «Собери яблоки»
Задачи: формировать представления детей о величине предметов (большой-маленький, высокий - низкий); - развивать умение сравнивать предметы по величине; - закреплять умения уравнивать группы предметов разными способами.
Материал и оборудование: сенсомоторная стена «Фиолетовый лес»; деревья (высокое и низкое), большие жѐлтые яблоки, маленькие красные яблоки; ѐжики (большой и маленький).
Игровая ситуация: В корзинке лежат яблоки большие-жѐлтые, маленькие-красные. В «фиолетовом лесу» выросли деревья. Одно дерево высокое, второе низкое. - Как выдумаете, какие яблоки с какого дерева? (большие росли на высоком, маленькие на низком). Дети развешивают яблоки на деревья. - Мимо проползали ѐжики. - Посмотрите, ѐжики одинаковые или нет? (один маленький, второй большой) - Давайте соберѐм яблоки для ѐжиков. Какие яблоки, какому ѐжику достанутся? (большие – большому ѐжику, маленькие –маленькому) - Стали ѐжики спорить, кто собрал больше яблок. Давайте поможем ѐжикам. Дети выставляют яблоки друг по другом, чтоб определить каких больше. - Что нужно сделать, чтоб яблок было поровну? (либо убрать одно лишнее, либо добавить)
Карточка 5 «Где находится животное»
Задачи игры: формировать пространственные представления, и грамматический строй речи.
Материал и оборудование: сенсомоторная стена «Фиолетовый лес» с полным комплектом приложений к нему, «Разноцветные веревочки 1»
Игровая ситуация: Детям даются различные задания:
- найти или разместить животных, предметы;
- найти где спрятался ежик (за деревом, перед деревом и. т. д);
- разместить бабочку между домиками (домики сделаны из веревочек);
справа от красного домика, слева от большого домика и пр.
Карточка 6 «Мы сами посадили Фиолетовый лес»
Задачи игры:
Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, умение рассуждать, стимулировать творческую инициативу, познавательные способности, развивать пространственное мышление, умение ориентироваться на плоскости, учить договариваться с друг другом, в процессе совместной деятельности.
Материал и оборудование: сенсомоторная стена «Фиолетовый лес» с полным комплектом приложений к нему, «Лев - Павлин - Пони - Лань», сказочный образ Ворон Метр.
Игровая ситуация: Дети гуляли и пришли на пустое поле, там было скучно и неинтересно, оно встретили Ворона Метра, и он попросил их помочь посадить Фиолетовый лес. Педагог может дать две инструкции: посадить лес согласно заданиям Ворона Метра, или так же как оно захотят сами, а затем прокомментировать свои действия.
Варианты заданий:
- Прикрепить лужайку, озеро (справа, слева, внизу, выше, ниже)
- Расставить деревья - ажурное дерево справа снизу; разноцветное – слева вверху; маленькую елочку - вверху слева (можно использовать карточки визуальной ориентировки)
- Солнышко повесить над большой елочкой, облака- над оранжевым деревом
- Разместить птиц, животных, насекомых, в разных вариантах - на небе, на земле, на ветках дерева, под деревьями, на озере.
Карточка 7 «Домики для птиц»
Задачи игры: закреплять понятия «большой – маленький» в речи детей; формировать умение действовать по подражанию, образцу, развивать зрительное восприятие, симулировать речевую активность, психические процессы.
Материал и оборудование: сенсомоторная стена «Фиолетовый лес»;»Черепашки ларчик» (одноцветные детали двух величин, т.е. два комплекта), сказочный образ Ворон Метр.
Игровая ситуация: Ворон Метр приглашает детей в гости. Педагог вместе с детьми и Вороном метром отправляются в Фиолетовый лес. Ворон предлагает детям найти и назвать кто сегодня их ждет в лесу (птицы). Он просит детей помочь сделать домики для птиц. Предлагает построить домик из двух одноцветных деталей двух величин, проговаривая в речи понятия «большой», «маленький». Домики могут быть одноэтажными и двухэтажными
Варианты игры;
- По подражанию т.е. педагог делает пошагово образец, а ребенок выкладывает пошагово рядом.
- По образцу т.е. педагог строит полностью изображение , ребенок делает самостоятельно.
- По схеме (контурному изображению)
- Дети самостоятельно строят без образцов.
Ворон Метр благодарит детей и прощается. Педагог предлагает вернуться из сказочного леса.
Карточка 8 «Домик дл Гуся Капитана»
Задачи игры: познакомить с игрой «Фонарики Ларчик», совершенствовать умение слушать и понимать инструкции педагога, формировать умение отличать красный , желтый и зеленый цвет от других цветов, закрепить названия геометрических фигур (квадрат, треугольник), учить конструировать несложные сооружения.
Материал и оборудование: сенсомоторная среда «Фиолетовый лес»; «Фонарики Ларчик», сказочный образ Гусь Капитан Океанкин.
Игровая ситуация: Педагог рассказывает сказочную историю о Гусе Капитане Океанкине. Домик у Гуся Капитана ( сделан из частей «Фонарики Ларчик») стоял в очень красивом месте Фиолетового леса – на Цветочной поляне. Был теплый солнечный день, и Гусь Капитан отправился в плавание вместе со своими друзьями по Озеру Айс. Вдруг подул сильный шквалистый ветер и разрушил домик Гуся Капитана. Педагог предлагает помочь Капитану: построить новый дом. В ходе игры педагог закрепляет название геометрических фигур ( квадрат, треугольник).
Карточка 9 «Дождик в сказочном лесу»
Задачи игры: расширить представления о характеристиках предметов («большой» - «маленький» ), закреплять данные понятия в речи, развивать зрительное восприятие величины, симулировать речевую активность, психические процессы.
Материал и оборудование: сенсомоторная стена «Фиолетовый лес», синие листья, маленькая и большая тучка, две мышки, два ежа, две елочки, одного цвета, но разного размера (маленькие, большие), веревочки синег цвета («Разноцветные веревочки 1»
Игровая ситуация: Педагог вместе предлагает отправляются в Фиолетовый лес. Рассказывает : «В сказочном лесу все волшебное и необычное, даже животные. Педагог предлагает найти и рассмотреть обитателей леса (мыши, ежики), сравнить их по величине. Но в это время на небе появились тучи (педагог прикрепляет большую тучку и маленькую тучку или делает из веревочек). И закапал дождик, из большой - большие капли, из маленькой – маленькие. Испугались животные дождя и спрятались под елочки большие под большой, маленькие под маленькой елочкой (педагог предлагает спрятать животных). Закончился дождь, выглянуло солнце, вышли животные на полянку (педагог прикрепляет большого ежа или маленькую мышку и.т.д. и спрашивает кто вышел на полянку). Дети в речи закрепляют понятия (большой, маленький). Животные благодарят детей и прощаются. Педагог предлагает вернуться из сказочного леса.
Карточка 10 «Найди лампочку для фонарика»
Задачи игры: дать представление об основных формах, формировать представление о цвете и форме предметов.
Материал и оборудование: сенсомоторная стена «Фиолетовый лес», «Фонарики Ларчик».
Игровая ситуация: Педагог рассказывает детям, что в Фиолетовом лесу есть фонарики. Они разные: круглые как мячик, квадратные как кубик. Но фонарики сломались, потерялись лампочки. Нужно помочь жителям леса эти лампочки найти и поместить их в фонарики. Детям предлагается самостоятельно подобрать лампочки. Дети выбирают фигуры, произвольно ориентируясь по их форме. Когда задача выполнена, дети сами приходят к выводу, что у каждого фонарика по две лампочки, но они разного цвета. Педагог оценивает работу детей и предлагает поиграть в игру «Зажигаем и гасим фонарики»: если внутри фонарика красная лампочка – фонарик горит, если зеленая – гаснет.
Карточка 11. «Помоги ежикам собрать листочки»
Задачи: закрепление умения выделять признак большой и маленький;
развитие умения группировать по размеру.
Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ёжики двух размеров.
Игровая ситуация: Ёжики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели
много красивых листочков. Они им так понравились, что они решили ими украсить свои дома. Большой ёжик решил собирать большие листочки, а маленький ёжик - маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможет ёжикам.
Задание: Одеть на колючки большому ёжику большие листочки, маленькому ёжику - маленькие листочки.
Карточка 12 «Букеты из листьев»
Задачи игры: расширить представления о характеристиках предметов (большой - средний - маленький), вводить понятия в речь (большой, маленький, поменьше, побольше); развивать зрительное восприятие величины, ориентируясь на один признак предмета – величину, из двух предлагаемых (цвет, величина); развивать речевую активность, психические процессы.
Материал и оборудование: сенсомоторная среда «Фиолетовый лес»; разноцветные листья трех контрастных величин (маленькие, средние, большие), сказочный образ Гусеница Фифа.
Игровая ситуация: Педагог рассказывает, что у Ворона Метра есть друзья и одна из них - Гусеница Фифа. Педагог предлагает отправиться в Фиолетовый лес и познакомиться с ней. В сказочном лесу детей встречает Гусеница Фифа. И просит помочь собрать красивые букеты из листьев для своих друзей (листья расположены на поляне).Гусеница фифа предлагает сначала собрать букет из больших листьев (дети проговаривают «большие). Гусеница фифа вместе с детьми рассматривает листья, оставшиеся на поляне, сравнивает их по величине и определяет, что они разные (вводится понятие «средние»; закрепляются «большие», «маленькие»). Дети раскладывают листья по букетам, с учетам величины. Налетел ветер проказник, и все лисья снова перепутались. Дети повторяют игровое упражнение. Гусеница Фифа благодарит детей и прощается. Педагог предлагает вернуться из сказочного леса.
Карточка 13 «Мы едем, едем, едем»
Задачи игры: познакомить с игрой «Черепашки Ларчик», со способами крепления ее деталей, совершенствовать умение слушать и понимать инструкции педагога, формировать умение отличать красный, желтый, и зеленый цвет от других цветов, закрепить счет до 3, учить конструировать несложные сооружения.
Материал и оборудование: сенсомоторная среда «Фиолетовый лес»; «Черепашки Ларчик», «Разноцветные веревочки 1», сказочные образы Медвежонок Мишик, Девочка Долька, Малыш Гео.
Игровая ситуация: Педагог рассказывает детям сказочную историю. Медвежонок Мишик очень любит путешествовать на поезде. Но в Фиолетовом лесу нет железной дороги. Медвежонок думал - думал и придумал свою сказочную дорогу. Он взял веревочки разной длины и цвета и построил железнодорожный путь. Но путешествовать одному скучно. Мишик пригласил своих друзей – Дольку и Гео. Но на чем они будут путешествовать если у них нет поезда?
Педагог «рисует» железнодорожный путь с помощью веревочек и предлагает построить поезд из деталей игры «Черепашки Ларчик». Для этого педагог предлагает взять три «Черепашки» красного, зеленого, цвета. Первая Черепашка – паровоз, а вторая и третья – вагончики. Дети конструируют поезд. Педагог задает вопросы: Какого цвета тепловоз? Какого цвета первый вагон? Какого цвета второй вагон? Сколько всего вагонов? Сколько друзей едут в поезде?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича "Поможем Волшебнице Осени".
Цель: закрепление и расширение знаний детей об осени, с использованем развиваюей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича.Задачи:1.Обучающие: - закреп...
Картотека игр по сенсорному развитию с использованием развивающей предметно - пространственной среды"Фиолетовый лес"
Эффективное интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, Актуальность данных развивающих игр в том, что данные игры направлены на сохран...
Картотека игр по речевому развитию с использованием развивающей предметно - пространственной среды "Фиолетовый лес"
Эффективное интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, Актуальность данных развивающих игр в том, что данные игры направлены на сохран...
Картотека игр по ознакомлению с окружающим с использованием развивающей предметно - пространственной среды "Фиолетовый лес" В. Воскобовича
Эффективное интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, Актуальность данных развивающих игр в том, что данные игры направлены на сохран...
Конспект (Сценарий) квест - игры в средней группе с использованием развивающей предметно – пространственной среды «Фиолетовый лес»
В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Воспитатели используют в своей деятельности современные технол...
Педагогический опыт на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес и Коврографа Ларчик».
Знакомясь с любой развивающей игрой В.В. Воскобовича, ребенок попадает в сказку, страну – Фиолетовый лес. В этой стране каждая игра имеет своего героя. Дети, слушая сказку, становятся действующи...
Конспект по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича «Поможем волшебнице Осени» (старшая группа)
Данный конспект может быть полезен воспитателям старших групп . А использование развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича сделает занятие интересным и ув...