Социально-запущенные дети
материал

Кран Оксана Александровна

Положение детей в современной России зачастую не просто вызывает тревогу, а требует кардинального пересмотра позиций взрослых - родителей, педагогов и других представителей социального окружения ребёнка. Отсутствие специалистов по охране детства, слабая профилактика неблагополучия семьи и социального сиротства, как и разрушение учреждений дополнительного образования детей, недостаточное финансирование отчасти отягощают ответственность государства в отношении защиты прав ребёнка.

В настоящее время дети и подростки являются наиболее незащищёнными и требуют поддержки компетентного специалиста. Государственные меры поддержки детей и подростков недостаточны для предупреждения возникновения и развития социальной и педагогической запущенности. тема очень актуальна и требует изучения и пристального внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-zapushchennye_deti.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат

Социально-запущенные дети,  особенности их воспитания и обучения в условиях современной школы.

Каждый ребёнок – это удивительный, особый мир с присущими ему индивидуальными особенностями. В процессе становления его как личности, он проходит длительный путь развития и воспитания, развиваясь естественным образом, в том числе и в социальном направлении.

Социальное формирование личности – непрерывный процесс, в основе которого лежит социальное развитие – это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования личности в результате её социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде и активно проявляющий себя в ней. Успешность социализации взрослого во многом определяется именно детским периодом развития и становления личности.        

Положение детей в современной России зачастую не просто вызывает тревогу, а требует кардинального пересмотра позиции взрослых – родителей, педагогов и других представителей социального окружения ребёнка. Отсутствие специалистов по охране детства, слабая профилактика неблагополучия семьи и социального сиротства, как и разрушение учреждений дополнительного образования детей, недостаточное финансирование отчасти отягощают ответственность государства в отношении защиты прав ребёнка.

В настоящее время дети и подростки являются наиболее незащищёнными и требуют поддержки компетентного специалиста. Государственные меры поддержки детей и подростков недостаточны для предупреждения возникновения и развития социальной и педагогической запущенности.         

Социальное развитие обусловлено внешними и внутренними факторами. В качестве факторов выступает всё то, посредством чего обеспечивается качественное и количественное изменение человека, начиная с раннего возраста.

Внутренние факторы – это  потенциал, включающий биологические, наследственные и прочие особенности ребёнка, реализуемый в процессе его развития. По существу – это внутренние источники социального развития, которые во многом определяют предрасположенности конкретного ребёнка к социальному развитию.

Внешние факторы – это

1. Окружающая ребёнка среда (семья, детский сад, школа). Каждая среда создаёт массу социально-педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному отражаются на результатах последнего.

2. Целенаправленная деятельность, в которую он вовлечён.    

3. Воспитание, способствующее реализации и развитию внутреннего потенциала, приобретение им качественно нового состояния.

В совокупности внешние факторы стимулируют реализацию внутреннего потенциала ребёнка и являются движущей силой его социального развития и социализации.

Предрасположенности растущего человека к социальному развитию и социализации имеет наследственную природу, а так же приобретённую им на предшествующих этапах развития. В процессе социального развития, а так же социализации и воспитания человека они могут быть реализованы, приумножены, ослаблены, либо вовсе не реализованы. По мнению Л.В. Мардахаева такие  предрасположенности можно подразделить на:

1. Позитивные предрасположения – это базис социальных задатков для стимулирования направленного развития человека в процессе социализации, когда он может добиться наибольших результатов в самосовершенствовании и самореализации как личность. Особенно это важно в работе с детьми, имеющими особые нужды.

2. Негативные предрасположения – это своеобразие человека, которое либо ограничивает его в возможностях социального развития, либо имеет ярко выраженный отрицательный социальный характер и может негативно сказаться в социальном развитии.

В социальной педагогике существует два основных вида направлений, определяющих своеобразие перспектив социального развития человека:

Биогенное (биогенетическое)

Социогенное (социогенетическое)

1.  Сторонники данного направления считают, что развитие человека предопределено наследственностью, которая и определяет кем может стать в будущем человек.

2. Наследственность только предопределяет возможности растущего человека, однако, перспективы их реализации во многом определяются условиями, в которых он живёт и его устремлениях в самореализации.

3. Отрицательные предрасположения от наследования в семьях риска, когда один или оба родителя являются алкоголиками, наркоманами, имеют отклонения в психике и другие, являются внутренними потенциальными возможностями, которые могут быть трансформированы в сдерживающие факторы социального развития в процессе роста ребёнка. Направленная работа с такими детьми, учёт негативных потенциальных возможностей, а так же опора на позитив, может создавать более благоприятные перспективы социального развития.

1. Сторонники данного направления считают, что человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» всё, что угодно воспитателю. Однако реальная жизнь такова, что далеко не всё, что хочет воспитатель, можно в социальном плане сформировать у ребёнка.

2. Если ребёнок не предрасположен к тому, что у него развивают в процессе социального развития, перспективы этого развития будут ограничены. Кроме того, если не считаться с возможностями ребёнка, то можно «сломать» его, разрушив личность.

Реальная жизнь диктует необходимость обеспечения единства в стимулировании социального развития, социализации и воспитания ребёнка, а так же биогенного, социогенного и других подходов.

В социальном развитии, социализации человека выделяются норма и отклонение. Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.

Под нормой понимается правило, точное предписание, установленная мера. Социальные нормы – социально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила социального поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные стандарты поведения личности в группе, в обществе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием его взаимодействия с другими людьми. Социальные нормы закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах и других организационных документах, а так же могут выступать в виде неписанных правил среды. Сформированные по основным нормообразующим факторам, они подразделяются на правовые, нравственные, этические, религиозные и другие.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает её управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Социальное отклонение – это такое социальное развитие и воспитание человека, поведение которого не соответствует ценностям и нормам, принятым в обществе ( в его среде жизнедеятельности).

Выделяют две формы социального отклонения:

  1. Асоциальное поведение (от греч. а – отрицательная частица «не», «без» и лат. socialis – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) – это такое поведение человека, которое не соответствует нормам и правилам, принятым в обществе, но не содержит противоправных действий.
  2. Антисоциальное поведение (от греч. anti –  против и лат. socialis – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) – это противоправное поведение человека.

По Л.В. Мардахаеву к основным проблемам социального развития, ведущим к социальным отклонениям, относятся:

  1. Проблемы социокультурной среды семьи, закладывающие основы социального развития, социализации ребёнка:
  • Безнравственная обстановка: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность, что негативно сказывается на состоянии воспитанника, формирования у него напряжённости, чувства страха, а также создаёт негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение, отрицательного отношения формируемой личности к дому, семье, родителям;
  • Приобщение ребёнка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм, способствует формированию зависимого поведения;
  • Социальные проблемы семьи: неполные, дистантные и многодетные семьи, семьи с одним ребёнком, а также чрезмерное влияние одного из родителей на формирование личности ребёнка, существенно сказывающее на полоролевое становление личности;
  • Переключение родителей на свои проблемы и предоставление ребёнка самому себе в течении длительного времени, что ведёт к нарушениям социальных связей воспитанника со своими родителями, и сказывается на его потребности обращаться за чем-либо к родителям, видеть в них опору, нежелание общаться с ними, а также неприятие требований к себе со стороны родителей. Всё это нередко формирует потребности вне семейного времяпрепровождения, становлению категории «детей улицы», безнадзорных и беспризорных;
  • Перекладывание воспитания ребёнка на дедушку и бабушку без соответствующей поддержки;
  • Тепличные условия семьи, отстранение ребёнка от любых жизненных проблем, от любой активной деятельности, способствуют формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческие трагедии, а также неспособность адаптироваться в новой для него обстановке, самостоятельно преодолевать жизненные трудности в критической ситуации и прочее;
  • Недостаточное внимание уходу и воспитанию ребёнка, его растущим потребностям, интересам, обусловленным возрастом, что сказывается на сформированность здоровых социальных интересов, увлечений, усидчивости;
  • Научение ребёнка, подростка в семье определённым негативным моделям жизни и деятельности (самореализация в жизни), ведущее к формированию определённой социальной роли, конкурентоспособной личности, не уважающей иные мысли, иные способы действий, самоутверждая себя своей силой, подавляя других;
  1. Проблемы социокультурной среды вне семейного взаимодействия:
  • Вхождение в социокультурные среды, носящие виктимный характер по отношению к воспитаннику (новый класс, новое место жительства, улица со своими виктимными возможностями);
  • Вхождение в неформальные молодёжные объединения, асоциальной и антисоциальной направленности, формирующие соответствующее мировоззрение, оказывающие влияние на образ жизни, приоритеты и ориентиры в жизни;
  • Круг друзей, определяющий деструктивный характер времяпрепровождения, формирующий интересы, идеалы, носящие деструктивный характер;
  1. Проблемы направленности и интенсивности в самореализации несовершеннолетнего, существенно сказывающиеся на его социальном развитии, социализации:
  • Увлечения несовершеннолетнего, несоответствующие его возрасту и его возможностям, несущие деструктивный характер;
  • Страх, отсутствие интереса к деятельности, слабая самореализационная деятельность;
  • Неуверенность в деятельности, не способность достигать результата в деятельности.

Отклонения в социальном развитии личности приводят к социальной запущенности. Социальная запущенность представляет собой такое состояние формирующейся личности ребёнка, при котором нарушения и деформации процесса социализации обусловлены социально-педагогическими причинами и носят злокачественный характер.

Как правило, социально запущенные дети развиваются в особом социальном окружении, часто неполноценном по структуре, уровню общего развития. Недостаточный уровень образованности и социальной грамотности родителей, особенно матери, низкий уровень культуры семейных взаимоотношений, неадекватное отношение к ребёнку становятся тормозом нормального развития культурно-познавательных потребностей ребёнка, его речевой и информационной культуры. Представления об окружающем мире, социальный опыт не соответствуют возрасту и возможностям ребёнка и подростка в дальнейшем.

Главные причины возникновения социальной запущенности, а так же проявлений негативных личностных качеств педагоги видят в просчётах и недостатках семейного воспитания. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определённому уровню развития социально-значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребёнка.

Социальная запущенность как правила возникает в семье при недостатках воспитательного процесса и существует отдельно до определения ребёнка в детский сад или момента поступления в школу. Следствие влияния среды и ошибки в семейном воспитании в дальнейшем отрицательно отражаются на поведении, нравственном состоянии, учебной деятельности, школьной успеваемости.

Р. В. Овчарова считает основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте :

1. Неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности.

2. Низкая способность в социальной рефлексии.

3. Трудность в овладении социальными ролями.

Социальная запущенность тесно связана с педагогической запущенностью. Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно - образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабовыраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.

Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Не успешность в деятельности, необученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей. Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей, по мнению Р.В. Овчаровой, могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.

Ребенок проходит через три стабильные воспитательные среды: семью, детский сад и школу. И каждая среда создает массу социально-педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному отражаются на результатах последнего.

Однако в каждой воспитательной среде можно выделить множество социально-педагогических ситуаций, которые по-разному влияют на состояние запущенности. Остановимся на самых важных из них. Условно обозначим их как ситуации «взаимного безразличия, «односторонней симпатии», «взаимной агрессии», «подавления активности ребенка», «инфантилизации ребенка».

Подобные ситуации могут возникнуть и в семье, и в детском саду, и в школе. 1. Взаимное безразличие и взаимная агрессия взрослого и ребенка, как правило, порождают глубокую социально-педагогическую запущенность.  

2. Ситуация позитивного, заинтересованного отношения воспитателей к ребенку, их стремление учесть его индивидуально-личностные особенности, преодолеть дисгармонии в его развитии при сильном сопротивлении ребенка, приводит к так называемой количественной динамике запущенности. В поведении ребенка продолжают накапливаться негативные привычки, его поступки все больше не соответствуют социальным ожиданиям.

3. Подавление активности ребенка, его инфантилизация приводят к качественным изменениям в формировании ребенка как субъекта познания, деятельности, общения и самосознания. Это можно назвать качественной динамикой социально-педагогической запущенности.

Таким образом, социально-педагогическая запущенность есть длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него социальной микросреды (внешние обстоятельства) и преломляющимся через внутренние условия. Социально-педагогическая запущенность берет начало в раннем детстве примерно с трехлетнего возраста, т.е. совпадает с началом развития самосознания ребенка. При неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления запущенности накапливаются и переходят в качественное образование — симптомо - комплексы. Проявляются они сначала в поведении ребенка, не затрагивая его личность, находящуюся в стадии становления (дошкольное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень.

В младшем школьном возрасте в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и др. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным. Выход из этой ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью можно выделить латентную, начальную и выраженную степени социально-педагогической запущенности ребенка. Так считает Божович Л. И.

1. Латентная (легкая) степень запущенности характеризуется количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми от возрастных проявлений (кризисов) отклонениями в социальном и нравственном развитии ребенка. В нем как личности преобладают положительные свойства; отрицательные качества однородны по своему составу, так как вызываются влиянием какого-то одного доминирующего отрицательного фактора, чаще всего семейного; степень проявления признаков запущенности слабая и средняя, характер проявления эпизодический ситуативный. Ребенок хорошо чувствует себя в семье и пытается адаптироваться в группе сверстников. Отношение к учению невыраженное, обнаруживаются первые симптомы неуспешности из-за начинающего проявляться отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня знаний, умений и навыков, недостатка социального опыта.

2. Начальная (средняя) степень — это углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка.

3. Выраженная степень запущенности — количественная динамика переходит в качественную. Положительные свойства личности, не подкрепляемые в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми и сверстниками, теряют свою глубину, проявляются все слабее. Признаки запущенности, демонстрируемые как внешние симптомы поведения, наоборот, приобретают более зримый характер. Они формируются уже под влиянием ряда факторов, проявляются разнопланово, в определенных ситуациях. Отношение к учебной деятельности равнодушное. Явно обнаруживается несостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Ухудшаются его отношения в семье.

Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой. Психологическим механизмом социально-педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции «не такой, как все», возникновении психологической незащищенности ребенка и связанных с ней защитных форм поведения, прежде всего агрессивных.

Личность социально и педагогически запущенного ребенка характеризуется неразвитостью свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и соответствующей им неадекватной активностью во взаимодействии с окружением. Субъективно эти особенности личности переживаются запущенным ребенком как особый образ-Я и выражаются в неадекватной самооценке и неудовлетворенности. Главное противоречие запущенного ребенка заключается в его стремлении к принятию и признанию, успеху как базовой потребности личности и социальной дезадаптации. Неразрешимость этого противоречия, с одной стороны, вызывает внутреннюю и внешнюю конфликтность ребенка, компенсаторно-защитные реакции, а с другой — усугубляет его недостатки, приводит к возникновению комплекса неполноценности.

Социально и педагогически запущенные младшие школьники, как правило, характеризуются неадекватной самооценкой — либо завышенной, либо заниженной. Они менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверены в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям.

Выявлены существенные различия в уровне возбудимости и гиперактивности, выражающиеся в слабой концентрации внимания, повышенном моторном беспокойстве я отвлекаемое, отсутствии страха в ситуациях повышенного риска, игнорировании социальных требований и культурных норм поведения.

В отношении со взрослыми запущенные дети чувствительны к угрозе, застенчивы, робки. Они легко выводятся из состояния равновесия, полны предчувствия неудач, часто имеют пониженное настроение, зато отмечается избыток побуждений, которые находят разрядку в практической деятельности. Запущенный ребенок пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью к рискованным поступкам с целью привлечь к себе внимание. Однако неудовлетворенность его основных потребностей быть личностью (для младших школьников — это потребность быть хорошим учеником) и быть принятым (быть сильным, здоровым и красивым) оказывает на него разрушающее влияние.

Запущенные младшие школьники излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «плохая успеваемость», «неумный», «слабо учится» и др.).

Обычные дети, ориентируясь на позитивные оценки взрослых («молодец», «умница») их новой деятельности — учения, во-первых, выделяют эти характеристики как основные, во-вторых, положительно оценивают эти качества у себя («Я умный и хочу быть еще умнее, как наша учительница»). Позиция хорошего ученика, умеющего и желающего подчиняться, добросовестного, аккуратного, способствует уравновешенности ребенка и обусловливает, с одной стороны, его открытость в отношении к миру, а с другой — сдержанность и высокий самоконтроль.

Запущенный ребенок ощущает себя неумным, плохим учеником, непринятым, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.

Субъект общения — это индивид, имеющий развитые коммуникативные потребности, социально значимые качества, обладающий знаниями социально-этического характера и способностью к взаимодействию. Младший школьник как субъект общения характеризуется активностью, способностью к самооценке, определенным социальным статусом и уровнем адаптации в группе сверстников.

У запущенных младших школьников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность(10,234).

Становление младшего школьника как субъекта общения зависит от взаимоотношений с учителем, от отношения ребенка к учебной деятельности и уровня развития его социально-коммуникативных качеств и свойств личности.

Запущенный ребенок безуспешно пытается различными неадекватными способами добиться социального признания, а в результате оказывается отверженным. Он характеризуется постоянным чувством вины, возникающим в силу школьной не успешности и неадекватной самооценки. У этих детей часто возникает противоречие между нереальным уровнем притязаний и недоверием к себе, своим возможностям в учении, которое распространяется и на отношение ребенка к окружающим.

Нарушения в побудительном компоненте коммуникативной активности (дисгармония мотивов) связаны с социальной неразвитостью ребенка, которая и порождает его неадекватное поведение. Постоянные поведенческие реакции ребенка являются способом выхода из тупика — хронического состояния психологического дискомфорта, неразвитость, неадекватное поведение, низкая способность к социальной релаксации обусловливают низкий статус ребенка в классе.

Технология работы с социально-педагогически запущенными детьми.

1. Изучение всего контингента вновь поступивших учащихся, выявление трудных подростков, организация индивидуальной учебно-воспитательной работы с ними.

Цели работы: выявление трудных учащихся, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье, их ближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведения учащихся.

Формы и методы работы: изучение документации, беседы с учителями, с родителями, получение в необходимых случаях информации из инспекции по делам несовершеннолетних, беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ учащихся, выполненных на уроках, наблюдение за поведением учащихся в разных условиях их учебы, работы, досуга.

Основные исполнители: классный руководитель, преподаватели, родители учащихся — с привлечением других лиц, знающих подростков.

2. Коррекция недостатков нравственного развития запущенных учащихся.

Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно — правового воспитания учащихся и способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива.

Формы и методы работы: приобщение учащегося к коллективной деятельности на уроках, обеспечение участия в различных общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности, отчеты учащегося перед коллективом; организация индивидуального шефства над ним с о стороны сверстников и взрослых; привлечение к общественно полезному труду; тренировка в нравственных делах и поступках; помощь в самовоспитании; систематическое использование поощрений и наказаний; разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.

Эта работа предусматривается в разделах перспективного плана; где отражается формирование учебного коллектива, формирование у учащихся основ научного мировоззрения и идейной убежденности, их нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание и укрепление здоровья учащихся.

3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения.

Цель работы (наряду с общими целями правового воспитания): преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением.

Формы и методы: встречи с работниками милиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.

Работа находит отражение в тех разделах перспективного плана, где предусматривается нравственное воспитание учащихся.

4. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Цели работы: обучение учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях.

Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха подростков в семье, поощрение за успехи в учебе.

Указанная работа может найти отражение почти во всех разделах перспективного плана, но, прежде всего там, где предусматривается формирование коллектива учащихся, воспитания у них основ научного мировоззрения, эстетическое воспитание.

5. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных учащихся.

Цели работы: выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.

Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков и секций, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных учащихся.

Работа планируется в связи с решением общих задач физического воспитания учащихся.

6. Работа с родителями социально-педагогически запущенных учащихся.

Цель работы: изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.

Формы и методы работы: педагогический лекторий для родителей, деятельность родительского актива. На особый учет должны быть взяты родители — правонарушители и пьяницы и с целью индивидуального воздействия на них.

7. Половое воспитание.

Цели работы: наряду с решением общих по отношению ко всем учащимся задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье, специальных вопросов гигиены, физиологии интимных отношений) дополнительными целями в работе с педагогически запущенными учащимися являются: преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности, неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарного поведения.

Формы и методы работы: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с целью профилактики венерических заболеваний, индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские консультации.

Список литературы:

  1. Липский И.А., Сикорская Л.Е., Прохорова О.Г. Социальная педагогика: учебник [Текст]/ И.А. Липский, Л.Е. Сикорская, О.Г. Прохорова. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 279 с.
  2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности: учебник [Текст]/ Л.В. Мардахаев. Москва Берлин: - Директ-Медиа, 2018. – 261 с.
  3. Реан А.А. Психология личности [Текст]/ А.А. Реан. СПб:Питер, 2013 – 286 с.
  4. URL: https://www.bestreferat.ru/referat-256932.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с социально-запущенной семьёй

Годовой план работы с социально-запущенной семьёй (родителями и ребёнком)...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 3.06..24 -7. 06.24 г.) Тема: «День защиты детей». Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «День защиты детей», развивать у детей творческие наклонности

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с  3.06..24 -7. 06.24 г.)Тема: «День защиты детей».Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном п...