Дополнительное образование в ДОУ для детей различных категорий
статья

Доступность дополнительного образования детей является важнейшей составляющей образования в целом, это неотъемлемая часть и важный фактор обеспечения социальной целостности и стабильности культурно-образовательного пространства. Для обеспечения государственных гарантий доступности этого вида образования необходимо обеспечение равного доступа всех категорий детей к освоению программ дополнительного образования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительное образование в ДОУ для детей различных категорий

Офицерова Т.В.

Доступность дополнительного образования детей является важнейшей составляющей образования в целом, это неотъемлемая часть и важный фактор обеспечения социальной целостности и стабильности культурно-образовательного пространства. Для обеспечения государственных гарантий доступности этого вида образования необходимо обеспечение равного доступа всех категорий детей к освоению программ дополнительного образования [2,12]

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое  значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования  и качества образования в целом.

Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых  в дошкольном учреждении.

Для повышения доступности и качества дополнительного образования, необходимо разработать и внедрить в практику новые модели дополнительных общеобразовательных программ для разных групп детей с разными потребностями, разработать и внедрить комплекс мер, направленных на повышение качества реализации программ, в том числе, удовлетворенности детей и их родителей его результатами.

Модель как система включает в себя такие элементы, как цель, содержание, способы организации, ожидаемые результаты и критерии их оценки.

Общая цель повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворенности воспитанников и их родителей качеством их предоставления, состоит и комплекса целей:

  • На уровне субъекта (дети, родители) – получение новых возможностей для выбора программ дополнительного образования детей, обеспечение прав ребенка на развитие, повышение удовлетворенности детей и родителей качеством ДО.
  • На уровне педагога – создание новых практик дополнительного образования (программ, проектов, технологий и др.), обеспечивающих повышение доступности и качества дополнительного образования детей;
  • На уровне управления – создание комплекса мер (условий), направленных на увеличение охвата детей программами дополнительного образования и обеспечивающих повышение доступности и качества [3,9].

Вариативность модели повышения доступности реализации программ дополнительного образования придает ориентация на разные целевые группы детей. Это: одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в неблагоприятных социальных условиях.

Вариативность моделям повышения доступности программ ДО придает учет особенностей целевых групп детей, для которых необходимо выстраивать образовательные пространства и среды в соответствии с их образовательными и социальными потребностями, интересами и проблемами, например:

  • для одаренных детей важно создать избыточное информационное пространство, обеспечивающее реализацию их интеллектуальных потребностей, а также адаптивное пространство, наполненное информацией о вариантах решения проблем социального взаимодействия, адаптации в коллективе сверстников и взрослых (родителей, педагогов и др.).
  • для детей с ОВЗ важно создавать принимающую и адаптивную среду, наполненную информацией о вариантах поведения в социальных ситуациях, с которыми они могут столкнуться, с учетом интеллектуальных возможностей, состояния здоровья, уровня развития психических процессов, интересов и эмоционального настроя детей с ОВЗ на обучение по программам ДО.
  • для детей, оказавшихся в сложной социальной ситуации (дети-мигранты, девианты, сироты и др.) необходимо создавать адаптивное, поликультурное, полиобразовательное пространство.

Реализация дополнительного образования детей в условиях адаптивной среды, как социально-педагогической системы, приспосабливающейся к условиям изменений внешней среды, должна осуществляться с учетом, с одной стороны, максимальной адаптации к личности, с ее индивидуальными особенностями, с другой – гибко реагировать на собственные социокультурные изменения [2,15]. При создании адаптивной среды, необходимо в содержание программ ДО вносить темы, связанные с особенностями освоения социокультурного пространства детьми, имеющими разные образовательные возможности, потребности и проблемы (одаренными детьми, детьми с ОВЗ, детьми, имеющими социальные проблемы).

Вариативность моделей с позиции содержания программ ДО может быть обеспечена за счет включения в программы социально-педагогических функций, например, таких, как функции социальной поддержки, оздоровления, социальной адаптации, культурно-досуговую и др.

  • оздоровление детей в условиях дополнительного образования детей предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического состояния здоровья;
  • реализация функции социальной адаптации детей предполагает создание условий для деятельности ребенка по освоению относительно стабильных условий среды, решению повторяющихся типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной среды. При этом дети приобретают разнообразный социальный опыт практической, творческой, исследовательской, общественной; опыт общения, побед, разочарований, удач и неудач. [1,24]

Обновление содержания образования для разных групп детей возможно за счет использования потенциала разных организаций и включать в себя следующие варианты:

– для одаренных детей – привлечение потенциала школы, музеев, организаций культуры и др.;

– для детей с ОВЗ – привлечение потенциала организаций досуга, оздоровления и др.;

– для детей, находящихся в сложных социальных условиях – привлечение потенциала общественных и волонтерских организаций, организаций социально-педагогической направленности (центров психологической помощи и др.)

При построении вариативных моделей важно учитывать, что социально-ориентированные технологии должны быть направлены на помощь в решении социальных проблем разных детей:

-  решение проблем одаренных детей, в том числе технологий диагностики проблем ОД, их адаптации к жизни, развития социального взаимодействия и коммуникаций и др.

- решение проблем детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях (мигранты, девианты, сироты и др.), в том числе: технологии сохранения и укрепление их здоровья, формирования потребности вести здоровый образ жизни (участие в социальных проектах и акциях); воспитания нравственных и морально-волевых качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции; защита прав и свобод несовершеннолетних граждан (технологии по освоению основ правовой грамотности).

- детей с ОВЗ – применение инклюзивных технологий, направленных на комплексное преодоление барьеров (социальных, экологических) образования детей с ОВЗ, посредством организации спортивных и развлекательных мероприятий в рамках частичной или полной инклюзии, использование игровых технологий, и др.

Педагогический фактор, предполагает повышение доступности программ ДО, путем применение педагогом способов (форм, технологий), обеспечивающих повышение мотивации детей к обучению, побуждение их интереса заниматься по программе ДО.

Можно предложить педагогу применение следующих педагогических способов (методов, технологий) для повышения доступности программ дополнительного образования:

  • тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности и др.;
  • технологий интеграции, которые рассматриваются как совокупность упорядоченных методов, приемов, форм и средств совместной педагогической деятельности, в которой в результате взаимодействия ее субъектов рождаются новое содержание и способы деятельности.[2,8-9]

Цель развития системы дополнительного образования детей заключается в повышении качества, доступности и эффективности всех уровней образования через интеграцию образовательных ресурсов: муниципальных образовательных систем, образовательных организаций разных типов: дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования и других. При этом качество образовательных услуг определяется вкладом каждой муниципальной системы образования, каждого образовательного учреждения и педагога, входящих в эту систему.

Для более качественного оказания услуг дополнительного образования, педагоги нашего учреждения прошли курсы повышения квалификации по направлению  «Организация инклюзивного образования в условиях ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ»; приняли участие в IV Международной межведомственной (заочной) научно-практической конференции «Аспекты выявления и поддержки одаренных детей «Опыт регионов», а также была разработана программа для одаренных детей «Диагностическая копилка для педагогов» (выявление и сопровождение одаренных и высокомотивированных детей, отслеживание динамики процесса развития детей с разными видами одаренности). В учреждении дополнительное образование представлено для всех категорий воспитанников и ведется по четырем направлениям:

Направление

Вид услуги, название

Группа, возраст детей

Естественнонаучное

Диалог культур

3-7 лет

Россия и я

5-6 лет

Азбука безопасности по ПДД

4-5 лет

Социально-педагогическое

FANNY ENGLISH

5-7 лет

АБВГДейка

5-6 лет

Говорящие пальчики

2-3 года

Физкультурно-спортивное

Фитбол-гимнастика

4-5 лет

Художественное

Танцевальная мозаика

3-4 года

Оч.умелые ручки

3-4 года

Театр-творчество-дети «Маленький актер»

4-5 лет

Театральная студия «Золотой ключик»

2-3 года

Такая модель реализация дополнительных образовательных услуг способствует позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей; созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг для всех категорий воспитанников.

Список литературы

1. Золотарева А.В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие. — М., 2018.

2. Золотарева А.В., Синицын И.С. Повышение доступности дополнительного образования детей – новый вектор реализации государственной образовательной политики/ Образовательная панорама–Ярославль, 2018. – № 1.

3. Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами. – М., 2003.

4. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ. – М., 2003.

Интернет ресурсы

http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-dou-2012/211dou.htm

https://infourok.ru/biblioteka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Занятие по дополнительному образованию для дошкольников«Знакомство с различными видами тканей»

Основная задача кружковой работы заключается в формировании у дошкольников трудовых навыков, творческой активности, в воспитании эстетического ощущения и художественного вкуса....

План работы по дополнительному образованию: Кружок «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ» для детей подготовитедьного дошкольного возраста воспитателя высшей квалификационной категории: Красновой У.А.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государс...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....