Дополнительное образование в ДОУ для детей различных категорий
статья
Доступность дополнительного образования детей является важнейшей составляющей образования в целом, это неотъемлемая часть и важный фактор обеспечения социальной целостности и стабильности культурно-образовательного пространства. Для обеспечения государственных гарантий доступности этого вида образования необходимо обеспечение равного доступа всех категорий детей к освоению программ дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительное образование в ДОУ для детей различных категорий
Офицерова Т.В.
Доступность дополнительного образования детей является важнейшей составляющей образования в целом, это неотъемлемая часть и важный фактор обеспечения социальной целостности и стабильности культурно-образовательного пространства. Для обеспечения государственных гарантий доступности этого вида образования необходимо обеспечение равного доступа всех категорий детей к освоению программ дополнительного образования [2,12]
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом.
Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых в дошкольном учреждении.
Для повышения доступности и качества дополнительного образования, необходимо разработать и внедрить в практику новые модели дополнительных общеобразовательных программ для разных групп детей с разными потребностями, разработать и внедрить комплекс мер, направленных на повышение качества реализации программ, в том числе, удовлетворенности детей и их родителей его результатами.
Модель как система включает в себя такие элементы, как цель, содержание, способы организации, ожидаемые результаты и критерии их оценки.
Общая цель повышения доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворенности воспитанников и их родителей качеством их предоставления, состоит и комплекса целей:
- На уровне субъекта (дети, родители) – получение новых возможностей для выбора программ дополнительного образования детей, обеспечение прав ребенка на развитие, повышение удовлетворенности детей и родителей качеством ДО.
- На уровне педагога – создание новых практик дополнительного образования (программ, проектов, технологий и др.), обеспечивающих повышение доступности и качества дополнительного образования детей;
- На уровне управления – создание комплекса мер (условий), направленных на увеличение охвата детей программами дополнительного образования и обеспечивающих повышение доступности и качества [3,9].
Вариативность модели повышения доступности реализации программ дополнительного образования придает ориентация на разные целевые группы детей. Это: одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в неблагоприятных социальных условиях.
Вариативность моделям повышения доступности программ ДО придает учет особенностей целевых групп детей, для которых необходимо выстраивать образовательные пространства и среды в соответствии с их образовательными и социальными потребностями, интересами и проблемами, например:
- для одаренных детей важно создать избыточное информационное пространство, обеспечивающее реализацию их интеллектуальных потребностей, а также адаптивное пространство, наполненное информацией о вариантах решения проблем социального взаимодействия, адаптации в коллективе сверстников и взрослых (родителей, педагогов и др.).
- для детей с ОВЗ важно создавать принимающую и адаптивную среду, наполненную информацией о вариантах поведения в социальных ситуациях, с которыми они могут столкнуться, с учетом интеллектуальных возможностей, состояния здоровья, уровня развития психических процессов, интересов и эмоционального настроя детей с ОВЗ на обучение по программам ДО.
- для детей, оказавшихся в сложной социальной ситуации (дети-мигранты, девианты, сироты и др.) необходимо создавать адаптивное, поликультурное, полиобразовательное пространство.
Реализация дополнительного образования детей в условиях адаптивной среды, как социально-педагогической системы, приспосабливающейся к условиям изменений внешней среды, должна осуществляться с учетом, с одной стороны, максимальной адаптации к личности, с ее индивидуальными особенностями, с другой – гибко реагировать на собственные социокультурные изменения [2,15]. При создании адаптивной среды, необходимо в содержание программ ДО вносить темы, связанные с особенностями освоения социокультурного пространства детьми, имеющими разные образовательные возможности, потребности и проблемы (одаренными детьми, детьми с ОВЗ, детьми, имеющими социальные проблемы).
Вариативность моделей с позиции содержания программ ДО может быть обеспечена за счет включения в программы социально-педагогических функций, например, таких, как функции социальной поддержки, оздоровления, социальной адаптации, культурно-досуговую и др.
- оздоровление детей в условиях дополнительного образования детей предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического состояния здоровья;
- реализация функции социальной адаптации детей предполагает создание условий для деятельности ребенка по освоению относительно стабильных условий среды, решению повторяющихся типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной среды. При этом дети приобретают разнообразный социальный опыт практической, творческой, исследовательской, общественной; опыт общения, побед, разочарований, удач и неудач. [1,24]
Обновление содержания образования для разных групп детей возможно за счет использования потенциала разных организаций и включать в себя следующие варианты:
– для одаренных детей – привлечение потенциала школы, музеев, организаций культуры и др.;
– для детей с ОВЗ – привлечение потенциала организаций досуга, оздоровления и др.;
– для детей, находящихся в сложных социальных условиях – привлечение потенциала общественных и волонтерских организаций, организаций социально-педагогической направленности (центров психологической помощи и др.)
При построении вариативных моделей важно учитывать, что социально-ориентированные технологии должны быть направлены на помощь в решении социальных проблем разных детей:
- решение проблем одаренных детей, в том числе технологий диагностики проблем ОД, их адаптации к жизни, развития социального взаимодействия и коммуникаций и др.
- решение проблем детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях (мигранты, девианты, сироты и др.), в том числе: технологии сохранения и укрепление их здоровья, формирования потребности вести здоровый образ жизни (участие в социальных проектах и акциях); воспитания нравственных и морально-волевых качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции; защита прав и свобод несовершеннолетних граждан (технологии по освоению основ правовой грамотности).
- детей с ОВЗ – применение инклюзивных технологий, направленных на комплексное преодоление барьеров (социальных, экологических) образования детей с ОВЗ, посредством организации спортивных и развлекательных мероприятий в рамках частичной или полной инклюзии, использование игровых технологий, и др.
Педагогический фактор, предполагает повышение доступности программ ДО, путем применение педагогом способов (форм, технологий), обеспечивающих повышение мотивации детей к обучению, побуждение их интереса заниматься по программе ДО.
Можно предложить педагогу применение следующих педагогических способов (методов, технологий) для повышения доступности программ дополнительного образования:
- тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности и др.;
- технологий интеграции, которые рассматриваются как совокупность упорядоченных методов, приемов, форм и средств совместной педагогической деятельности, в которой в результате взаимодействия ее субъектов рождаются новое содержание и способы деятельности.[2,8-9]
Цель развития системы дополнительного образования детей заключается в повышении качества, доступности и эффективности всех уровней образования через интеграцию образовательных ресурсов: муниципальных образовательных систем, образовательных организаций разных типов: дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования и других. При этом качество образовательных услуг определяется вкладом каждой муниципальной системы образования, каждого образовательного учреждения и педагога, входящих в эту систему.
Для более качественного оказания услуг дополнительного образования, педагоги нашего учреждения прошли курсы повышения квалификации по направлению «Организация инклюзивного образования в условиях ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ»; приняли участие в IV Международной межведомственной (заочной) научно-практической конференции «Аспекты выявления и поддержки одаренных детей «Опыт регионов», а также была разработана программа для одаренных детей «Диагностическая копилка для педагогов» (выявление и сопровождение одаренных и высокомотивированных детей, отслеживание динамики процесса развития детей с разными видами одаренности). В учреждении дополнительное образование представлено для всех категорий воспитанников и ведется по четырем направлениям:
Направление | Вид услуги, название | Группа, возраст детей |
Естественнонаучное | Диалог культур | 3-7 лет |
Россия и я | 5-6 лет | |
Азбука безопасности по ПДД | 4-5 лет | |
Социально-педагогическое | FANNY ENGLISH | 5-7 лет |
АБВГДейка | 5-6 лет | |
Говорящие пальчики | 2-3 года | |
Физкультурно-спортивное | Фитбол-гимнастика | 4-5 лет |
Художественное | Танцевальная мозаика | 3-4 года |
Оч.умелые ручки | 3-4 года | |
Театр-творчество-дети «Маленький актер» | 4-5 лет | |
Театральная студия «Золотой ключик» | 2-3 года |
Такая модель реализация дополнительных образовательных услуг способствует позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей; созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг для всех категорий воспитанников.
Список литературы
1. Золотарева А.В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие. — М., 2018.
2. Золотарева А.В., Синицын И.С. Повышение доступности дополнительного образования детей – новый вектор реализации государственной образовательной политики/ Образовательная панорама–Ярославль, 2018. – № 1.
3. Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами. – М., 2003.
4. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ. – М., 2003.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по дополнительному образованию для дошкольников«Знакомство с различными видами тканей»
Основная задача кружковой работы заключается в формировании у дошкольников трудовых навыков, творческой активности, в воспитании эстетического ощущения и художественного вкуса....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/08/picture-752109-1454946220.jpg)
План работы по дополнительному образованию: Кружок «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ» для детей подготовитедьного дошкольного возраста воспитателя высшей квалификационной категории: Красновой У.А.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-1391500-1647342211.jpg)
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/20/picture-1177683-1571575324.jpg)
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846859-1478631559.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/17/picture-1118412-1550433879.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по речевому развитию "Говорушки" (Возрастная категория для воспитанников средней группы) Срок реализации 2023-2024 учебный год
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет. В основе программы лежит интегрированный подход, позволяющий отбирать самое лучшее и практически полезное из теорий и методов,...